Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, обоснование объективного идеализма.

Поиск

Существуют две разновидности идеализма – объективный и субъективный идеализм. Они отличаются трактовкой сознания, которое принимается за первооснову. В объективном идеализме за основу принимается сознание, существующее объективно, т. е. независимо от человеческого сознания (одного или всех людей). Это, например, Высший Разум, Бог, Абсолютная Идея или мир идей, информационное поле и т. п.

Объективный идеализм появляется в древнегреческой философии и первым идеалистом можно назвать Пифагора, который считал основой мира число. Однако Пифагор не представил обоснования своих взглядов. Основателем объективного идеализма, обосновавшим его, является Платон. Он объяснил, что такое идея и почему идея важнее вещи. Обоснование (доказательство) Платона:

1) Идея – это смысл вещи. Она – ответ на вопрос – что такое данная вещь, чем отличается от всех прочих вещей? Идея выражена в понятии.

2) Идея вещи – это общий закон возникновения и развития вещи, объединяющий все ее проявления. Можно сказать: принцип устройства, принцип функционирования. Пример: часовой механизм: отдельные колесики и винтики, едины благодаря идее, а иначе это груда деталей, чуждых друг другу, не образующих часы. (Или: Иван есть человек, мы отдельного Ивана рассматриваем в свете человека вообще, а человека вообще рассматриваем как закон, осмысляющий существование и каждого отдельного человека.) Идея есть закон.

3) Каждая вещь подвержена порче, разрушению, распаду. Но идея не вещественна и не разрушается. (Вода замерзнет или закипит, идея воды – нет!). Идея вечна и неизменна. Но что по-настоящему, истинно существует? Только то, что вечно, а тленное уходит в небытие. (Пример с любовью: «Истинная любовь не проходит», - говорим мы). Значит, только идее принадлежит существование «по истине», а вещественное – иллюзорно. Платон создал целую теорию о мире идей, которая дала возможность объяснить многие непонятные вещи, касающиеся человеческого познания и деятельности вообще. Суть теории: наряду с миром земным существует иной, идеальный мир, невидимый людям. Жизнь людей на Земле можно уподобить жизни в пещере. (свет, тени). На Земле есть единичные, несовершенные, тленные вещи, а в мире идей – идеи, т. е. смыслы, образцы этих вещей. Например, это идеи человека, любви, справедливости, лошади, стола и т. п. Идеи (или эйдосы, по-гречески) - это, по сути, общие понятия. Высшая идея – Благо (Добро, по-нашему). Идеи вечны, совершенны, неизменны, они существуют в ином мире, недоступном человеку при жизни. Человек узнает эти идеи, когда душа его после смерти отправляется в мир идей. Платон верил в переселение душ – метемпсихоз. Мы здесь на Земле вспоминаем виденное в мире идей – отсюда наши представления о добре, красоте, справедливости. И все наши знания – это воспоминание.

Теория Платона объясняет многое:

1) Происхождение общих понятий (мы живем среди конкретных вещей, откуда же общие понятия, которые мы используем?);

2) Наличие абсолютных ценностей (добро, прекрасное, свобода), а ведь в человеческом мире нет ничего абсолютного, совершенного;

3) Различия между людьми в нравственных качествах, способностях. По Платону, они связаны с тем, что иные души больше видели, восприняли в мире идей. Поэтому здесь, на Земле они стремятся жить в соответствии с воспринятыми из мира идей идеалами добра, красоты, истины. Другие не увидели всего этого, а в земной жизни высшие ценности невозможно обнаружить. Для таких людей нет в мире настоящей любви, например, а только секс, нет благородства и высших принципов, а только эгоизм, который они обнаруживают в окружающих.

4) Способность к творчеству (созданию принципиально нового) и стремление к совершенству. Ведь если наше сознание – это отражение существующего мира (таков традиционный взгляд у греков), то откуда же взяться чему-то невиданному, что порой создает человек? Он видел это (идеи новых вещей) там, в мире идей, и старается, вспоминая, воспроизвести их в земном бытии. После Платона – его ученик, Аристотель критиковал теорию Платона за ее фантастичность («Платон мне друг, но истина дороже», - сохранилось такое высказывание Аристотеля). Аристотель считал, что идеи не отделены от вещей, находятся в них. Однако материя (вещество), из которой состоят вещи, инертна, не способна к изменениям, а активна идеальная форма. Эту форму придает вещам человек или Бог (Демиург). Но он только оформляет материю, а не создает ее из ничего (как Бог в христианстве). В средневековой философии первоначало – Бог, высший Разум, Творец мира и человека. Аврелий Августин (IV-V вв.), Фома Аквинский (XIII в.; представил пять доказательств бытия Бога) - выдающиеся философы - объективные идеалисты средневековья. Есть простой довод: сам человек ничего не может сделать без замысла, плана, идеи. Так как же природа с ее упорядоченностью и видимой целесообразностью могла сложиться из хаоса? Во всяком случае, науке не известен закон, по которому материя, природа самопроизвольно упорядочивалась. Теория эволюции – гипотеза. В физике есть закон возрастания энтропии! Именно в рамках объективного идеализма были созданы наиболее полные и непротиворечивые философские системы. Самая грандиозная была создана Георгом Гегелем (XVIII – первая треть XIX века), он считал основой мира Абсолютную Идею.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.218 (0.006 с.)