Классическая геополитика французской школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классическая геополитика французской школы



Теория географического поссибилизма или «география человека»

Основателем французской школы геополитики был географ Поль Видаль де ла Блаш (1845-1918). С 1898 и до конца жизни он возглавлял кафедру географии в Сорбонне. Свои геополитические взгляды Блаш изло­жил в работах «Картина географии Франции» (1903), «Восточная Франция» (1917) и «Принципы географии человека» (1922).

В отличие от немецкой школы геополитики с ее жестким географическим детерминизмом ведущую роль в историческом процессе он отводил человеку, его воле и инициативе, активным действиям в рамках природного комплекса.

«Антропологическая школа» политической географии Видаль де ла Блаша была альтернативой концепции соци­ал-дарвинизма Ратцеля, исходившей из приоритетного влияния на политику госу­дарства его географического положения. Эта полемика отражала соперничество между Францией и Германией на европейском континенте, стремление Франции блокировать германскую экспансию.

В представле­нии Блаша политическая история имеет пространственную и вре­менную составляющую, географическую и историческую состав­ляющую. Отталкиваясь от этой позиции Видаль де ла Блаш разработал геополитиче­скую концепцию «поссибилизма» (от лат. possibilis— возможный). Согласно этой концепции, в политической истории имеются два аспекта — пространственный (географический), отраженный в окру­жающей среде, и временной (исторический), сконцентрированный в человеке.

Он предлагал рассматривать географическую среду, климат, почву как некую «возможность» — потенциал, кото­рый способен стать реальным политическим фактором, но может и остаться нейтральным. Согласно поссибилизму это зависит от человека, проживающего в пределах данного пространства. В работе «Картина географии Франции» он обращал внимание на взаимосвязь почвы и крови. В этой связи Блаш придавал решающее значение ценности че­ловеческой свободе и чувству истории в геополитической борьбе.

Утверждая «чувство свободы» человеческой воли, он противопостав­лял его «чувству пространства» немецких. Это отличает француз­скую школу геополитики от немецкой.

Главную роль в складывании мирового геополитического про­странства, согласно Блашу, играли коммуникации. По его мнению, основу мирового цивилизационного процесса составляли взаимо­действующие локальные или расширяющиеся пространственные «ячейки» (или очаги), в рамках которых складывались своеобразные «образы жизни».

Взаимодействуя между собой путем «революционных вспышек», «ячейки» пространственно расширялись. В процессе взаимодействия теснота контактов вела к подражанию, заимствова­нию. Способность к творческому восприятию и усвоению внешних влияний стала основой богатства и динамизма европейской циви­лизации.

Видаль де ла Блаш разработал тезис о постепенном преодолении противоречий между континентальными и морскими державами. В противовес немецкой теории о борьбе стран моря и континента, уже в начале XX в. Бланш считал неизбежным преодоление противоречий между морскими и континен­тальными державами благодаря расширению сети коммуникаций. Поэтому в работе «Восточная Франция» он провозглашает свой ос­новной тезис: «Взаимопроникновение Земли и Моря — универсальный процесс». Воплощением этого тезиса стал блок Антанта (Тройственное согласие) 1904—1907 гг. и объе­динение в ходе Первой мировой войны против Германской коалиции бо­лее 20 государств: Великобританию (талассократия), Фран­цию (в большей степени талассократия, чем теллурократия), Россию (теллурократия), позже и США (талассократия). Антигитлеровская коа­лиция включала СССР (теллурократия), США (талассократия), Велико­британию (талассократия), Францию (в большей степени талассокра­тия, чем теллурократия), Китай (теллурократия) и другие страны.

Блаш считал возможным создание в будущем мирового государства, как результат взаимодействия госу­дарств, в основе которого должны быть интересы человека. В перспективе каждый житель Земли должен осознать себя «гражданином мира». Для оцен­ки геополитического положения великих держав Блаш использовал позиционный принцип.

Существенное место в исследованиях Видаль де ла Блаша занимает проблема инкорпорирования земель Эльзаса и Лотарингии, вновь отошедших к Франции после Первой мировой войны. Он предло­жил превратить эти территории, где большинство жителей говорят на немецком языке, в зону взаимного сотрудничества между Фран­цией и Германией.

Геополитика европейской интеграции

Жак Ансель (1882—1943) был учеником Видаль де ла Блаша и придерживался его идей. Он был противником военного способа решения геополитических интересов государства, экспансионизма и империализма, отвергал идею доминирования одной нации над другой.

За критику немецкой геополитики оправдывавшей империалистическую политику Германии в 1941 г. он был помещен в концентрационный лагерь Компьень и умер вскоре после освобождения.

В книге «География границ» (1938) Ж.Ансель предлагал рассмат­ривать изменение границ как результат необходимости и желатель­ности. Граница, по Анселю, — это результат равновесия между жизненными силами двух народов. При этом границы между госу­дарствами он рассматривал в качестве временной периферии, а не строгих барьеров. Они трактовались как политические «изобары», отражающие баланс международной власти и способные к измене­ниям. Единственным естественным рубежом он считал рубеж ойку­мены (отсутствия людей). Согласно Анселю, путь к прогрессу лежит через создание гибких группировок, которые были бы признанием основных человеческих реалий и вкладом в общее благосостояние, как экономическое, так и культурное. Это обеспечивало бы сущест­вование порядка, при котором величие одной нации не было бы совместимо со свободой всех других наций.

// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Альберт Деманжон и гэополитический закат Европы

Предметом анализа Альберта Деманжона (1872—1940) — ученика Блаша, были сдвиги в геополитической структуре мира, возникшие после Первой мировой войны.

Предметом особого беспокойства Деманжона было падение роли Европы в международных делах. В книге «Упадок Европы» (1920) он анализирует причины смещения баланса сил в мире, приведшие Европу на перефирию глобальной политики. По прогнозам Деман­жона, геополитическая структура мира должна быть трехполюсной: США, Япония и объединенная Европа. После Первой мировой войны США превратились в мирового лидера. Япония стала регио­нальной державой, которая доминирует в пределах «Нового Среди­земноморья» — Тихоокеанского региона. И лишь Европа скатыва­лась на перефирию под давлением континентальных противоречий и геополитического раскола, что вызывало у него беспокойство. В ситуации упадка Европы значительную опасность для нее представ­ляла милитаризация исламского мира. Противостоять этим угрозам могла только объединенная Европа, идея которой широко обсужда­лась в 1920-е годы. Деманжон был яростным сторонником европейской кооперации.

В 1922 г. австрийский граф Куденхове-Калерги выдвинул идею объединения Европы. В 1923 г. была опубликована его книга «Пан-Европа», а в июне 1924 г. ее автор обратился с открытым письмом к французским парламентариям, в котором изложил свой проект. В нем констатировалась необходимость объединения Европы перед лицом трех сил — СССР, США и Великобритании. Советскому Союзу, из-за его «социальных экспериментов», не находилось места в Европе, взамен ему отводилась роль «моста» между Европой и Ки­таем. Ядро союза должны были составить примирившиеся Франция и Германия, которая противостояла бы агрессии с Востока.

В октябре 1926 г. состоялся первый «Паневропейский кон­гресс», на котором было объявлено о соз­дании «Паневропейского союза». Почетным председателем Союза стал известный политический деятель Аристид Бриан (министр иностранных дел Франции). Членами союза были такие политические деятели, как Э. Эррио, Л. Блюм, Э. Даладье, П. Бонкур (Франция), Я. Шахт, К. Вирт (Германия), Ф. Бейкер (Великобритания), немецкие писатели Т. и Г. Манны, французский поэт П. Валери, испанский философ X. Ортега-и-Гассет, всемирно известные ученые А. Эйнштейн, 3. Фрейд и др.

В конце 20-х годов А. Бриан выдвинул проект европейского объединения. Проект предполагал сохранение независимости и суверенитета всех участников союза: в нем использовались такие понятия, как «об­щий рынок», «европейское сообщество».

По мнению Деманжона, геополитическая ситуация в Европе после Первой мировой войны является шагом назад, ведущим к автаркии и будущим конфликтам. Только политика инте­грации и объединения государств могла предупредить упадок Евро­пы.

Позже, в 30-е гг. XX в., изменился геополитический ландшафт на европейском континенте, баланс сил «победителей и проиграв­ших». В условиях экономического кризиса 1929—1933 гг. заметно ослабло положение Франции как великой державы. Последствия кризиса усугубляли процесс зарождения фашизма и рост опасности со стороны Германии, стремящейся к реваншу. Выход из этой си­туации Деманжон видел не только в более эффективном использо­вании национальных ресурсов, модернизации промышленности и сельского хозяйства в пределах самой метрополии, но и призывал к проведению более рациональной колониальной политики. Причем колонизация трактовалась им в рамках концепции «front de coloni­sation» как национальная ревитализация, т.е. оживление. Деманжон считал необходимым вкладывать больше капиталов в колонии, по­ощрять эмиграцию в них.

В противостоянии океанических и континентальных стран (ди­хотомия «Суша — Море») он отдавал предпочтение «морской ори­ентации» Франции, которая в то время в отличие от Германии име­ла колонии и могла развивать с ними торговые отношения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.98.81 (0.006 с.)