Типология политических культур. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология политических культур.



В ходе своего исторического развития разнообразные сообщества выработали множество типов политической культуры, каждый из которых отражает преобладание в стиле поведения людей определённых ценностей, норм, стереотипов, форм властвования и взаимоотношений с правителями.

В основе типологии политических культур могут быть различные факторы:

- специфика разнообразных политических систем (Гарри Экстайн);

- своеобразие стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба);

- виды ориентации граждан в политической игре (Дэниел Элейзер);

- открытость или закрытость политических ценностей к инокультурным контактам (Роже-Жерар Шванцерберг);

- идеологические различия (Ежи Вятр).

Широкую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Алмондом и Вербой в своём труде «Гражданская культура». Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три типа политической культуры:

- приходская (или парокиальная): патриархальная, для которой характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от её функционирования;

- подданническая: сильная ориентация на политические институты, но невысок уровень индивидуальной активности граждан;

- партиципаторная (или участническая): заинтересованность граждан в политическом участии и проявление ими соответствующей активности.

На практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Причём самой массовой и одновременно оптимальной с точки зрения обеспечения стабильности системы властвования является синтетическая гражданская культура, где доминируют подданнические установки и активные формы участия людей в политике.

Существую и иные классификации типов политической культуры. Так политологи выделяют консенсуальную и поляризованную политическую культуры. Консенсуальные культуры характеризуются значительной степенью сплочённости граждан вокруг ведущих ценностей и целей государства и общества. При поляризованном типе сложившиеся субкультуры отличаются очевидным несовпадением базовых ценностей и ориентиров политической деятельности элиты и населения. Степени взаимонепонимания, как правило, различаются в зависимости от страны, а потому выделяются особые подтипы поляризованных политических культур – сегментированные культуры, в которых всё-таки существует определённый консенсус относительно самых основных национальных ценностей.

С учётом большой роли политических институтов в воспроизводстве образцов мышления и поведения различают также официальную (поддерживаемую государством) и реальную культуры.

В научной литературе встречается разделение на традиционную (соответствующую аграрному этапу развития общества), модернистскую и постмодернистскую.

В содержательном отношении существуют и самые общие критерии типологизации политической культуры, заданные спецификой цивилизационного устройства Запада и Востока (либо Севера и Юга). Идеалы и нормы политической культуры западного типа воплощают ценности гуманизма, человеческой свободы, плюрализма мнений и убеждений. Они базируются на индивидуализме и верховенстве права. Восточные политико-культурные нормы и традиции были предопределены особенностями жизнедеятельности общинных структур аграрных социумов Азии, на которые воздействовали ценности арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддистской культур. Базовые ориентации людей формировались под влиянием главенства коллективистских форм организации частной жизни, безраздельным верховенством религиозных доктрин.

Противоположность базовых ориентиров западного и восточного типов выражена и устойчива; её не снимают даже серьёзные политические преобразования. И только в ряде государств удалось добиться некоего синтеза этих видов политической культуры. Примером того может служить опыт Японии.

Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока влияет на политическую жизнь стран, занимающих срединное геополитическое положение (Россия, Казахстан) – здесь формируется своеобразная синкретическая культура.

Политическая социализация.

Живущий в любом сообществе человек неизбежно формирует свою систему ценностных ориентаций, постепенно осваивая требования статусного поведения, доминирующие культурные нормы и другие стандарты участия в политике. В широком смысле этот политико-культурный процесс называется политической социализацией. Если человек не способен свою ценностную систему и модели политического поведения привести в соответствие с доминирующими в данном обществе, он нередко лишается не только возможности адаптации в политической сфере, но и использования имеющихся социальных механизмов для эффективного отстаивания собственных интересов.

Освоение политических ценностей и традиций, образцов поведения и прочих элементов политической культуры может быть ограничено только продолжительностью жизни человека. Это двуединый процесс. Воспринимая одни идеи и навыки, люди способны поступиться другими ориентирами, избирать новые для себя способы общения с властью, нормы и ценности. Сам процесс приобщения к культурным эталонам осуществляется на основе восприятия примеров действия, типичных вариантов мышления и поведения, включения личности во взаимодействие с определёнными институтами.

В данном смысле постоянными спутниками человека, в значительной мере определяющими его возможности к усвоению и эффективному воплощению культурных образцов, являются агенты социализации. Авторитет и эффективность влияния каждого из этих агентов зависят от многих причин, но прежде всего от возраста, внутреннего состояния, уровня образованности и развития самосознания человека, интенсивности его вовлечения в социальные и политические процессы, а также цивилизационных и исторических условий общественного бытия. Например, в традиционных социумах сильнее влияние семьи, ближайшего окружения и церкви. В государствах современного типа более выражен авторитет образовательных и коммуникативных структур.

Приоритет каких-то агентов, сочетание их друг с другом, характер целенаправленного влияния на человека существенно разнятся в зависимости от того, что именно обладает более высокой эффективностью в социализации – государство, общество, отдельная социальная группа. Государство формирует взаимодействие всех агентов в рамках генерализированного потока социализации, ориентированного на формирование лояльности людей к правящему режиму, на усвоением им ценностей господствующей политической культуры и идеологии.

В то же время множество социальных групп, обладающих особым взглядом на политические реалии, по-своему выстраивает взаимодействие тех или иных агентов, придаёт им специфическую направленность, стремясь в духе собственных воззрений повлиять на личность и способы её включения в политику, что способствует в итоге возникновению в обществе разнообразных состязательных потоков социализации.

Открытые контакты человека с разными групповыми культурными нормами обуславливают те или иные его предпочтения. В силу этого менее значимые либо малопрестижные, по другим причинам неприемлемые для человека ценности политической культуры могут отражать тенденцию к десоциализации.

В настоящее время политическая социализация личности показывает, что индивидуальное освоение ею ценностно-нормативного политического опыта не может замыкаться рамками одной страны. Сегодня важно признать: характер и уровень социализированности человека не могут оставаться неизменными на протяжении его жизни и подвержены постоянным качественным преобразованиям. Выделение первичной и вторичной стадии политической социализации даёт возможность учесть подобные трансформации личности в соотнесении со всей продолжительностью жизни.

Первичная социализация – это начальное (обычно с 3-5 лет) восприятие ещё маленьким человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политики. Особенности данной стадии состоят в том, что ему приходится адаптироваться к политико-культурной системе, ещё не понимая её сущности и значения.

Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он освоил приёмы и переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению, переоценить культурные нормы и традиции. Главное здесь – так называемая ресоциализация, характеризующая влияние самого человека на отбор и усвоения знаний. В силу этого вторичная социализация выражает непрерывную самокоррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов человеческого поведения и мировоззренческих принципов.


Политическая идеология.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.139.141 (0.008 с.)