Две школы геополитики и их особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Две школы геополитики и их особенности



Два континента - две школы

Несмотря на общность доктринальных основ, в геопо­литике выделяются две основные геополитические школы — континентально-европейская и англо-американская, в которых по-разному интерпретировалась природа мирового господства, механизм и формы контроля за пространством, принципы и нормы глобального взаимодействия государств для борьбы с нарастающей динамикой угроз и вызовов.

Различия в американской и европейской геополитике связаны с расхождениями в геостратегических приоритетах Америки и Европы, уходящими корнями в культуру. Разногласия касаются самого главного вопроса — моральности, желательности и эффективности применения силы. Европа проявляет отвращение к силе, обходит ее стороной, создавая самодостаточный мир законов, правил, между­народных переговоров и сотрудничества, как это видел И. Кант. Это связано с тем, что история европейского континента перенасыщена кровавыми войнами и конфликтами и особенно двух последних в прошлом столетии, особенно тяжелых для европейцев.

США используют свою силу в анархиче­ском гоббсианском мире, где нельзя полагаться на нормы междуна­родного права. На Американском континенте со времен его открытия Колумбом кроме варварского уничтожения коренного населения – индейцев, не было ни одной войны. Америка вела и ведет военные действия за пределами своего континента.

// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Принципы гуманизма, законности и международного права были выстраданы европейцами в ходе двух мировых войн. По этой причине видение мира европей­ских политиков намного сложнее и богаче нюансами: они пытают­ся оказать влияние на других с помощью искусной политики и ма­невров, они более терпимы и гуманны, предпочитая дипломатию и убеждение. Американская элита стала проникаться этими ценно­стями лишь после 11 сентября 2001 г., когда США содрогнулись от атаки международного терроризма.

Национальная идентичность континентальной школы геополитики

Интерес к геополитике в начале XX в. был связан с процессами полити­ко-государственного размежевания в Западной Европе и гетероген­ность культурной среды. В основе континентально-европейской школы геополитики лежит идея связи веры, почвы и крови, воплощенной в феномене национализма. Он стал одной из причин двух мировых войн в Европе.

Национальное чувство является превалирующим в Европе: прак­тически повсеместно сознание европейцев сформировано организацией общества в рамках Государства-Нации. В своей основе оно имеет одни условия: язык общения, образование, опирающееся на национальную историю; национальную экономическую и социальную системы; националь­ные представления. В течение XIX—XX вв. эволюция благоприятствовала Государству-Нации, которые возникали в Европе с конца XVIII столетия. Европейские на­циональные государства различны, как минимум, по трем критериям:

1) Длительности существования Государства-Нации. Интенсивность национального сознания определенным об­разом связана с длительностью существования государства. По это­му критерию можно выделить три группы государств — «пожилого» возраста, «взрослые» и «молодые».

К государствам «пожилого» возраста можно отнести Великобританию, Францию, Испанию, Нидерланды, Португалию, Данию, Швецию, Швей­царию, Россию. Здесь существует давняя национальная традиция, отли­чающаяся сильно развитым национальным чувством, которая порой уживается с довольно активным региональным партикуляризмом.

«Взрослые» государства, возникшие позднее, в XIX в., хранят память о славном историческом и культурном прошлом, которое сумело обеспе­чить развитое национальное чувство; к ним можно отнести Германию, Италию, Грецию, Болгарию, Сербию, Бельгию, Люксембург.

«Молодые» государства были созданы или «воссозданы» в XX в., причем одни располагали государственностью в прошлом, как Польша или Ир­ландия, а другие были созданы относительно искусственно, как Югославия. К этой группе относятся Румыния, Чехословакия, Авст­рия, Венгрия, Финляндия, балтийские государства и Норвегия — единственное государство в этом ряду, возникшее не в результате вооруженного конфликта. Для них характерна общая черта: их границы были навязаны им в ходе различных переговоров с участием великих держав, что было чревато требованиями и претензиями в прошлом, настоящем и будущем.

2) Размер Государства-Нации. Мощное государство обладает более развитым национальным чувством, чем малое. Национальное чувство может быть наступательным или оборонительным, продиктованным лишь желанием сохранить неза­висимость. Первые, например, французы или немцы, склонны про­ецировать всякое межгосударственное строительство на европейский уровень, как продолжение их собственной национальной мощи; вторые, как скандинавы или жители Бенилюкса, стремятся в регио­нальных перегруппировках найти дополнение национальной цело­стности. Отсюда различные концепции Европы, различный смысл, вкладываемый в это понятие.

3) Географическое расположение, занимае­мое в Европе. Обычно говорят о странах Западной, Центральной, Средиземноморской, Скандинавской Европы. «Центром тяжести» европейского континента, несомненно, является пара Фран­ция — Германия: их взаимоотношения играли огромную роль в судь­бах континента, в отличие от стран северной или южной периферии.

Разви­тие европейского сознания имеет своей направленностью «снятие» противоречий на более высоком уровне сознания. Поэтому на первый план в европейской гео­политической теории вышла проблема единства геополитического пространства. Ее осмысление породило множество геополитических концепций — от проатлантической до мондиалистской. Однако центральной идеей европейской школы является концепция конти­нентального блока. Приверженность идее континентального строи­тельства и континентальной политики была характерна для всех крупных геополитиков Европы XIX—XX вв. Она приобретала специ­фические конкретно-исторические черты: «страны Оси» (Р. Челлен), «срединная Европа» (Ф. Науманн), «блок Берлин — Москва — То­кио» (К. Хаусхофер).

Благодаря усилиям историков, европейцев объединяла «общность судьбы» или «общеевропейский культурный рынок»: на протяжении всей истории Европы прослеживаются сле­ды существования этой общности. В сравнении с неевропейскими народами (американцами, азиатами, африканцами) европеец чувст­вует свое отличие в образе жизни, понятиях, культуре, однако из этого еще не вытекает европейское единство. Сознавать себя европейцем, стремиться быть им вплоть до желаний создать сплоченное сообщество обитателей Европы — значит пред­принять активные, конструктивные действия, перейти на другой этап, перейти в чувство слитности с неким целым, по аналогии с национальным чувством гражданина по отно­шению к Нации. Именно так поставлена проблема в коллективном исследовании под руководством профессора Р. Жиро «Европейская идентичность и европейское сознание в XX в.»

По этой причине для современной континентальной геополити­ки характерен поиск новых идей геополитической идентификации «федерации государств», как именует себя Европейский Союз, включающий 27 государств. Европейская геополитика XXI в., от ко­торой зависит международная стабильность во всем мире, стоит перед выбором геополитического вектора объединенной Европы в условиях смещения глобального баланса, возникновения новых угроз и вызовов, известного охлаждения отношений с США. Это хорошо понимают многие европейские геополитики, приверженные идее прагматизма и консенсуса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.004 с.)