Тема 5. Человек как философская проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Человек как философская проблема



Содержание учебного материала

1. Проблема человека центральная тема философии. Определение человека. Уникальность человека. Человек особый и род сущего.

2. Проблема природы человека. Биологизм и социологизм. Человек существо биосоциальное.

3. Понятия индивид и индивидуальность. Философское содержание понятия личности. Структура личности. Основные качества личности. Индивидуальность и личность. Личность и общество.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Рабочей программы по дисциплине: «Основы философии» студенты должны, изучив информацию по теме

Знать

-содержание проблемы уникальности человека;

-содержание проблемы соотношения биологического социального в человеке.

- об основных гипотезах происхождения человека;

- о характере эволюции человека;

- содержание характеристик - человек, индивид, индивидуальность, личность;

уметь:

- выявлять в контексте различные подходы к решению проблемы человека;

- анализировать, сравнивать, находить единичное, общее, особенное.

- выражать и отстаивать собственное мнение по рассматриваемым проблемам

Основные понятия

антропосоциогенез

биологизм

индивид

индивидуальность

космизм

креационизм

личность

социологизм

эволюционизм

Вопросы для самоконтроля

1. Какие основные направления в решении проблем антропосоциогенеза можно выделить?

2. Как решают проблему происхождения человека сторонники креационизма? Какие аргументы и факты они используют?

3. Как объясняют появление человека и общества сторонники эволюционизма? Какие аргументы и факты они используют?

4. Как объясняют появление человека и общества сторонники космизма? Какие аргументы и факты они используют?

5. Какие теории происхождения человека вы знаете?

6. Каковы перспективы эволюции человека?

7. В чём сущность проблемы природы человека?

8. Каким образом решают проблему природы человека сторонники биологизма? На чём основывается эта позиция?

9. Каким образом решают проблему природы человека сторонники социологизма? На чём основывается эта позиция?

10. Как решается проблема природы человека современной наукой и философией?

11. В чем заключается описательный подход в определении человека? Почему он исчерпал себя?

12. В чём заключается атрибутивный подход к определению человека? Почему он неактуален?

13. Почему невозможно определить сущность человека?

14. В чём выражается уникальность человека?

15. Почему каждый человек неповторим? незаменим? невыразим? неопределён? несводим?

16. В чём состоит сущность характеристики человека как индивида? Почему каждый человек индивид?

17. Что значит быть индивидуальностью? Чем индивидуальность человека отличается от индивидуальности любого природного явления?

18. В чём философский смысл понятия личность? Почему не каждый человек личность?

19. Какие основные способы взаимодействия человека и общества можно выделить? Как взаимодействует с обществом функционер?

20. Как взаимодействует с обществом личность? Что значит утверждение: личность одновременно объект и субъект общественных отношений?

21. Какие основные этапы в развитии личности вы знаете?

22. Почему быть личностью трудно, но не быть ещё труднее?

23. Многие философы утверждают, что человек это тайна, почему?

24. В чём отличия истины и заблуждения правды и лжи?

Самостоятельная аудиторная работа

Ведение лекционной тетради:

ü Свободный конспект «Проблема человека в философии»

ü Выполнение заданий пособия «Рабочая тетрадь по философии»

Самостоятельная внеаудиторная работа

Оформление папки

Эссе. Напишите эссе, проанализировав философское определение человека с которым вы солидарны или, наоборот, не согласны.

Коллектор

ü Найти и поместить в портфолио интересные факты о происхождении человека

PРешите, используя формулу ПОПС, задачу

1. Проиллюстрируйте фактами следующие высказывания:

а) «Человек - уникальнейшее и изумительнейшее существо, самое поразительное творение природы и: истории, будущее его бесконечно и прекрасно»,- утверждают одни мыслители.

б) «Человек - ошибка природы, её злосчастное порождение, наделённое неисчислимыми пороками, у него, поэтому нет будущего, он обречён на вырождение и гибель, - считают другие. С какой точкой зрения вы согласны, почему?

2.Р.Декарт великий философ и учёный XVII в. писал: «Как могу я быть уверенным, что фигуры в плащах шляпах, которые я вижу из окна, на самом деле не автоматы, приводимые в движение с помощью пружин и передаточных механизмов в действительности люди?» А как бы вы выделили человека из окружающего мира?

3.В фантастическом рассказе С. Гансовского «День гнева» повествуется о том, что в некоторой стране талантливый учёный сумел вывести новую породу медведей - разумных. Они могут говорить, читать и т. п. Но натура у них медвежья. Они истребили всё живое в лесах, не отказывались и от людоедства. Тяжело раненый медведями лесник, говорит: «Может, это и хорошо. Теперь-то мы будем знать...» Что?

4.Итальянский правовед Ц.Ламброзо, изучая анатомию и физиологию преступников, сформулировал ряд признаков, характеризующих, по его мнению, прирождённых преступников (форма и объём черепа, форма носа, ушей, цвет волос, чувствительность кожи, психические свойства.) Ломброзо пришёл к выводу, что преступника отличают психофизические особенности далёких предков, живущие в нём R силу закона наследственности, поэтому следует изучать не преступление, а преступника.

Согласны ли вы с этой концепцией? Как вы думаете, биологические особенности человека являются причиной или условием преступления?

5. Фрейд утверждал: «Тело - эго судьба». Можно ли с ним согласится? Если да, то, изменив тело, можно изменить судьбу? Проанализируйте в связи с этим конкретные жизненные ситуации.

6.«Когда личность вступает в мир, единственная и неповторимая личность, то мировой процесс прерывается и принуждён изменить свой ход, хотя бы внешне это не было заметно» (И.Бердяев)

Как вы поняли мыслителя? Можно ли с ним согласится? Если да, го эго относится к любой личности?

7. В русском, как и в большинстве европейских языков, слово «личность» происходит от слова «личина» - маска, роль. От этого слова так же ведёт начало понятие «лицемерие» Как вы объясните эту связь? Может ли человек как личность лицемерить?

8.В современной рекламе часто используют такие понятия: мода, стиль, имидж. Какой смысл вкладывается в каждое из них? Приведите примеры. Как эти понятия связаны с реализацией характеристик: индивид, индивидуальность, личность?

9. Словам «карьера», «карьеризм» зачастую придают отрицатель-ный смысл. Оправдано ли это?

Как вы думаете, стремление сделать карьеру характеризует человека как индивида, индивидуальность, личность? Свои выводы обоснуйте.

10.Человечество не табун лошадей, а клуб, в который нужно записаться. Как вы поняли данное утверждение. Согласны ли вы с ним?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.007 с.)