Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, обоснование объективного идеализма.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Существуют две разновидности идеализма – объективный и субъективный идеализм. Они отличаются трактовкой сознания, которое принимается за первооснову. В объективном идеализме за основу принимается сознание, существующее объективно, т. е. независимо от человеческого сознания (одного или всех людей). Это, например, Высший Разум, Бог, Абсолютная Идея или мир идей, информационное поле и т. п. Объективный идеализм появляется в древнегреческой философии и первым идеалистом можно назвать Пифагора, который считал основой мира число. Однако Пифагор не представил обоснования своих взглядов. Основателем объективного идеализма, обосновавшим его, является Платон. Он объяснил, что такое идея и почему идея важнее вещи. Обоснование (доказательство) Платона: 1) Идея – это смысл вещи. Она – ответ на вопрос – что такое данная вещь, чем отличается от всех прочих вещей? Идея выражена в понятии. 2) Идея вещи – это общий закон возникновения и развития вещи, объединяющий все ее проявления. Можно сказать: принцип устройства, принцип функционирования. Пример: часовой механизм: отдельные колесики и винтики, едины благодаря идее, а иначе это груда деталей, чуждых друг другу, не образующих часы. (Или: Иван есть человек, мы отдельного Ивана рассматриваем в свете человека вообще, а человека вообще рассматриваем как закон, осмысляющий существование и каждого отдельного человека.) Идея есть закон. 3) Каждая вещь подвержена порче, разрушению, распаду. Но идея не вещественна и не разрушается. (Вода замерзнет или закипит, идея воды – нет!). Идея вечна и неизменна. Но что по-настоящему, истинно существует? Только то, что вечно, а тленное уходит в небытие. (Пример с любовью: «Истинная любовь не проходит», - говорим мы). Значит, только идее принадлежит существование «по истине», а вещественное – иллюзорно. Платон создал целую теорию о мире идей, которая дала возможность объяснить многие непонятные вещи, касающиеся человеческого познания и деятельности вообще. Суть теории: наряду с миром земным существует иной, идеальный мир, невидимый людям. Жизнь людей на Земле можно уподобить жизни в пещере. (свет, тени). На Земле есть единичные, несовершенные, тленные вещи, а в мире идей – идеи, т. е. смыслы, образцы этих вещей. Например, это идеи человека, любви, справедливости, лошади, стола и т. п. Идеи (или эйдосы, по-гречески) - это, по сути, общие понятия. Высшая идея – Благо (Добро, по-нашему). Идеи вечны, совершенны, неизменны, они существуют в ином мире, недоступном человеку при жизни. Человек узнает эти идеи, когда душа его после смерти отправляется в мир идей. Платон верил в переселение душ – метемпсихоз. Мы здесь на Земле вспоминаем виденное в мире идей – отсюда наши представления о добре, красоте, справедливости. И все наши знания – это воспоминание. Теория Платона объясняет многое: 1) Происхождение общих понятий (мы живем среди конкретных вещей, откуда же общие понятия, которые мы используем?); 2) Наличие абсолютных ценностей (добро, прекрасное, свобода), а ведь в человеческом мире нет ничего абсолютного, совершенного; 3) Различия между людьми в нравственных качествах, способностях. По Платону, они связаны с тем, что иные души больше видели, восприняли в мире идей. Поэтому здесь, на Земле они стремятся жить в соответствии с воспринятыми из мира идей идеалами добра, красоты, истины. Другие не увидели всего этого, а в земной жизни высшие ценности невозможно обнаружить. Для таких людей нет в мире настоящей любви, например, а только секс, нет благородства и высших принципов, а только эгоизм, который они обнаруживают в окружающих. 4) Способность к творчеству (созданию принципиально нового) и стремление к совершенству. Ведь если наше сознание – это отражение существующего мира (таков традиционный взгляд у греков), то откуда же взяться чему-то невиданному, что порой создает человек? Он видел это (идеи новых вещей) там, в мире идей, и старается, вспоминая, воспроизвести их в земном бытии. После Платона – его ученик, Аристотель критиковал теорию Платона за ее фантастичность («Платон мне друг, но истина дороже», - сохранилось такое высказывание Аристотеля). Аристотель считал, что идеи не отделены от вещей, находятся в них. Однако материя (вещество), из которой состоят вещи, инертна, не способна к изменениям, а активна идеальная форма. Эту форму придает вещам человек или Бог (Демиург). Но он только оформляет материю, а не создает ее из ничего (как Бог в христианстве). В средневековой философии первоначало – Бог, высший Разум, Творец мира и человека. Аврелий Августин (IV-V вв.), Фома Аквинский (XIII в.; представил пять доказательств бытия Бога) - выдающиеся философы - объективные идеалисты средневековья. Есть простой довод: сам человек ничего не может сделать без замысла, плана, идеи. Так как же природа с ее упорядоченностью и видимой целесообразностью могла сложиться из хаоса? Во всяком случае, науке не известен закон, по которому материя, природа самопроизвольно упорядочивалась. Теория эволюции – гипотеза. В физике есть закон возрастания энтропии! Именно в рамках объективного идеализма были созданы наиболее полные и непротиворечивые философские системы. Самая грандиозная была создана Георгом Гегелем (XVIII – первая треть XIX века), он считал основой мира Абсолютную Идею.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.218 (0.006 с.) |