Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальные эвристические методы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эвристические методы – это методы, в которых отсутствует какая-либо строго упорядоченная логическая процедура отыскивания решения, а сами методы целиком зависят от личности решающего проблему. Эвристические методы используются как индивидуально, так и коллективно. Индивидуальные эвристические методы: Метод аналогии предполагает перевод проблемы в аналогию, и затем развитие аналогии. На завершающем этапе аналогия переводится обратно в проблему и анализируется. Содержательно параметры аналогии как бы замещают параметры исходной ситуации и, когда устанавливается результат развития аналогии, происходит замена параметров уже развитой аналогии на первоначальные параметры исходной ситуации. Метод стимулирования случайностью направлен на получение большего количества идей, вариантов решения за непродолжительное время. С помощью случайного стимула создается ассоциация, определенный образ исходной проблемы со связями между элементами. Метод стимулирования случайностью является эффективным средством выработки полезной привычки генерировать идеи. Результативность этого методы в значительной степени зависит от опыта и знаний исследователя. Метод вспомогательной промежуточной точки основан на использовании для решения проблемы промежуточного признака переносчика в виде объекта, свойства и отношения. Сущность заключается в нахождении промежуточных звеньев или связей, когда прямое решение невозможно или на его пути возникают существенные сложности. Количество дополнительных промежуточных точек может быть любым, главное, чтобы в конечном счете замыкалась вся цепочка признаков-посредников. Метод дробления и восстановления на новой основе опирается на метод диалектики от абстрактного к конкретному, при котором абстрактные выступают как способы движения знания внутрь проблемы. Проблемная ситуация переводится в абстрактную схему, которая в дальнейшем восстанавливается до конкретного знания конкретных свойств объекта, предмета, субъекта и связей между ними. Метод является одним из основных для выработки альтернатив, для агрегации и дезагрегации проблем. Метод равноудаленной точки используется, когда существующая ситуация разнопланово действует на развитие объекта, субъекта, их составных частей, и требуется найти устойчивое динамическое равновесие. Последнее играет ключевую роль в развитии многих систем и представляет не неподвижное, постоянное равенство, а динамическое чередование двух крайностей. Метод предполагает выделение из исходной проблемы ее составляющих, поиск равноудаленных решений с позиции совместного взаимовыгодного использования сложившейся ситуации, а затем с их позиций – разрешение исходной проблемы. Метод разворота используется в тех случаях, когда прямое разрешение проблемы затруднительно или вообще невозможно. В его основе лежит постулат «Если хочешь добиться чего-либо, следует начать с его противоположности». Сущность метода заключается в том, что исходная проблема трансформируется в перевернутую, находится ее решение, и на его базе решается исходная проблема. Метод вращения предполагает только изменение взгляда на ситуацию, последовательное сосредоточение внимания на элементах, имеющих отношение к проблеме. Метод последовательных приближений основан на построении и анализе таблиц, генерации вариантов решений, в которых каждый последующий вариант решения должен быть хотя бы чуть-чуть лучше предыдущего. Метод морфологических таблиц предполагает построение многомерной таблицы, столбцы и строки которой отражают какие-либо существенные признаки проблемы. Такая многомерная позволяет охватить почти все возможные варианты. Но в этом и один из основных недостатков морфологического анализа, поскольку возникают тысячи вариантов. Метод включения предполагает использование нескольких промежуточных звеньев в виде элементов, свойств и отношений, позволяющих определить недостающие связи и найти решение исходной проблемы. Методом можно выбрать стартовую позицию в разрешении проблемы, а затем, наложив ее на ситуацию развития и предполагаемые ограничения, оценить возможные варианты решения проблемы. Метод асимметрии используется для снятия противоречий при разрешении проблем и представляет собой способ целенаправленного смещения противоречий. Этот метод широко используется при решении проблем путем ведения переговоров. Динамический метод решения проблем, основная идея заключается в достижении динамического восприятия постоянно видоизменяющейся реальности. Метод максимального числа степеней свободы исходит из следующих положений: - характеристики объекта, субъекта внешней среды должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы; - если имеется возможность, то разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга. Метод непрерывности полезного действия направлен на устранение «холостых» ходов в функционировании объектов, работающих непрерывно. Метод периодического действия предполагает переход от непрерывного действия к импульсному или изменению периодичности и использованию паузы между импульсами для осуществления другого действия. Метод ослабления условий основан на раскрепощении жесткой схемы проблемной ситуации и приведении ее к простой задаче, что создает эффект частичного решения проблемы. Метод замены позволяет перенести центр тяжести решения проблемы в другую точку, прямо не связанную с целью решения. Представляя проблему как оптимизационную задачу, имеющую единое «пространство», определяемое целью и условиями ее решения, можно попытаться одновременно достигнуть решения всех уровней проблемы.
Вопрос 26 Коллективные эвристические методы Так как творческая деятельность является социальным и коллективным процессом, необходимы методы коллективной выработки решения проблем. Наилучшим способом коллективного получения альтернатив является так называемая "мозговая атака". Мозговая атака призвана изобретать как можно больше идей, с помощью которых можно решить проблему. Для создания творческих подходов необходимо следующее: 1. Отделить изобретение альтернатив от их оценки. 2. Как можно больше расширить круг альтернатив, вместо того, чтобы искать единственное решение. Не существует какого-то одного правильного способа проведения "мозговой атаки" - просто необходимо помнить о том, что до "атаки" целесообразно: - определить цель и сформулировать, что ожидается получить в результате встречи: - выбрать участников. Группа должна быть достаточно большой, чтобы стимулировать взаимный обмен информацией, и достаточно маленькой, чтобы стимулировать свободное творчество самих участников; - сменить обстановку, подобрать такое время и место, которые отличались бы как можно больше от привычных; - создать неформальную обстановку; - избрать ведущего для организации процесса, готового обеспечить каждому возможность высказаться, стимулировать дискуссию вопросами. Во время атаки необходимо: - посадить участников бок о бок, они должны чувствовать "локоть друга". Материалы по проблеме должны быть перед ними: - представить участников и объяснить основные правила; - записывать идеи так, чтобы всем было видно, писать лучше на доске или длинных листках бумаги. Для успеха главное - ощущение коллективного творчества. Оно не должно покидать участников в течение всей мозговой атаки. Поэтому целесообразно не фиксировать процесс и не обращать внимание на то, кто и какую идею выдвинул. После "атаки" необходимо: - выделить самые многообещающие идем с учетом мнения самих участников; - продумать пути улучшения перспективных идей, сделать их более привлекательными и реалистическими; - определить время окончательной оценки идей и принятия решения. "Мозговая атака наоборот", во многом напоминает обычную "мозговую атаку", но при этом от участников требуется высказывать критические замечания по предлагаемым идеям. Главная трудность - корректное отношение друг к другу в ходе дискуссии. Участникам рекомендуется не только найти как можно больше слабых мест в каждой идее, но и предложить пути их устранения. Метод, по сути, представляет ускоренную или свернутую мозговую атаку и используется обычно при дефиците времени, отпущенного на решение проблемы. Синектический метод предполагает создание постоянно действующих групп, которые совместно решают творческие задачи на протяжении длительного времени. Интеллектуальная мощь группы по мере накопления опыта решения различных задач постоянно растет. Синектика - творческий процесс, заставляющий использовать при решении поставленной проблемы один из четырех элементов аналогии: - личностный, заключается в переходе человека, решающего проблему, в образ заданного в задаче объекта и попытке рассуждать с его точки зрения; - прямой заключается в необходимости ответить на вопрос: "А как вообще решаются подобные задачи?" - символический состоит в необходимости кратко и образно описать суть проблемы; - фантастический заключается в представлении о том, как бы решили эту проблему различные мифические и сказочные персонажи в соответствии с их характером. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого этапа - сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычную среду, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого - вернуться к исходной проблеме. Метод целевых обсуждений заключается в проведении обсуждения, направляемого ведущим, таким образом, чтобы втянуть всех участников в открытую и заинтересованную дискуссию и не дать совещанию вылиться в серию пассивных ответов на вопросы. Отличие от метода "мозговой атаки" состоит в том, что участники предварительно готовят свою точку зрения по решаемой проблеме. Положительным моментом такого" подхода является то, что каждый может серьезно подготовиться к обсуждению, неторопливо взвесить все "за" и "против", и, если необходимо, применить индивидуальные эвристические методы. Отрицательным моментом следует считать закрепощенность участников, поскольку участнику, пришедшему к какому-то решению, трудно от него отказаться. Метод целевых обсуждений особенно эффективен при оценке перспективности новых идей. Интегральный метод "Метра" сочетает в себе отдельные приемы атаки, синектики, морфологических таблиц и аналоговую методику "Метра". Последняя состоит из следующих фаз: - первая - задача ставится в искомой формулировке. Ведущий вызывает участников для свободного обсуждения проблемы. Главная цель - ознакомить участников с существом проблемы; - вторая - происходит представление проблемы в самых разных аспектах: объект, предмет, субъект связи; - третья - происходит пересмотр исходной формулировки проблемы и делается попытка новой постановки. Пересмотр направлен на расширение задачи и упрощение ее постановки; - четвертая - включает в себя развитие аналогии в новой постановке проблемы, позволяющей разделить ее на ряд проблем; - пятая - свободный поиск аналогий и ассоциаций, как можно более фантастических и раскрепощенных; - шестая - снова происходит возврат к исходной проблеме, а выдвинутые аналогии переводятся на язык деловых терминов. Блок - схема метода "Метра" состоит из трех этапов: 1. Формулировка проблемы и, ее анализ, генерация исходных идей решения. 2. "Выбор". Он разветвляется на три одновременные процедуры: структуризации проблемы с помощью аналогий и ассоциаций; комбинационное построение морфологических таблиц; соотнесение целей и средств для их удовлетворения. 3. Проведение анализа первых результатов, формулировка новой постановки проблемы и поиск ее решения "мозговым штурмом". Коллективные методы решения лучше индивидуальных, в том случае, если его участники не имеют опыта подобных индивидуальных решений, а также при решении трудно формализуемых задач. Используя групповые методы, необходимо учитывать обстоятельства, которые могут привести к снижению их эффективности: - приспособленчество отдельных членов группы к одной из альтернатив решения; - отсутствие у участников собственного мнения по данному вопросу; - тенденциозный подбор исходной информации, из-за коллективного предпочтения; - склонность участников группы к уменьшению ответственности. Для повышения эффективности коллективных решений рекомендуется: - создавать обстановку свободного обмена мнениями, а при необходимости организовывать тайное голосование по решению; - поддерживать деловую работоспособную обстановку; - проводить постоянный анализ решения на шаблонность с целью ее устранения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.199 (0.012 с.) |