Понятие коммуникативного кода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие коммуникативного кода



 

Кроме того, усложняются и коды, которые могут быть трансформационными, классификационными, сигнализационными, шифровальными.

Код - это система правил, по которым осуществляется функционирование языка. Код выполняет металингвистическую функцию и служит проверке корректности употребления языка. Коды способствуют трансформации субстанции сообщений, их передаче или консервации и хранению в зависимости от различных ситуаций и условий. Рассматривая систему кодов массовой коммуникации, можно выделить три вида кодов: коды, используемые при переходе от реальности к изображению; коды при переходе от реальности к языку; коды при переходе от изображения к языку.

С кодами тесно связаны контексты, т.е. системы, в определенной мере обуславливающие ту или иную организацию текста сообщения. Контексты могут быть социальными, историческими, библиографическими, художественными и т.п. Их связь с текстом - непосредственная и опосредованная.

Сообщение можно определить как упорядоченное множество элементов восприятия, взятых из контекста и объединенных в определенную структуру. К сообщению могут относиться вербальные и невербальные элементы и структуры. Оно может быть фиксированным, регистрированным, консервированным, тиражированным. Главная характеристика сообщения - его избыточность - как мера понятности. Она равна величине относительного превышения реального числа знаков в сообщении над тем числом, которое является безусловно необходимым для передачи того же количества информации. Для наиболее банального сообщения избыточность имеет максимальное значение, для оригинального - нулевое.

 

См. лекции в тетради

 

9. Коммуникатор, содержание, аудитория как составные части коммуникативной цепи.

 

В данном контексте можно говорить о том, что все большее количество исследователей испытывает сомнение относительно положительных качеств средств массовой коммуникации в современном обществе. Эти сомнения коренятся в том, что живой контакт с истинными культурно-значимыми феноменами утрачивается, заменяясь репродукцией, опосредованным восприятием; полноценное усвоение информации замещается адаптированными, упрощенными формами; активное отношение к информации вытесняется ее пассивным потреблением, регламентированным и нормированным восприятием. Средства массовой коммуникации под маской массового просвещения стали формировать унифицированное мировоззрение, усредненные модели мира путем внесения в сознание аудитории не системных знаний, а суммы специально подобранных и тщательно организованных сведений. При этом информационная насыщенность подменяется зрелищностью, занимательностью, что, безусловно, формирует потребительски облегченное отношение к любой информации, с которой работает реципиент. Формируется упрощенное представление о мире, что способствует возрастанию социального инфантилизма, управляемости, регулируемости поведения индивида, который теряет статус полноправного коммуникатора и рассматривается как пассивный потребитель дозированных сведений.

Социолог Г. Лассвелл расчленил коммуникативный процесс на составные части: <<Кто, что говорит, пользуясь, каким средством коммуникации, кому, с каким эффектом>>. Коммуникатор - содержание - аудитория - эффективность! На вопрос <<Кто>> стремятся ответить те исследования, который анализируют сферу производства информации, фигуру коммуникатора, как персонализированного, так и в качестве коммуникат. узла с механизмом принятия решений по отбору материалов. Сюда следует отнести и закон-ство в сфере СМИ, этические проблемы журн-ки. Самостоятельность и важность структур, стоящих за собственно коммуникатором, повлияли на решение вычленить в особую часть коммуникативного процесса фигуру Издателя - всё-таки именно от него зависит, какое это издание будет, какие цели преследуются.

Аристотель утверждал, что убеждение базируется на доверии к источнику, эмоц. и логич. призывах. На субъек. представление о коммуникаторе влияет оценка его статуса, поведение, личные свойства, искренность, с которой он подает информацию и т.д. Причем, как показывают иссл-ния, персоналии, от кот. исходят новости, иногда пользуются большим доверием, чем в целом органы, где они работают.

Пример: Группа социопсихологов Йельского университета под руководством Карла Ховланда: одна и та же статья - как статья Оппенгеймера - <<отца>> водородной бомбы, и как статья из газ. <<Правда>>, офиц. газете Комм. партии СС, изданию, не пользующемуся в США славой объективного и правдивого источника информации. Участников эксперимента просили заполнить анкету, раскрывающую их собст. позицию по этой теме. Затем они читали информацию. Значительный % людей, полагавших, что информация исходит от Р. Оппенгеймера, изменили свое мнение. Вывод: на оценку журнал. материала в значительной степени влияет отношение к самому журналисту (часто независимо от фактов, которые он приводит). Базовое условие для эффективной коммуникации - общий язык - понятные термины!

Многочисленными экспериментами установлено, что насыщенность надоевшими словами, шаблонность заголовков, место в газете или очередность в в радио и телевыпусках могут как отвратить от коммуникации, так и дать ей состояться. Содержание - узел, где сходятся намерения коммуникатора и аудитории, но информационная политика каналов СМИ и насущные интересы публики часто разнятся - хорошо видно по блогам, например.

Содержание отражает: 1. характеристики коммуникатора (грамотность, его представление о своей роли); 2. характеристики аудитории (образовательный уровень).

Социологическая методика анализа содержания - <<контент-анализ>>: методика выявления частоты появления в тексте опр., интересующих иссл-ля характеристик, которая позволяет ему делать некоторые выводы относительно намерений создателя этого текста или возможных реакций адресата. В принципе в основе этой процедуры лежит тот же механизм, что и в основе ненаучного, ежедневного знакомства, напр., с газетами. На основании многодневного потребления достаточно большого числа единичных материалов газеты мы получаем опр. представление о ее осн. стратегии, ее опер-сти, правдивости и т.д. К выводу о том, что собой представляет этот источник инф-ции, мы приходим на основании знакомства с продуктом этого источника, его содержанием. За этим может последовать и наше решение, подписываться или нет на эту газету, читать дальше или нет. Не ставя перед собой спец. научной задачи, мы составляем более или менее полное представление о любимой рубрике, об арсенале мимических средств у знакомого телеведущего, о приемах держать в напряжении знатоков и аудиторию, которые использовал Ворошилов или сейчас Б. Крюк в передачах <<Что? Где? Когда?>>.

Среди характеристик содержания, которые так или иначе влияют на исход коммуникации, исследователи выделяют тему сообщения, систему аргументации, ее логичность, достоверность, обоснованность, полноту, апелляция к чувствам и т.д. Действует на личность и положение в толпе. Ажиотаж аудитории заразителен. Влияет также сама система распространения источников информации. Аудитория - приемник, потребитель информации. Знания о реальной и потенциальной аудитории. Тираж - игрушка в руках людей для привлечения рекламодателей - понятно, что чем больше тираж, тем больше людей сможет о ней узнать и тем дороже размещение рекламы на стр. Проблема решается при помощи аудиторских фирм.

Люди могут просто <<пробежаться>> по заголовкам, не читая материал. Коммуникатору эти сведения нужны, чтобы понять, как увеличить свое воздействие на аудиторию. Он вынужден ориентироваться лишь на вероятного потребителя. Необходимы знания о реальной аудитории. Т.е. нужно изучить аудиторию.

Существуют объект. условия приема инф-ции. 1)наличие технич. возможности приема телесигнала или кабельные сети; 2)знание языка, на котором издается газета или ведется передача: 3)уровень дохода, наличие радио или ТВ-приемника (скоро и 3Д-вещание); 4)физиолог. факторы (не видит, не слышит); 5)физич. доступность - когда информ. инфраструктура достигает такой насыщенности, что система распр-ния газет, радио и ТВ функционирует как хорошо отлаженная машина на всем географ. пространстве страны (из Доктрины информ. безопасности - последние статистические данные и результаты исследований показывают, что в некоторых регионах на одну тысячу жителей приходится лишь несколько экземпляров газет и журналов, распространяемых в розницу и по подписке). Субъект. факторы: 1) интерес; 2) потребность в информац. услугах - общекультур., образов. характеристики (образование может заметно моделировать потребление разных материалов прессы - например, обращение к аналит. материалам в противовес информационным и т.д.); 3) пол, возраст.

+ факторы самого содержания, таких как место в газете или очередность сообщения на радио и ТВ, шаблонность и оригинальность заголовка, насыщенность текста штампами и т.д.

Методы изучения аудитории. В России первой на рынке появилась франц. компания "Медиаметри", еще в 1991 году начавшая исследования СМИ, которые включали и телевидение, и прессу, и радио. Ее охват ограничивался Москвой и Санкт-Петербургом. Чуть позже - в 1992 или 1993 годах - на арену вышла английская компания Russian Research, которая сразу стала работать более масштабно, охватив своими измерениями европейскую часть России. Примерно в то же время начал измерения аудитории КОМКОН-2. Сначала КОМКОН производил опросы по телефону, что означало, что собрать информацию можно только по Москве. Среди прочих исследовательских структур следует назвать НИСПИ (новый институт социально-психологических исследований>>), <<Гэллап Медиа>>, гос. компания ВЦИОМ.

1. Статистический (данные о степени распространения сигнала - например, программы "Первого канала" принимаются на территории, где проживает 98% населения страны, НТВ - 77% - сколько людей реально могут смотреть тот или иной канал; 8 общерос. обязательных общедоступных телеканала: "Культура", "Спорт", "Первый канал", "Петербург - 5 канал", "Российский информационный канал", "Российское телевидение", НТВ, а также детско-юношеский телеканал, который будет создан на базе каналов "ТелеНяня" и "Бибигон");

2. Социологические: Количественные методы: Опросы - почта, телефон (полномасштабный опмрос, блиц-опрос), интернет-голосование:

- Анкетирование - опрашиваемый имеет дело с текстом, где за вопросом следует перечень ответов, из которого ему предлагается или выбрать, или сформулировать ответ в свободной форме. Самый распространенный вид процедур при изучении аудитории.

- Интервью - интервьюер задает вопросы, перечисляет возможные ответы и отмечает на бланке. Цель - минимизировать влияние интервьюера на вариант ответа (неинтонированное воспроизведение вопроса. Интервью снимает трудности общения, если человек не видит или неграмотный). Интервью по телефону. Групповое интервью.

Качественные методы: Наблюдение - например, исследователи рекламы, крайне заинтересованные в знании реакции потребителя, приглашают группу людей на демонстрацию рекламного ролика. Наблюдатель фиксирует их реакцию, документирует ее. Есть <<включенное>> наблюдение - когда социолог буквально <<живет>> жизнью своих <<подопечных>> (пример: нем. ТВ публицист Вальраф прожил как турецкий рабочий-иммигрант - выявил факты вопиющей эксплуатации бесправных рабочих их других стран, вынужденных работать на <<чужих>> рынках).

Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой <<типичных>> представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам. В течение 1,5-3 часов модератор руководит разговором, который проходит вполне свободно, но по конкретной схеме (topic guide). После завершения обсуждения аудио- и видеозаписи анализируются и составляется отчет. Как правило, в рамках одного исследования проводятся 3-4 фокус-группы.

3. Психосоциологические лингвистические методы: ассоциативная методика, эксперимент с иллюстрациями (выдается серия нечетких, двусмысленных изображений - нужно описать, что <<персонажи>> чувствуют, о чем думают и т.д.)

4. Лабораторные исследования с использованием технических средств регистрируют некоторые физиологические изменения при воздействии рекламных роликов вплоть до регистрации движении глаза, как отклика на определенные визуальные раздражители. Или выбрать фотографию для обложки.

5. Радио и ТВ <<потребляются>> в режиме реального времени, и отследить поведение человека сложно. Можно проводить традиционные методы общения (интервью или анкета лично, по телефону, почте), интервью <<по памяти>> (когда спрашивают, что именно вы смотрели) или использовать электронные методы. Дневник радио-, телепотребителя - исследователь обращается с просьбой к любой семье как можно более тщательно фиксировать все случаи контакта с источником информации в течение суток. Оставляют на 2 недели.

Электронный счетчик (пиплметр) - будучи подключенным к телеку, он фиксирует, какой канал включен в данную минуту. Но он фиксирует поведение, а не отношение к передаче (может человек вкл и ушел). Электронные браслеты - фиксируют даже музыку!

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 999; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.019 с.)