Глава IV. Формирование и развитие капиталистической системы хозяйства (конец XVIII – начало XXI вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IV. Формирование и развитие капиталистической системы хозяйства (конец XVIII – начало XXI вв. )



§1. Промышленный переворот и его особенности в Англии, Франции, Германии, США, Японии.

§2. Экономическое развитие стран Западной Европы и США в конце XIX - начале XX вв. Особенности становления монополистического капитализма.

§1. Промышленный переворот и его особенности в Англии, Франции, Германии, США, Японии

Во второй половине XVIII и в XIX вв. во многих странах шел процесс формирования экономики нового типа. Переход от аграрного общества к индустриальному осуществлялся в ходе промышленного переворота (промышленной революции), который знаменовал собой замену мануфактурной стадии развития капиталистической промышленности фабрично-заводским производством с применением машинного труда. Завершение промышленного переворота означало полную победу капиталистических отношений. Капиталистические формы организации экономики постепенно утверждаются во всех ее сферах. Основной массой населения становятся наемные рабочие, а господствующее положение занимает промышленная и финансово-торговая буржуазия. Процесс промышленного переворота имеет ряд общих закономерностей, проявляющихся в национально особенной форме.

Раньше других промышленный переворот произошел в Англии (60-е гг. XVIII в. - 30-е гг. XIX в.). В ходе первоначального накопления в Англии были созданы благоприятные предпосылки для ускоренного развития капиталистической экономики. Буржуазная революция XVII в. нанесла решающий удар по феодальному строю. В ходе аграрного переворота, предшествовавшего промышленному, в Англии появилось много лишенных собственности людей. Вытесненные из производства системой «огораживаний» крестьяне становились наемными рабочими.

Промышленный переворот в Англии опирался на экономические ресурсы многочисленных колоний. К 60 - 70-х гг. XVIII вв. объем внешней торговли Англии возрос в 4 раза по сравнению с началом века. Важнейшую роль в подготовке промышленного переворота сыграло развитие мануфактурной промышленности. Производство шерсти и сукноделие являлись главной отраслью хозяйства страны на протяжении нескольких веков. На суконных мануфактурах были подготовлены кадры квалифицированных рабочих, высокой степени достигла дифференциация орудий труда, специализация и разделение труда. Это создавало материальные предпосылки для появления машин.

Промышленный переворот в Англии начался в хлопчатобумажной отрасли, где сложились наиболее выгодные условия для вложения капитала. Спрос на хлопчатобумажные ткани и изделия был устойчиво высоким. Сырье привозили из колоний Англии (Индия, Америка), а организация производства не требовала огромных средств. Для хлопчатобумажной промышленности создавалась благоприятная рыночная коньюнктура, так как правительство запрещало ввоз в страну хлопчатобумажных тканей.

Конкуренция с суконным производством и стремление удешевить хлопчатобумажные ткани заставляли владельцев предприятий внедрять технические новшества. В 1733 г. Джон Кэй изобрел простейший ткацкий станок, который ускорил изготовление ткани в два раза. Для преодоления отставания прядильного производства в 1765 г. Дж. Харгривс создал механическую прялку «Дженни», а в 1767 г. появилась «ватер-машина» (водяная прядильная машина), которая использовала энергию водяного колеса и давала прочную нить. В 1779 г. С. Кромптон изобрел усовершенствованный прядильный станок – «мюль-машину», которая изготовляла нить тонкую и прочную. В 1785 г. был изобретен новый ткацкий станок Э. Картрайта, заменявший труд сорока ткачей. Подлинный технический переворот начался с изобретения паровой машины Дж. Уатта (1784 г.). Появился новый вид энергии и универсальный двигатель, применявшийся в различных отраслях, в первую очередь в текстильной промышленности.

Появление паровой машины вызвало ускоренное развитие угледобычи и металлургии. При выплавке металла стали использовать каменный уголь. Это позволило увеличить выплавку чугуна с 17 тыс. тонн в 1704 г. до 125 тыс. тонн в 1796 г. Были усовершенствованы способы передела чугуна в железо и сталь. В1720 г. в Англии получили 18 тыс. тонн железа, в 1812 г. – 250 тыс. тонн, а в 1834 г. – уже около 700 тыс. тонн. В Англии стали производить много ковкого железа. Снижение цен на металл стимулировало подъем различных отраслей металлообрабатывающей промышленности.

Для перевозки грузов Англия была покрыта сетью водных путей. Многочисленные каналы связывали многие промышленные центры с морем. Стоимость перевозок снизилась почти в четыре раза. Тяжелые грузы в основном перевозили по воде до середины XIX в., когда главным видом транспорта стал железнодорожный. В первые десятилетия XIX в. была создана машиностроительная отрасль промышленности. Появились металлообрабатывающие станки различных типов (токарные, строгальные, фрезерные и др.). Теперь с помощью станков, а не вручную изготовляли механизмы и машины для всех отраслей экономики. Отныне фабричное производство основывалось на адекватной технической базе.

В результате промышленного переворота в экономике Англии произошли коренные изменения. Фабрично-заводская система одержала победу над ремеслом и мануфактурой. Англия завоевала мировое первенство в промышленном производстве. Примерно третья часть всех промышленных рабочих Англии была занята в текстильной промышленности. Хлопчатобумажные ткани составляли одну треть английского экспорта. Возрастал удельный вес отраслей тяжелой промышленности. В 1872 г. в Англии получили 7,2 млн. тонн чугуна, что означало рост производства за сорок лет более чем в девять раз. Англия поставляла станки, паровые двигатели и механизмы во все страны мира. В середине XIX в. общий тоннаж английского торгового флота составлял половину мирового. Экспорт английских товаров достиг небывалых масштабов. С начала века до 1872 г. он вырос более чем в шесть раз. Значительно расширилась колониальная экспансия Англии.

Произошли существенные социально-демографические сдвиги. В1870 г. более 80 % населения проживало в городах. В промышленности и строительстве было занято более половины самодеятельного населения страны. В Англии создавался индустриальный тип производства, обеспечивавший высокую конкурентноспособность продукции. Третья часть мировой промышленной продукции производилась в Англии. Окреп аграрный сектор экономики страны. При уменьшении численности сельскохозяйственных работников возрастал выпуск продукции за счет механизации, мелиорации и широкого применения искусственных удобрений. Повысились урожайность, продуктивность скота и производительность труда.

Перемены в сфере производства подталкивали английское правительство к изменению принципов внешней торговли. На смену протекционизму пришла политика свободной торговли (фритредерство), что давало возможность расширить экспорт английских промышленных товаров. Англия превращалась в центр мировой торговли. На ее долю приходилось более одной трети мирового товарооборота. В Англии создается разветвленная банковская система, появляются многочисленные акционерные банки. Сформировалась система колониальных банков. Укрепилась денежная система на основе золотого стандарта. Бумажные деньги разменивались на золото по твердому курсу (1 фунт стерлингов = 7,323 г чистого золота). Англия стала международным валютным центром.

Буржуазная революция 1789-1794 гг. во Франции создавала условия для ускоренного развития рыночной экономики. К власти пришла буржуазия, ликвидировавшая феодальные порядки, дворянскую собственность на землю. Рыночные отношения в аграрном секторе складывались на основе мелкого парцеллярного крестьянского хозяйства. Крестьянские наделы постоянно дробились, что не способствовало росту эффективности производства, но создавало рынок рабочей силы для промышленности. Большинство крестьян становились должниками ростовщиков, что отрицательно сказывалось на емкости внутреннего рынка. Низкая покупательная способность крестьян сдерживала рост промышленного производства.

Промышленный переворот во Франции начинается с конца XVIII в. Он отличался более медленными темпами роста по сравнению с Англией. Испытывая острую конкуренцию со стороны Англии, французская промышленная буржуазия нуждалась в государственной поддержке. Пришедший к власти Наполеон покровительствовал развитию крупной промышленности, поскольку многочисленные войны ради установления господства в Европе требовали большого количества военной техники, снаряжения, вооружения. Наполеон принял Гражданский кодекс, в основе которого лежал принцип незыблемости буржуазной частной собственности. Он проводил жесткую политику протекционизма, поддерживал развитие промышленности и торговли через специальные учреждения – Торговые палаты, Главный совет торговли, Совет по делам фабрик и заводов. В деятельности этих учреждений наряду с чиновниками принимали участие представители крупной буржуазии. Наполеон установил «континентальную блокаду» Англии. В результате этого шага экономика Франции потерпела большой урон из-за нехватки хлопка и английских машин. При Наполеоне был создан Французский банк, который выполнял функции государственного банка. Франция использовала финансовые и материальные ресурсы покоренных европейских стран.

До 30-х гг. XIX в. наиболее динамично развивалась текстильная отрасль. Переработка хлопка в 30-40-е гг. возросла в несколько раз. В конце 40-х гг. в хлопчатобумажной отрасли насчитывалось более ста тысяч станков. В середине века по объему продукции текстильной промышленности Франция занимала второе место после Англии. В этот же период наблюдается рост железнодорожного строительства и отраслей тяжелой промышленности. Завершающий этап промышленного переворота проходил с 50-х гг. XIX в. До 1870 г. в пять раз возросло количество паровых двигателей и протяженность железных дорог. Ускоренными темпами развивалась тяжелая промышленность. Резко возрастает добыча угля и производство чугуна и стали. Наблюдается рост механизации и концентрации производства. Тем не менее, во Франции количественно преобладали мелкие и средние предприятия с числом рабочих до десяти человек. Это объясняется тем, что многие ремесленники-одиночки занимались изготовлением предметов роскоши. Их ручной труд не могли заменить машины.

В интересах финансовой аристократии французское правительство устанавливало высокие таможенные пошлины на импортируемый уголь и металл, что приводило к непомерно высоким ценам на эту продукцию отечественного производства. Железо во Франции было втрое дороже, чем в Англии. Такое положение оказывало негативное влияние на ход промышленного переворота. В 50-е годы таможенные пошлины на английские товары были отменены. Французские промышленники не выдерживали конкуренции. Это стимулировало прилив капитала из производственной сферы в кредитную. В развитии кредитной, банковской системы Франция опережала другие страны. Французский капитализм имел ростовщический характер. Франция становится международным банкиром и мировым ростовщиком. По сравнению с Англией промышленный переворот во Франции не привел к столь значительным результатам. Более низкими были темпы роста экономики, в меньшей мере использовалась машинная техника. Аграрно-индустриальный характер экономики свидетельствовал о том, что большая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве и в мелком производстве.

Германия в первой половине XIX в. была экономически слабой и политически раздробленной страной.Толчком для выхода из экономического застоя стали наполеоновские войны, поскольку французы отменяли феодально-крепостнические порядки в германских государствах. После поражения Наполеона на территории Германии образовалось 34 монархических государства и четыре вольных города. Начиналось экономическое оживление. До середины XIX в. в промышленном производстве Германии продолжала господствовать мануфактура.

Интересы зарождающейся буржуазии требовали политического объединения Германии. Важным шагом в этом направлении было создание в 1834 г. Таможенного союза. Восемнадцать крупных германских государств отменили между собой таможенные границы, унифицировали нормы права, что способствовало росту промышленности и торговли. В 30-е годы в Германии было открыто 50 крупных промышленных предприятий. К 1840 г. Германия увеличила промышленное производство в 2,5 раза по сравнению с 1800 г. В 30-е годы начинается железнодорожное строительство.

Феодальное дворянство в Германии занимало сильные экономические и политические позиции, которые не смогла ослабить даже революция 1848 г. Получив большую сумму выкупных платежей и владея крупными имениями, юнкеры переводили свое хозяйство на интенсивный путь развития. Они применяли многопольные севообороты, искусственные удобрения, проводили мелиоративные работы и применяли сельскохозяйственные машины, использовали наемную рабочую силу и труд зависимых от них крестьян. Так называемый «прусский путь» развития капитализма в сельском хозяйстве способствовал ускоренному росту экономики на основе крупных юнкерских хозяйств.

Промышленный переворот в Германии начался в середине XIX в. Окончательное объединение немецких земель в одно государство произошло в 1871 году. Государство играло важнейшую роль в ходе промышленной революции, стимулируя экспорт, используя собственные финансовые ресурсы, выступая в качестве заказчика продукции тяжелой промышленности. Промышленный переворот в Германии отличался от других стран тем, что хлопчатобумажная промышленность развивалась одновременно с каменноугольной и металлургической. При этом темпы роста тяжелой промышленности были более высокими. По мощности паровых машин к 1870 г. Германия обогнала Францию и уступала только Англии. Угля Германия добывала вдвое больше Франции. В 50-60-х гг. объем производства текстильной промышленности увеличился втрое. Механизация производства осуществлялась в основном за счет собственного машиностроения. Немецкие специалисты разработали способ получения красителей из каменного угля, что стимулировало развитие химической промышленности. В Германии изобрели динамо-машину. Химическая и электротехническая отрасли завоевали самые передовые позиции в мире. Широкое железнодорожное строительство стимулировало развитие промышленности и способствовало росту внешней торговли. Германия располагалась в центре Европы, и через ее территорию шли транзитные торговые пути. За 50 - 60-е гг. объем внешней торговли возрос втрое.

Одержав победу во франко-прусской войне в 1871 г., Германия захватила Эльзас и Лотарингию с залежами полезных ископаемых и развитой промышленностью, получила огромную сумму контрибуции (5 млрд. франков золотом). Эти деньги шли на развитие промышленности. Важное место в экономике Германии занимало военное производство. Развитие военного производства стимулировалось стремлением Пруссии объединить германские земли в единое государство, а после объединения Германии милитаризация экономики отражала стремление правящих кругов к переделу колониального мира. Своеобразным символом военной промышленности Германии стали пушечные заводы Круппа, производившие огромное количество артиллерийских орудий высокого качества. В 70-е гг. в Германии наблюдается учредительская горячка (грюндерство). Акционеры-предприниматели создавали многие сотни обществ, фирм, банков. Новые немецкие предприятия создавались на базе новейшей техники. Они могли успешно конкурировать с продукцией других стран, выпуская качественные и более дешевые изделия.

Ускоренное развитие промышленности США начинается в конце XVIII в.Этому способствовало отсутствие феодальных пережитков в сельском хозяйстве и цехового ремесла в городах. В стране ощущался недостаток рабочей силы для сферы промышленного производства, так как переселенцы уходили на колонизируемые западные земли. Недостаток рабочей силы создавал благоприятные условия для внедрения машин. Промышленный переворот начался в северо-восточных штатах. Первое время он проходил в хлопчато-бумажной промышленности на базе английских изобретений. Промышленность была полностью обеспечена хлопком, выращиваемым в США. Особое значение имело изобретение в1793 г. в Америке хлопкоочистительной машины Э. Уитни. До середины XIX в. в США паровые машины использовались незначительно. В стране было много водных ресурсов, и для небольших предприятий выгоднее было использовать энергию водяного колеса. При выплавке железа начал использоваться каменный уголь, что позволило увеличить производство металла. За период с 1830 г. по 1850 г. производство чугуна выросло в три раза, а добыча угля более чем в 20 раз, что дало толчок развитию машиностроения. В производство ускоренно внедрялись новые станки, машины, механизмы.

Высокий уровень инженерной мысли, современное законодательство о патентах стимулировали развитие изобретательства и внедрение его достижений в производство. Началось широкое применение жаток, косилок и другой сельскохозяйственной техники. Были изобретены швейная машина, турбина, бессмеровский процесс переплавки чугуна, электромагнитный телеграф Морзе, ротационная типографская машина и др. Американская металлообрабатывающая промышленность значительно опережала европейскую по механизации производства и стандартизации продукции.

Особое внимание в США уделяли транспортному строительству. Тысячи километров шоссейных дорог с твердым покрытием связывали промышленные центры страны. Самая крупная шоссейная дорога была построена в конце 30-х гг. XIX вв. Она связывала восточные и западные земли и способствовала освоению новых территорий. Преобладающее значение в стране имел водный транспорт. Судоходные реки и озера объединялись сетью каналов. В 1840 г. их протяженность составляла более пяти тысяч километров, что в несколько раз удешевляло грузовые и пассажирские перевозки. Железнодорожное строительство в еще большей степени способствовало росту промышленности. В 1860 г. протяженность железных дорог в США составила 49 тыс. км., а в 1880 г. – более 150 тыс. км. В строительстве железных дорог использовали технический опыт и капиталы Англии. Железнодорожные перевозки постепенно вытесняли другие виды транспорта.

По мере завершения промышленного переворота и развития капитализма стали изменяться формы индустриального производства. Наряду с крупными предприятиями, находившимися в индивидуальном владении, возрастало число акционерных компаний. Во всех отраслях американской промышленности потребность в капиталах настолько возросла, что отдельный предприниматель уже не в состоянии был удовлетворить ее. Шел процесс перехода от частнопредпринимательской формы предприятия к акционерным обществам. В США создавались предприятия-гиганты, особенно в отраслях, связанных с железнодорожным строительством (паровозостроительные, рельсопрокатные, вагоностроительные заводы). В 70-е годы промышленный переворот завершился в северо-восточных штатах, а несколько позже на Западе и бывшем рабовладельческом Юге.

В середине XIX в. в Японии господствовал феодальный строй. Правящая с XVII века династия сегунов Токугава стремилась законсервировать феодальные порядки. Строго соблюдалось сословно-кастовое деление общества, запрещались всякие связи японцев с внешним миром. Все население страны делилось на четыре сословия: самураи или воины, крестьяне, ремесленники и торговцы. Принадлежность к сословию определялась по наследству. Крестьяне были прикреплены к земельным участкам и несли многочисленные повинности. Личной зависимости крестьян от феодалов не существовало. Торговцы и ремесленники были объединены в гильдии и цехи с правом ведения торговли или производства каких-либо товаров, но не имели никаких политических прав. Господствующим сословием оставались самураи, составлявшие до 7 % населения (2 млн. человек). Большинство из них получали «рисовый паек» за военную службу. К середине XIX в. заметно укрепляет свои позиции торговый и ростовщический капитал, увеличивается количество мануфактур, начинается первоначальное накопление капитала.

В середине XIX в. в Японии возрастают внутренние противоречия. Крестьяне и ремесленники были недовольны тем, что 60 – 80 % их дохода уходило на уплату налогов и феодальных платежей, а городские низы - ростом цен на рис. Авторитет правителей Японии был сильно подорван насильственным «открытием» Японии западными странами. США и европейские страны заставили правительство Японии снять запрет на торговлю с иностранцами. Японские товары были неконкурентноспособны по сравнению с иностранными, так как в стране не было развитой промышленности. Правительство вынуждено было установить низкие таможенные пошлины на ввозимые товары в размере 5 % от стоимости. Угроза превращения Японии в колонию объединила в борьбе против сегунов крестьян, горожан, торгово-промышленную буржуазию и самурайскую оппозицию. Власть сегуна была свергнута и передана в руки императора Муцухито. Эти события историки назвали революцией Мэйдзи, которая по своему характеру была буржуазной.

В ходе преобразований Мэйдзи образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство. Социально-экономические и политические преобразования, проводимые новой властью, ликвидировали феодальную систему. Вводился буржуазный принцип частной собственности на землю, сословие самураев было распущено. Открывался путь для утверждения рыночных отношений. Развитие капитализма и промышленный переворот в Японии происходили намного позже, чем в других странах. Для преодоления экономической отсталости требовались огромные усилия. Без активной роли государства в этом процессе невозможно было обойтись. Правительство стало создавать фабричную промышленность на средства казны, уделяя особое внимание тяжелой индустрии. Государство строило предприятия в новых и сложных отраслях производства – судостроительной, суконной, стекольной и других. Предприятия оснащались новейшей западной техникой. Государство продавало и покупало многие товары, основывало банки, строило железные дороги. Государство всемерно покровительствовало частному предпринимательству, освобождая его от налогов, давая займы, предоставляя льготы.

В 80-е годы начинается новый этап промышленного переворота. Вновь построенные казенные предприятия передавались в частные руки на льготных условиях. Предприятия передавались в аренду или в счет погашения правительственных долгов. Многие продавались в два-три раза ниже фактической стоимости. Предприятия в основном оказались в руках семейных кланов Мицуи, Мицубиси, Ясуда, Окура, Сумитомо и др. Правительство Японии придерживалось патерналистской модели развития рыночного хозяйства, которая предусматривает тесную взаимосвязь власти и бизнеса. Религиозной традиции и системе морально–этических норм японцев присущи патерналистская семейная этика. Принцип безоговорочного подчинения отцу внушал человеку такие же обязанности в отношении старших руководителей и императора. Император выступал как глава нации-семьи, а глава предприятия - как защитник интересов всех работающих. Чертами национальной психологии японцев являются выдержка, настойчивость, готовность к подчинению, организованность и трудолюбие. Японцы приучены подчинять свои личные интересы интересам семьи, коллектива, государства.

В ходе промышленного переворота начинается формирование монополий. Прежде всего японцы стремились защитить внутренний рынок от иностранных товаров. Возникли японская пароходная компания, монополии в текстильной и бумажной промышленности. Создавались специфические японские монополии дзайбацу на основе семейных торгово-ростовщических домов. Дзайбацу учреждали банки, приобретали промышленные предприятия, вкладывали средства в судоходные, железнодорожные, торговые акционерные компании. Это были монополии-конгломераты. Военную промышленность государство сохраняло в своих руках. На военное производство Япония тратила средств значительно больше, чем другие государства. В начале 80-х годов правительство создало Японский банк и провело денежную реформу. Был установлен серебряно-золотой стандарт японской денежной единицы йены. Денежная реформа создавала благоприятные условия для индустриализации страны, для проникновения японского капитала в другие страны. Япония стала вывозить капитал, главным образом, в Китай. В результате военного столкновения с Китаем Япония захватила Корею и установила свое господство в Манчжурии, осуществляя экономический грабеж этих территорий. С 1893 г. по 1913 г. стоимость японского экспорта увеличилась в семь раз, а импорта – почти в восемь раз. В начале XX века происходит завершение промышленного переворота. Японская промышленность характеризовалась высокими темпами роста производства. Это было связано с осуществлением военной программы правительства. До начала первой мировой войны добыча угля возросла в двадцать раз, производство меди в тринадцать, тоннаж судов в двенадцать раз по сравнению с 1880 г. С 1905 года по 1913 год общие капитальные вложения в национальную экономику достигли 4 млрд. йен, причем более половины инвестиций направились в промышленность и транспорт.

В металлургической, текстильной промышленности и в судостроении были созданы крупные предприятия с машинной техникой. В других отраслях сохранились мелкие предприятия и мануфактуры. Суммарная мощность промышленных двигателей в 1900 – 1913 гг. возросла более чем в девять раз. Япония стала аграрно-индустриальной страной. Большая часть населения была занята в сельском хозяйстве. В Японии возросла концентрация производства и капитала, создавались сотни акционерных компаний. Восприняв опыт западноевропейских стран и США, Япония успешно модернизировала свою экономику и вступила в монополистическую стадию развития.

§2. Экономическое развитие стран Западной Европы и США в конце XIX - начале XX вв.

Последняя треть XIX века ознаменовалась быстрым ростом промышленности и ее концентрацией, крупными техническими открытиями и изобретениями. Были изобретены двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, дизель, т.е. новые виды силовых установок для промышленности и транспорта. В химической промышленности было освоено производство серной кислоты и соды. Мощным толчком технического прогресса явилось изобретение электродвигателя и внедрение электричества в производство. На смену паровой энергии постепенно приходит электрическая. Экономический прогресс обусловливался в первую очередь научными и техническими открытиями. Исследователи называют это явление второй после промышленного переворота технологической революцией. За небольшой отрезок времени (1871 – 1913 гг.) объем мирового производства возрос более чем втрое, объем промышленной продукции - в пять, а оборот мировой торговли - в четыре раза. Протяженность железных дорог в мире возросла в пять раз и превысила 1 млн. км. Строятся корабли из стали, возрастает их водоизмещение и скорость. Совершенствуется военная техника. Начинается гонка вооружений. Появляются новые отрасли промышленности: станкостроение, электротехническая, автомобилестроение и самолетострое­ние. Рыночные отношения совершенствуются и переходят в монополистическую стадию. Усиливается неравномерность экономического развития отдельных стран. В 1870 г. удельный вес Англии в мировом промышленном производстве составлял почти 32 %, США - 23, Германии – 13, Франции – 10; в 1913 г. соответственно 14, 35,8, 16 и 6,4 %. В 1890 – 1913 гг. среднегодовые темпы роста промышленности составляли в Англии 2,1 %, во Франции – 2,6 %, в Германии – 4,1 %, в США – 4,2 %.

Растущая концентрация наблюдается не только в производстве, но и в банковской сфере. Сформировалась финансовая олигархия – несколько сотен богатейших семейств, сосредоточивших в своих руках властные экономические и политические рычаги. Одной из отличительных черт новой эпохи стал вывоз капитала в другие страны. Неравномерность развития, переход от «свободного» домонополистического капитализма к господству монополий лежал и в основе экономических и социально–политических процессов последней трети XIX в. - начала XX в.

В рассматриваемый период Англия теряет ведущую роль в мировом промышленном производстве. В 70-х годах она выпускала одну треть мировой промышленной продукции, а к 1914 году этот показатель уменьшился более чем в два раза. Относительное отставание было связано с быстрым старением промышленного оборудования. В Англии наблюдается более медленное развитие новейших отраслей промышленности. Английские предприниматели рассчитывали на дешевое сырье и рабочую силу колоний, поэтому промышленная перестройка затронула Англию в меньшей мере, чем другие страны. Монополии в Англии стали возникать на 10-15 лет позже, чем в других странах. Прибыли от промышленности снижались, но возрастали доходы от капиталов, вложенных в колонии. Англия сохраняла ведущую роль в мировой торговле, судостроении и судоходстве, оставалась мировым банкиром. С 70-х годов наблюдался кризис в сельском хозяйстве. Английское зерно не могло конкурировать с более дешевым американским. К 1913 году посевные площади под пшеницей сократились вдвое. Преобладающей отраслью сельского хозяйства становится животноводство. К 1913 г. в аграрном секторе Англии было занято 8 % активного населения. Сельское хозяйство переводилось на индустриальную основу путем внедрения машин и применения минеральных удобрений. Шел процесс концентрации фермерских хозяйств. Сельское хозяйство стало играть подчиненную роль в экономике. Англия все более теряла свою собственную аграрную базу и превращалась в мирового импортера сырья и продовольствия.

Отставая по темпам промышленного развития от США и Германии, Англия отставала и по темпам концентрации и монополизации производства. Тем не менее, изменения в технике, технологии и методах организации производства не обошли стороной и экономику Англии. Большую роль стали играть колониальные монополии по добычи руд цветных металлов, нефти, выращиванию различных тропических культур. В начале XX в. был создан англо-голландский нефтяной трест «Ройял Датч-Шелл», добывавший до 13 % мирового объема нефти. Кредитно-банковская система в полной мере соответствовала мировому уровню. Лондонский денежный рынок был всемирным финансовым центром. Английский фунт стерлингов играл роль международных денег, был расчетной единицей в мировых торговых сделках. Экономическая мощь Англии сместилась из производственной сферы в кредитно-денежную. Несмотря на замедление темпов экономического роста, Англия оставалась высокоразвитой страной.

На промышленное развитие Франции большое влияние оказало поражение в войне с Пруссией.Франция понесла огромные материальные убытки и потеряла две важные в промышленном и стратегическом отношении провинции. Значительный спад в экономике привел к тому, что по объему промышленного производства к началу ХХ в. Франция переместилась со второго на четвертое место в мире. По концентрации производства и по уровню технического оснащения предприятий Франция значительно отстала от стран с молодой рыночной экономикой. В конце XIX в. из 3,3 млн. промышленных рабочих около 40 % трудились на мелких предприятиях с числом рабочих до десяти человек. Мелкие предприятия, которые специализировались на производстве потребительских товаров и предметов роскоши, не нуждались в техническом переоснащении. Высокая концентрация производства наблюдалась только в тяжелой промышленности, особенно в металлургии и горнодобывающей. Темпы роста французской металлургии были высокими, но по абсолютному производству она далеко отставала от США и Германии. В 1913 г. выплавка чугуна составила 5,2 млн. тонн, а выплавка стали 3,8 млн. тонн. Больших успехов достигло машиностроение, и с 1905 г. по 1912 г. экспорт машин удвоился.

Высокое развитие получила военная промышленность. Франция производила боевые самолеты, скорострельные пушки, подводные лодки. Много военной техники шло на экспорт. Основную массу вооружения производила фирма Шнейдера. В автомобильной промышленности господствовали компании «Рено» и «Пежо». Во Франции преобладали такие типы монополий, как картели и синдикаты. К примеру, металлургический синдикат «Комитэ дефорж» объединял 13 крупнейших металлургических заводов.

Во Франции острую проблему для экономики создавала низкая рождаемость населения: с 1870 г. по 1913 г. численность населения не возрастала. Экономика страны имела аграрно-индустриальный характер. В сельском хозяйстве было занято около 40 % населения. Преобладало мелкое парцеллярное производство крестьян, производительность труда в сельском хозяйстве была в два раза ниже, чем в Англии. С конца XIX в. усиливается процесс концентрации земельной собственности, возникают крупные фермы капиталистического типа. Происходило слияние капитала в сфере производства, переработки сельскохозяйственной продукции и в сфере обращения. Предприниматели стремились создать свою собственную сырьевую базу, что положительно влияло на рост производства и повышение производительности труда.

Франция имела много колоний, но они играли незначительную роль в ее экономике. В период вступления Франции в монополистическую стадию развития ее экономике были присущи ссудно-ростовщические черты. Финансовый капитал Франция размещала в других странах. За 1870-1913 гг. промышленное производство во Франции выросло в три раза, а экспорт капитала – в 6 раз. Вывоз ссудного капитала за границу превращал Францию в страну-рантье, которая получала большие проценты по своим вкладам. Францию называли «ростовщиком Европы». Иностранным государствам французский капитал предоставлялся в виде ссуд и займов.

Таким образом, что во Франции конца XIX – начала ХХ вв. промышленная база была недостаточной, уровень концентрации производства невысоким, эффективность аграрного сектора низкой, но финансовый капитал, имеющий ростовщический характер, достиг наивысшего уровня развития.

В 70-е годы в экономическом развитии Германии произошел коренной перелом. Начинался период промышленного скачка. По уровню промышленного развития Германия вышла на первое место в Европе и на второе в мире к началу первой мировой войны. Причины этого явления заключались прежде всего в объединении Германии в единое государство.

Значительное влияние на экономический рост оказала победа во франко-прусской войне. На захваченных у Франции территориях создавалась мощная база металлургической и химической промышленности. Более позднее завершение промышленного переворота давало Германии ряд преимуществ, обусловило введение наиболее современной техники, а недостаток капиталов компенсировался всесторонним вмешательством государства в развитие экономики. Германия почти не имела колоний и завоевывала внешний рынок, используя демпинг при высоких ценах на внутреннем рынке.

Наибольшие успехи в развитии сделала тяжелая промышленность Германии. В металлургии был успешно освоен мартеновский процесс производства железа. В Германии в большом количестве стали производить минеральные удобрения и синтетические красители, появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания, электрические моторы, трамвай, электрифицированные железные дороги. Протяженность железных дорог увеличилась в 33 раза и составила в 1914 г. почти 60 тыс. км. В конце XIX в. происходил завершающий этап промышленного переворота, начиналась индустриализация, развивался монополистический капитализм. Для Германии была характерна экономическая политика милитаризма. Создавая новую мощную армию, государство увеличивало военные расходы, активно вмешивалось в экономику. В результате промышленного переворота в Германии ведущие позиции в промышленности занимали новейшие отрасли – электротехническая, алюминиевая, химическая, машиностроительная, металлургическая, угледобывающая. Акционерный капитал направлялся в первую очередь в эти отрасли. Легкая и пищевая промышленности развивались медленнее, что было связано с узостью внутреннего рынка и жесткой конкуренци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.033 с.)