Коммуникативная культура личности. Понятие коммуникативной грамотности. Коммуникативная компетентность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативная культура личности. Понятие коммуникативной грамотности. Коммуникативная компетентность.



 

В коммуникационном процессе действует индивид, наделенный определенными характеристиками, - коммуникативная личность. 5 Коммуникативная личность - это субъект, взятый со стороны его способности к выработке, использованию и ретрансляции коммуникативных кодов, обеспечивающих взаимодействие между людьми. Параметры коммуникативной личности определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательной активности, коммуникативной компетенцией (умением выбрать коммуникативный код, обеспечивающий адекватное и оптимальное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации).Таким образом, параметры коммуникативной личности можно разделить на три группы: мотивационные, когнитивные и функциональные. Мотивационные параметры определяются коммуникативными потребностями (сообщать и получать информацию для оптимизации различных сфер жизнедеятельности). Приоритетные потребности личности непосредственно влияют на структуру ее коммуникации, придавая коммуникационным единицам личностный смысл, т.е. смысл, связанный с "отражением в индивидуальном сознании отношения личности к действительности" Мотивированность - это тот компонент структуры коммуникативной личности, который обеспечивает успешность ее коммуникативной деятельности уже на начальных этапах. Когнитивные параметры связаны с познавательным опытом личности, с ее интеллектуально-эмоциональным потенциалом. Центральным значением в этом плане обладает знание личностью необходимых в той или иной ситуации коммуникативных кодов, обеспечивающих адекватное восприятие смысловой и оценочной информации и формы воздействия на партнера по коммуникации. Когнитивные параметры не только аккумулируют познавательный опыт индивида, но и дают возможность на основе этого опыта выбрать наиболее эффективный способ коммуникации в конкретных условиях взаимодействия.

Функциональные параметры определяют коммуникативную компетентность личности:

- широту и степень овладения личностью различными средствами коммуникации для выражения разнохарактерной информации;

- умение выбирать, сочетать и варьировать в процессе коммуникационных актов различные средства коммуникации в связи с изменяющимися условиями;

- владение приемами построения дискурса в соответствии с выбранным коммуникативным кодом и господствующими в данном обществе нормами и правилами общения.

Все параметры коммуникативной личности нацелены на поддержание контакта, на выявление намерений партнера, на установление прямых и обратных коммуникативных связей, на самокоррекцию и т.п. Можно сказать, что коммуникативная личность призвана выполнять функцию взаимодействия. По функциональной направленности коммуникативную личность понимают в двух планах: как "коммуникативный индивид" (личность) и как "коммуникативную индивидуальность" (личность). Последняя наделяется такими сущностными характеристиками, как харизма и коммуникабельность.Под коммуникабельностью понимается способность Личности по своей инициативе устанавливать коммуникативные контакты в любой сфере общения или поддерживать контакты, предложенные ей партнерами по коммуникации. Харизма6 трактуется как личная притягательность человека, связанная с его индивидуальными характеристиками (целеустремленностью, склонностью к лидерству, пониманием общих задач, экспрессией, решительностью, динамизмом, отсутствием страха и т.д.). Особое значение в харизме имеет коммуникативная компетентность личности. Данный феномен ("кому что сказать и каким образом") труднее всего поддается коррекции при искусственном моделировании харизматического потенциала из-за несовпадения в этом случае вербальных и невербальных средств коммуникации, типичных для данного человека.Коммуникативная личность (в том числе и харизматическая) вырабатывает свой собственный коммуникативный стиль7, который является формой ее репрезентации и саморепрезентации. К коммуникативным стилям относятся:

доминантный, нацеленный на подавление и самоутверждение;

- впечатляющий (аффективный, театрально-игровой);

- драматический (с элементами нажима, преувеличения, с надеждой на сочувствие и понимание своих проблем);

- аргументированно-дискуссионный (полемический, в какой-то мере провокативный);

- уравновешенный (индифферентный к внешним проявлениям) и т.п.

Получение и адекватное считывание и интерпретация информации предполагает определенные навыки коммуникаторов

- умение быстро определять примененные коды;

- умение определять тематику информации по ключевым словам;

- умение адекватно понимать сообщение и предвосхищать его развитие во времени;

- умение нивелировать смысловые лакуны, восстанавливая содержание сообщения;

- умение верно интерпретировать дискурс (замысел) сообщения.

Данные навыки обусловлены в первую очередь психологическими особенностями и индивидуальным опытом коммуникатора, которые сказываются на осмысленности восприятия, на адекватной оценке идентичности информации, на распознавании истинной коммуникативной установки; на дискретности восприятия и способности к расчленению, анализу и синтезу информационных потоков, на широком использовании коммуникативных навыков и прошлого опыта, на способности к опережающему восприятию содержания информации (на антиципации), на способности к установлению контактов. Установление контакта, в частности, обусловлено взаимодействием пространственных, временных, психологических и социальных условий общения как в межличностной, так и в массовой коммуникации. Основой этого взаимодействия являются социальные условия коммуникации, прежде всего коммуникативная установка - социальная доминанта, определяющая характер контакта между коммуникаторами, а кроме того - ценностные ориентации, предполагающие характер отношения к партнеру, к себе и к акту коммуникации. К механизмам установления контакта можно отнести обращение к авторитетам, к совместному опыту, к доминантам национальной истории, применение экзотических или иностранных терминов, приемы нарушения ожиданий партнера или активизация его личностного интереса; прием ввода ложного персонажа или ложных сведений; нарочитая актуализация информации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.007 с.)