Концепции и типологии политической культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепции и типологии политической культуры.



Учёные давно осознали, что если изучать разнообразные аспекты субъективного отношения человека к политическому миру через призму разделяемых им ценностей, мифологии, символов и менталитету, то открывается возможность глубже понять мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить причину множества конфликтов. Предпосылками к созданию теории политической культуры стали популярные в послевоенное время исследования различных форм психической организации социальных групп. Эти коллективные предрассудки, стереотипы, исторический опыт и другие психологические факторы жизнедеятельности людей, оказывавшие влияние на особенности и нормы взаимодействия власти и общества обобщённо описывались в категориях национального характера.

Самое признанное концептуальное построение относительно сущности политической культуры было предложено Габриэлем Алмондом. Позже она была дополнена идеями Сиднея Вербы, Люсьена Пая, Рональда Инглхарта, Морис Дюверже и др. Данное понятие стало символом обобщённой характеристики всего субъективного процесса политики.

В настоящее время сложились три основных направления в истолковании политической культуры:

1). Отождествление политической культуры со всей совокупностью духовных явлений в мире политики. Она превращается в форму общественного сознания, лишённую поведенческих аспектов (С. Верба).

2). Политическая культура как выражение нормативных требований или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Стивен Уайт, Джек Плейно).

3). Политическая культура как стиль политической деятельности человека предполагающий воплощение его убеждений в поведении.

Политическая культура – совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и поддерживающих устоявшиеся нормы и традиции взаимоотношений государства и общества.

В приведённых трактовках и определении прежде всего отражена центральная роль ценностных ориентаций личности, представляющих особую мотивационную систему человеческого поведения. Ценностные ориентации задают некие коды мышления и установки, составляющие поведенческий кодекс, т.е. своего рода идеальный тип политической деятельности человека. Такая система ориентаций при этом достаточно гибкая, чтобы человек мог приспособиться к текущим изменениям политической реальности.

Несмотря на свою глубину и абстрактность, ценностные ориентации вполне могут быть представлены в качестве конкретных показателей человеческой активности. Вот какие операционные характеристики даёт Уолтер Розенбаум политико-культурным ориентациям:

1). Политическая идентификация: политические образования и группы, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно.

2). Политическая вера: готовность сотрудничать с различными группами в акциях, членство в группах, оценка деятельности группы.

3). Ориентация относительно режима: вера в легитимность режима, чувства по поводу основных политических убеждений, включённость в политическую деятельность.

4). Правила игры: отношение к политическим девиантам и диссидентам, концепция принятия политического решения властью, концепции политических обязательств индивида для себя и других.

5). Политическая действенность: вера в то, что власть ответственна за свои действия, вера в важность гражданской активности, вера в возможность политических изменений.

6). Политическая компетентность: частота голосований и других типов активности, знание о политике и интерес к ней.

7). Input – Output ориентации: удовлетворённость политикой власти.

Однако человек не всегда имеет возможность вести себя в соответствии со своими убеждениями, поэтому политическая культура в целом содержит в себе противоречия между идеальными и практическими формами существования на уровне отдельной личности и целого государства.

Политические ценности, будучи по природе результатом личностного освоения мира политики, в то же время обязательно испытывают на себе специфическое влияние общественных требований. Прежде всего это происходит на основе восприятия человеком норм политической системы, однако при этом включают в себя опыт прошлого, традиции, ритуалы, обычаи, стереотипы. Именно традиции придают устойчивость политико-культурным формам деятельности людей, дают им возможность влиять на политический процесс. Политическая культура – это органическая составная часть национальной культуры каждой страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.004 с.)