Тема 8. Глобальные проблемы. Будущее человечества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Глобальные проблемы. Будущее человечества.



Содержание учебного материала

1. Понятие глобальных проблем. Философский подход в анализе глобальных проблем. Количественные и качественные критерии глобальных проблем. Классификация глобальных проблем. Интерсоциальные глобальные проблемы. Природосоциальные проблемы. Антропосоциальные глобальные проблемы.

2. Поиски путей выхода из глобальных проблем. Будущее человечества. Сценарии будущего.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Рабочей программы по дисциплине: «Основы философии» студенты должны, изучив информацию по теме

знать:

- количественный и качественные признаки ГПЧ

- причины появления ГПЧ

- классификацию ГПЧ

- предлагаемые пути выхода из ГПЧ

- сценарии будущего

уметь:

- различатьихарактеризоватьГПЧ

- дать философский анализ различных суждений по проблеме смыс­ла и ценности человеческой жизни;

- формировать и отстаивать собственную точку зрения.

Основные понятия

антисциентизм

глобальные проблемы

сциентизм

Вопросы для самоконтроля

1. Когда появилось понятие ГПЧ?

2. Что является основным признаком ГПЧ?

3. Каковы основные качественные признаки ГПЧ?

4. Какие особенности характерны для ГПЧ?

5. Каковы причины ГПЧ?

6. Какие противоречия лежат в основе ГПЧ?

7. Какие три основные группы ГПЧ можно выделить?

8. Какие пути выхода из ГПЧ предлагают учёные?

9. В чём сильные и слабые стороны сциентизма?

10. В чём сильные и слабые стороны антисциентизма?

11. Какие методы научного прогнозирования вы знаете?

12. Какие наиболее известные сценарии будущего вы знаете?

13. В чём сущность антропологического пути выхода из ГПЧ?

14. Какая модель будущего оценивается как наиболее верояиная?

15. Как вы лично оцениваете перспективы решения ГПЧ?

Самостоятельная аудиторная работа

Ведение лекционной тетради:

ü Вопросный конспект «Глобальные проблемы. Будущее человечества»

ü Выполнение заданий пособия «Рабочая тетрадь по философии»

Самостоятельная внеаудиторная работа

Оформление папки

Напишите эссе

1.Н.В. Гоголь писал: «Стоит только попристальнее вглядеться в на­стоящее, будущее вдруг выступит само собою». Последуйте этому сове­ту и ответьте на вопрос: Какое будущее ждет нас?

2.«То, что можешь сделать сам, не заставляй делать другого. Всякий пусть метёт перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста» (Л.Н.Толстой)

Каков буквальный и переносный смысл данного правила? Можно ли его использовать для решения глобальных проблем? Если да, подумайте, как вы лично можете его реализовать в сегодняшней ситуации?

Коллектор

ü Найти и поместить в портфолио интересные материалы по сценариям, моделям будущего. Можно использовать художественные произведения книги, фильмы и т.п.

ü Лист самоанализа

В нём вы должны проанализировать свою работу с портфолио и сделать выводы: выполнены ли поставленные вами цель и задачи? Отметить достоинства и недостатки, предложенных вам методов самостоятельной работы, внести предложения.

 

Методические рекомендации по методам самостоятельной работы по изучению дисциплины «Основы философии»

Приёмы и методы самостоятельной работы по изучению дисциплины «Основы философии» и наполнения «Портфолио» можно условно разделить на три группы: словесные, визуальные, творческие

Словесные методы – это работа с текстами и создание новых текстов. Они занимают значительное место в изучении философии как теоретического рационального мировоззрения.

Конспектирование

Примеры заданий:

Самостоятельная аудиторная работа

Ведение лекционной тетради:

ü Вопросно-ответный конспект «Философия как «любовь к мудрости».

ü Свободный конспект «Философия как мировоззрение»

Самостоятельная внеаудиторная работа

Оформление Портфолио

Рабочие материалы.

ü Опорный конспект по теме «Определение сущности человека»

КОНСПЕКТ (от лат. conspectus - обзор) является текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать – значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации.

Виды конспектов

Нужно уметь различать конспекты и правильно использовать ту форму, которая лучше всего подходит для выполняемой работы.

Виды конспектов

План-конспект. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана "наращиваются" комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст. Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

Тематический конспект. Такой конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос - тему. Поэтому он и получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержания каждого из используемых произведений.

Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат одного текста. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего.

Свободный конспект. Данный вид конспекта сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов.

Формализованный конспект.

Записи вносятся в заранее подготовленную форму, чаще всего таблицу. В образовании наиболее активно используются на сегодняшний день следующие формы «Бортовой журнал», «Двухчастный» и «Трёхчастный дневник»

«Бортовой журнал»

 
 
Что нового я узнал из текста?
Что мне известно по данной теме?

 

 

 


«Двухчастный дневник»

 
 
Комментарии
Цитата

 

 


«Трехчастный дневник»

 

 
 
 
Комментарии
Содержание
Вопросы

 

 


Метод Инсерт (insert)

I – interactive: самоактивизирующая;

N – noting: разметка;

S – system: системная;

E – effective: для эффективного;

R – reading чтение;

T – thinking и размышление

Инсерт, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление. При работе с текстом на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Пометки должны быть следующие:

v – если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ – если то, что вы читаете, является для вас новым;

? – если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой заполняется маркировочная таблица Инсерт, состоящую из 4-х колонок, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

 

 

Правила конспектирования

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.

6. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

При конспектировании лекций

рекомендуется придерживаться следующих основных правил.

1. Не начинайте записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушайте его мысль до конца и постарайтесь понять ее.

2. Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.

3. В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом. Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку. Со временем у вас появится своя система выделений.

4. Создавайте ваши записи с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно употребляйте разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда вы выработаете свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.

5. Не забывайте об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.

6. Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное). Например, сокращение «г-ть» будет всегда и везде словом «говорить», а большая буква «Р» – словом «работа».

7. При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.

8. Не старайтесь зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывайте второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется.

9. Если в лекции встречаются непонятные вам термины, оставьте место, после занятий уточните их значение у преподавателя

10. Не пишите на черновиках - пустая трата времени. Оставляйте при записи лекции учителя повторить. Оставьте свободное место или незаконченную фразу, которую допишите потом.

11. В тот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.075 с.)