Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ информации с помощью формулирования вопросов

Поиск

Примеры заданий:

Самостоятельная аудиторная работа

ü Выполнение заданий пособия «Рабочая тетрадь по философии»

1.Заполните таблицу

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
   

2. Ромашка вопросов. Распределите перечисленные ниже вопросы по типам. Какого типа вопросов нет? Сформулируйте его.

1.Что такое религия?

2.Какие черты характеризуют религию как мировоззрение?

3.Каковы социальные, гносеологические и психологические корни религии?

4.Назовите основные функции, которые выполняет религия, и раскройте их содержание?

5.Какое место занимает религия в современном обществе? В чём заключается её позитивная и негативная роль в обществе?

Дисциплинарный контроль

ü Срез знаний

Почемучка. Сформулируйте и запишите 5 вопросов по теме «Смысл и ценности человеческой жизни»

ВОПРОС — это форма мысли, в которой выражено требование уточнить или получить новую информацию на основе уже имеющейся.

Логическая структура любого вопроса включает: 1) базисную информацию - то, что уже известно; 2) неизвестное - то, на что направлен вопрос; 3) требование перехода от данного к искомому, выраженное в местоименных языковых формах и (или) вопросительной интонации.

Искусство задавать вопросы, вести мысль к правильному ответу - необходимый элемент философского мышления. И. Кант писал: "Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности». Взаимодействие вопроса и ответа - типичная форма диалога в общении между людьми. Поэтому одной из важнейших функций вопроса нужно признать коммуникативную функцию. Исключительно велика роль вопроса и как средства информационного поиска. Без вопроса нет и не может быть познания. Великая познавательная роль вопроса состоит в том, что он является звеном, связывающим познанное с непознанным, мостиком, перекинутым от старого знания к новому. Вопрос - могучий стимулятор развития знания. Отношения человека с окружающим миром могут быть представлены как своего рода диалог, в котором вопросы и ответы постоянно сменяют друг друга. Человек как бы задает миру (прежде всего природе) вопросы, исследуя действительность, получает ответы, выдвигает новые вопросы и т. д. В второй половине ХХ века умение задавать вопросы это необходимый элемент культуры в связи с компьютеризацией.

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов.

1. По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Вопросы, в которых информацию требуется уточнить, называются уточняющими, закрытыми или "ли" - вопросами. Закрытыми они называются, потому что по своей форме предполагают ограниченное количество ответов. Например: Верно ли что в ТМК учится две тысячи студентов? Вопросы, в которых выражено требование дать новую информацию, называются восполняющими, открытыми или "что?" - вопросами. Они называются открытыми, так как множество ответов здесь самим вопросом не ограничено, а "что?" - вопросами их называют потому, что оператор вопроса выражен вопросительными местоимениями типа "Что?", "Когда?", "Почему?", "Где?" и т. д. Например, "Какие автономные округа включает в себя Тюменская область?".

2.По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные. Простым называется вопрос, который не включает в качестве составных частей других вопросов. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов "и", "или", "если…, то…".

3.По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса.

4.В зависимости от преобладания познавательной или коммуникативной функции различаются исследовательские и информационные вопросы. Вопросы, направленные на получение нового знания (вопросы, на которые пока еще нет ответа) называют исследовательскими. Основная цель информационных вопросов состоит в приобретении (передаче от одного лица другому) уже имеющихся сведений.

Вопрос "Быть или не быть?", с которым Гамлет обращается к себе, - исследовательский, поскольку ответ на него еще не известен. А вопрос "Ты перед сном молилась, Дездемона?", с которым Отелло обращается к жене, при всей своей зловещей значительности воспринимается ею как информационный, потому что ответ на него ("Да, дорогой мой") состоит лишь в простой констатации известного Дездемоне факта.

Список моделей можно расширить. В этом смысле очень полезна «Ромашка вопросов» или «Ромашка Блума»(Бенджамин Блум (1913 — 1999) - американский психолог методов обучения)

 

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?"

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?"

Типичное задание на умение задавать вопросы это таблица «Тонкие» и «толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. Например, «который сейчас час?». В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, обстоятельный ответ. Например, «какова связь между временем года и поведением человека?».
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Зачем? Почему? Каким образом?

При постановке вопроса нужно соблюдать следующие правила:

1. Вопрос должен быть осмысленным, или корректным. Корректный вопрос - это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Корректный вопрос соответствует всем требованиям логики (определенность, точность, непротиворечивость, обоснованность). Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждения, или суждения, смысл которого не определен. На логически корректный вопрос можно дать истинный ответ, снижающий познавательную неопределенность. На логически некорректные вопросы такого ответа дать нельзя. Различают несколько типов логической некорректности вопросов. Бессмысленные вопросы. а) Вопросы, построенные грамматически или семантически неправильно, ("Хотели бы вы попасть назад в будущее?"). Все выражения, входящие в формулировку вопроса, имеют определенные смыслы или значения, однако между этими выражениями нет согласования. Еще пример: "Что горячее: квадратное или синее?". б) Вопросы, содержащие выражения, ни смысл, ни значение которых не известны, ("Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?"). Провокационные вопросы - вопросы, предпосылки которых являются ложными суждениями и спрашивающий знает об этом. Например, "Перестал ли ты заниматься рэкетом?", если спрашивающий знает, что собеседник никогда им не занимался.

Недоопределенные вопросы. В формулировке вопроса содержатся многозначные термины, и из контекста не ясно, в каком из значений они употребляются в данном случае. Пример: "Вы за или против передачи земли народу?" Не ясно, что понимается под народом, под передачей. Продать? Дать бесплатно? К недоопределенным можно отнести и безотносительные вопросы. Отношение, условие в вопросе определяются ситуацией. Если этого нет, то на вопрос можно ответить по формуле "и да, и нет". В самом деле, разве возможен определенный, однозначный ответ на вопрос "Полезен или вреден дождь?". Тавтологичные вопросы. На вопрос данного типа нельзя дать ответа, снижающего познавательную определенность, поскольку таковой нет. Пример: "Между кем и кем была русско-японская война?" Или: "Как зовут Марью Ивановну?"

2. В. должен быть предметным, т.е. его предмет должен быть достаточно определен для понимания отвечающего. Нарушение данного правила влечет ошибку «беспредметного разговора».

3.Следующее требование определенности вопроса: его содержание должно быть строго и ясно определенным. Нарушение данного правила влечет ошибку «размытого содержания» вопроса, например, вопрос: «Неужели никто еще не понял, куда клонит мой оппонент?» размыт по содержанию.

4. Вопрос должен быть конкретным, т. е. должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе.

5.Вопрос не должен быть противоречив. Нарушение данного правила влечет ошибку «тривиального вопроса», так как из противоречивости любой ответ, как и его отрицание, является истинным ответом на вопрос.

6. Сложный вопрос целесообразно разбивать на составляющие простые В. Напр.: «Являлись ли Чехословакия и Монголия в 1960 г. членами СЭВ?» Этот сложный В. следует разбить на два простых, т. к. ответы будут различными — «да», «нет», ибо ЧССР в 1960 г. была членом СЭВ, а Монголия вступила в члены СЭВ только в 1963 г.

7. В сложных разделительных вопросах нужно указывать все возможные альтернативы. Напр.: «Какой оценки заслуживает данная работа — "неудовлетворительно" или "отлично"?» Здесь не указаны другие возможные альтернативы — «удовлетворительно"» и «хорошо».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.011 с.)