Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие коммуникативного кодаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Кроме того, усложняются и коды, которые могут быть трансформационными, классификационными, сигнализационными, шифровальными. Код - это система правил, по которым осуществляется функционирование языка. Код выполняет металингвистическую функцию и служит проверке корректности употребления языка. Коды способствуют трансформации субстанции сообщений, их передаче или консервации и хранению в зависимости от различных ситуаций и условий. Рассматривая систему кодов массовой коммуникации, можно выделить три вида кодов: коды, используемые при переходе от реальности к изображению; коды при переходе от реальности к языку; коды при переходе от изображения к языку. С кодами тесно связаны контексты, т.е. системы, в определенной мере обуславливающие ту или иную организацию текста сообщения. Контексты могут быть социальными, историческими, библиографическими, художественными и т.п. Их связь с текстом - непосредственная и опосредованная. Сообщение можно определить как упорядоченное множество элементов восприятия, взятых из контекста и объединенных в определенную структуру. К сообщению могут относиться вербальные и невербальные элементы и структуры. Оно может быть фиксированным, регистрированным, консервированным, тиражированным. Главная характеристика сообщения - его избыточность - как мера понятности. Она равна величине относительного превышения реального числа знаков в сообщении над тем числом, которое является безусловно необходимым для передачи того же количества информации. Для наиболее банального сообщения избыточность имеет максимальное значение, для оригинального - нулевое.
См. лекции в тетради
9. Коммуникатор, содержание, аудитория как составные части коммуникативной цепи.
В данном контексте можно говорить о том, что все большее количество исследователей испытывает сомнение относительно положительных качеств средств массовой коммуникации в современном обществе. Эти сомнения коренятся в том, что живой контакт с истинными культурно-значимыми феноменами утрачивается, заменяясь репродукцией, опосредованным восприятием; полноценное усвоение информации замещается адаптированными, упрощенными формами; активное отношение к информации вытесняется ее пассивным потреблением, регламентированным и нормированным восприятием. Средства массовой коммуникации под маской массового просвещения стали формировать унифицированное мировоззрение, усредненные модели мира путем внесения в сознание аудитории не системных знаний, а суммы специально подобранных и тщательно организованных сведений. При этом информационная насыщенность подменяется зрелищностью, занимательностью, что, безусловно, формирует потребительски облегченное отношение к любой информации, с которой работает реципиент. Формируется упрощенное представление о мире, что способствует возрастанию социального инфантилизма, управляемости, регулируемости поведения индивида, который теряет статус полноправного коммуникатора и рассматривается как пассивный потребитель дозированных сведений. Социолог Г. Лассвелл расчленил коммуникативный процесс на составные части: <<Кто, что говорит, пользуясь, каким средством коммуникации, кому, с каким эффектом>>. Коммуникатор - содержание - аудитория - эффективность! На вопрос <<Кто>> стремятся ответить те исследования, который анализируют сферу производства информации, фигуру коммуникатора, как персонализированного, так и в качестве коммуникат. узла с механизмом принятия решений по отбору материалов. Сюда следует отнести и закон-ство в сфере СМИ, этические проблемы журн-ки. Самостоятельность и важность структур, стоящих за собственно коммуникатором, повлияли на решение вычленить в особую часть коммуникативного процесса фигуру Издателя - всё-таки именно от него зависит, какое это издание будет, какие цели преследуются. Аристотель утверждал, что убеждение базируется на доверии к источнику, эмоц. и логич. призывах. На субъек. представление о коммуникаторе влияет оценка его статуса, поведение, личные свойства, искренность, с которой он подает информацию и т.д. Причем, как показывают иссл-ния, персоналии, от кот. исходят новости, иногда пользуются большим доверием, чем в целом органы, где они работают. Пример: Группа социопсихологов Йельского университета под руководством Карла Ховланда: одна и та же статья - как статья Оппенгеймера - <<отца>> водородной бомбы, и как статья из газ. <<Правда>>, офиц. газете Комм. партии СС, изданию, не пользующемуся в США славой объективного и правдивого источника информации. Участников эксперимента просили заполнить анкету, раскрывающую их собст. позицию по этой теме. Затем они читали информацию. Значительный % людей, полагавших, что информация исходит от Р. Оппенгеймера, изменили свое мнение. Вывод: на оценку журнал. материала в значительной степени влияет отношение к самому журналисту (часто независимо от фактов, которые он приводит). Базовое условие для эффективной коммуникации - общий язык - понятные термины! Многочисленными экспериментами установлено, что насыщенность надоевшими словами, шаблонность заголовков, место в газете или очередность в в радио и телевыпусках могут как отвратить от коммуникации, так и дать ей состояться. Содержание - узел, где сходятся намерения коммуникатора и аудитории, но информационная политика каналов СМИ и насущные интересы публики часто разнятся - хорошо видно по блогам, например. Содержание отражает: 1. характеристики коммуникатора (грамотность, его представление о своей роли); 2. характеристики аудитории (образовательный уровень). Социологическая методика анализа содержания - <<контент-анализ>>: методика выявления частоты появления в тексте опр., интересующих иссл-ля характеристик, которая позволяет ему делать некоторые выводы относительно намерений создателя этого текста или возможных реакций адресата. В принципе в основе этой процедуры лежит тот же механизм, что и в основе ненаучного, ежедневного знакомства, напр., с газетами. На основании многодневного потребления достаточно большого числа единичных материалов газеты мы получаем опр. представление о ее осн. стратегии, ее опер-сти, правдивости и т.д. К выводу о том, что собой представляет этот источник инф-ции, мы приходим на основании знакомства с продуктом этого источника, его содержанием. За этим может последовать и наше решение, подписываться или нет на эту газету, читать дальше или нет. Не ставя перед собой спец. научной задачи, мы составляем более или менее полное представление о любимой рубрике, об арсенале мимических средств у знакомого телеведущего, о приемах держать в напряжении знатоков и аудиторию, которые использовал Ворошилов или сейчас Б. Крюк в передачах <<Что? Где? Когда?>>. Среди характеристик содержания, которые так или иначе влияют на исход коммуникации, исследователи выделяют тему сообщения, систему аргументации, ее логичность, достоверность, обоснованность, полноту, апелляция к чувствам и т.д. Действует на личность и положение в толпе. Ажиотаж аудитории заразителен. Влияет также сама система распространения источников информации. Аудитория - приемник, потребитель информации. Знания о реальной и потенциальной аудитории. Тираж - игрушка в руках людей для привлечения рекламодателей - понятно, что чем больше тираж, тем больше людей сможет о ней узнать и тем дороже размещение рекламы на стр. Проблема решается при помощи аудиторских фирм. Люди могут просто <<пробежаться>> по заголовкам, не читая материал. Коммуникатору эти сведения нужны, чтобы понять, как увеличить свое воздействие на аудиторию. Он вынужден ориентироваться лишь на вероятного потребителя. Необходимы знания о реальной аудитории. Т.е. нужно изучить аудиторию. Существуют объект. условия приема инф-ции. 1)наличие технич. возможности приема телесигнала или кабельные сети; 2)знание языка, на котором издается газета или ведется передача: 3)уровень дохода, наличие радио или ТВ-приемника (скоро и 3Д-вещание); 4)физиолог. факторы (не видит, не слышит); 5)физич. доступность - когда информ. инфраструктура достигает такой насыщенности, что система распр-ния газет, радио и ТВ функционирует как хорошо отлаженная машина на всем географ. пространстве страны (из Доктрины информ. безопасности - последние статистические данные и результаты исследований показывают, что в некоторых регионах на одну тысячу жителей приходится лишь несколько экземпляров газет и журналов, распространяемых в розницу и по подписке). Субъект. факторы: 1) интерес; 2) потребность в информац. услугах - общекультур., образов. характеристики (образование может заметно моделировать потребление разных материалов прессы - например, обращение к аналит. материалам в противовес информационным и т.д.); 3) пол, возраст. + факторы самого содержания, таких как место в газете или очередность сообщения на радио и ТВ, шаблонность и оригинальность заголовка, насыщенность текста штампами и т.д. Методы изучения аудитории. В России первой на рынке появилась франц. компания "Медиаметри", еще в 1991 году начавшая исследования СМИ, которые включали и телевидение, и прессу, и радио. Ее охват ограничивался Москвой и Санкт-Петербургом. Чуть позже - в 1992 или 1993 годах - на арену вышла английская компания Russian Research, которая сразу стала работать более масштабно, охватив своими измерениями европейскую часть России. Примерно в то же время начал измерения аудитории КОМКОН-2. Сначала КОМКОН производил опросы по телефону, что означало, что собрать информацию можно только по Москве. Среди прочих исследовательских структур следует назвать НИСПИ (новый институт социально-психологических исследований>>), <<Гэллап Медиа>>, гос. компания ВЦИОМ. 1. Статистический (данные о степени распространения сигнала - например, программы "Первого канала" принимаются на территории, где проживает 98% населения страны, НТВ - 77% - сколько людей реально могут смотреть тот или иной канал; 8 общерос. обязательных общедоступных телеканала: "Культура", "Спорт", "Первый канал", "Петербург - 5 канал", "Российский информационный канал", "Российское телевидение", НТВ, а также детско-юношеский телеканал, который будет создан на базе каналов "ТелеНяня" и "Бибигон"); 2. Социологические: Количественные методы: Опросы - почта, телефон (полномасштабный опмрос, блиц-опрос), интернет-голосование: - Анкетирование - опрашиваемый имеет дело с текстом, где за вопросом следует перечень ответов, из которого ему предлагается или выбрать, или сформулировать ответ в свободной форме. Самый распространенный вид процедур при изучении аудитории. - Интервью - интервьюер задает вопросы, перечисляет возможные ответы и отмечает на бланке. Цель - минимизировать влияние интервьюера на вариант ответа (неинтонированное воспроизведение вопроса. Интервью снимает трудности общения, если человек не видит или неграмотный). Интервью по телефону. Групповое интервью. Качественные методы: Наблюдение - например, исследователи рекламы, крайне заинтересованные в знании реакции потребителя, приглашают группу людей на демонстрацию рекламного ролика. Наблюдатель фиксирует их реакцию, документирует ее. Есть <<включенное>> наблюдение - когда социолог буквально <<живет>> жизнью своих <<подопечных>> (пример: нем. ТВ публицист Вальраф прожил как турецкий рабочий-иммигрант - выявил факты вопиющей эксплуатации бесправных рабочих их других стран, вынужденных работать на <<чужих>> рынках). Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой <<типичных>> представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам. В течение 1,5-3 часов модератор руководит разговором, который проходит вполне свободно, но по конкретной схеме (topic guide). После завершения обсуждения аудио- и видеозаписи анализируются и составляется отчет. Как правило, в рамках одного исследования проводятся 3-4 фокус-группы. 3. Психосоциологические лингвистические методы: ассоциативная методика, эксперимент с иллюстрациями (выдается серия нечетких, двусмысленных изображений - нужно описать, что <<персонажи>> чувствуют, о чем думают и т.д.) 4. Лабораторные исследования с использованием технических средств регистрируют некоторые физиологические изменения при воздействии рекламных роликов вплоть до регистрации движении глаза, как отклика на определенные визуальные раздражители. Или выбрать фотографию для обложки. 5. Радио и ТВ <<потребляются>> в режиме реального времени, и отследить поведение человека сложно. Можно проводить традиционные методы общения (интервью или анкета лично, по телефону, почте), интервью <<по памяти>> (когда спрашивают, что именно вы смотрели) или использовать электронные методы. Дневник радио-, телепотребителя - исследователь обращается с просьбой к любой семье как можно более тщательно фиксировать все случаи контакта с источником информации в течение суток. Оставляют на 2 недели. Электронный счетчик (пиплметр) - будучи подключенным к телеку, он фиксирует, какой канал включен в данную минуту. Но он фиксирует поведение, а не отношение к передаче (может человек вкл и ушел). Электронные браслеты - фиксируют даже музыку!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.198 (0.009 с.) |