Различные технические приемы, необходимые при проведении ПСР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различные технические приемы, необходимые при проведении ПСР



  1. Транспортировка пострадавшего на небольшие расстояния и при перекладывании производится в одиночку и вдвоем способами:
    1. на спине сидя
    2. на плечах
    3. на бухте веревки
    4. на палке
    5. на рюкзаке
  2. При транспортировке на более длительные расстояния необходимо большее число людей и носилки, которые вяжутся из подручных средств:
    1. из двух жердей и курток
    2. носилки-волокуши из лыж или веток
    3. мягкие носилки из веревки (кокон и плетенка)
    4. жесткие носилки из жердей и/или ледорубов и лыжных палок и веревки (сидячие и полные)
    5. очень жесткие для тяжелых травм (щит, акья)
  3. По несложному рельефу носят 4 -6 человек, сменяясь через каждые 10-15 минут, на поясах через плечо, либо к системам. Нести надо так чтобы голова всегда была сверху (т.е. при спуске - вперед ногами).
  4. Организация точек крепления (станций) и страховки для транспортировки пострадавшего по сложному рельефу. При ПСР требуется повышенная надежность, поэтому станции делаются не на одной точке, а на нескольких и обязательно блокируются. Сколько веревок. Помимо тянущей (грузовой) веревки обязательно должна быть аварийная страховочная веревка, не нагруженная. Грузовых веревок должно быть по числу людей, т.е. при подъеме и спуске одного легко пострадавшего - 1 веревка, а тяжело пострадавшего с сопровождением - 2 веревки.
  5. Существуют две принципиально разные техники транспортировки пострадавшего по сложному рельефу, а именно, если легко пострадавший может передвигаться сам и ему лишь надо оказывать помощь при страховке и использовании перил, и при спуске пострадавшего, который не может самостоятельно пройти этот участок, и необходимо его транспортировка с сопровождением здорового участника. Независимо от этого, общий смысл заключается в том, что использование технических приспособлений для движения вверх и вниз по веревке (жумар и спусковое устройство) становится невозможным - следовательно веревка должна быть жестко закреплена к человеку, двигаться относительно закрепленных на верней точке устройств вместе с грузом. Эти устройства называются:
    1. Карабинный тормоз (для спуска, не крутит веревку, может работать и с двойной).
    2. Полиспаст (для подъема, имеются различные схемы - одинарный, двойной, с блоком и т.д.).
  6. Вытягивание и самовылаз провалившегося из трещины:
    1. Руками - лучше всего (рюкзак можно и лучше отдельно)
    2. Длинный блок (неглубоко, нетяжелый, может работать руками)
    3. Полиспаст
    4. Самовылаз на стременах
    5. Самовылаз по системе "грудь - нога" (или "нога - нога" - экзотика)
  7. Поиск пострадавшего в лавине:
    1. Снаряжение: ленты, щупы, радиомаячки.
    2. Тактика поиска пострадавшего в лавине: (искать ниже вещей, по линии движения, на поворотах и перегибах ложа, у естественных преград; идти снизу вверх от конуса выноса; обязательно наблюдатель, сперва попытаться найти визуально предметы и выступающие части тела, затем установить голосовую связь, а лишь затем переходить к).
    3. Ускоренное зондирование: 70 x 70 см
    4. Тщательное зондирование: 30 x 30 см
  1. Распорядок дня в походе и его выполнение. Диаграмма суточной нагрузки. Личное время.

Распорядок дня на маршруте: Подъем, Завтрак, Сбор лагеря, Движение, Обед, Движении, Постановка лагеря, Ужин, Запас воды на следующий день, Отбой.

Подъем. К аждый день назначаются дежурные. Дежурные готовят ужин, завтрак и обед.

Первыми встают дежурные, готовят завтрак, будят всю группу.

Время от подъема до выхода для хороших групп не должно превышать 2 часа.

Движение. Переход первый, до обеда составляет 2/3 от всего дневного пути. По продолжительности он примерно 4-5 может и 6 часов. Обычно, если выход в 9, то на обед становятся где-то в 13-14 часов. Но вообще выход в 9 - это поздно, по хорошему надо выходить в 7, тогда и обед будет часов в 12. Максимально организм готов к нагрузкам до обеда.

Обеденный привал. Продолжительность часа 2-3.

Вечерняя ходка. 3-4 часа.

Постановка лагеря. Лагерь ставят где-то в 5-6 часов.

  1. Общие правила бинтования. Пользование трубчато-сетчатыми бинтами.

Повязки бывают:

1) Покровные (для удержания лежащей на ране стерильной салфетки)

2) Давящие (для остановки кровотечений)

3) Иммобилизующие (для достижения неподвижности участка)(гипс, шины).

Наиболее широко применяются бинтовые покровные повязки. Общие принципы

1) Накладывается прочно, не должна соскальзывать, но также не должна давить и становиться причиной механического повреждения кожи

2) Перевязываемая часть должна быть обнажена и легкодоступна для наложения повязки

3) Бинтовать нужно по правилам, пользуясь какой-либо типовой повязкой.

Правила бинтования:

1) Во время перевязки необходимо стоять лицом к больному (удобно, если бинтуемая часть находится на уровне груди бинтующего)

2) Перевязывая, с больным необходимо разговаривать, что позволяет контролировать состояние пациента, не вызывать новых болевых ощущений.

3) Следить, чтобы перевязываемая часть тела находилась в правильном положении.

4) Направление витков должно быть едино во всех слоях повязки.

5) Ширина бинта – равная или больше диаметра перевязываемой части.

6) Бинт держат в руке так, чтобы свободный конец составлял перпендикуляр с рукой, в которой находится рулон бинта.

7) Бинтуют от узкого к широкому месту.

8) В начале перевязки делается «замочек».

9) Накладывается такое количество бинта, которое необходимо.

Билет 19

  1. Поисково-спасательные службы (ПСС). Взаимодействие туристских групп с ПСС. Наличие ПСС в районе УТП.

Повышение безопасности соревнований обеспечивается взаимодействием со спасательными службами, страховыми компаниями, государственными и общественными организациями, на территории которых проходит маршрут.

Средством учета, контроля и взаимодействия является маршрутная книжка (маршрутный лист).

50.2. Группа, проходящая маршрут по территории Российской Федерации, должна пройти регистрацию в соответствующей спасательной службе региона прохождения маршрута.

При совершении маршрута за рубежом регистрация групп производится в местных органах (в т. ч. в спасательной службе, при ее наличии) в соответствии с правилами, действующими в государстве, на территории которого проходит маршрут.

50.3. Процедура регистрации. После получения допуска к выходу на маршрут руководитель не позднее, чем за неделю до выезда на маршрут сообщает в спасательную службу региона, где проходит маршрут, о маршруте и составе группы (форма обращения приведена в Приложении 9, раздел 1 Регламента).

При прохождении маршрута руководитель сообщает в ГСК, МКК и спасслужбу региона о выходе и о завершении маршрута телеграммой, по телефону, электронной почте или лично.

50.4. Группе необходимоиметь технические средства связи по п.49.4.

50.5. В соответствии с Положением о соревнованиях участники группы и руководитель группы должны застраховаться, от несчастного случая.

50.6. При необходимости группа обращается в ближайшее медицинское учреждение в населенных пунктах района прохождения маршрута.

50.7. В случае не поступления в контрольные сроки сообщения от группы о завершении маршрута, ГСК принимает все возможные меры для выяснения причин и в случае необходимости обращается в спасательную службу.

Повышение безопасности похода обеспечивается взаимодействием со спасательными службами. Средством учета, контроля и взаимодействия является маршрутная книжка (маршрутный лист).

Группа, проходящая маршрут по территории Российской Федерации, должна пройти регистрацию в соответствующей спасательной службе региона прохождения маршрута.

При совершении маршрута за рубежом регистрация групп производится в местных органах (в т. ч. в спасательной службе, при ее наличии) в соответствии с правилами, действующими в государстве, на территории которого проходит маршрут.

Процедура регистрации. После получения допуска к выходу на маршрут руководитель не позднее, чем за неделю до выезда на маршрут сообщает в спасательную службу региона, где проходит маршрут, о маршруте и составе группы.

При прохождении маршрута руководитель сообщает в ГСК, МКК и спасслужбу региона о выходе и о завершении маршрута телеграммой, по телефону, электронной почте или лично.

В соответствии с Положением о соревнованиях участники группы и руководитель группы должны застраховаться, от несчастного случая.

При необходимости группа обращается в ближайшее медицинское учреждение в населенных пунктах района прохождения маршрута.

В случае не поступления в контрольные сроки сообщения от группы о завершении маршрута, ГСК принимает все возможные меры для выяснения причин и в случае необходимости обращается в спасательную службу.

  1. Опасности травянистых и осыпных склонов. Техника передвижения и обеспечение безопасности при движении по ним.


Опасности травянистых склонов.

  • мокрые склоны
  • заснеженные склоны
  • обледенелые склоны
  • кустарниковые заросли
  • склоны под разрушающимися скалами
  • склоны под «живыми» осыпями
  • склоны над обрывами (скалами, «бараньими лбами»)

Технические приёмы
Использование естественных неровностей (кочек, камней) для постановки ступни горизонтально для боль-шей устойчивости и плавности движения.
Туловище должно оставаться вертикальным.
Постановка ступней и ног в зависимости от уклона:

  • параллельно на всю подошву (вверх, вниз и траверсом при малом уклоне)
  • на подъём (носками наружу на внутренний рант при значительном уклоне – лицом к скло-ну)
  • на ранты (на внешний «верхней» ноги и внутренний – «нижней») на траверсе
  • на спуск (сгибая колено «верхней» ноги – боком к склону, меняя ноги)
  • бóльшая опасность соскальзывания «верхней» ноги, стоящей на внешнем ранте

Направление движения (наиболее безопасное):

  • прямо вверх (крутые склоны, наикратчайший путь)
  • прямо вниз (пологие склоны, наикратчайший путь)
  • восходящим траверсом (при наборе высоты на пологих склонах)
  • нисходящим траверсом (при сбросе высоты на пологих склонах, боком вниз на крутых склонах)
  • серпантином вверх (кочковатые склоны)

Страховка и самостраховка: использование альпенштока/ледоруба при движении, при самозадержании – использование естественных неровностей рельефа

Классификация осыпей: по размеру камней (мелкие, средние, крупные), по подвижности («живые», старые, слежавшиеся)
Опасности

  • сползание вниз по склону
  • поверхностные осыпи на скальных плитах и наклонных полках
  • повреждения суставов при попадании конечностей во время движения в щели между кам-нями
  • наличие камнепада – источника свежей осыпи
  • высокая подвижность (сыпучесть) конгломератных склонов морен

Технические приёмы
Необходимо учитывать наличие источника осыпи (камнепада) и размеры конуса выноса.
Передвижение по мелкой осыпи подобно движению по снежному склону.
В том числе, в части вытаптывания ступеней.
Постановка ступней не менее чем на два камня одновременно!
Движение по осыпи:

  • по мелкой пологой – прямо вверх
  • по мелкой крутой – траверсом/серпантином
  • по крупной старой пологой/горизонтальной – либо компактной группой (шаг в шаг), либо выдерживая интервал не менее 5 метров для предотвращения последствий подвижек крупных блоков
  • по крупной подвижной крутой – траверсом по одному с выставлением наблюдателей
  • по средней – сочетая приёмы
  • по «живой» – предупреждая о наличии каждого «живого» камня
  • по подвижной мелкой – сползание вниз по одному вместе с осыпью

Страховка и самостраховка
Самостраховка на мелкой осыпи подобна таковой на снежном склоне.
Возможно провешивание перил на крутых конгломератных склонах.
При движении по «живой» осыпи и под источником осыпи необходимо быть в касках!

 

  1. Способы и правила наложения жгута.

Правила:

1. Жгут накладывают поверх одежды или подкладывают под него полотенце, косынку, кусок марли.

2. Жгут накладывается с силой, достаточной для остановки артериального кровотечения (Если жгут наложен правильно, кровотечение прекращается, пульс на запястье и стопе исчезает, конечности бледнеют)

3. Необходимо контролировать остановку кровотечения

4. Жгут не накладывается на поврежденное место (ссадины, раны, растяжения, вывихи), на основное место раны)

5. После наложения жгута необходимо обработать рану, наложить давящую повязку

6. Через полчаса проверить остановку кровотечения (отпустить жгут и посмотреть, проступает ли кровь через повязку)

7. Если кровотечение не остановилось, повторить наложение жгута (повторно, по возможности, жгут накладывается выше)

8. Наложенный жгут не закрывать одеждой.

9. Под жгут поместить записку с указанием времени наложения.

10. Жгут не накладывается: в середине плеча, в нижней трети голеностопа)

11. Немедленно доставить в лечебное учреждение

12. При задержке госпитализации каждые 2 часа в теплое время года и каждые полчаса зимой проводить ослабление жгута. Если этого не делать может наступить омертвение конечности.

Ошибки при наложении жгута:

Если наложен слишком слабо – усиливается кровотечение, если слишком сильно – может вызвать повреждение нервных стволов, при наложении непосредственно на кожу – резкие боли (как правило через 40-60 минут после наложения)

 

Билет 20

  1. Классификационные требования к туристскому маршруту 1 к.с.

Требования к продолжительности и протяженности категорийных маршрутов приведены в Таблице 2

Таблица 2.

Маршруты по видам туризма Категории сложности маршрутов
           
Продолжительность маршрута в днях (не менее)
           
  Протяженность маршрута в км (не менее):
Горные            

Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (например, для горных маршрутов – не менее двух наиболее трудных перевалов).

 

Таблица 3.

Категория сложности маршрута Минимальное количество категорийных ЛП (ПП)
Всего В том числе категорий трудности
1к.с.     - - - - -
2 к.с.       - - - -
3 к.с         - - -
4 к.с           - -
5 к.с             -
  1. Опасности снежных и фирновых склонов. Техника передвижения и обеспечение безопасности при движении по ним.

Классификация снега

  • Мокрый, сухой, фирн; Мелкий, глубокий; Замерзший, раскисший

Также используются и другие характеристики, такие как, например: Крутизна снежных склонов; лавинная опасность

Достоинства снега: Удобство в передвижении; Легкость в поиске и установке страховочных точек.

Недостатки снега: Лавиноопасен; Страховка, как правило, не рассчитана на большие нагрузки.

Ступеньки, как правило делаются размером с носок ботинка. Если такие ступеньки не получаются, то необходимы кошки. Требования к ступеням: небольшой наклон внутрь и не должны располагаться строго одна над другой. При насте (фирне) ногу лучше класть коленом на склон - это увеличивает трение и уменьшает вероятность повреждения настовой корки.

На рыхлом снегу делаются глубокие ступени. Их нельзя пробивать как можно сильнее, а нужно плавно утрамбовывать. И ходить надо плавно нагружая такие ступени, иначе они просто "уедут". Чем рыхлее снег, тем глубже ступени. На глубоком снегу уже надо "тропить" фактически всем телом


Опасности снежных склонов:

  • обледенелые склоны
  • лавинная опасность
  • наличие закрытых трещин
  • сложность задержания при срыве
  • сложность обеспечения надёжной страховки
  • налипание снега на подошвы ботинок
  • большинство аварий – на спусках (усталость, высокая скорость)
  • быстрая утомляемость при вытаптывании ступеней


Технические приёмы
На плотном снегу (фирне) – использование естественных неровностей (кочек, канав) для по-становки ступни горизонтально для большей устойчивости и плавности движения.
Техника вытаптывания ступеней:

  • удары ногой, сгибаемой в колене – не от пояса!
  • туловище должно оставаться вертикальным
  • при движении прямо вверх – удары носком, затем утаптывание наступанием
  • при движении траверсом – удары рантами ботинок; при «обустройстве» ступеней не реко-мендуется утаптывание – лучше увеличивать ширину ступени серией последовательных ударов ботинка
  • первый выбирает направление и бьёт ступени «под себя» с учётом величины шага самого низкорослого участника
  • второй утрамбовывает ступени, а остальные идут по готовым, стараясь не обрушивать их
  • на мягком снегу необходимо наиболее тщательно утаптывать ступени во избежание их об-рушения
  • на рыхлом снегу необходимо максимально удалять ступени друг от друга во избежание их обрушения
  • плохо держащий наст лучше гарантированно пробивать и топтать ступени
  • при смене ведущего первый делает приставной шаг в сторону и вытаптывает для себя площадку или две ступени, пропуская всех, после чего становится замыкающим
  • на поворотах серпантина вытаптывается полуторная (по ширине) ступенька, на которой внешняя нога поворачивается
  • большее внимание выбиванию ступеней верхней по отношению к склону ногой
  • величина ступени даже на плотном снегу не должна быть меньше половины ширины (или длины при выбивании ступеней носком) подошвы ботинка
  • возможно выбивание ступеней с двух сторон снежных гребешков

Основные технические приёмы:

  • лыжные палки при движении по снежному склону обязательно (!) соединяются между со-бой и используются как альпеншток
  • на пологих и крутых склонах – движение «в три такта» прямо вверх (особое внимание при выдёргивании альпенштока/ледоруба для предупреждения опрокидывания)
  • на склонах средней крутизны – движение серпантином под углом около 45 градусов к ли-нии падения воды
  • на склонах с глубоким раскисшим фирном, а также на склонах, покрытым сухим снегом, необходимо избегать траверсов из-за высокой вероятности схода лавин
  • при движении следует избегать постановки ног близко к выступающим камням, поскольку в этих местах снег подтаивает, и велика вероятность провалиться

Особенности движения на спуск:

  • либо (при движении лицом в долину) выбивая пяткой ступень, оттягивая носок вверх, а затем постепенно опуская его вниз, «соскальзывая» со ступени
  • либо «глиссером» с опорой на альпеншток/ледоруб (если на склоне нет камней и скальных выходов, а также имеется относительно близкое и визуально безопасное выполаживание)
  • возможно движение вполоборота к склону (лицом в долину), но в данном случае нижняя нога испытывает гораздо большие нагрузки
  • спуск необходимо проводить как можно более плавно
  • на крутых склонах – спуск по закреплённой верёвке (последний – «в три такта» либо с ор-ганизацией «катапульты»)
  • движение по снегу наименее утомительно и наиболее быстро рано утром, когда подморо-женный за ночь снег хорошо «держит», однако следует опасаться обледенелых участков
  • при крайней необходимости один из участников в кошках преодолевает участки льда и навешивает перила, по которым перемещаются остальные участники

Направление движения (наиболее безопасное):

  • прямо вверх (крутые склоны, наикратчайший путь, наименьшая вероятность «подрезать» склон и вызвать сход лавины)
  • прямо вниз – по линии падения воды (пологие склоны, наикратчайший путь)
  • восходящим траверсом (при наборе высоты на пологих склонах)
  • нисходящим траверсом (при сбросе высоты на пологих склонах, боком вниз на крутых склонах)
  • серпантином вверх (длинные склоны средней крутизны)

Страховка и самостраховка
Использование альпенштока/ледоруба при движении

  • на пологих склонах – в качестве вспомогательной точки опоры для поддержания равнове-сия (держится в рабочей руке)
  • при движении серпантином - в качестве дополнительной точки опоры (держится дальней от склона рукой за верхнюю часть, ближней к склону – за середину древка; штычок упира-ется в склон перпендикулярно ему; на поворотах руки меняются!)
  • на крутых склонах – всегда выше ступней по склону при постоянной опоре, как минимум, на две точки опоры (движение «в три такта»)
  • при самозадержании – переворот в положение «лёжа на животе ногами вниз по склону», использование альпенштока/лыжных палок/ледоруба и естественных неровностей рельефа (надувов, застругов, русел ручьёв и т. п.)
  • при устройстве точек страховки/самостраховки (закрепления верёвки) необходимо заби-вать ледоруб на максимально возможную глубину, предварительно утоптав площадку (около 25 см х 35 см)
  • ледоруб (желательно, и альпеншток) д. б. пристрахован

Режим движения группы
Строй – в колонну по одному (в затылок) – при движении траверсом и серпантином
Интервал при движении колонной на подъём д. б. минимальным – компактная группа.
Интервал при движении на спуск д. б. более 10 метров – для увеличения времени принятия решения при сходе лавины и для обеспечения достаточного пространства для манёвра
Меры предосторожности:

  • выделение наблюдателей в случае лавинной опасности

 

  1. Способы и правила наложения шин.

Шина —это твердая прокладка. Шинная повязка состоит из шины, мягкой прокладки и бинта. Чаще всего в качестве мягкой прокладки используется вата.

Цель наложения шины – обеспечение иммобилизации (неподвижности) конечности или части тела.

Основные принципы правильного наложения шин:

1. Прежде чем накладывать шину, посмотрите, нет ли на этом месте ран

2. Накладывая шину, оставьте травмированное место в том положении, в котором его нашли его.

3. Шина должна перекрывать два соседних с переломом сустава.

4. Шина нигде не должна непосредственно соприкасаться с кожей, особенно в тех местах, где кости расположены близко к поверхности тела.

5. Лучше шины накладывать по бокам конечности, менее удобно – по передней или задней сторонам конечности.

6. Под шиной всегда должна быть мягкая прокладка.

7. Шину тщательно прибинтовывают к иммобилизуемой части тела, чтобы она не могла сместиться.

8. Накладывайте повязку не слишком туго, чтобы не нарушать нормальное кровообращение. Убедитесь в том, что пальцы пострадавшей конечности не опухают, не синеют, не немеют.

 

Частные случаи переломов.

При повреждениях в области плечевого сустава (ключица, лопатка, головка плечевой кости): прибинтовать правильно согнутую в локте руку к туловищу, либо наложив шину на плечо и предплечье. При повреждениях в области локтевого сустава и предплечья шина накладывается на плечо и предплечье (специальная шина – с внешней стороны, деревянные шины – одна с внутренней стороны между плечом и туловищем, другая – на предплечье снизу – должны хорошо скрепляться выше локтевого сустава. Затем рука подвешивается на косынке.

При повреждении предплечья и кисти деревянные шины накладываются на ладонную поверхность. Далее рука подвешивается на косынку.

Шинные повязки на нижнюю конечность при переломе бедра: до подмышечной впадины с внешней стороны, до паха с внутренней стороны.

Шинные повязки при повреждении шейного отдела позвоночника и головы: либо специализированные шины, либо, например, два тяжелых мешочка с мешком, которые укладывают с двух сторон головы больного, лежащего навзничь.

Пр переломе ребра - стянуть грудную клетку бинтом или полотенцем.

 

Билет 21

  1. Классификационные требования к туристскому маршруту 2 к.с.

 

Требования к продолжительности и протяженности категорийных маршрутов приведены в Таблице 2

Таблица 2.

Маршруты по видам туризма Категории сложности маршрутов
           
Продолжительность маршрута в днях (не менее)
           
  Протяженность маршрута в км (не менее):
Горные            

Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (например, для горных маршрутов – не менее двух наиболее трудных перевалов).

 

Таблица 3.

Категория сложности маршрута Минимальное количество категорийных ЛП (ПП)
Всего В том числе категорий трудности
1к.с.     - - - - -
2 к.с.       - - - -
3 к.с         - - -
4 к.с           - -
5 к.с             -

 

  1. Опасности скал. Техника передвижения и обеспечение безопасности при движении по ним.

Скалы (применительно к походам I-II к. сл.)
Классификация скальных маршрутов: лёгкие («без рук»), средние (применение разнообразных способов передвижения), трудные (с тщательной непрерывной страховкой, использованием ИТО и свободного ла-зания).

Опасности

  • подниматься трудно, а спускаться опасно (проблематичность и неэффективность спуска лазанием)
  • высокая крутизна отдельных участков – возможность свободного падения
  • разрушающиеся скалы
  • большая опасность камнепадов, особенно спровоцированных
  • высокая травмоопасность срывов
  • задевание рюкзаком за склон (например, при прохождении скальных лестниц) и, как след-ствие, потеря устойчивости с возможностью возникновения срыва
  • кажущаяся лёгкость передвижения по полкам, однако они имеют обыкновение заканчи-ваться
  • сильная зависимость сложности перемещения от погоды

Технические приёмы (общие положения):

  • предварительный выбор маршрута
  • наиболее рационален простейший путь, близкий к вертикали
  • предварительная проверка точек опоры
  • использование правила «трёх точек» (опоры)
  • основная нагрузка на ноги
  • использование рук для поддержания равновесия
  • правильное использование трения
  • плавность движения
  • широкое использование распоров и упоров
  • при хороших опорах для рук и плохих для ног – тело дальше от скалы
  • при хороших опорах для ног и плохих для рук – наоборот
  • желательно не поднимать руки выше головы
  • по возможности быстрое прохождение сложных участков
  • лучше спуститься и найти правильный (доступный) путь, чем лезть на рожон
  • при срыве – выставить руки перед собой для защиты и самозадержания

Точки опоры делятся на: захваты («зацепки») и подхваты, упоры, распоры.

Лазание бывает: свободное, внешнее (по выпуклым формам рельефа и стенам), внутреннее (по каминам и углам), искусственное (с использованием ИТО).

ИТО (искусственные точки опоры): скальные крючья, шлямбурные крючья, лесенки, петли, верёвки, закладки («гексы» и т. д.), «френды».

Страховка и самостраховка
Самостраховка на скалах может осуществляться только с использованием закреплённых точек страховки (ИТО, скальные выступы, заложенные в щели ледорубы и т. п.).
Возможно провешивание перил на опасных участках.
При движении по скалам необходимо быть в касках!
Страховке на скалах будут посвящены семинарские занятия.
Отдельно рассматриваются спуски по скальному рельефу.
Техника спусков
Обычно быстрее и безопаснее спуститься со скал при помощи закреплённой наверху верёвки.
Способы:

  • спортивный спуск
  • дюльфером с использованием карабина и без
  • с использованием карабинных тормозов (узел УИАА, узел Гарда и т. п.)
  • с использованием тормозных устройств («восьмёрка», шайба Штихта, «букашка», «бука-рашка», «лепесток» и т. п.)

Общее правило: для ускорения движения верёвка должна быть наиболее прямой (по возможности), для торможения – изогнутой вокруг опоры (тела, карабина, устройства).
Основная опасность – сброс камней при перемещениях верёвки по склону.
После прохождения последнего участника верёвка «сдёргивается» при помощи второй верёвки. Либо зара-нее крепится «кольцом» и также вытягивается за один конец – в данном случае необходимо спускаться по двойной верёвке либо применять карабинную удавку.

3. Основные принципы доврачебной помощи.

Основные заповеди

1. Не навреди. (в том числе бездействием)

2. Лечить должен специалист. Наша задача – оказать первую помощь, донести до врачей. (Диагноз – предварительный, все сомнения – в пользу больного)

3. Профилактика лучше лечения.

Принципы:

1. Правильность (надо делать или нет)

2. Целесообразность

3. Быстрота (без суеты)

4. Бережность

5. Обдуманность

6. Решительность и спокойствие.

Алгоритм оказания первой помощи:

1) Оценка обстановки

a) С точки зрения безопасности (лавины, камни, карнизы)

b) С точки зрения тяжести травмы

2) Мероприятия по устранению поражающего фактора

3) Оценка состояния пострадавшего (осмотр, опрос)

Оказание первой медицинской помощи

4) В случае неотложного состояния – выведение из него

a) Остановка кровотечений

b) Восстановление нарушенного дыхания

c) Введение лекарственных средств

A. Обезболивание

B. Стимуляция дыхания

d) Первичные реанимационные действия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца)

5) Устранение местного болевого фактора

a) Обкалывание (или другая анестезия (лидокаин в спрее, холод)) зоны травмы.

b) Обездвиживание

6) Придание пострадавшему удобного положения и температурного комфорта.

7) Скорейшая доставка в лечебное учреждение.

 

Принципы (Взято из другого источника)

1) Сохраняйте хладнокровие

2) Если это необходимо – сразу вызывайте «Скорую помощь»

3) Быстро оценивайте ситуацию и соблюдайте последовательность действий.

4) Не навреди

a) Не передвигайте пострадавшего с серьезными травмами

b) Не давайте пищу и воду, если не уверены

c) Не делайте действий, перекрывающих дыхательные пути (не кладите плашмя, не подкладывайте под голову подушку.

Занимайтесь личностью, а не просто симптомами

Билет 22

  1. Обзор района УТП. Физико-географические характеристики, туристские возможности. Текущая политическая обстановка.

Приэльбрусье

  1. Опасности горных рек. Переправа по ним. Обеспечение безопасности на переправах.

Особенности и опасности горных рек: из ледников; суточные и погодные колебания уровня (таяние); изменение уровня от истока к устью; температура (3 - 7°); скорость (до 10 м/с); прозрачность воды (от кристально чистых до мутных); перемещение пород (камни).
Сложность переправ не определяет категорийность горного маршрута (пешеходного может), маршрут планируется с минимумом переправ. Выбор места и способа: в верховьях; обход по леднику; по снежному мосту; поиск описаний нахождения мостов в долинах, бродов, каменных завалов; спросить у местных жителей; поиск поваленных деревьев. Лучшая переправа та, которая не состоялась.
Подготовка (в зависимости от сложности): сменная обувь; все вещи внутри рюкзака в непромокаемых мешках; каски и системы Виды переправ в порядке возрастания опасности реки (скорость течения, уровень воды, ширина):

  1. Перешагивание; переход по камням; помощь при переходе (рукой, шестом, ледорубом); женщины переходят без рюкзаков, мужики по два раза.
  2. Переход вброд по одному (до 0,2 м): в сменной обуви (кеды, кроссовки); место пошире, но помельче.
  3. Переход по двое (0,2-0,3 м); по 3-5 человек "стенкой" (0,3-0,5 м, широкие); "таджикским" способом (кольцом) (0,5-0,6 м, потоки более мощные, но более узкие). "Стенкой" предпочтительней.
  4. Переправа вброд со страховкой: перила на уровне плеч; человек на самостраховке (усом, грудным карабином); лицом к течению; руки в перчатках; карабин между рук; приставным шагом. Закрепление перил на противоположном берегу:
    • Перебрасывание (см. ниже).
    • Переход двух самых сильных без рюкзаков.
    • Переход одного участника с шестом с двумя страховками: одна на уровне перехода, вторая - выше по течению, без перехлеста вокруг участника. Упираться шестом выше по течению.
    • Переход одного участника "маятником" с двумя страховками: одна на уровне перехода, вторая (маятник, нагружается при переходе) на 20 - 40 м выше по течению. Выбирается поворот с нужным направлением течения.
    • Обегание одного участника выше по течению через простую переправу.
  5. То же, со страховкой с обоих берегов (челнок), карабин страховки (из австрийского проводника) включается в систему.
  6. Переправа по бревну (если массовая, есть уложенное бревно, при необходимости повторной или многократной переправы, наличие леса): горизонтальные перила; самостраховка; страховка челночной веревкой. Для закрепления перил на противоположном берегу один участник переходит (переползает) с двумя страховками по бревну (одна на уровне бревна, другая - ниже по течению), укрепляет конец бревна. Веревка, используемая для укладки, может являться перилами для первого участника. Укладка бревна:
    • По воздуху несколькими веревками (нужен удобный склон).
    • Комель зафиксирован, другой конец сплавляется маятником со страховкой до упора в противоположный берег.
  7. Навесная переправа: перила (двойные при повышенной опасности, большом числе участников, переправке пострадавшего); лучше слегка наклонные в сторону переправы; натягивание полиспастом; передвижение по перилам на двух скользящих; страховка (вытягивание) челноком; переправа снаряжения отдельно. Порядок посадки: страховка, грудной карабин, беседочный карабин. Закрепление перил на противоположном берегу:
    • Перебрасывание веревки (см. ниже), при надежном закреплении - натяжка перил для первого полиспастом.
    • Если веревка после перебрасывания закреплена ненадежно, первый участник переплывает реку, подтягиваясь по веревке с помощью жумара (не пристегнутого к участнику) и с двумя страховками: одна на уровне переплывания, вторая на 20 - 40 м выше по течению.
    • Переплывание одного участника с двумя страховками "маятником" на излучине реки: одна на уровне переплывания, вторая на 30 - 40 м выше по течению. Выбирается поворот с нужным направлением течения.
    • Обегание одного участника выше по течению через простую переправу. На поиски идут двое, в системах с веревкой, возвращаются одновременно по противоположным берегам. При сложном рельефе (большом расстоянии, опасности) - переправляются вдвоем.

Перебрасывание веревки на противоположный берег:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.117 с.)