Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы попарного сравнения и расстановки приоритетовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Простым и достаточно эффективным экспертным методом с применением математического аппарата является метод попарного сравнения. Он может использоваться при оценке важности свойств, значимости функций и критериев, приоритетности целей и вариантов их достижения и т.д. Суть метода заключается в том, что на первом этапе эксперт определяет предпочтительность одного из двух сравниваемых параметров из всей совокупности возможных пар. Математическая обработка осуществляется путем составления матрицы попарного сравнения. В ней изучаемые параметры записываются в столбец и строку. В секторах на пересечении строки и столбца фиксируются номера тех параметров, которые получили предпочтение при попарном сравнении. Последние две графы вводятся для обработки результатов попарного сравнения и получения конечного результата экспертизы. В предпоследней графе фиксируется количество предпочтений, полученных каждым параметром по отношению ко всем остальным. Последняя графа служит для распределения параметров по их значимости. При исследовании социально-экономических систем часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда приоритетность вариантов необходимо устанавливать с позиций нескольких критериев, которые, в свою очередь, имеют разную значимость. В этих случаях с целью повышения достоверности экспертных оценок может быть использован метод расстановки приоритетов, предложенный В.А. Блюмбергом и В.Ф. Глущенко. Метод расстановки приоритетов (МРП) является экспертным методом, применяемым для выбора лучшего объекта из ряда однородных объектов по группе критериев. Метод не ограничивает количество сравниваемых объектов и количество выбранных критериев. Сущность метода заключается в определении комплексного показателя приоритетности каждого варианта Piком. Расчет ведется по формуле: Piком=Σ Процедура экспертной оценки при использовании этого метода включает следующие этапы: Первый этап-составление экспертом систем попарного сравнения вариантов по каждому j-му критерию. Второй этап-построение квадратных матриц смежности, по каждому j-му критерию, где знаки предпочтения <,=,>, установленные на 1этапе заменяют коэффициентами предпочтения (соответственно 0,5;1,0;1,5) Третий этап - последовательное определение показателей абсолютных приоритетов (Рil), а затем – относитеных по 1 критерию Четвертый этап – определение значимости критериев. Пятый этап – расчет комплексных показателей приоритетности вариантов и определение их рангов.
Вопрос 33 Коллективная экспертиза Методы индивидуальных экспертных оценок, даже с их математической обработкой, не позволяют избежать субъективизма. Для преодоления этого недостатка, прибегают ж. проведению коллективной экспертизы, как правило, в тех случаях, эксперт рассматривается как хранитель большого объема информации или нужно получить долговременные значения тех или иных показ-ателей, значимости функции и т. д. Методы коллективных экспертных оценок основываются на принципах выявления коллективного мнения экспертов о параметрах и перспективах развития объектов. В настоящее время существует большее число модификаций метода коллективных экспертных оценок. Наиболее популярными являются методы: круглого стола, Дельфи, программного прогнозирования, эвристического прогнозирования и другие. По методу круглого стола специальная комиссия, входящая в состав этого круглого стола, обсуждает соответствующие проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения. Этот метод имеет недостаток, заключающийся в том, что эксперты в своих суждениях изначально ориентированы и руководствуются в основном логикой компромисса, что увеличивает риск получения искаженных результатов прогноза. Средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок является метод "Дельфи", предложенный О. Хелмером и его коллегами. Повышение объективности результатов достигается за счет использования обратной связи, ознакомления экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учета этих результатов при оценке значимости мнений экспертов. Суть метода заключается в том, что разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов с помощью анкет-вопросников, исключающих контакты между экспертами, но предусматривающих ознакомление их с мнениями друг друга между турами. Вопросники от тура к туру могут уточняться. С целью снижения влияния таких негативных факторов, как внушение или приспособление к мнению большинства, рекомендуется экспертам обосновывать свою точку зрения. Однако следует отметить, что это не всегда дает желаемый результат, а иногда может даже усиливать эффект приспособляемости. Сбор и обработка индивидуальных мнений экспертов о прогнозах развития объекта производится, исходя из следующих принципов: 1) вопросы в анкетах ставятся таким образом, чтобы можно было дать количественную характеристику ответам экспертов; 2) опрос экспертов проводится в несколько туров, в ходе которых вопросы и ответы все более уточняются; 3) все опрашиваемые эксперты знакомятся после каждого тура с результатами опроса; 4) эксперты обосновывают оценки и мнения, отклоняющиеся от мнения большинства; 5) статистическая обработка ответов производится последовательно от тура к туру с целью получения обобщающих характеристик. Таким образом, с помощью метода Дельфи выявляется преобладающее суждение специалистов по какому-либо вопросу в обстановке, исключающей их прямые дебаты между собой, но позволяющей им, вместе с тем, периодически взвешивать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег. При использовании метода Дельфи учитывают следующие требования [19]: 1. Группы экспертов должны быть стабильными, и численность их должна удерживаться в благоразумных рамках. 2. Время между турами опросов должно быть не более месяца. 3. Вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы. 4. Число туров должно быть достаточным, чтобы обеспечить всем участникам возможность ознакомиться с причиной той или иной оценки, а также для критики этих причин. 5. Должен проводиться систематический отбор экспертов. 6. Необходимо иметь самооценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам. 7. Нужна формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок. 8. Следует установить влияние различных видов передачи информации экспертам по каналам обратной связи. 9. Необходимо установить влияние общественного мнения на экспертные оценки и на сходимость этих оценок. Методом эвристического прогнозирования называют метод получения и специализированной обработки прогнозных оценок объекта путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов (экспертов) в узкой области науки, техники или производства. Прогнозные экспертные оценки отражают индивидуальное суждение специалиста относительно перспектив развития его области и основаны на мобилизации профессионального опыта и интуиции. Элементами этого метода являются сбор и обработка суждений экспертов. Эвристическим данный метод назван в связи с однородностью форм мыслительной деятельности эксперта при решении научной проблемы и при оценке перспектив развития объекта прогнозирования, а также в связи с использованием экспертами специфических приемов, приводящих к правдоподобным умозаключениям. Назначение метода эвристического прогнозирования - выявление объективизированного представления о перспективах развития узкой области науки, техники, рынка на основе систематизированной обработки прогнозных оценок репрезентативной группы экспертов.
Вопрос 34Моделирование в системном анализе Моделирование широко применяется в практике при выполнении всех этапов системного анализа. Это дает возможность получить обширную информацию о различных сторонах функционирования системы в целом и ее отдельных элементов, исследовать устойчивость поведения системы под воздействием внешних и внутренних возмущений, исследовать зависимость конечных результатов работы системы от ее характеристик и найти оптимальный вариант. Моделирование систем - это метод, с помощью которого, варьируя в эксперименте потоки материалов или предметов через операции или процессы, можно определить влияние изменений различных переменных в системе. Моделирование представляет собой средство опытной проверки идей и представлений в условиях, которые невозможно было бы создать для реального эксперимента, учитывая связанные с этим затраты, время и риск. Это метод накопления опыта и обучения, результатом которого может быть разработка новой и лучшей системы, оценка нескольких альтернативных систем или нахождение лучшего способа функционирования заданной системы. Моделирование по существу своему является заменой практического опыта, который иначе был бы слишком дорог, продолжителен и рискован. Цели моделирования систем заключаются в том, чтобы расширить понимание систем и их сущность, оценить новые идеи и понятия, выразить количественно, как можно большее число факторов и зависимостей, дать возможность исследователям сосредоточить внимание на задачах, не поддающихся формализации, которые связаны с риском, и обучить персонал выполнению новой операции. Достижение целей моделирования создает следующие преимущества: 1. Система лучше понимается теми, кто принимает участие в обеспечении действенности и эффективности ее функционирования. 2. Результатом моделирования систем является более быстрое одобрение предполагаемых изменений, поскольку руководители -практики имеют реальную возможность участвовать в экспериментальной проверке идей. 3. Модели могут стимулировать разработку идей, которые иначе остались бы незамеченными. 4. Моделирование способствует комплексному анализу. Имитирующая модель не позволяет оставить хотя бы один вопрос без выяснения и ответа. В результате моделирования систем рушатся личные и организационные барьеры, которые в крупных организациях, склонны плодится как "священные коровы". Моделирование систем способствует углублению анализа. 5. Для описания переменных факторов с помощью моделирования не нужно знать значений их средних, медиан и мод. Можно использовать весь диапазон значений. Вместе с тем следует постоянно помнить о сложностях моделирования систем. Наиболее часто встречающаяся проблема - неспособность, как разработчиков, так и пользователей в полной мере представлять себе, что во всякой системе, особенно социально-экономической, содержится много предположений и очень мало детерминированных связей. Поэтому ценность модели зависит от качества отработанных в ней предположений. Необходимо помнить, что моделирование систем представляет собой орудие исследования, и никто не может заранее предсказать, какими методами выразить лучшее понимание системы. Суждение относительно целесообразности усилий, направленных на создание модели системы, должно основываться на рассматриваемой системе и ясном представлении, что в некоторых случаях эти усилия могут дать лишь незначительный результат. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций и умозаключения по аналогии и конструирование новых систем. Основная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов заменителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Первый этап моделирования - построение модели. Он предполагает наличие некоторых знаний об объекте - оригинале. На этом этапе важен вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели. При разработке модели должны соблюдаться следующие принципы: 1. Принцип компромисса между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели. 2. Принцип баланса, точности требует соразмерности систематической погрешности моделирования и случайной погрешности в задании параметров описания. Этот принцип устанавливает требование соответствия между точностью исходных данных и точностью модели, между точностью отдельных элементов модели, между систематической погрешностью модели и случайной погрешностью при интерпретации и усреднении результатов. 3. Принцип разнообразия элементов модели, в соответствии с которым количество элементов должно быть достаточным для проведения конкретных исследований 4. Принцип наглядности модели трактует, что при прочих равных условиях модель, которая привычна, удобна, построена на общепринятых терминах, обеспечивает, как правило, более значительные результаты, чем менее удобная и наглядная. 5. Принцип блочного представления модели. Для его реализации следует соблюдать следующие правила: - обмен информацией между блоками должен быть минимальным; - блок модели, мало влияющей на интерпретацию результатов моделирования, является несущественным и подлежащим удалению; - блок модели, осуществляющий взаимодействие с исследуемой частью системы, можно заменить множеством упрощенных эквивалентов, не зависящих от исследуемой части, при этом моделирование проводится в нескольких вариантах по каждому упрощенному эквиваленту; - при упрощении блока, воздействующего на исследуемую часть системы, следует рассмотреть возможность прямого упрощения замкнутого контура без разрыва обратной связи. Для этого блок заменяют вероятным эквивалентом с оценкой его статистических характеристик, полученных путем автономного исследования упрощенного блока; - замена блока воздействиями, наихудшими по отношению к исследуемой части системы Второй этап моделирования - изучение модели. Здесь модель выступает как состоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее поведении. Конечным результатом этого этапа является совокупность знаний о модели. Третий этап моделирования - перенос знаний с модели на оригинал. Этот процесс проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта - оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Четвертый этап моделирования -практическая проверка полученных с помощью модели знаний и их использование при построении обобщенной теории объекта, его преобразования или управления им. В итоге происходит возвращение к проблематике реального объекта. Моделирование представляет собой циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются, а исходная модель постепенно совершенствуются. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта и ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах. Таким образом, в методологии моделирования заложены большие возможности саморазвития.
Вопрос 35 Понятие и классификация моделей Моделирование построено на использовании разнообразных моделей, что обусловливает необходимость определения ее понятия и классификацию моделей, применяемых в системном анализе. Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. По своей природе модели делятся на физические, символические и смешанные. Физические модели воплощены в каких-либо материальных объектах, имеющих естественное или искусственное происхождение (отобранные в природе или созданные человеком для целей исследования), и подразделяются на модели подобия и аналоговые. Первые характеризуются масштабными изменениями, выбираемыми в соответствии с критериями подобия, вторые - основаны на известных аналогиях между протеканием процессов в различных системах. Примером аналоговой модели является экономический эксперимент, когда результаты экспериментирования на одном или нескольких предприятиях переносятся на совокупность объектов близкой экономической природы. Символические модели характеризуются тем, что параметры реального объекта и отношения между ними представлены символами: семантическими (словами), математическими, логическими. Класс символических моделей весьма широк. Наряду со словесными описаниями функционирования объектов - сценариями - сюда также относятся схематические модели: графики и блок-схемы, логические блок-схемы (например, алгоритмы программ) и таблицы решений, номограммы, а также математические описания - математические модели. Смешанные модели применяются тогда, когда часть элементов и процессов не удается описать символами, и они моделируются физически. К ним относятся также человеко-машинные модели, в которых имеется программа, реализующая на ЭВМ некоторую математическую модель, плюс человек, принимающий решение за счет обмена информацией с ней. По целевому назначению различают модели структуры, функционирования и стоимостные (модели расхода ресурсов). Модели структуры отображают связи между компонентами объекта и внешней средой и подразделяются на: - канонические модели, характеризующие взаимодействие объекта с окружением через входы и выходы: - модели внутренней структуры, характеризующие состав компонентов объекта и связи между ними; - модели иерархической структуры (дерево системы), в которых объект расчленяется на элементы более низкого уровня, действия которых подчинены интересам целого. Модели структуры обычно представлены в виде блок-схем, реже графов и матриц связей. Модели функционирования включают широкий спектр символических моделей: - модели жизненного цикла системы, описывающие процессы существования систем от зарождения замысла их создания до прекращения функционирования; - модели операций, выполняемых объектами и представляющих описание взаимосвязанной совокупности процессов функционирования отдельных элементов объекта при реализации тех или иных функций объектов; - информационные модели, отображающие во взаимосвязи источники и потребителей информации, виды информации, характер ее преобразования, а также временные и количественные характеристики данных; - процедурные модели, описывающие порядок взаимодействия элементов исследуемого объекта при выполнении различных операций, в частности, реализации процедур принятия управленческих решений; - временные модели, описывающие процедуру функционирования объектов во времени и распределение ресурса "время" по отдельным компонентам объекта. Стоимостные модели, как правило, сопровождают модели функционирования объекта и по отношению к ним вторичны. Их совместное использование позволяет проводить комплексную технико-экономическую оценку объекта или его оптимизацию по экономическим критериям. В зависимости от степени формализации связей между факторами различают аналитические и алгоритмические модели. Аналитические модели предполагают запись математической модели в виде алгебраических уравнений и неравенств, не имеющих разветвлений вычислительного процесса, при определении значений любых переменных, состояния модели, целевой функции и уравнений связи. Алгоритмические модели описывают критерии и ограничения математическими конструкциями, включающими логические условия, приводящие к разветвлению вычислительного процесса. Они применяются, когда модель сложной системы гораздо легче построить в виде алгоритма, показывающего отношения между элементами системы в процессе ее функционирования, задаваемые обычно в виде логических условий - разветвлений хода течения процесса. Тематическое описание для элементов может быть очень простым, однако взаимодействие большого количества простых, по математическому описанию, элементов позволяет описать сложность системы. В зависимости от наличия случайных факторов различают стохастические и детерминированные модели. В детерминированных моделях ни целевая функция, ни уравнения связи не содержат случайных факторов и для данного множества выходных значений модели, может быть получен один-единственный результат. Для стохастических моделей характерно наличие факторов, которые имеют вероятностную природу и характеризуются какими-либо законами распределения, а среди функций могут быть и случайные. Значения выходных характеристик в таких моделях могут быть предсказаны только в вероятностном смысле. Реализация таких моделей в большинстве случаев осуществляется методами имитационного моделирования. В зависимости от фактора времени различают динамические и статические модели. Модели, в которых входные факторы, а, следовательно, и результаты моделирования явно зависят от времени, называются динамическими, а модели, в которых зависимость от времени либо отсутствует совсем, либо проявляется слабо или неясно, называются статическими.
Вопрос 36. структура и процесс моделирования содержание этапов. Моделирование систем - это метод, с помощью которого, варьируя в эксперименте потоки материалов или предметов через операции или процессы, можно определить влияние изменений различных переменных в системе. Моделирование представляет собой средство опытной проверки идей и представлений в условиях, которые невозможно было бы создать для реального эксперимента, учитывая связанные с этим затраты, время и риск. Это метод накопления опыта и обучения, результатом которого может быть разработка новой и лучшей системы, оценка нескольких альтернативных систем или нахождение лучшего способа функционирования заданной системы. Моделирование по существу своему является заменой практического опыта, который иначе был бы слишком дорог, продолжителен и рискован. Может оказаться, что специалисты моделирования, накопившие успешный опыт его применения, ориентируются в методике, но не ориентируются в постановке проблемы или в возможностях, имеющихся в той или иной области. Они склонны применять эту методику независимо от того, существует ли сама проблема или возможность практического ее решения. Необходимо помнить, что моделирование систем представляет собой орудие исследования, и никто не может заранее предсказать, какими методами выразить лучшее понимание системы. Суждение относительно целесообразности усилий, направленных на создание модели системы, должно основываться на рассматриваемой системе и ясном представлении, что в некоторых случаях эти усилия могут дать лишь незначительный результат. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций и умозаключения по аналогии и конструирование новых систем. Основная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов заменителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Процесс моделирования включает три элемента: субъект (исследователь); объект исследования; модель, опосредующая отношение познающего субъекта и познаваемого объекта. Первый этап моделирования - построение модели. Он предполагает наличие некоторых знаний об объекте - оригинале. На этом этапе важен вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели. Любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле, и изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько специализированных моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта ила же характеризующих объект с разной степенью детализации. При разработке модели должны соблюдаться следующие принципы: 1. Принцип компромисса между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели. В соответствии с этим принципом в процессе создания модели устанавливается разумный компромисс с использованием критерия "точность модели - затраты на создание модели". 2. Принцип баланса, точности требует соразмерности систематической погрешности моделирования и случайной погрешности в задании параметров описания. Этот принцип устанавливает требование соответствия между точностью исходных данных и точностью модели, между точностью отдельных элементов модели, между систематической погрешностью модели и случайной погрешностью при интерпретации и усреднении результатов. 3. Принцип разнообразия элементов модели, в соответствии с которым количество элементов должно быть достаточным для проведения конкретных исследований 4. Принцип наглядности модели трактует, что при прочих равных условиях модель, которая привычна, удобна, построена на общепринятых терминах, обеспечивает, как правило, более значительные результаты, чем менее удобная и наглядная 5. Принцип блочного представления модели. Для его реализации следует соблюдать следующие правила: - обмен информацией между блоками должен быть минимальным; - блок модели, мало влияющей на интерпретацию результатов моделирования, является несущественным и подлежащим удалению; - блок модели, осуществляющий взаимодействие с исследуемой частью системы, можно заменить множеством упрощенных эквивалентов, не зависящих от исследуемой части, при этом моделирование проводится в нескольких вариантах по каждому упрощенному эквиваленту; - при упрощении блока, воздействующего на исследуемую часть системы, следует рассмотреть возможность прямого упрощения замкнутого контура без разрыва обратной связи. Для этого блок заменяют вероятным эквивалентом с оценкой его статистических характеристик, полученных путем автономного исследования упрощенного блока; - замена блока воздействиями, наихудшими по отношению к исследуемой части системы Прежде чем использовать модель необходимо в процессе исследования проверить, отвечает ли она предъявляемым требованиям: - полноты, адаптивности, возможности включения достаточно широких изменений; - быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных. Вместе с тем при стремлении к абстрактности необходимо контролировать, чтобы не были утеряны физический смысл и возможность оценки полученных результатов; - быть ориентированной на реализацию с помощью существующих технических средств, то есть должна быть осуществлена на имеющемся уровне развития техники с учетом ограничений конкретного исследователя; - удовлетворять требованиям и условиям, ограничивающим время решения задачи. При исследовании в реальном масштабе времени допустимое время решения определяется ритмом функционирования объекта при нештатных ситуациях; - обеспечивать получение полезной информации об объекте для решения поставленных задач исследования. В качестве непременных требований к исследовательским моделям выступают обеспечение заданной достоверности, точности результата при минимальных затратах на их разработку. В социально-экономических системах информация, полученная с помощью модели, должна обеспечить расчет значений и позволить определить шаги поиска оптимального решения; - по возможности строиться с использованием общепринятой терминологии; - предусматривать возможность проверки соответствия ее оригиналу, проверки адекватности; - обладать устойчивостью по отношению к ошибкам в исходных данных. Это требование особенно важно в условиях низкой точности исходных данных. Второй этап моделирования - изучение модели. Здесь модель выступает как состоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее поведении. Конечным результатом этого этапа является совокупность знаний о модели. Третий этап моделирования - перенос знаний с модели на оригинал. Этот процесс проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта - оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Четвертый этап моделирования -практическая проверка полученных с помощью модели знаний и их использование при построении обобщенной теории объекта, его преобразования или управления им. В итоге происходит возвращение к проблематике реального объекта. Моделирование представляет собой циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются, а исходная модель постепенно совершенствуются. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта и ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах. Таким образом, в методологии моделирования заложены большие возможности саморазвития.
Вопрос 37Имитационное моделирование в исследовании и управлении Идея метода имитационного моделирования состоит в том, что вместо аналитического описания взаимосвязей между входами, состояниями и выходами строят алгоритм, отображающий последовательность развития процессов внутри исследуемого объекта, а затем "проигрывают" поведение объекта на ЭВМ. Следует отметить, что поскольку для имитационного моделирования зачастую требуются большие выборки статистических данных, поэтому издержки, связанные с имитацией, почти всегда высоки по сравнению с расходами, необходимыми для решения задач на небольшой аналитической модели. Нужно сопоставлять затраты с ценностью информации, которую ожидают получить. Имитационная модель - вычислительная процедура, формализовано описывающая изучаемый объект и имитирующая его поведение. При ее составлении нет необходимости упрощать описание явления, отбрасывая даже существенные детали, чтобы втиснуть его в рамки модели, удобной для применения тех или иных известных математических методов анализа. По своей форме имитационная модель является логико-математической (алгоритмической), выраженной на языках математики и логики. Имитационные модели, являющиеся особым классом математических моделей, принципиально отличаются от аналитических тем, что использование ЭВМ в процессе их реализации играет определяющую роль. Имитационные модели не накладывают жестких ограничений на используемые исходные данные, позволяют в процессе исследования использовать всю собранную информацию вне зависимости от ее формы представления и степени формализации. Имитационная модель строится по аналогии с объектом исследования. Элементы могут описываться произвольно выбранными исследователем методами. Различают два вида имитационных моделей: - детерминированные - модели с фиксированными входными параметрами и параметрами модели; - статистические, в которых входные параметры и параметры модели имеют случайные значения. Имитационные модели как подкласс математических моделей можно классифицировать на статические, динамические и стохастические; дискретные и непрерывные. Порядок построения имитационной модели и ее исследование включают следующие этапы. 1. Определение системы - установление границ, ограничений и измерителей эффективности системы, подлежащей изучению. 2. Формирование модели - переход от реальной системы к некоторой логической схеме (абстрагирование). 3. Подготовка данных - отбор данных, необходимых для построения модели, и представление их в соответствующей форме. 4. Трансляция модели - описание модели на языке, приемлемом для используемой ЭВМ. 5. Оценка адекватности - повышение до приемлемого уровня степени уверенности, с которой можно судить о корректности выводов, полученных на основании модели о реальной системе. 6. Стратегическое планирование и планирование эксперимента, который должен дать необходимую информацию. 7. Тактическое планирование - определение способа проведения каждой серии испытаний, предусмотренных планом эксперимента. 8. Экспериментирование - процесс осуществления имитации с целью получения желаемых данных и анализа чувствительности. 9. Интерпретация - построение выводов по данным, полученным путем имитации. 10. Реализация - практическое использование модели и (или) результатов моделирования. 11. Документирование - регистрация хода осуществления проекта и его результатов, а также документирование процесса создания и использования модели. Методы имитационного моделирования позволяют сочетать формально математические методы исследования с интуицией и опытом специалистов. Для того чтобы такое сочетание осуществить наиболее эффективно, необходимо максимально сократить по времени, облегчить и упростить общение специалистов с машиной. Оценка адекватности и точности математической модели является важнейшей задачей моделирования, так как любые исследования на неадекватной модели теряют смысл. Но с ростом адекватности и точности модели возрастают как стоимость, так и ценность ее для исследования. Приходится решать вопрос о компромиссе между стоимостью модели и последствиями ошибочных решений из-за ее неадекватности исследуемому процессу. Оценка адекватности и точности модели представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с начала исследования и осуществляющийся на практике за счет повторения цикла "построение модели - проверка модели". Трудность состоит в том, что понятие адекватной модели не имеет количественного измерения. Достоверность и точность имитационной модели будет определяться тем, насколько оптимально сочетаются в ней сложность модели (определяющей методологическую ошибку), метода расчета (определяющего ошибку расчета) и точность входной информации. Оценка адекватности построенной имитационной модели, в конечном счете, либо позволит убедиться, что с ее помощью будут получены результаты, которые действительно характеризуют функционирование исследуемого объекта, либо сделать вывод о необходимости корректировки имеющейся модели и ее направлениях (учет новых факторов, переход от линейных зависимостей к более гибким нелинейным, замена статических моделей динамическими, учет статичности и т.д.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 1393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.53 (0.014 с.) |