Социальные функции идеологии и идейно-политический спектр. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные функции идеологии и идейно-политический спектр.



Политические идеологии выполняют целый ряд важных социальных функций:

- когнитивная;

- легитимизирующая;

- нормативная;

- интеграционная;

- мобилизационная.

При всех своих отличиях разнообразные идеологии обладают рядом общих особенностей, относящихся к их генезису, внутренней структуре и общественно-политической динамике. Оформившиеся идеологии характеризуют целостность, систематичность и самодостаточность. Они выстраиваются структурно в виде внутреннего ядра идеологии и внешней оболочки.

«Ядро» идеологии обычно абстрактно, оно как раз и представляет собой «ложный» образ реальности. Идеология вообще склонна к абсолютизации и универсализации своих основополагающих принципов, которые якобы единственно истинны и общеприменимы. Но при этом идеология обладает большим эмоциональным и внушающим воздействием, её сила заключается в способности воодушевлять и убеждать.

Идеологиям свойственны догматичность и ритуализация, т.е. имеются свои «отцы-основатели» и «герои-мученики», «священные тексты» (манифесты, декларации и конституции) и «ритуалы» (символы, обращения, гимны, праздники). В силу присущего им догматизма идеологии сопротивляются внутренним переменам, однако все они так или иначе подвержены изменениям, которые происходят медленно и болезненно. Темпы и масштабы перемен в идеологии во многом зависят от степени открытости её внутреннего структурного ядра. Но всё-таки в рамках каждой идеологической системы рано или поздно возникают конфликт между ортодоксами и реформаторами, исход которого – либо постепенная эволюция данной идеологии, либо её вырождение.

Существует также важнейшее понятие идеологического спектра, т.е. некоторой логической и реальной упорядоченности взаимодействия идеологий. В соответствии с принятой практикой современный идеологический спектр есть схема, состоящая из двух оппозиций: левые-правые или либерализм-консерватизм. Термин «радикальный», «либеральный», «умеренный», «консервативный», «реакционный» дают представление о том, в какой части политического спектра находится то или иное политическое течение.

Радикалы занимают крайний левый фланг спектра, это те, кто в наибольшей степени недоволен статус-кво и стремится к его быстрому и коренному преобразованию.

Либералы убеждены, что развитие должно идти путём поступательных реформ.

Умеренные обычно видят непорядок в обществе, но едва соглашаются с возможностью даже несущественных перемен.

Консерваторы настороженно относятся к любым преобразованиям в опасении, что некомпетентное вмешательство приведёт к резкому ухудшению ситуации.

Реакционеры (крайний правый фланг) ориентированы на обратный ход политической истории и настаивают на восстановлении институтов предшествующих эпох.

Экстремизм – другое понятие, часто используемое для определения некоторых специфических идейно-политических позиций. В отличие от радикализма экстремизм обусловлен не целями политического действия, а применяемыми им насильственными средствами.

Политические идеологии прошлого и современности.

Национализм.

В отличие от других идеологий национализм трудно истолковать более или менее однозначно. Многие исследователи склоняются к тому, что национализм в широком смысле не просто идеология, а скорее часть целостной культурной подсистемы, из которой и произрастает вся совокупность национально-патриотических взглядов, верований и чувств.

В привычном словоупотреблении понятие национализма воспринимается негативно, хотя по существу это не вполне верно. Николай Александрович Бердяев указывал на наличие двух типов национализма: творческого, созидательного и разрушительного. В первом случае он способствует сплочению нации, а во втором – направлен против других народов. Понятие национализма нередко используют и в других смыслах. Иногда его применяют для описания лояльного отношения к государству, хотя правильнее было бы говорить о патриотизме. Порой этим словом характеризуют убеждения, что какой-то народ, культура и цивилизация выше остальных, но это проявление шовинизма.

В политическом смысле правильнее понимать национализм как идейно-политическую доктрину организации власти на определённых принципах. Британский теоретик Эрнест Гелнер, в отличие от многих авторов, использующих для трактовки национализма по преимуществу этнический и антропологический подход, осмысливал этот феномен в политико-философском аспекте. Он усмотрел важную связь между культурой политикой, объясняющую природу национализма. В основе стремления к национальной государственности – необходимость защиты национальной культуры, такую функцию в современном обществе может выполнить только государство. Значит, национализм – это прежде всего политический принцип, согласно которому политические и национальные образования должны совпадать.

Ещё яснее эта мысль высказана Энтони Смитом: национализм – это идеологическое достижение и установление автономии, сплочённости и индивидуальности социальной группы, часть членов которой видят себя реальной или потенциальной нацией.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.008 с.)