ТОП 10:

Геополитические представления в Древнем Китае



Геополитические идеи в Древнем Китае развивались в русле мифо­логического, социоантропоморфического мировоззрения, в основе которого лежит очеловечивание природной среды и осознание людь­ми своей прямой зависимости от природных сил и патриархально-клановой структуры общества. Геополитическим идеям Древнего Ки­тая присущ повышенный прагматизм, что принципиально отличает их от пространственных моделей Древней Индии, основанных на религиозном идеализме.

Политическая культура Древнего Китая включала достаточно разнообразный набор форм и методов контроля над пространством: прямой и косвенный. Способы военной экспансии занимали значи­тельное место, поскольку политическая история Древнего Китая была чередой бесконечных междоусобиц и войн с соседями. Доста­точно упомянуть период Воюющих царств, который продолжался почти два века (с 403 по 221 гг. до н.э.). Наряду с прямой военной агрессией, в период империи Хань в I—II вв. использовались мето­ды «сухопутной колонизации» новых земель, своеобразный аналог гуманитарной интервенции. На вновь присоединенных землях (на­селение которых просто признавало власть императора) создавались «пограничные округа», куда переселялись значительные группы древнекитайского населения: они селились в административном центре новой провинции. В приграничные же районы переселялись отдельные группы кочевников, признавшие власть ханьского импе­ратора. При постоянном росте численности древних китайцев че­респолосное расселение обеспечивало им возможность культурной гегемонии над местным населением.

// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Специфическим способом доминирования над соседними госу­дарствами являлось искусство вербальной коммуникации. Автором подобной политической технологии был философ Конфуций (Кун-цзы, 551—479 до н.э.). Его изречения собраны в книге «Лунь-юй» («Суждения и беседы»). Применительно, к внутренней политике ее суть состоит в том, что важным условием эффективного админист­рирования Конфуций считал хорошо продуманное слово, поскольку «одно-единственное слово может свидетельствовать об уме или глу­пости человека, особенно правителя («благородного мужа»), истин­ность и уместность которого может подчас решить судьбу государ­ства». Будешь спешить — не сумеешь вникнуть в суть дела; утонешь в мелочах — не решишь крупные проблемы.

Геополитические идеи Конфуция развивались в контексте ре­шения проблемы о наилучшем устройстве общества и управлении государством. Причем решить эту задачу он стремился с помощью строгой упорядоченности (по принципу естественного неравенства в природе, где каждый знает свои права и обязанности) и опреде­ленных моральных принципов. Суть социального порядка, по Кон­фуцию, выражается формулой: «Правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Управлять обществом призваны благородные мужи во главе с государем («сы­ном неба») на принципах добродетели и личного примера. Практи­ческие советы Конфуция в области управления и сегодня можно отнести к заповедям умелой администрации: мудрый руководитель должен хорошо знать, что любят люди (богатство, престиж) и что ненавидят (бедность и презрение); дельный чиновник должен уметь все видеть, все слышать, осторожно высказывать свое мнение, из­бегать рискованного и опасного действия.

Применительно к внешней политике искусство вербальной ком­муникации состоит в использовании стратагем — совокупности скрытых тактических приемов и уловок, которые необходимо творче­ски применять в зависимости от конкретной ситуации.

Суть стратагемного мышления состоит в том, чтобы с помощью раз­личных манипуляций (набора обещаний, соглашений, заверений, сою­зов, коалиций, угроз) постараться истощить силы врага и нанести ему невосполнимый урон, не вступая с ним в прямое противоборство. Ко­нечная цель подобных действий состоит в том, чтобы сохранить свои силы и богатства. Наиболее известные китайские стратагемы гласят:

«Объединиться с дальним врагом, чтобы победить ближнего»

«Превратить роль гостя в роль хозяина»

«Наблюдать за огнем с противоположного берега»

«Заманить на крышу и убрать лестницу»

«Ловить рыбу в мутной воде»

«На востоке поднимать шум, на западе нападать»

«Скрывать за улыбкой кинжал»

«Сманить тигра с горы на равнину»

«Тайно подкладывать хворост под костер другого»

«Убить чужим ножом» и др.

В Древнем Китае была детально разработана методика применения той или иной стратагемы с учетом различных обстоятельств и ситуаций. Особенно эффективно они могут быть применены в ситуации геополи­тического противоборства.

Преодолев кризис в эпоху Ранней Хань (206 до н.э. — 23 н.э.), почти 2 тыс. лет Китай существовал в условиях стабильности. Она основывалась на «трех китах»: (а) неизменности территории; (б) неиз­менности численности населения (разумеется, в границах опреде­ленного интервала); (в) неизменности жизненных устоев (идеология иерархии ценностей, основные принципы политики, экономики, общественных отношений). В результате подобной стратегии уро­вень жизни китайцев вплоть до XVIII в. был выше, чем в Европе.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.72 (0.003 с.)