Тема 2. Философская картина мира, её основные элементы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Философская картина мира, её основные элементы



Содержание учебного материала

1.Обыденная, религиозная, научная, философская картина мира. Понятие бытия. Соотношение бытия и небытия его выражение в категории развития. Основные формы бытия. Проблема субстанции в философии.

2.Основные элементы философской картины мира. Материя. Движение. Классификация форм движения. Пространство и время. Единство мира.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Рабочей программы по дисциплине студенты должны

знать:

- основные понятия:

- содержание «основного вопроса философии»

- формы и уровни бытия;

- атрибуты материи;

- формы движения;

- свойства пространства и времен

уметь:

- давать определение основным понятиям;

- различать основные элементы философской картины мира

иметь представление:

- о различных картинах мира: обыденной, религиозной, научной, философской.

- об основных философских направлениях и учениях в онтологии;

Основные понятия

бытие

время

движение

дуализм

идеализм

инобытие

материя

материализм

мо­низм

основной вопрос философии

покой

плюрализм

пространство

развитие

суб­станция

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое картина мира? Какие картины мира вы знаете?

2. В чём особенности философской картины мира?

3. Почему «бытие» центральная философская категория? В чём её смысл?

4. Какими свойствами обладает «бытие»?

5. Почему «бытие нигде ни находится» (Парменид)?

6. Как связаны бытие, небытие и инобытие?

7. Какие формы бытия являются основными?

8. Как связаны категории «субстанция» и «бытие»?

9. Что такое «основной вопрос философии»? Как он решается?

10.Какие философские учения связанные с решением проблемы субстанции в философии вы знаете?

11. В чём сущность философского понимания материи?

12. Что такое движение? Почему весь мир находится в движении?

13. Каковы основные формы движения?

14. Как связаны «низшие» и «высшие» формы движения?

15. Как связаны «движение», «развитие»,» «прогресс» и «регресс»?

16. Что такое пространство и время? Как они связаны? Какими свойствами обладают?

17. В чем состоит проблема единства мира?

Самостоятельная аудиторная работа

Ведение лекционной тетради:

ü Свободный конспект «Философская картина мира, её основные элементы»

ü Выполнение заданий пособия «Рабочая тетрадь по философии» тема 3

Самостоятельная внеаудиторная работа оформление папки

ü Глоссарий. Заполните таблицу.

Термин Определение Пример Символ
бытие      
инобытие      
материя      
движение      
пространство      
время      

 

 

ü Используя метод ПОПС, решите задачи.

ПОПС – формула:

П – позиция «Я считаю, что…».

О – объяснение (или обоснование) «Потому что …».

П – пример «Я могу это доказать это на примере …».

С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Задачи

1. «Бытие нигде не находится», - утверждал Парменид. Согласны ли вы с ним?

2. «Не существует ни прошлого, ни будущего, ведь прошедшее уже не существует, будущее ещё не существует»», - утверждал Парменид. Согласны ли вы с ним? Если «да», то как объяснить существование исторической науки, изучающей прошлое и футурологии - научного прогнозирование будущего?

3. «Бытие – нечто, небытие – ничто», утверждал Парменид. Прокомментируйте это утверждение.

4. «Бытие есть всё то, что существует: это и материальные вещи, и процессы, и свойства, и связи, и отношения. Даже плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, да и бред больного существуют как духовная реальность. Следовательно, бытие охватывает и материальное и духовное. Оно есть, таким образом, нечто реально сущее». (Спиркин А.Б.) Согласны ли вы с таким определением бытия? Если да, то можно ли с помощью этого понятия сформулировать основной вопрос философии?

5. Если ошибка в утверждениях

- Все вещи состоят из материи

- Материя состоит из вещей?

6. Верно ли суждение Гельвеция о материи: «Сами люди, если можно так выразиться, создали материю…Материя не есть какое – то…Под словом «материя» следует понимать лишь совокупность свойств, присущих всем телам»?

7. Можно ли заменить понятие «реальность», понятием «материя», а «реализм» - «материализмом»?

8. Один из студентов на семинарском занятии утверждал, что электроны, ядро Земли, чёрные дыры не являются материальными явлениями, так как человек их не ощущает. Можно ли с ним согласиться?

9. Какая философская ошибка лежит в основе попыток найти «первоматерию» и «праматерию»? Можно ли предположить, что наука наконец обнаружит и опишет эти явления?

10.Являются ли философски корректными термины «антиматерия», «антивещество», «антимир»?

11.«Движение есть непрерывная перемена мест, т.е. оставление одного места и достижение другого» (Т.Гоббс XVIII в.)Согласны ли вы с ним?

12.«Кто ответит на вопрос, откуда начало движения?», - спрашивал античный философ Демокрит. Вам предоставляется такая возможность

13.Можно ли покой рассматривать как движение, а движение как покой?

14.На семинарском занятии студент заметил, что если движение неуничтожимо и вечно, то весь мир становится вечным двигателем. Однако наука отвергает в принципе существование вечного двигателя. Таким образом философское положение о вечности движения противоречит научным представлениям. Дайте аргументированную критику этого рассуждения.

15.Сравните два философских суждения о бесконечности:

«Открылась бездна, звёзд полна,

Звездам числа нет, бездне дна…» М.В.Ломоносов

 

«Как бы далеко, я ни отодвигал звезду, я могу всё же пойти дальше. Мир нигде не заколочен досками». Г.Гегель

Какое из этих суждений ближе современным представлениям о бесконечности?

16.В комедии В.Шекспира «Как вам это понравится» одна из героинь утверждает: «Время идёт с различными людьми по разному…с кем оно идёт иноходью, с кем рысью, с кем стоит на месте» Объясните почему это так происходит?

17.«Так хочет время, мы его рабы» В.Шекспир Согласны ли вы с ним?

18. «Сколько времени потерял!», зачастую можно услышать. А можно потерять время?

19. На семинарском занятии студент заявил, что тезис о всеобщей связи явлений не соответствует действительности. Он привёл следующий аргумент: как связано моё выступление на семинаре с приходом судна в марсельский порт или взрывом сверхновой звезды, свет которой дойдёт до нас через несколько сот лет? Как связаны между собой дорожное происшествие с падением курса акций на Лондонской бирже? Что бы вы ответили студенту?

20. Если в мире всё взаимосвязано, тогда движение планет, звёзд связано с поведением людей. Почему же тогда астрология, которая исследует эти связи, не признана в качестве науки

21. Бросивший однажды - будет брошен, Пусть не сразу, пусть гораздо позже, Но поступок будет возвращен. Не простивший, будет не прощен, Обманувший, будет, сам обманут, Никуда деяния не канут. Сотворивший низкий уговор, Сам получит тот-же приговор. Зло питавший, им же наградится. Из добра лишь доброе родится. Бумерангом будущее бьет, Все твое тебе же отдает. А вы согласны?

Дополнительные задания Медицина и философия. Примерами из медицинской практики проиллюстрируйте содержание основных онтологических проблем и категорий

Тема 3. Философия сознания

Содержание учебного материала

1.Основные традиции в объяснении природы сознания. Сознание как субстанция. Сознание как отражение бытия. Сознание – продукт высокоорганизованной материи мозга. Сознание и мозг. Мышление и язык. Общественная природа сознания.

2.Основные структурные компоненты сознания. Бессознательное, природа и формы его проявления. Диалектика сознательного и бессознательного в человеке. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Рабочей программы по дисциплине студенты должны

иметь представление:

- о связи сознания и мозга;

- о связи мышлении и языка;

- об индивидуальном и общественном сознании;

- об источниках сознания.

знать:

- основные характеристики сознания

- о структуре сознания;

- основные понятия:

уметь:

- давать определение основным понятиям;

- разъяснять основные теоретические положения;

- выражать и отстаивать собственную точку зрения.

Основные понятия:

бессознательное

идеальное

отра­жение

речь

самосознание

сознание

субъективная реальность

язык

Вопросы для самоконтроля

1.Почему проблема сознания является одной самых трудных познавательных проблем?

2.В каких аспектах рассматривается проблема сознания в философии?

3. Каковы основные философские позиции можно выделить в решении проблемы сознания?

4.Как решают проблему сознания в онтологическом смысле сторонники идеализма?

5.Как решают проблему сознания в онтологическом аспекте сторонники материализма?

6.Как решается проблема сознания в рамках вульгарного материализма?

7. Эволюция, какого свойства материи привела в конечном итоге к появлению сознания?

8. Какие основные этапы можно выделить в развитии форм отражения?

9. В чём состоят особенности отражения в неживой природе?

10. Каковы характерные черты отражения в живой природе?

11. Каким образом произошёл переход от психики животных к сознанию человека?

12. Какие основные черты характерны для сознания как высшей формы отражения?

13.Какие данные медико-биологических наук говорят о связи мозга и сознания?

14.Как связаны мозг и сознание?

15.Какой смысл вкладывается в утверждение: мозг – носитель сознания?

16.Какие функции выполняет язык по отношению к сознанию?

17.В чём заключается «мыслеобразующая» функция языка?

18. В чём проявляется гносеологическая функция языка?

19. Каково содержание социокультурной функции языка?

20. Как связаны сознание и язык?

21. Что во взаимодействии мышление – язык играет главную роль?

22. Какова структура сознания?

23. Какие элементы входят в сферу телесно-перцептивных способностей сознания?

24. Что составляет основу логико-понятийного компонента сознания?

25. Какие составляющие можно выделить в эмоционально-волевом компоненте сознания?

26. Что входит в ценностно-нормативный компонент сознания?

27. Какую роль занимает сознание в жизни человека и общества?

Самостоятельная аудиторная работа

Ведение лекционной тетради:

ü Свободный конспект «Философия сознания»

ü Выполнение заданий пособия «Рабочая тетрадь по философии»

Самостоятельная внеаудиторная работа

Оформление папки

P Написать эссе

1.Сознание не только чудо мироздания, но и крест. Подавляющее число мыслителей всерьёз полагают, что сознание - это «проклятый дар» и без него человек был бы счастлив. В сознании дано не только знания о мире, но и боль и страдание. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую) отключают на некоторое время сознание с помощью нар­котиков, алкоголя и т.п.

2.В своей книге «Мозг и сознание» известный нейрохирург X.Дельгадо описывает результаты экспериментальных исследований мозга при помощи вживления электродов. Эти исследования показали, что если с помощью электродов воздействовать на различные участки мозга чело­века слабым током, то можно вызвать у пациентов страх, агрессивность, радость, злобу и даже любовный экстаз. При этом пациент воспринимает возникшие состояния как свои собственные.

Какие философские выводы можно сделать из этих экспериментов? Согласны ли вы с X.Дельгадо, который считает, что в будущем можно будет управлять самыми сложными психическими состояниями людей с помощью прямого физического воздействия на мозг и тем самым полно­стью программировать поведение человека и определять его мировоз­зрение?

3.Можно ли согласиться со следующим утверждением; о сознании человека судят не по тому, что он говорит или пишет, а потому, что он делает?

ü Фишбоун «Свойства сознания»

PПублицистика. Найти с помощью интернета статьи раскрывающие сущность:

- психосоматического воздействия, в том числе и оздоровительного на человека

- явления, когда «мысли материализуются»

- интеллекта животных

- бессознательного и сверхсознания и т.п.

Тема 4. Теория познания

Содержание учебного материала

1.Познание как предмет философского анализа. Понятие познания. Субъект и объект познания. Практика: основа, движущая сила и цель познания. Познание как процесс: чувственное и рациональное познание

2.Проблема истины. Объективная и субъективная, абсолютная и относительная истина. Конкретность и процессуальность истины. Истина и заблуждение. Правда и ложь. Критерии истины.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного

стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и Рабочей программы по дисциплине: «Основы философии» студенты должны, изучив информацию по теме: «Теория познания»,

знать:

- содержание основного вопроса гносеологии

- взаимодействие субъекта и объекта познания

- связь практики и познания

- уровни и основные элементы познания

- основные характеристики истины

- критерии истины

- основные понятия:

уметь:

- давать определение основным понятиям;

- разъяснять основные теоретические положения;

- выражать и отстаивать собственную точку зрения.

Основные понятия

восприятие

заблуждение

знание

истина

объект познания

ощущение

познание

понятие

практика

представление

субъект познания

суждение

умозаключение

Вопросы для самоконтроля

1. Как связаны философская онтология и гносеология?

2. Почему в настоявшее время теория познания приобретает особое значение?

3. В чём сущность основного вопроса гносеологии «Познаваем ли мир»?

4. Какие основные философские идеи можно выделить в ответе на основной вопрос гносеологии «Познаваем ли мир»?

5. Что такое объект познания и чем он отличается от предмета познания?

6. Кто является субъектом познания? В чём заключается его социальный характер?

7. Каким образом взаимодействуют субъект и объект познания?

8. Что такое практика?Какова связь практики с сущностью человека?

9. Каковы функции практики в познании?

10. Чем различаться чувственная и логическая ступени познания?

11. В каких основных формах осуществляется чувственное познание? Какова его роль в процессе познания?

12. В каких основных формах осуществляется рациональное познание? Какова его роль в процессе познания?

13. Каким образом взаимодействуют чувственное и рациональное познание?

14. Что есть истина? Каковы исторические трактовки истины?

15. В чём состоит объективность, субъективность и конкретность истины?

16. Что означает относительность истины? Является ли относительность истины абсолютной? В Чём состоит динамичность истины?Что такое «вечная» истина?

17. Что такое заблуждение? Как оно связано с истиной?

18. Что такое ошибка? Как она связано с истиной?

19. Каковы критерии истины?

20. Почему практика является основным критерием истины?

21. В чём отличия истины и заблуждения правды и лжи?

Самостоятельная аудиторная работа

Ведение лекционной тетради:

ü Формальный конспект (Инсерт) «Теория познания»

ü Выполнение заданий пособия «Рабочая тетрадь по философии»

Самостоятельная внеаудиторная работа

Оформление папки

ü Карта понятия «Истина

Дополнительные задания

Выберите наиболее удачно выполненные самостоятельные аудиторные задания по теме. Оформите и поместите в портфолио. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором студент поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.141 (0.074 с.)