Функции политической системы и типы её подсистем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции политической системы и типы её подсистем.



Одна из самых авторитетных классификаций функций политической системы принадлежит Габриэлю Алмонду. В работе «Политика развивающихся регионов» он указывает на такие функции «входа» системы, как:

- политическая социализация;

- политическое рекрутирование;

- артикуляция интересов;

- агрегирование интересов;

- политическая коммуникация;

- различные виды взаимодействий.

К функциям «выхода» политической системы Алмонд относит:

- нормотворчество;

- проведение правил и процедур введения их в действие;

- контроль за соблюдением правил;

- истолкование законов и пресечение их нарушения.

Подсистемы политической системы:

1). Институциональная (государство, СМИ, церковь, партии и общественные организации).

2). Нормативная (политико-правовые нормы, принципы, воззрения, традиции).

3). Функциональная (формы политической деятельности, способы осуществления власти – т.е. основа политического режима).

4). Коммуникативная (формы и принципы взаимодействия внутри системы и подсистем).

5). Культурно-идеологическая (идеи, взгляды, ценности, чувства участников социальной жизни).

Структурность политической системы выражается не только в дифференциации задач её основных частей, но и в их иерархии. Каждая из главных функциональных подсистем организована на трёх уровнях власти и политических отношений:

- мегауровень (центральный аппарат управления);

- мезоуровень (аналогичен мегауровню, но отличающийся от него объёмом компетенций;

- микроуровень (формируется на базе массового участия общественных групп и граждан политической жизни.

Фактором, связывающим все структурные элементы этой системы в единое целое, выступают политические отношения акторов по поводу публичной власти.


Политический режим.

Политический режим – это совокупность различных видов отношений между властью и обществом, среди которых можно отметить следующие показатели:

- институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина;

- степень политического участия населения и его включённости в процесс принятия государственных решений, народный контроль и волеизъявление;

- уровень возможности свободного соперничества между правящей группировкой и оппозицией;

- роль открытого насилия и принуждения в государственном управлении.

Тоталитаризм.

Политическая система особого рода, которая замыкается на личности вождя, поддерживаемого или выдвигаемого некоей олигархической группировкой. Для обеспечения господства государства во главе с вождём над обществом используется целый комплекс мер и средств, где главное – нескрываемое насилие. Активно применяются методы политического, экономического, идеологического воздействия, поэтому на определённой стадии своего формирования тоталитарному режиму удаётся создать для себя достаточно массовую социальную опору. Наличие массовой поддержки режима иногда доказывается с помощью плебисцитов и референдумов.

Это вело массы к культу личности и слепому поклонению властителю, который стремится не только к тотальному переустройству собственного государства, но и мира в целом. В понятие культа личности обычно вкладывают разнообразное содержание: некритическое почитание деятеля с приписыванием ему всевозможных заслуг и создание системы идолопоклонства, в т.ч. после смерти.

Основные признаки тоталитаризма были выделены Карлом Фридрихом и Збигневом Бжезинским.

1). Официальная тотальная идеология: утопическое видение нового политического порядка и пути его достижения, объясняет «миссию» лидера, оправдывает борьбу как основу политики. Главная задача тотальной идеологизации – постоянная легитимизация установленного политического режима и его курса. Тоталитарная идеология описывала мио в чёрно-белых красках – все граждане определяются только как противники или сторонники данной идеи.

2). Однопартийная система: партия в тоталитарных режимах тесно сплетена с государством в конструкцию «партия-государство». Партия тоталитарного типа организуется иерархично и стоит либо над правительством, либо пронизывает его институты, где важные посты занимают партийные функционеры.

3). Монополия на СМИ для поддержания веры в ценность своей идеологии партия-государство. Политпросвещение и развлечение в тоталитарных обществах подчинены идеологической пропаганде с её мобилизующим массы характером: факельные шествия в Германии, спортивные парад на Красной площади, карнавалы на Кубе, праздничные выступления в Северной Корее. Общий признак таких обществ составляют и культурные явления: циклопические монументы вождей, имперская архитектура, специфическая литература, кино.

4). Система террористического полицейского контроля, основным смыслом которой является устрашение.

5). Монополия на все виды вооружённой борьбы и организованного насилия.

6). Контроль над экономикой.

7). Территориальная экспансия.

Авторитаризм.

Авторитарные режимы имеют следующие отличительные признаки:

- ограниченный плюрализм;

- отсутствие руководящей, чётко разработанной идеологии;

- отсутствие в целом политической мобилизации и низкий уровень политического участия;

- формально обозначенные и предсказуемые границы власти лидера/элиты.

Военно-бюрократический режим – такой тип авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но при дальнейшем политическом развитии всё большая роль принадлежит разного рода гражданским профессионалам. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствует какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая партия.

Основная идеологическая цель режима – исключить независимое участие во власти определённых групп. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблемную ситуацию режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалам в политическую сферу через избирательные каналы.

Особенность военного режима в том, что посты в правящей элите занимают исходя из позиции в армейской иерархии. Формы военного правления – от личной диктатуры одного генерала до хунты. Иногда военные лидеры управляют негласно, предоставив руководящие посты гражданским лицам, и обеспечивают контроль и порядок в обществе.

Политические предпосылки для военно-бюрократических режимов образуются, как правило, в обществах с низким экономическим, социальным и культурным уровнем развития, где были введены либерально-демократические парламентские институты, но не сложилась действенная партийная система либо партии оказались не в состоянии сформировать стабильное правительство.

Корпоративный авторитаризм – этот режим корпоративно-авторитарно типа устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где мобилизация граждан достигла необходимого уровня для их эффективного политического участия. Корпоративное представительство интересов – альтернатива слишком идеологизированной массовой партии и дополнение к однопартийному правлению (правление Салазара в Португалии, Франко в Испании). Корпоратизм – институционализированное и регулируемое представительство интересов. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов. Так, в Мексике президент Карнедас провёл перестройку Институционно-революционной партии. Если раньше в партию входили только правительственные чиновники и политики, то изменение структуры (она была разделена на 4 сектора – рабочий, крестьянский, народный, военный) позволило ввести в неё массы для увеличения партийных рядов и более тесной связи элиты и граждан. Это, в свою очередь, укрепило основы политического режима.

Дототалитарный авторитаризм – характеризуется рядом важных политических, социальных и культурных факторов:

- довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, ещё не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему;

- армия, церковь, группы интересов и др., сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу;

- ситуация общественной неопределённости, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса.

В ситуации такого рода протототалитарная партия, опирающаяся на массовые или военные организации, может постараться методом давления войти в правящую элиту, в которой её лидеры (вместе с представителями иных партий) образуют оппозиционную или полулояльную к демократии коалицию. Подобным образом сформированные правительства ограничивают гражданские свободы, запрещают одни партии, нейтрализуют либо вбирают в себя парламентские фракции других и в результате создают одну, уже гораздо более сильную протототалитарную организацию. Именно относительно высокое влияние сторонников тоталитарного развития в данной новообразованной партии решает политический характер будущего режима.

Постоколониальный авторитаризм – однопартийные мобилизационные авторитарные режимы, возникающие после обретения бывшим колониальным государством независимости, создаются снизу и возможны в достаточно эгалитарных (уравнительных) обществах с низким уровнем экономического развития и небольшой по численности экономической элитой. Экс-метрополия сохраняет весьма сильные позиции в данных государствах. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие значимость любых внутренних конфликтов. Ответ режима на рост напряжённости в обществе – непоследовательная политика, соединяющая насилие над оппозицией с попытками включить её в базу поддержки и в структуры власти. Подобные политические методы укрепляют положение националистических лидеров.

В переходной к постколониальному авторитаризму ситуации обостряются экономические проблемы, резко падает управляемость общественными процессами и при этом растут ожидания граждан. Так создаются условия для появления нелояльной оппозиции, что заставляет правительство вовсе искоренить политическую конкуренцию, уровень политического участия становится вовсе низким, а потому позиции политических лидеров являются крайне нестабильными – для таких государств характерны перевороты, убийства правителей.

Расовая / этническая демократия – тип авторитарного режима, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нём допущено определённое расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики насильно. Такие режимы придают большое значение утопической идеологии, оправдывающей существующее положение дел, что позволяет назвать их потенциально тоталитарными (бывший режим в ЮАР с его идеологией расового апартеида).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.012 с.)