Анализ информации с помощью создания глоссария 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ информации с помощью создания глоссария



Примеры заданий:

Самостоятельная аудиторная работа

ü Выполнение заданий пособия «Рабочая тетрадь по философии»

Составить глоссарий по изучаемой теме

Дисциплинарный контроль

ü Срез знаний

1. Дать определение основным понятиям по теме

2. Распознавание: по определению установить и записать понятие Самостоятельная внеаудиторная работа

Оформление Портфолио

Коллектор

Составить глоссарий по теме

ГЛОССАРИЙ - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой. Данный термин происходит от греческого слова "глосса", что означает язык, речь. В Древней Греции глоссами называли непонятные слова в текстах, толкование которых давалось рядом на полях. Собрание глоссов в последствии стали называть глоссарием.

Составление глоссария– вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

Алгоритм составления глоссария

1.Для начала внимательно прочитайте и ознакомьтесь со своей работой. Наверняка, вы встретите в ней много различных терминов, которые имеются по данной теме.

2.После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список.

3.Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.

4. После этого начинается работа по составлению статей глоссария. Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей:

1. точная формулировка термина в именительном падеже;

2. содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.

Правила составлении глоссария

- стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;

- старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;

- излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария - это всего лишь констатация имеющихся фактов;

- также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;

- при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

Анализ и синтез информации с помощью создания новых текстов (аннотирование и рецензирование)

Примеры заданий:

Самостоятельная аудиторная работа

ü Выполнение заданий пособия «Рабочая тетрадь по философии»

1.Пять строк. Прочитайте текст. Выразите его содержание в пяти предложениях.

1.______________________________________________________________ 2.______________________________________________________________

3.______________________________________________________________

4.______________________________________________________________

5.______________________________________________________________

2.Прочитайте текст. Создайте и запишите синопсис

Самостоятельная внеаудиторная работа

Портфолио

Коллектор

1.Создайте аннотированный список материалов сети Интернет по изучаемой теме

2. Напишите рецензию художественного произведения, посвящённого изучаемой теме.

АННОТАЦИЯ (от лат. annotatio - замечание)– краткая характеристика печатного издания, с точки зрения его содержания, оформления, направленности и назначении. В ней отражается то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

Аннотации бывают трех видов:

1.Краткие и развернутые. Краткая аннотация характеризует произведение только в одном аспекте (с точки зрения основной темы, при этом используется приблизительно 200-240 знаков). В развернутой аннотации рассматриваются помимо темы и другие компоненты, например: объем книги, достоинство оформления, совет читателю и др., используется приблизительно 600-700 знаков. Развернутая аннотация близка к реферату.

2.Описательные, рекомендательные, справочные. Описательная аннотация сообщает только сведения о произведении, но не дает критической оценки. Рекомендательная аннотация оценивает документ с точки зрения пригодности для данной категории читателей. Справочная аннотация содержит критические замечания к документу, например, на лекарства.

3.Общая аннотация. Характеризует всю книгу в целом. Она ориентирована на специализированный круг потребителей.

Аннотирование процесс переработки информации, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающей его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания. При аннотировании печатный материал излагается в предельно сжатой форме. Это процесс свертывания (сжатия) информации с очень большим уменьшением по отношению к оригиналу (до 1/10 его части)

Структура аннотации

Аннотация состоит из трех частей:

1. Справка к аннотации. В ней даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме

2. Основная часть должна отражать перечень наиболее характерных положений по содержанию работы.

• Личность и квалификация автора

Что вы знаете о человеке, который написал материал? Кто он: журналист, ученый, политик, профессор, или простой обыватель?

• Основные тезисы, теории и идеи

В чём заключается главная мысль, которую автор намеревается донести читателям? В этом пункте важно чётко сформулировать название предмета статьи.

• Аудитория и уровень сложности восприятия

Для кого написана статья? Использует ли автор разговорный или научный стиль изложения? Понятна ли статья широкому кругу читателей или слишком много узкоспециализированных терминов?

• Охарактеризуйте жанр статьи.

Это научный или публицистический стиль? Может это мемуары, рекламный проект и т.п.?

• Сравнение материала с другими работами из той же области

Какие новые сведения добавляет именно этот источник к полученным знаниям из прочитанной ранее тематической литературы? В чём его уникальность и преимущества? Каких целей помогает достичь полученная информация?

Безусловно, чтобы сформулировать ответы на поставленные вопросы, необходимо хоть немного быть в курсе того, о чём идёт речь.

3. Заключительная часть.

• Подведение итогов

Основываясь на полученных сведениях, вкратце подытоживаем вышесказанное. Здесь уместно объективное определение ценности и практического значения статьи, а также рекомендация, для кого данная работа может представлять особый интерес

• Специфика подачи материала

В заключительном пункте указывается приблизительный объем статьи и перечисляются её специфические особенности: наличие таблиц, диаграмм и графиков, рисунков, также список используемой литературы, при условии, что он представляет интерес для читателя.

В идеале объём аннотации не должен превышать 150 слов, следовательно, каждый пункт должен быть по возможности кратким и максимально информативным. После того, как вы ответите на все вопросы, у вас не должно возникнуть ощущение, что в только что написанной вами аннотации чего-то не хватает.

В случае затруднения можете обратиться к речевым стандартам (речевым клише), возможность использования которых является особенностью аннотации.

Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в журнале (газете)........

Статья посвящена вопросу (теме, проблеме)... статья представляет обобщение (обзор, изложение, анализ, описание – указать чего...

Автор ставит, освещает следующие проблемы (останавливается на следующих проблемах, касается следующих, вопросов)...

В статье рассматривается (затрагивается, обобщается – что?)...; Говорится (о чем?)...; представлена точка зрения (на что?)...; поставлен вопрос (о чем?)...

В книге исследуется (что?)…; показан (что?)…; большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)…

В монографии дается характеристика (чего?)…; исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как…

В книге анализируется (что?)…;главное внимание обращается (на что?)…

Используя (что?), автор излагает (что?)…; отмечается, что…; подчеркивается, что…

В книге дается (что?)…; раскрываются (что?)…; описываются (что?)…; особое внимание уделяется вопросам (чего?)…

В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?)…; показывается (творческий) характер (чего?)…; устанавливаются критерии (чего?)…

В книге подробно освещаются (что?)…; характеризуется (что?)…; рассматривается (что?)…

В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)…; констатируется, что…; говорится о…

В заключение кратко разбирается (что?)…

Статья адресована...; предназначена (кому?)...; может быть использована (кем?)...; представляет интерес (для кого?)...

Образец аннотации:

Фролов И. Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. — М.: Наука, 1989.-С. 44–60. Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье рассматриваются пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.

Аннотирование художественных текстов осуществляет в форме синопсиса.

СИНОПСИС- это изложение в одном общем обзоре, в сжатой форме, без подробной аргументации и без детальных теоретических рассуждений, одного целого предмета или одной области знаний.

Синопсис - это не пересказ событий художественного произведения, а краткая обрисовка его сути - кто, где, когда, основной конфликт, духовное изменение героя в результате. Это как бы призма, которая свет произведения преломляет под определенным углом так, что остается один сфокусированный луч. Поэтому значительная часть сюжета и персонажей вообще не упоминается в синопсисе все детали, все второстепенные сюжетные отклонения отсеиваются, остается только самая суть замысла и идеи автора.

Ключевые вопросы, на которые нужно дать ответ в синопсисе:

• о чем всё это?

• кто главные герои?

• чего добиваются главные герои?

• почему они этого добиваются?

• что стоит у них на пути достижения поставленной цели?

Пример: фильм Далласский клуб покупателей (Dallas Buyers Club)

Год: 2013

Режиссёр: Жан-Марк Валле

Жанр: драма, биография, история

Актеры: Мэттью МакКонахи, Джаред Лето, Дженнифер Гарнер, Дэнис О’Хэйр, Стив Зан, Майкл О’Нил, Даллас Робертс, Гриффин Данн, Кевин О. Ранкин, Донна ДюПлантье

Страна: США

Реальная история Рона Вудруфа, техасского электрика, у которого в 1985 году обнаружили СПИД. Врачи отвели ему всего 30 дней, но он не пожелал смириться со смертным приговором и сумел продлить свою жизнь, принимая нетрадиционные лекарства, а затем наладил подпольный бизнес по продаже их другим больным.

РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio — рассмотрение) – статья, раскрывающая содержание рецензируемого документа (книги, статьи, научной работы) и дающая мотивированную критическую оценку, как отдельным его положениям, так и тексту в целом. Основные функции рецензии – информирующая и оценочная.

Структура рецензии с используемыми речевыми стандартами.

1. Объект анализа – книга, статья в журнале, дипломный проект, диссертация и т.д. – принято называть: «Работа автора …», «Рецензируемая работа», и т.д.

2.Актуальность темы раскрывают с помощью словосочетаний: «Работа посвящена актуальной теме...», «Актуальность темы обусловлена...» и т.д.

3.Краткое содержание включает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, источников, упомянутых в библиографии, и т.д. Например:

«В начале работы (статьи, монографии и т. д.) автор указывает, что...»;

«Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме...»;

«Рассматривает вопрос о...»;

«...доказывает, что...»;

«...приходит к выводу о том...»;

4.Основной тезис формулируется с использованием следующих, например, выражений:

«Центральным вопросом работы является вопрос о...»;

«В статье на первый план выдвигается вопрос о...»;

5.Положительная оценка анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений:

«Безусловным (очевидным) достоинством является актуальность поднятых в ней проблем...»;

«Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория...»;

«...представлены разные точки зрения по вопросу...»;

«...дается глубокий анализ...»;

«Работа отличается высокой информативностью...»;

«... богатым фактическим материалом...»;

«...нестандартным подходом к анализу поднятых проблем...»;

«Автор справедливо отмечает...»;

«...убедительно показывает...»;

«... аргументировано обосновывает...»;

«... детально анализирует...»;

«Автор прав, утверждая, что...».

6.Отрицательная оценка:

«Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность) такого подхода...»;

«К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора...»;

«Автору не удалось показать...».

7.Выводы:

«В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»;

«Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение...»

Решения задач, проблемных ситуаций широко используется на всех этапах самостоятельно аудиторной и внеаудиторной работы и в дисциплинарном контроле

ЗАДАЧА — это цель, заданная в определенных условиях;

Алгоритм решения задач:

1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.

2. Начните обдумывать данные условия (слово за словом, строку за строкой) и определите, что они дают для ответа на вопрос.

3. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

4. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.

5. Обязательно докажите свое решение. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.

6. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

7. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?

8. Проверьте правильность решения задания.

9. Произведите оценку реальности полученного решения.

10. Запишите ответ.

Проблема - вид интеллектуальных задач, характеризующийся

отсутствием готовых средств решения.

Алгоритм решения проблемной ситуации:

1. Осознание проблемной ситуации.

2. Анализ условий, выделение того, что известно, и того, что

неизвестно, в результате чего проблема превращается в задачу.

3. Ограничение зоны поиска.

4. Формулирование гипотез как предположения о способах решения

задачи.

5. Реализация гипотезы.

6. Проверка, в которой гипотеза соотносится с исходными условиями.

Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация

решения. Если нет — то процесс решения продолжается снова и

происходит до тех пор, пока решение не будет окончательно

согласовано с условиями задачи.

При решении задач хорошо себя зарекомендовала

ПОПС – формула:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

П - «Я считаю, что…».

О - «Потому что …».

П - «Я могу это доказать это на примере …».

С - «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

Визуальные методы

Визуализация (от лат. visualis, «зрительный») — общее название приёмов представления информации или физического явления в виде образа, удобном для зрительного наблюдения и анализа. Визуальные модели не иллюстрируют мысли. Они являются проявлением мышления, его основой. Мыслит человек образами. Слова только сохраняют эти образы и позволяют ими оперировать. Любая поступающая информация должна сначала сформировать в нашей голове образ. Как только мы что-то поняли, мы формируем в своей голове образ и запоминаем информацию гораздо легче и на гораздо более долгий срок.

СХЕМА – это графическое изображение объекта познания, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками –

геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Традиционно выделяют следующие виды схем: логические, структурные, последовательные, поисковые, диаграммы, графики, технические, локальные и т.п. Работа со схемами развивает логическое, абстрактное мышление, поэтому, изучая философию, мы будем их активно использовать.

I.

II.

Кластер (англ. cluster скопление) — выделение смысловых единиц информации и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Этот приём визуализации позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Правила оформления

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

 

 

Денотатный граф - (от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу) — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Правила оформления денотатного графа:

1. Выделение ключевого слова или словосочетания

2. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку)

3. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т. д; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)

4. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"

5. Соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т. д.

Пример

Семантическая сеть (смысловая сеть) — модель представления совокупности суждений, знаний, в виде графа, в котором вершины — понятия, а рёбра (дуги) — отношения между ними. В названии соединены термины из двух наук: семантика в языкознании изучает смысл единиц языка, а сеть в математике представляет собой разновидность графа. Семантическая сеть является одним из способов визуализации информации.

Правила оформления семантической сети

1. Понятия записываются в овалах или прямоугольниках и соединяются стрелками с подписями — дугами. Это наиболее удобно воспринимаемая человеком форма.

2. Начинаем с основного термина. Помещаем его в центр карты. Выясняем, с какими понятиями этот термин связан.

3. Для каждой возникшей идеи - спутника, мы пишем означающее ее понятие, обводим его в кружок и соединяем линией с идеей-родителем.

Пример

«Fishbone» в переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы» - представляет собой графический конструкцию в виде «рыбьего скелета». На центральной оси записывается основная мысль, понятия, на ответвлениях — признаки, примеры, факты. Стратегия «Fishbone» чаще всего используется для постановки и решения проблемы или круга проблем (поле проблем).

Схемы можно располагать как горизонтально, так и вертикально - это не имеет принципиального значения.

 

Такой способ визуализации позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями информации.

Правила оформления

1. Как известно любая проблема начинается с головы. Поэтому помещаем нашу проблему в голову рыбы.

2. На верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) - факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют.

3. Хвост рыбы – вывод.

Пример

Карта памяти - (англ.mindmapping на русский язык термин может переводиться как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления») — это удобная и эффективная техника визуализации мышления. Ее можно применять для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при создании текста.

Карта памяти реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

Фиксируется не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Правила оформления

1. Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат — A4. Лист необходимо расположить горизонтально.

2. В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания.

3. От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы карты. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви

4. Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие

5. Использовать желательно печатные буквы

6. Рекомендуется использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки

7. Важно вырабатывать свой собственный стиль, который позволяет вам лучше ориентироваться на карте

Пример:

 

Большое значение в самостоятельной работе студента имеют так же диаграммы и таблицы.

Опорный конспект - это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию. Опорные сигналы средства наглядности (символы, слоги, слова, цифры, числа, формулы, правила, пр.). Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, разработчика этого метода, являются:

1. Лаконичность (300–400 печатных знаков). Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

2. Структурность предполагает использование приема укрупнения дидактических единиц знания. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 - 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

3. Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).

4. Унификация печатных знаков, то есть использование единой символики по одному предмету.

5. Автономность обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки. В то же время все блоки между собой связаны логически.

6. Ассоциативность. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Иногда удачный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации;

7. Доступность воспроизведения. Простотаи ясность

8. Цветовая наглядность и образность требует разнообразить опорные конспекты и блоки по форме, структуре, графическому исполнению, цвету, поскольку одинаковость очень затрудняет запоминание;

Пример:

 

 

Качество конспекта во многом зависит от цели его составления, назначения. Затем в зависимости от целей как мотивов работы над информационным источником выделяются следующие критерии:

· краткость (конспект ориентировочно не должен превышать 1/8 от первичного текста);

· ясная, четкая структуризация материала, что обеспечивает его быстрое считывание;

· содержательная точность, то есть научная корректность;

· наличие образных или символических опорных компонентов;

· оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т. п.);

· адресность (в том числе четкое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и отдельных положена, соответствие особенностям и задачам пользователя).

Визуальный конспект ( скетчноутинг) — способ конспектирования лекций, конференций, мозговых штурмов и деловых встреч. Использование этой техники позволяет фиксировать информацию в форме рисунков и символов, создавая визуальную карту каждого выступления. Эта техника разработана для развития навыков усвоения информации и, в конечном итоге, направлена на оптимизацию работы мозга, который использует для обработки новых данных два канала: вербальный и визуальный. Скетчноутинг дает возможность задействовать их одновременно. Это позволяет создать визуальную карту того, что вы слышите, видите и думаете, а не просто записать прозвучавшие в аудитории мысли. Кроме того, визуальное конспектирование помогает сфокусировать внимание: ведь мозг, целиком поглощенный процессом, «не захочет» отвлекаться.

Обычный скетч отчасти выглядит как комикс. Рисунки и текст используются в нем наравне. В ход идет все: изображения предметов и ситуаций, логотипы компаний, карикатуры на докладчиков, стрелки, цитаты, подчеркивания, схемы и любые другие элементы. Техника скетчноутинга не позволяет делать подробные конспекты, однако скетчи всегда просты и основаны на доступной системе перекрестных ссылок. В результате взглянув на них, можно быстро вспомнить все, о чем шла речь на лекции — даже если с тех пор прошло много месяцев.

Пример:

 

ДИАГРАММА - графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.

Диаграммы Венна (Venn diagrams) — общее название целого ряда методов визуализации и способов графической иллюстрации, широко используемых в различных областях науки; введены Джоном Венном, британским философом, математиком и логиком в 1881; показывают математические, теоретико-множественные или логические отношения между множествами, понятиями или событиями.

Как правило, диаграмма состоит из двух-трёх накладывающихся друг на друга окружностей и позволяет представить сложную идею простым наглядным способом.

Примеры

Т и М - диаграммы - способ визуализация ассоциаций, мнений, оценок

 

Т - диаграмма

    Положительные Отрицательные
H rY8condCLwlT7ucarLUuDnHcMY57Gu8Pbyo8hFMf7dOXv/gJAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQB3 GyB62gAAAAYBAAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI7BTsMwEETvSPyDtUhcUOukNBGEOFUVCcQR Ar279pJExOsodpvw92xPcJodzWj2lbvFDeKMU+g9KUjXCQgk421PrYLPj+fVA4gQNVk9eEIFPxhg V11flbqwfqZ3PDexFTxCodAKuhjHQspgOnQ6rP2IxNmXn5yObKdW2knPPO4GuUmSXDrdE3/o9Ih1 h+a7OTkFh5fl9W7j9NBgYrJtXb+Z/XZW6vZm2T+BiLjEvzJc8BkdKmY6+hPZIAYF93nOzYuC4Pgx S/k4KshSkFUp/+NXvwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAAL AAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQCIf0V3RAIAAEEEAAAO AAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQB3GyB62gAAAAYB AAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJ4EAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAApQUAAAAA " strokecolor="windowText" strokeweight="3pt">

 

 


М – диаграмма

 

 

    Положительные Нейтральные Отрицательные    

 

 


Выводы
Факты
Ассоциации и мнения    
«Мышление под прямым углом» – способ визуализации мыслительного процесса


ТАБЛИЦА список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. В таблице в отличие от схем нет условных обозначений явлений.

Правила оформления

1. Прочти текст.

2. Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.

3. Начерти таблицу с определенным количеством граф.

4. Запишите название признаков в графы.

5. Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.

6. Сделай вывод.

7. Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу

Творческие методы

Используются в самостоятельной внеаудиторной работе при оформлении портфолио

ЭССЕ — (франц. essai — попытка, проба, очерк, от лат. exagium — взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета

Некоторые признаки эссе

· наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

· эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

· как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

· в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Рекомендации:

1. НЕ БОЙТЕСЬ браться за эссе, очень многие ученики, как показывает практика, даже не приступают к этому заданию из страха не справиться.

2. При выборе темы, важно убедиться, что вы владеете категориальным аппаратом, т.е. понимаете о чем идет речь, можете сформулировать основные определения, относящиеся к данной тематике. Например, если вы выбираете тему из раздела "познание", вы должны уметь дать определения основным ее понятиям, таким как "истина" или "практика".

3. Эссе не должно быть слишком длинным! Избегайте пространных рассуждений, средний объем сочинения должен составлять 3/4 листа А4. Стиль языка должен быть научным, т.е. лаконичным с использованием научной терминологии (конечно обществоведческой, а не из химии или биологии.

Примерный план эссе

Абзац 1:

1. Определение темы "Данное высказывание относится к разделу, области философии…"

2. Определение проблемы: "Этим высказыванием затрагивается проблема...""Эта цитата затрагивает немаловажную проблему..."

3. Объяснение выбора темы: "Для меня интересна эта тема так как... " "Я выбрала эту тему так как..." "Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... "

Абзац 2:

1. Объяснение точки зрения автора: "Автор этого высказывания..(такой-то такой-то)... пытался донести до нас мысль...." или " Автор..(такой-то такой-то)... высказывает мнение, что...."

2. Своя оценка: "Нельзя не согласиться, что..." "Я разделяю точку зрения...." "Разделяю точку зрения автора лишь отчасти..." "Не могу согласиться с автором так как...."

Абзац 3 (аргументы):

1. Теоретическая аргументация: термины, понятия. "Исходя из определения следует..."

2. Примеры из истории и художественной литературы, жизненного опыта.

3. Аргументация со ссылкой на авторитеты.

Абзац 4

1. Заключение "Таким образом..." "Итак, мы пришли к выводу...."

Структура эссе:

Вступление (актуализация заявленной темы эссе) - 20%

Тезис. Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих личное мнение (позицию) и имеющих в своей основе научный подход. - 60%

Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) - 20%

Требования, предъявляемые к эссе:

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной;

2. Эссе не должно содержать лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия позиции, идеи;

3. Эссе должно быть логичным, четким по структуре;

4. Эссе должно показывать, что автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи;

5. Эссе должно содержать убедительную аргументацию по заявленной проблеме, позиции.

Алгоритм написания эссе:

1. Внимательно прочитайте все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;

2. Выберите ту, которая будет отвечать следующим требованиям: а) интересна Вам; б) Вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме Вам есть что сказать (Вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

3. Продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

4. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

5. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если Вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, Ваше эссе может носить полемический характер);

6. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.81.21 (0.203 с.)