Структура и функции политической культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и функции политической культуры.



Характер каждой политической культуры во многом зависит от её структуры. Одни элементы отражают технологию формирования политического поведения субъектов, другие – этапы становления политической культуры в конкретной стране, третьи – те ценности, которыми руководствуются элиты, этносы, граждане в целом.

В политической культуре изначально заложены рациональные и иррациональные компоненты. Рациональные компоненты предполагают, что человек действует в соответствии со своими интересами, разумно соотносит цели и средства их достижения. Наличие неосознанных компонентов связано с эмоционально-чувственным восприятием человека, некритическими архетипами мышления, воспроизводством предрассудков и т.д.

В качестве основы строения политической культуры в науке рассматривают ориентации на политическую систему, автором которой является Г. Алмонд. Он выделил познавательные (понимание состава политической системы), эмоциональные (чувства к тем, кто олицетворяет, по мнению человека, власть) и оценочные (суждения, опирающиеся на ценностные критерии) элементы.

В свою очередь У. Розенбаум предложил распределять политические ориентации по следующим блокам:

1). Относительно институтов государственного управления, а также «входов» и «выходов» политической системы.

2). Относительно «других» в мире политики, в т.ч. и самоидентификация, политическая вера и т.д.

3). Относительно собственной активности с оценкой своей политической компетентности (уверенность в способности реально влиять на власть).

Структурирование политической культуры возможно и с учётом различий в значении и роли ценностей для формирования политической деятельности человека. Здесь можно выделить:

- мировоззренческие ориентиры: совмещение представлений о политики у человека с его картиной мира;

- гражданские ориентиры: осознание собственных возможностей индивидом как участника публичных отношений;

- политические ориентиры: формирование отношения к практике конкретного правительства, партии, официальных лиц.

Типичный способ выявления структуры политической культуры – различение ценностных ориентиров и способов политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, этнонациональным, демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым и другим группам. Тем самым политическая культура предстаёт как совокупность субкультурных образований. Данный подход позволяет увидеть, что в конкретных странах наибольшим политическим влиянием могут обладать религиозные (в Северной Ирландии и Ливане), этнические (в Азербайджане) или элитарные (в переходных обществах) субкультуры.

Политическая культура как специфический круг явлений оказывает реальное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, и обладает определёнными функциями, связанными с различными направлениями влияния на власть.

Функция идентификации раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности, в определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.

Функция ориентации характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.

Функция предписания выражает приоритетность ориентаций и норм, обуславливающих направленность и границы человеческого поведения.

Функция адаптации передаёт потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и полномочий.

Функция социализации проявляет обретение человеком определённых навыков и свойств, позволяющих ему реализовать в системе власти свои права и интересы.

Функция интеграции обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках государства.

Функция коммуникации показывает уровень взаимодействия субъектов и институтов власти на основе использования общепринятых стереотипов.

В различных исторических условиях – чаще всего при нестабильных политических процессах – некоторые функции политической культуры могут сворачиваться или даже прекращаться. Например, при кризисе (экономическом, социальном, политическом) значительно снижается коммуникативная способность норм и традиций государственной жизни, в результате чего неизбежно обостряются споры между различными общественными группами по поводу правительственного курса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.004 с.)