Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология политических культур.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В ходе своего исторического развития разнообразные сообщества выработали множество типов политической культуры, каждый из которых отражает преобладание в стиле поведения людей определённых ценностей, норм, стереотипов, форм властвования и взаимоотношений с правителями. В основе типологии политических культур могут быть различные факторы: - специфика разнообразных политических систем (Гарри Экстайн); - своеобразие стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба); - виды ориентации граждан в политической игре (Дэниел Элейзер); - открытость или закрытость политических ценностей к инокультурным контактам (Роже-Жерар Шванцерберг); - идеологические различия (Ежи Вятр). Широкую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Алмондом и Вербой в своём труде «Гражданская культура». Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три типа политической культуры: - приходская (или парокиальная): патриархальная, для которой характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от её функционирования; - подданническая: сильная ориентация на политические институты, но невысок уровень индивидуальной активности граждан; - партиципаторная (или участническая): заинтересованность граждан в политическом участии и проявление ими соответствующей активности. На практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Причём самой массовой и одновременно оптимальной с точки зрения обеспечения стабильности системы властвования является синтетическая гражданская культура, где доминируют подданнические установки и активные формы участия людей в политике. Существую и иные классификации типов политической культуры. Так политологи выделяют консенсуальную и поляризованную политическую культуры. Консенсуальные культуры характеризуются значительной степенью сплочённости граждан вокруг ведущих ценностей и целей государства и общества. При поляризованном типе сложившиеся субкультуры отличаются очевидным несовпадением базовых ценностей и ориентиров политической деятельности элиты и населения. Степени взаимонепонимания, как правило, различаются в зависимости от страны, а потому выделяются особые подтипы поляризованных политических культур – сегментированные культуры, в которых всё-таки существует определённый консенсус относительно самых основных национальных ценностей.
С учётом большой роли политических институтов в воспроизводстве образцов мышления и поведения различают также официальную (поддерживаемую государством) и реальную культуры. В научной литературе встречается разделение на традиционную (соответствующую аграрному этапу развития общества), модернистскую и постмодернистскую. В содержательном отношении существуют и самые общие критерии типологизации политической культуры, заданные спецификой цивилизационного устройства Запада и Востока (либо Севера и Юга). Идеалы и нормы политической культуры западного типа воплощают ценности гуманизма, человеческой свободы, плюрализма мнений и убеждений. Они базируются на индивидуализме и верховенстве права. Восточные политико-культурные нормы и традиции были предопределены особенностями жизнедеятельности общинных структур аграрных социумов Азии, на которые воздействовали ценности арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддистской культур. Базовые ориентации людей формировались под влиянием главенства коллективистских форм организации частной жизни, безраздельным верховенством религиозных доктрин. Противоположность базовых ориентиров западного и восточного типов выражена и устойчива; её не снимают даже серьёзные политические преобразования. И только в ряде государств удалось добиться некоего синтеза этих видов политической культуры. Примером того может служить опыт Японии. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока влияет на политическую жизнь стран, занимающих срединное геополитическое положение (Россия, Казахстан) – здесь формируется своеобразная синкретическая культура. Политическая социализация. Живущий в любом сообществе человек неизбежно формирует свою систему ценностных ориентаций, постепенно осваивая требования статусного поведения, доминирующие культурные нормы и другие стандарты участия в политике. В широком смысле этот политико-культурный процесс называется политической социализацией. Если человек не способен свою ценностную систему и модели политического поведения привести в соответствие с доминирующими в данном обществе, он нередко лишается не только возможности адаптации в политической сфере, но и использования имеющихся социальных механизмов для эффективного отстаивания собственных интересов.
Освоение политических ценностей и традиций, образцов поведения и прочих элементов политической культуры может быть ограничено только продолжительностью жизни человека. Это двуединый процесс. Воспринимая одни идеи и навыки, люди способны поступиться другими ориентирами, избирать новые для себя способы общения с властью, нормы и ценности. Сам процесс приобщения к культурным эталонам осуществляется на основе восприятия примеров действия, типичных вариантов мышления и поведения, включения личности во взаимодействие с определёнными институтами. В данном смысле постоянными спутниками человека, в значительной мере определяющими его возможности к усвоению и эффективному воплощению культурных образцов, являются агенты социализации. Авторитет и эффективность влияния каждого из этих агентов зависят от многих причин, но прежде всего от возраста, внутреннего состояния, уровня образованности и развития самосознания человека, интенсивности его вовлечения в социальные и политические процессы, а также цивилизационных и исторических условий общественного бытия. Например, в традиционных социумах сильнее влияние семьи, ближайшего окружения и церкви. В государствах современного типа более выражен авторитет образовательных и коммуникативных структур. Приоритет каких-то агентов, сочетание их друг с другом, характер целенаправленного влияния на человека существенно разнятся в зависимости от того, что именно обладает более высокой эффективностью в социализации – государство, общество, отдельная социальная группа. Государство формирует взаимодействие всех агентов в рамках генерализированного потока социализации, ориентированного на формирование лояльности людей к правящему режиму, на усвоением им ценностей господствующей политической культуры и идеологии. В то же время множество социальных групп, обладающих особым взглядом на политические реалии, по-своему выстраивает взаимодействие тех или иных агентов, придаёт им специфическую направленность, стремясь в духе собственных воззрений повлиять на личность и способы её включения в политику, что способствует в итоге возникновению в обществе разнообразных состязательных потоков социализации. Открытые контакты человека с разными групповыми культурными нормами обуславливают те или иные его предпочтения. В силу этого менее значимые либо малопрестижные, по другим причинам неприемлемые для человека ценности политической культуры могут отражать тенденцию к десоциализации. В настоящее время политическая социализация личности показывает, что индивидуальное освоение ею ценностно-нормативного политического опыта не может замыкаться рамками одной страны. Сегодня важно признать: характер и уровень социализированности человека не могут оставаться неизменными на протяжении его жизни и подвержены постоянным качественным преобразованиям. Выделение первичной и вторичной стадии политической социализации даёт возможность учесть подобные трансформации личности в соотнесении со всей продолжительностью жизни.
Первичная социализация – это начальное (обычно с 3-5 лет) восприятие ещё маленьким человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политики. Особенности данной стадии состоят в том, что ему приходится адаптироваться к политико-культурной системе, ещё не понимая её сущности и значения. Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он освоил приёмы и переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению, переоценить культурные нормы и традиции. Главное здесь – так называемая ресоциализация, характеризующая влияние самого человека на отбор и усвоения знаний. В силу этого вторичная социализация выражает непрерывную самокоррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов человеческого поведения и мировоззренческих принципов. Политическая идеология.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.27.209 (0.008 с.) |