Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава V. Экономическое развитие стран запада в 1914-2000 гг.

Поиск

§ 1. Становление систем регулируемого капитализма в межвоенный период.

§ 2. Основные тенденции и этапы экономического развития зарубежных стран после второй мировой войны (1945 – 2000 гг.).

§ 3. Особенности экономического развития стран Запада во второй половине ХХ века.

§ 1. Становление систем регулируемого капитализма в межвоенный период

Период 1914 – 2000 годов занимает особое место в экономической истории зарубежных стран. Происшедшие перемены не только изменили ко­личественные параметры мировой экономики и экономики отдельных стран, но и привели к глубоким качественным сдвигам в экономическом развитии, что в свою очередь породило потребность в переосмыслении и многих тео­ретических выводов, прогнозов, понятийного аппарата историко-экономиче­ских исследований.

Так, еще относительно недавно отечественная литература характеризовала изучаемый период как общий кризис капитализма, однако реальности нашего времени позволяют говорить о научной несостоятельности данного утверждения. Современная экономическая система Запада не может быть понята и в рамках теории империализма начала XX в., ибо распад колониальных империй, трансформация монополий, нарастание интеграционных процессов, социализация и демократизация общественных отношений свидетельствуют о существенной модернизации первичных признаков империализма.

Экономика стран Запада не вполне соответствует и классическому пониманию капитализма, поскольку произошла трансформация форм собственности, роли государства в экономике, характера рыночных регуляторов, отчетливо проявились процессы глобализации мировой экономики. Вместе с тем, широко признано, что важнейшей особенностью развития рыночного хозяйства со времен первой мировой войны стало активное участие государства в регулировании социально-экономических процессов. Это дает основание характеризовать экономическое развитие Запада после 1914 г. как эпоху становления регулируемого капитализма. С другой стороны, нуждаются в корректировке и утверждения о наступлении "эры высокого потребления", о достижении стадии постиндустриальной цивилизации, о безальтернативности западной модели экономического развития.

Первая мировая война существенно повлияла на экономику стран Запада и соотношение сил в мире. Германия вышла из войны крайне ослабленной, потеряв половину национального богатства, практически все колонии и важнейшие промышленные районы. Англия и Франция оказались в финансовой зависимости от США, утратили капиталы и рынки сбыта, понесли материальные потери, правда, присвоили часть германских владений и получали с нее репарации. Япония за годы войны укрепила свою экономику, но потеряла рынки в Юго-Восточной Азии. США как главный поставщик вооружений и боеприпасов, продовольствия, сырья, промышленных товаров воюющим странам, сосредоточили в своих руках половину мирового золотого запаса и стали главным экспортером капиталов. Следовательно, мировая война, подорвав хозяйства европейских стран, сделала США лидером капиталистического мира. США, где в 1920 г. проживало 6 % населения Земли, производили почти половину мировой промышленной продукции.

В годы мировой войны значительно возросло государственное регулирование экономики, что проявилось в ограничении свободного характера рыночных связей, натурализации хозяйства, регулировании трудовых отношений, централизации управления, переходе к карточному снабжению населения, росте государственных заказов, выпуске государственных облигаций, централизованном перераспределении ресурсов и т. п.

Однако после войны в той или иной мере были восстановлены принципы классической рыночной модели, основанной на идеях экономического либерализма и невмешательства государства в экономику. Разумеется, полного возврата к классической модели не произошло. Более того, кризис 1929 – 1933 годов показал, что капитализм свободной конкуренции утратил способность к саморегулированию, стал анахронизмом, что делало необходимым перестройку экономической системы.

Во всех странах во время кризиса получили широкое распространение идеи Дж. Кейнса, который обосновал необходимость активного вмешательства государства в экономические процессы. Взгляды Дж. Кейнса стали основой для разработки антикризисных программ и последующей экономической политики развитых государств. Рассмотрим становление систем регулируемого капитализма и особенности экономического развития ряда стран Западной Европы и США в 20 – 30-е годы ХХ века.

США. Первая мировая война способствовала укреплению экономического могущества США. За годы войны промышленное производство США выросло на 20 %, экспорт увеличился в 1,5 раза, золотой резерв – в 2 раза. В целом национальное богатство страны возросло более чем в 2,5 раза. Основные мировые рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капиталов оказались в руках США. В результате США стали безусловным лидером капиталистического мира.

После кратковременного спада 1920 – 1921 гг., вызванного конверсией производства, в США начался бурный экономический подъем. Его главной предпосылкой была модернизация промышленности, а также огромные прибыли корпораций от экспорта капиталов и товаров в европейские страны. Наиболее активно подъем происходил в передовых отраслях. Своего рода локомотивом промышленного роста стало автомобилестроение, стимулировавшее развитие алюминиевой, сталелитейной, нефтехимической, электротехнической, химической, стекольной, резиновой отраслей. Динамично развивались новые отрасли промышленности – радиотехническая, авиационная. Однако на фоне общего подъема ряд отраслей (судостроение, угольная, текстильная, швейная) и сельское хозяйство испытывали серьезные трудности. Промышленный подъем способствовал повышению уровня жизни, в особенности "среднего класса". Потребительский рынок был насыщен товарами, однако росла несбалансированность между производством и потреблением.

Период относительного процветания был прерван самым сильным в истории мирового капитализма кризисом перепроизводства (1929 - 1933). К середине 1932 г. промышленное производство в США сократилось вдвое, число безработных увеличилось до 17 млн. человек, обанкротилось до 40 % банков, разорилась пятая часть фермеров. В этих условиях победивший на президентских выборах 1932 г. Ф.Д. Рузвельт предложил систему мер по оздоровлению экономики, получившую название "нового курса".

Во-первых, были проведены банковская и финансовая реформы, начавшиеся с закрытия банков с последующим возобновлением их функций. К концу марта 1933 г. вновь было открыто 4/5 банков. Общее число банков сократилось с 25 тыс. до 15 тыс. США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения, запретили его экспорт и провели девальвацию доллара. Закон о золотом резерве (1934 г.) установил новую цену на золото, которая действовала до 1971 г. Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США.

Во-вторых, был принят закон "О восстановлении национальной промышленности" (1933 г.). Закон вводил систему государственного регулирования промышленности. Основной упор делался на кодексы "честной конкуренции". Для каждой из 17 отраслевых групп промышленности устанавливались объемы производства, цены и другие показатели, которые ставили производство в определенные рамки в соответствии с емкостью рынков сбыта.

В-третьих, с целью решения социальных проблем были организованы государственные работы. Началось создание лагерей для безработной городской молодежи в возрасте 18 – 25 лет, которая занималась очищением лесов, мелиорацией, ремонтом и строительством дорог и других сооружений инфраструктуры. По закону о федеральной чрезвычайной помощи (1933 г.) штатам предоставлялись субсидии для программ социальной помощи. К январю 1934 г. на общественных работах было занято 5 млн. человек и 20 млн. жили на пособия. В результате этих мер не только уменьшилась безработица, но и наметилось оживление экономики.

В-четвертых, чтобы остановить падение цен на сельскохозяйственную продукцию, правительство организовало ее скупку и уничтожение. Государство стало скупать земли у фермеров, оставляя купленную землю как пустошь, выплачивать премии за сокращение поголовья скота и выпуска продукции. В результате было запахано 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожена четверть всех посевов, за год было забито 23 млн. голов крупного рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней, а мясо животных переработано в удобрения. Таким образом удалось удержать цены и улучшить положение в аграрном секторе. Доходы фермеров к 1936 г. выросли на 50 %, однако около 10 % всех ферм (600 тыс.) разорились. В результате усилилась концентрация земельной собственности.

В-пятых, был принят закон о торговле (1934 г.), который предусматривал при подписании торговых договоров взаимное снижение тарифов на 50 %. Реализация этого протекционистского закона привела к росту экспорта, открытию для США иностранных рынков.

В-шестых, был принят ряд законов, направленных на регулирование трудовых отношений, защиту интересов рабочих. Так, по закону Вагнера (1935 г.) признавалось право коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и заключение коллективных договоров с предпринимателями, право рабочих на стачки. Закон о социальном обеспечении (1935 г.) вводил пенсии по старости (с 65 лет) и пособия по безработице. Правда, закон распространялся лишь на рабочих крупной промышленности. В том же году был принят закон о регламентации труда, установивший минимальную заработную плату и максимальную рабочую неделю в 44 часа с сокращением в следующие три года до 40 часов.

Верховный суд США признал экономическую политику Ф. Рузвельта противоречащей конституции, так как она ограничивала свободу предпринимательства, поэтому многие мероприятия "нового курса" были отменены. Однако политика "нового курса" отвечала потребностям тогдашнего этапа развития, прежде всего тенденциям усиления государственного регулирования экономики и социальной направленности экономического развития и может рассматриваться как либерально-реформистский вариант (модель) становления регулируемого капитализма. Экономика и социальные отношения страны смогли преодолеть кризис. Иной вариант развития продемонстрировала Германия.

Германия. После мировой войны Германия находилась в состоянии экономического хаоса. Падение общего экономического уровня было вызвано огромными военными расходами, изношенностью материальных ресурсов, потерей ряда территорий и внешних рынков, обнищанием народа и сужением внутреннего рынка. Финансовая система была разрушена. Германия должна была выплатить 132 млрд. золотых марок репараций. В обеспечение репарационных сумм победители вывозили из Германии все, что представляло ценность, а в 1923 г. франко-бельгийские войска оккупировали Рурскую область, которая давала 90 % угля и 50 % металла Германии, чтобы беспрепятственно вывозить ее продукцию.

Возрождение хозяйства и необходимость выполнения Версальских соглашений требовали реформирования экономики Германии. С одной стороны, предпринимались меры внутреннего порядка. В 1923 г. была проведена денежная реформа, в результате которой курс марки стабилизировался. В 1924 г. было отменено военное положение. Начиналась модернизация оборудования, укрупнялись германские монополии (так, в 1920 г. возник "Стальной трест", в 1925 г. – химический трест "Фарбениндустри").

С другой стороны, победители пошли на уступки Германии в вопросах репарационных платежей. В 1924 г. США предложили "План Дауэса". США предоставляли Германии значительную финансовую помощь для возрождения ее промышленности, что давало возможность Германии выплатить репарации Франции и Англии. Последние тем самым получали возможность выплатить США военные долги. В 1929 г. план был переработан и заменен "Планом Юнга", по которому сумма репараций значительно сокращалась, и выплачивать их Германия должна была небольшими ежегодными платежами до 1988 г. Однако в условиях мирового экономического кризиса в 1931 г. "План Юнга" и сами репарации были отменены

В целом с 1924 по 1932 гг. Германия получила в виде займов и капиталовложений до 32 млрд. марок, а выплатила репараций и платежей по займам 19,3 млрд. марок. Разница примерно в 12,5 млрд. марок способствовала восстановлению промышленного потенциала Германии. В стране ускоренно развивались электротехническая и машиностроительная промышленность, осваивалось производство искусственного шелка и бензина.

Мировой экономический кризис проявился в Германии в острой форме. Промышленное производство сократилось более чем на 40 %; 70 % производственных мощностей простаивало, что вызывало массовую безработицу. В условиях обострения социальных противоречий и усиления политической нестабильности финансовые магнаты Германии (Г. Стиннес, Ф. Тиссен, Флик, Я. Шахт и др.) в интересах сохранения своего господства сделали ставку на фашистскую диктатуру. Оказывали поддержку нацистам и американские магнаты (Рокфеллер, Морган, Ламонт, Кун Леба и другие). В результате в 1933 г. к власти в Германии пришли фашисты, что в существенной степени определило экономическое развитие страны в последующие годы.

Главным содержанием экономической политики фашизма стала ускоренная милитаризация Германии, которая рассматривалась нацистами и как средство скорейшего выхода из кризиса, и как средство подготовки к войне. Перестройка экономики осуществлялась по пяти основным направлениям: подготовка военно-сырьевой базы, форсированное развитие военной промышленности, осуществление мероприятий по обеспечению военной промышленности рабочей силой, подготовка продовольственной базы, совершенствование органов регулирования экономики. В целях реализации милитаристских планов осуществлялись следующие мероприятия.

Во-первых, был создан разветвленный аппарат управления хозяйством. В 1933 г. при министерстве экономики был организован Генеральный совет хозяйства, призванный вырабатывать и направлять экономическую политику. Фашистский режим устанавливал жесткий контроль за валютными операциями, внешней торговлей, широко применял методы налогового и кредитного регулирования, но главный упор делался на методы административного диктата.

По "Закону о подготовке к органическому построению германского хозяйства" (1934 г.) министр экономики получал полномочия на создание хозяйственных объединений, их роспуск или слияние, назначал руководителей этих объединений. Были образованы 7 главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремесла, торговли, банковского и страхового дела, транспорта, через которые проводились решения в области экономики. Отличительной особенностью государственного регулирования стал так называемый "фюрер-принцип". Фюрером германского хозяйства был назначен Ф. Кесслер – глава электропромышленников.

Во-вторых, в широких масштабах проводилось принудительное картелирование промышленности. Картели в экономике Германии этого периода осуществляли контроль за распределением сырья и внешней торговлей, рынком капиталов, процессом инвестирования, устанавливали объем выпуска продукции, цены, уровень заработной платы и процента. Если учесть, что фашистское государство регулировало цены на товары народного потребления и ввело карточки на продовольствие, то можно утверждать, что проведение такой политики означало практически полную ликвидацию системы свободной торговли и свободного рыночного хозяйства.

В-третьих, активно развивался государственный сектор экономики. Расширение этого сектора было связано с "ариизацией" предприятий, принадлежавших еврейскому капиталу, с конфискацией имущества промышленников, не поладивших с нацистами, с крупными государственными вложениями в нерентабельные, но важные с военной точки зрения отрасли. Крупнейшей корпорацией в стране стал государственный концерн Геринга, который сначала рос за счет конфискованного имущества репрессированных, а затем в его состав включались захваченные на оккупированной территории предприятия.

В-четвертых, проводилось регулирование сельского хозяйства. С этой целью было создано "Имперское сословие по продовольствию". Каждый крестьянин превращался в "солдата фронта питания". Продукция каждого двора находилась на строгом учете, и большую часть ее крестьянин должен был сдавать по чрезвычайно низким ценам. Особую роль играл закон "О наследственных дворах" (1933 г.), которыми признавались хозяйства зажиточных крестьян (гроссбауэров), имевшие от 7,5 до 125 га земли. Они объявлялись неотчуждаемыми, освобождались от некоторых налогов (поземельного, на наследство) и могли наследоваться только старшим из сыновей. Правда, по закону "Об обеспечении нормального ведения сельского хозяйства" даже наследственный двор мог быть отнят у хозяина за невыполнение указаний "Имперского сословия по продовольствию".

В-пятых, фашистское государство взяло под контроль рынок рабочей силы. Закон "Об организации национального труда" (1934 г.) декларировал окончание классовой борьбы и превращение рабочих в "солдат труда", объявлял владельца предприятия фюрером и наделял его диктаторскими полномочиями. Он устанавливал расценки, нормы выработки, продолжительность рабочего дня, штрафы и наказания, отменял положения о заводских советах, тарифных договорах, третейских судах. Коллективные договоры отменялись, забастовки запрещались. В 1933 г. была введена трудовая повинность для молодежи, а в 1938 г. всеобщая трудовая повинность. Вводились ограничения на перемену места работы, продолжительность рабочего дня увеличилась до 10 – 14 часов. Были ликвидированы организации рабочего класса, а их имущество и денежные средства конфискованы. Все рабочие и предприниматели были объединены в "германский трудовой фронт". Широко использовался труд заключенных. В организации военного хозяйства Германии, таким образом, преобладали принудительные, внеэкономические методы.

В-шестых, широко применялось планирование экономики, носившее административно-принудительный характер. Фашистское государство приняло три четырехлетних плана, направленных на ускоренную подготовку к войне.

Милитаризация хозяйства обеспечила высокие темпы прироста промышленной продукции. К 1939 г. тяжелая промышленность на 50 % превысила уровень 1934 г. Накануне мировой войны на долю Германии приходилось 13 % мировой промышленной продукции. Военное производство с 1932 по 1938 г. увеличилось в 10 раз. Военные расходы в 1938 – 1939 гг. составляли 58 % государственного бюджета. Вследствие этого развитие экономики носило диспропорциональный характер.

Таким образом, фашизм в Германии стал особой формой государственно-монополистического капитализма, государственного управления хозяйством. Свободный рынок перестал быть регулятором экономических процессов. Иными словами, экономическая политика фашизма – это тоталитарная разновидность (модель) регулируемого капитализма, ориентированного на подготовку мировой войны.

Англия. Хотя Англия и стала страной-победительницей, ее экономическое положение было весьма сложным. В период между двумя мировыми войнами английская промышленность находилась в состоянии хронической депрессии. Имели место снижение внутренних капиталовложений, массовая безработица, недогрузка производственных мощностей, низкие темпы роста промышленного производства, упадок ряда важнейших отраслей экономики. К началу мирового экономического кризиса экономика Англии не восстановила свой довоенный уровень.

Каковы причины этого? Во-первых, главную роль в экономике Англии по-прежнему играли традиционные отрасли (угольная, металлургическая, текстильная), находившиеся в состоянии депрессии. К примеру, средний возраст большинства угольных шахт составлял от 50 до 100 лет, на фабриках использовалась техника периода промышленного переворота. Однако промышленники и банкиры предпочитали вывозить капиталы за границу, а не финансировать реконструкцию отечественных предприятий.

Во-вторых, по Версальскому мирному договору к Англии переходили почти все германские и турецкие колонии, и Британская колониальная империя увеличилась до 35 млн. кв. км, а ее население составляло 450 млн. человек. Однако сокращение международных экономических связей и ослабление мировых позиций Англии отрицательно сказывались на отношениях со странами, входившими в сферу британских интересов. К тому же в ходе войны Англия потеряла половину торгового флота, что ослабило связи с колониями.

В-третьих, в глубоком кризисе находилась английская финансовая система. Общие расходы на войну превысили 11 млрд. ф. ст., внутренний государственный долг увеличился более чем в 12 раз и достиг 7,8 млрд. ф. ст. Внешний долг составил к концу войны 1,15 млрд. ф. ст., из которых 850 млн. (или 4 млрд. долларов) – долг перед США. На погашение этого долга ежегодно тратилось до 40 % государственного бюджета страны. Постепенно Англия утратила роль мирового финансового центра и из кредитора превратилась в должника. Правда, следует отметить, что на долю Англии приходилась значительная часть репарационных платежей с Германии.

В-четвертых, после революции 1917 г. из сферы приложения английских капиталов выпала Россия. Англия лишилась доходов от горнорудной, нефтяной, угледобывающей и золотодобывающей промышленности, утратила традиционный российский рынок сбыта.

После мировой войны существенные перемены произошли во внешней торговле Англии. До войны Англия была крупнейшей торговой державой, получавшей из-за границы 90 % сырья, 79 % продовольствия и экспортировавшей около трети промышленной продукции. После войны ее доля в мировой торговле сократилась.

Чтобы укрепить свои позиции, английское правительство организует экономические союзы, создавая привилегированные рынки для сбыта английских товаров. В 1931 г. был организован "стерлинговый блок", который объединял Англию с ее колониальной империей, Голландию, Скандинавские страны, Португалию. Эти страны договорились при торговле между собой расплачиваться фунтами стерлингов, тогда как остальной мир торговал за доллары. Таким образом, друг с другом этим странам торговать было легче, чем с остальным миром. В 1932 г. была введена система преференциальных (предпочтительных) тарифов: страны Британской империи снижали пошлины при торговле между собой и повышали пошлины на товары других стран.

Как и в других странах, экономический кризис 1929 – 1933 гг. спровоцировал усиление государственного регулирования экономики. Английское правительство принимает ряд антикризисных мер и создает для этого специальные государственные органы. В Англии развивалась такая форма регулирования, как организация смешанных государственно-капиталистических компаний, созданных с участием государственного капитала и действующих под государственным контролем. Такую форму получило, например, производство и распределение электроэнергии, радиовещание (Би-Би-Си).

Одним из направлений государственного регулирования стало сельское хозяйство. Поскольку таможенные пошлины не распространялись на некоторые сельскохозяйственные продукты, ввозимые из стран Британского Содружества, английские фермеры не были защищены от конкуренции. Поэтому правительство субсидировало аграрный сектор путем установления гарантированных цен на основные продукты сельского хозяйства (молоко, мясо, пшеница и др.). Эти меры поддерживали фермеров, но не стимулировали развитие производства настолько, чтобы полностью удовлетворить потребности страны. Накануне второй мировой войны Англия удовлетворяла потребности в продовольствии за счет собственного производства всего на 30 %. Стремясь обеспечить продовольственную безопасность, правительство с 1937 г. усиливает государственное влияние на сельское хозяйство, поощряя крупный капитал вкладывать средства в эту отрасль экономики.

Еще одной особенностью государственного регулирования экономики Англии стала реализация плана экономии английского банкира Дж. Мэя. План Дж. Мэя предусматривал сокращение государственных расходов, в том числе на социальные нужды, значительное увеличение прямых и косвенных налогов, резкое уменьшение общественных работ, девальвацию фунта стерлингов и отмену золотого стандарта. Государственное регулирование экономики, таким образом, принимало характер ограничений.

Эти меры, в значительной степени противоречившие идеям Дж. Кейнса, оказали стабилизирующий эффект. Государственный бюджет был сведен в 1933 – 1934 гг. без дефицита, что стабилизировало цены. Снизился процент по банковскому кредиту, что создало благоприятные условия для инвестиций. В результате в 1934 г. был достигнут предкризисный уровень производства. Тем не менее, к началу мировой войны уровень промышленного производства Англии лишь на 22 % превышал уровень 1913 г.

Франция. Хозяйство Франции пострадало от войны весьма существенно. Промышленное производство сократилось на 40 %, сельскохозяйственное – на 1/3. В результате октябрьской революции в России Франция потеряла половину вывезенных за границу капиталов. Как и другие европейские страны, Франция стала должником США.

Вместе с тем ряд условий обеспечивал возможности ускорения экономического развития. Во-первых, Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия, где имелись крупные промышленные предприятия, богатые залежи железной руды, каменного угля, калийной соли, плодородные земли. Во-вторых, важным условием экономического роста стала активная колониальная политика Франции. Если в 1918 г. во французском экспорте доля колоний составляла 11,4 %, то в 1927 г. уже 37 %. В-третьих, Франция получила в качестве репараций с Германии 8 млрд. золотых марок. В-четвертых, промышленному росту Франции способствовало обновление основного капитала, необходимость чего была следствием военных разрушений. В результате к 1930 г. промышленное производство Франции выросло на 40 % по сравнению с уровнем 1913 г., а темпы промышленного роста были выше, чем в Германии и США.

Мировой экономический кризис начался во Франции в 1930 г. и закончился в 1936 г. Однако кризис сменился не промышленным подъемом, а депрессией. Это объясняется тем, что многие факторы роста, обеспечившие подъем 20-х годов, перестали действовать, а производительные силы Франции находились на низком уровне. В сельском хозяйстве Франции преобладали мелкие хозяйства, было занято 37 % самодеятельного населения. Отсталой была и структура промышленности, где преобладала легкая промышленность, а в ремесленных мастерских с ручным трудом и числом рабочих до 10 человек было занято накануне войны 40 % промышленных рабочих. Иными словами, французская промышленность отставала по концентрации производства и техническому уровню.

Экономический кризис во Франции сопровождался социально-политическими переменами, отчетливой тенденцией к фашизации общества. Весной 1936 г. было сформировано антифашистское правительство Народного фронта, которое возглавил Л. Блюм. Правительство увеличило заработную плату и пенсии, ввело 40-часовую рабочую неделю, двухнедельные оплачиваемые отпуска, коллективные договоры, расширило фронт общественных работ. Эти меры были элементами антикризисного регулирования, поскольку направлялись на поддержание уровня занятости и увеличение совокупного спроса. Среди других мер отметим регулирование цен на зерно, запрет распродажи за долги собственности мелких предпринимателей, удельный вес которых в экономике страны был традиционно высок, частичную национализацию военной промышленности, налоговую реформу, увеличившую сборы с крупных наследств и высоких доходов, установление контроля за валютными операциями и импортом.

Таким образом, в социально-экономической политике Народного фронта нашла отражение тенденция к усилению регулирующей роли государства и активизации социальной политики. Однако нарастание дефицита государственного бюджета из-за непомерных социальных расходов, бегство капиталов из страны, сокращение производства и элементы саботажа со стороны крупного капитала привели к свертыванию программы Народного фронта и его падению.

Новое правительство во главе с Э. Даладье взяло курс на "оздоровление" экономики за счет сокращения расходов на социальные нужды, повышения налогов и тарифов. За счет сокращения социальных ассигнований правительство надеялось не только сбить инфляцию, но и ускорить неотложные военно-оборонные работы.

Япония. Участие Японии в мировой войне было незначительным, тем не менее, война оказала серьезное влияние на экономическое развитие страны. Рост военных заказов, активное освоение азиатских рынков в то время, когда европейские государства были заняты войной, привели к быстрому развитию промышленности. Наиболее высокими темпами развивалось судостроение. Главным экономическим итогом военных лет стало превращение Японии из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную страну.

После окончания войны экономика Японии столкнулась с серьезными трудностями. Европейские товары вернулись на азиатские рынки, и экспорт Японии резко сократился, что привело к спаду в области промышленности. Оживление промышленного производства произошло лишь в 1924 – 1928 годах, однако в 1929 г. Япония была втянута в мировой экономический кризис. В послевоенные годы в стране продолжался процесс концентрации производства и капитала, значительно усилились позиции крупных компаний дзайбацу. Эти концерны (в отличие от европейских) развивались за счет использования торгово-промышленных привилегий, полученных от государства, основывались на родственных, клановых связях и были, как правило, многопрофильными.

Вплоть до начала 30-х годов экономика Японии оставалась слабой и непрерывно переживала кризисы и депрессии. Внутренний рынок был крайне узким из-за нищеты рабочих и крестьян, а на внешнем рынке японские товары были неконкурентоспособны. Крайне отсталым было сельское хозяйство. Более половины земель находилось в собственности помещиков, а средний размер крестьянских хозяйств был меньше гектара. Важнейшим орудием труда была мотыга; 80 % крестьян не имело рабочего скота.

Стремясь смягчить социально-экономические последствия кризисных явлений, правящие круги Японии сделали ставку на гонку вооружений и внешнюю экспансию. Милитаризация экономики сопровождалось усилением государственного регулирования. В 1931 г. был принят закон о принудительном картелировании главных отраслей промышленности. Увеличивались военные расходы, удельный вес которых в бюджете в 1937 – 1938 годах достиг 70 – 80 %. Огромный дефицит бюджета покрывался эмиссией. В 1938 г. был принят закон о всеобщей мобилизации нации, по которому правительство получало неограниченное право контроля над хозяйством страны (регулирование цен, прибыли, заработной платы, инвестиций, запрет забастовок и т.п.). Милитаризация страны обеспечивала высокие темпы развития тяжелой и легкой промышленности. Причем, последняя имела отчетливо выраженную экспортную направленность. Экспорт японской продукции осуществлялся по демпинговым ценам (подобный демпинг называется социальным, поскольку дешевизна товаров обеспечивается дешевизной рабочей силы).

В 30-х годах в Японии был установлен фашистский режим. Как и в Германии, это привело к крайнему усилению государственного регулирования экономики. Часть мелких и средних предприятий была ликвидирована, а остальные объединены в "контрольные ассоциации" под контролем государства, которое распределяло рабочую силу, кредиты, ресурсы. Рабочие были прикреплены к предприятиям, лишены выходных дней, а продолжительность рабочего дня иногда достигала 15 – 16 часов.

Несмотря на крайнюю степень милитаризации, японская экономика не выдержала испытания военных лет. Это определялось и отсутствием большинства видов стратегического сырья, и слабым развитием тяжелой промышленности, и низким уровнем военно-промышленного потенциала. Уже с 1943 г. началось падение промышленного производства. Японский военно-промышленный потенциал не мог противостоять американскому, и поражение страны было предопределено экономическими факторами.

§2. Основные тенденции и этапы экономического развития зарубежных стран после второй мировой войны (1945 – 2000 гг.)

В послевоенном развитии мировой экономики можно выделить следующие этапы. Первый начался после окончания мировой войны и продолжался до середины 70-х годов. Этот этап характеризовался следующими особенностями.

Во-первых, в конце 40-х – начале 50-х годов развитые страны проводили восстановление своих хозяйств. Этот процесс в основных чертах завершился за 5 – 7 лет. Восстановлению европейских экономик в послевоенный период во многом способствовали США, оказавшие им помощь в рамках плана Маршалла, который приняли Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, ФРГ. Страны, желающие получать помощь, должны были отказаться от проведения национализации промышленности, предоставить полную свободу частному предпринимательству, заметно сократить производство в тех отраслях, которые могли составить конкуренцию американским товарам, снизить таможенные тарифы на импорт из США, ограничить объем торговли со странами "народной демократии", разрешить контроль за выполнением плана со стороны США. План Маршалла помог странам Европы преодолеть послевоенные трудности, однако вовсе не носил благотворительного характера. США стремились к укреплению собственных экономических и политических позиций в Европе,

За время реализации плана (1948 – 1951 гг.) помощь европейским странам составила 17 млрд. долл. (более 90 млрд. долл. в нынешних ценах), из которых более 66 % приходилось на Великобританию, Францию, Италию и ФРГ. Причем, предпочтение США оказывали Германии, которая в течение первого года получила 2,422 млрд. долл., тогда как Англия – 1,324 млрд., Франция – 1,13 млрд., Италия – 0,704 млрд. долл.

Основной смысл плана Маршала заключался в том, чтобы помочь европейским странам возродить экономику, оживить внутреннюю торговлю, активизировать международные экономические связи. Поставки продукции осуществлялись по следующим направлениям. Во-первых, поставки продуктов питания, топлива, одежды. Поскольку большинство стран было не в состоянии оплатить долларами американские поставки, основная часть товаров шла в виде дотаций, а не займов. Местная валюта, полученная после продажи ввозимой продукции, направлялась европейскими правительствами на сокращение бюджетного дефицита. Во-вторых, поставки промышленного оборудования в основном на условиях международных займов. В-третьих, поставки промышленного сырья, сельскохозяйственной техники, запасных частей к машинам и оборудованию, которые финансировались под гарантии американского правительства.

Реализация плана Маршалла способствовала быстрому послевоенному возрождению западноевропейских стран. В 1947 – 1950 годы общий объем промышленной продукции в базовых отраслях этих стран увеличился более чем на 50 %, возросли экспортные возможности. Нельзя не отметить, что в условиях нарастания противоборства двух систем американская программа все больше стала приобретать форму военной помощи западным странам. Американцы поставляли в европейские страны оружие, военную технику, боеприпасы, обмундирование, а западноевропейские страны предоставляли свою территорию для американских военных баз и обязывались прекратить торговлю стратегическими товарами со странами Восточной Европы.

Во-вторых, после восстановления экономики в большинстве стран начался устойчивый экономический рост. Уже в 1950 г. промышленное производство в большинстве западноевропейских стран <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.229 (0.016 с.)