Тема 2. 1. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 1. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX В.



Уровень 1.

· Когда образовано Содружество Независимых Государств?

· Какие государства первоначально вошли в СНГ?

· Какова основа отношений России со странами СНГ? Каких успехов удалось добиться в этом направлении?

· Назовите локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.

 

Уровень 2

· Как отразился распад СССР на обороноспособности России и стран СНГ?

· Чем объяснить усиление в некоторых республиках бывшего СССР стремления к воссозданию единого государства? Какие политические решения последних лет свидетельствуют об этом?

 

Уровень 3

· В чем заключаются основные причины конфликтов на постсоветском пространстве?

· Как бы Вы оценили характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.

· Какие проблемы продолжают оставаться главными в отношениях между государствами СНГ?

 

Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.

Уровень 1.

· Назовите причины, участников, содержание, результаты вооруженного конфликта на Северном Кавказе в 1990-е гг.

· Назовите изменения в территориальном устройстве Российской Федерации

Уровень 2.

· Назовите основные этапы эскалации конфликта на Северном Кавказе в 1990-е гг. и попыток его разрешения.

· Назовите основные направления экономического сотрудничества России и стран СНГ

Уровень 3.

· Что способствовало укреплению (ослаблению) позиций России на постсоветском пространстве?

· Оцените эффективность экономического сотрудничества России и стран СНГ

 

Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы.

Уровень 1.

· Как изменилось геополитическое положение России к началу 1992 г.?

· Чем была вызвана новая «смена вех» внешней политики РСФСР после распада СССР?

· Что определяло новые подходы к внешней политике страны?

· Назовите основные направления внешней политики России в 1992—1998 гг.

· Какие меры предприняло новое руководство страны в отношении ведущих западных стран?

· Какие новые документы появились в области контроля над вооружениями?

· Какие международные соглашения и события свидетельствуют о плавной и постепенной интеграции России в международные структуры?

· Назовите страны, ставшие членами Евросоюза в 1990-е гг.

Уровень 2.

· Когда и почему завершилась «холодная война»? Какие последствия это имело?

· Почему в условиях окончания «холодной войны» руководство России выступало радикально против расширения НАТО на Восток? Чем завершилось решение этой проблемы?

· В чем вы видите плюсы и минусы включения России в «большую восьмерку» ведущих государств мира?

· Какова роль России в формировании единого образовательного и культурного пространства в Европе?

Уровень 3

· Расскажите о первых итогах внешнеполитической деятельности российского руководства.

· В чем вы видите наиболее важные результаты внешней политики России в 1992—1998 гг.? Какие, на ваш взгляд, наиболее серьезные проблемы возникали для России в этот период во внешнеполитической ситуации?

· Каковы причины и результаты процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования?

Тема 2.4. Развитие культуры в России.

Уровень 1.

· Раскройте содержание термина «массовая культура».

· Назовите основные характеристики массовой культуры.

Уровень 2.

· Каков взгляд на западную систему ценностей с позиций национальных культур России?

· Какой смысл вкладывается в понятие «общечеловеческие ценности».

· Охарактеризуйте проблему внедрения в сознание идеологии «масскульта».

 

Уровень 3.

· Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию.

· Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»

Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире.

 

Уровень 1.

· Дайте определение понятий «инновации», «приоритеты»

· Назовите причины развития инновационных технологий

· Дайте определение понятий «суверенитет», независимое государство

 

Уровень 2.

· Каковы перспективные направления развития РФ на современном этапе.

· Каковы основные проблемы развития РФ на современном этапе.

· Назовите важнейшие научные открытия и технические достижения в современной России

· Приведите примеры внедрения инноваций в практической сфере.

· Приведите примеры инновационного опыта развитых стран

 

Уровень 3.

· Охарактеризуйте преемственность социально-экономического и политического курса с государственными традициями России.

· Возможно ли сохранение индивидуальной свободы человека, его нравственных ценностей и убеждений общества в условиях усиления стандартизации различных сторон жизни? Аргументируйте свою точку зрения.

· В чем основное содержание споров о российской демократии?

 

3.3. Методические рекомендации к выполнению заданий для самостоятельной внеаудиторной работы

Самостоятельная работа №1

Задание:

Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1970-е-начало 1980-х гг. Прокомментируйте полученный результат.

Содержание работы:

1) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

2) Подберите плакаты, которые отражают социальную политику государства и уровень жизни советских людей в 1970-е -начало 1980-х гг.

3) Оцените объективность представленной в плакатах информации.

Формат выполненной работы: слайд-фильм

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, умение подобрать материал по теме и аргументировано изложить свою точку зрения.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление на семинарском занятии.

Рекомендуемые источники информации:

http://22-91.ru/

http://school-collection.edu.ru/

Филиппов А.В.Новейшая история России.1945 – 2006. М., «Просвещение», 2007.

 

Самостоятельная работа №2

Задание:

Подготовить сообщение о развитии одной из сфер культуры (театр, балет, живопись, музыка, литература и пр.) по схеме: официальная культура – неофициальная культура – нелегальная культура.

 

Содержание работы:

1) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

2) Составьте план изложения материала.

3) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями

Формат выполненной работы: сообщение или слайд-фильм.

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность и последовательность изложения, наличие выводов, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы, умение изложить тезисы работы в выступлении.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление на семинарском занятии.

Рекомендуемые источники информации:

Образовательные ресурсы сети Интернет:

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://letopisi.ru/index.php

http://historic.ru/

http://historylinks.ru/

 

Как написать доклад (сообщение)

 

Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом:

· Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).

· Составление библиографии.

· Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

· Разработка плана доклада.

· Написание.

· Публичное выступление с результатами исследования.

Самостоятельная работа №3

Задание: подготовка к семинару «Экономическая и научно-техническая политика СССР к началу 1980-х гг.»

Цель урока-семинара: показать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 60-х гг.; раскрыть основные направления экономической реформы 1965 г.; раскрыть причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере.

Основные знания: аграрная реформа 1965 г.; реформа 1965 г. в промышленности; научно-техническая политика; социальная политика.

Основные понятия: теневая экономика; продовольственная программа; товарный голод; социалистическое соревнование; стагнация; экономический застой; лимитчики; дефицитная экономика; стадиальное отставание.

 

Вопросы для обсуждения:

· Необходимость экономических реформ 1965 г.

· Основное содержание реформы 1965 г.

· Научно-техническая политика государства. Достижения и негативные явления в научно-технической сфере. Чем можно объяснить значительную техническую отсталость СССР?

· В чем вы видите главные причины улучшения уровня жизни советских людей в 70-е гг.?

· Приведите данные, характеризующие потребление населением СССР продовольственных товаров в 60—70-е гг. Чем вы можете объяснить резкое обострение продовольственной ситуации в стране в начале 80-х гг.?

· Почему, несмотря на значительный рост промышленного потенциала страны, прирост реальных доходов населения постоянно сокращался?

· Комментарии к хронологической подборке плакатов социальной направленности за 1970-е-начало1980-х гг.

· Итоги экономических реформ. Дайте общую оценку экономических «экспериментов» советского руководства в конце 70-х — начале 80-х гг.

Рекомендуемые источники информации:

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://letopisi.ru/index.php

http://historic.ru/

http://22-91.ru/

http://school-collection.edu.ru/

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2010

Филиппов А.В.Новейшая история России.1945 – 2006. М., «Просвещение», 2007.

 

Самостоятельная работа №4

Задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему: « Россия суверенное государство: приобретения и потери »

Содержание работы:

1) Прочитайте § 99 учебника: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2010

2) Определите другие источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

3) Составьте план изложения материала

4) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями

Формат выполненной работы: сочинение-рассуждение

Критерии оценки: логичность, последовательность изложения, наличие аргументации, выводов, аккуратность исполнения.

Контроль выполнения: проверка тетради

Рекомендуемые источники информации:

1) Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2010

2) Материалы периодической печати

Этапы работы над сочинением

 

· Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.

· Формулировка основной мысли (идеи) сочинения

· Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.

· Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса

· От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).

· Подбор фактического и цитатного материала

Во вступительной части сочинения необходимо охарактеризовать суть проблемы, ее значимость, актуальность. В основной части раскрывается тема сочинения. Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части. Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.

Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.

Самостоятельная работа №5

Задание: Подготовка к семинару «Социально-экономическая ситуация в СССР на рубеже 1980-1990-х гг. в оценках политиков, ученых и обывателей».

Цель урока-семинара: сформировать убеждение в неизбежности радикального обновления советской экономической системы; рассказать об альтернативных вариантах экономических реформ в стране; разъяснить, почему предпринятые М. С. Горбачевым и его окружением шаги не дали ожидаемого результата, а также в чем состояли причины тяжелейшего кризиса, в котором оказалась экономика СССР в 1991 г.

Основные знания:

предпосылки и необходимость реформирования советской экономической системы; концепция «ускорения социально-экономического развития страны»; экономическая реформа 1987 г.; концепция регулируемого рынка; программа «500 дней».

Основные понятия:

ускорение; научно-технический прогресс; рыночная экономика; арендный подряд; кооперация; теневая экономика; демонополизация; децентрализация; разгосударствление; акционирование; техногенная катастрофа.

Проблема для дискуссии. Советская экономика в конце 80-х — начале 90-х гг.: проблема альтернатив.

Содержание подготовительной работы:

1) деление на группы, распределение ролей:

· группа «политиков»: оценка социально-экономической ситуации в стране ведущими политиками; их предложения по реформированию социально-экономической системы.

· Группа «ученых»: разработка программ экономических реформ и оценка социально-экономической ситуации в стране

· Группа «обывателей»: отношение к проводимым реформам

Рекомендуемые источники информации:

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://letopisi.ru/index.php

http://historic.ru/

http://22-91.ru/

http://school-collection.edu.ru/

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2010

Филиппов А.В.Новейшая история России.1945 – 2006. М., «Просвещение», 2007

Самостоятельная работа №6

Цель: сформировать представление о важнейших внешнеполитических задачах, стоящих перед Россией после распада территории СССР, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, выступления, уметь аргументировать свои суждения.

Задание:

Составьте перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР.

Содержание работы.

1) Используя материал учебника, дополнительные источники информации, выделите основные направления внешней политики России после распада СССР.

2) Сформулируйте основные проблемы внешней политики России после распада СССР.

3) Составьте перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР.

 

Формат выполненной работы: конспект, сообщение по конспекту

Критерии оценки: правильность составления конспекта, умение выделить главное для сообщения, аргументировать свои суждения.

Контроль выполнения: проверка конспекта, сообщение на уроке

Рекомендуемые источники информации:

1) История России. ХХ век. Под ред. А.Б.Зубова. М., 2009. §6.2.5., §6.2.7., §6.2.11.

2) Интернет

Самостоятельная работа №7

Цель: сформировать представление о важнейших мерах по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг. и их эффективности, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, выступления, уметь аргументировать свои суждения.

 

Задание:

Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.

Содержание работы.

4) Используя материал учебника, дополнительные источники информации, перечислите основные меры Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг

5) Дайте оценку эффективности предпринятых мер по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.

6) Аргументируйте свои суждения.

 

Формат выполненной работы: конспект, сообщение по конспекту

Критерии оценки: правильность составления конспекта, умение выделить главное для сообщения, аргументировать свои суждения.

Контроль выполнения: проверка конспекта, сообщение на уроке

Рекомендуемые источники информации:

3) История России. ХХ век. Под ред. А.Б.Зубова. М., 2009. §6.1.13.

4) Интернет

Самостоятельная работа №8

Задание. Напишите эссе на тему: «Россия - партнер НАТО?»

Содержание работы:

1) Прочитайте §38-39 учебника.

2) Познакомьтесь с дополнительной информацией по теме.

3) Напишите эссе, пользуясь рекомендациями.

Формат выполненной работы: эссе

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность, последовательность, аргументированность, наличие выводов, аккуратность исполнения.

Контроль выполнения: проверка эссе, участие в дискуссии

Рекомендуемые источники информации:

1) Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. М.: Изд. Центр «Академия», 2012.

2) Образовательные сайты Интернет

Рекомендации по написанию эссе

· Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же сааме, но своими словами);

· Набросайте аргументы «за» и (или) «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против», ваше эссе может носить полемический характер);

· Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

· Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.)

· Распределите подобранные аргументы и (или) контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план)

· Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали данную тему, сразу определить свою позицию и т.д.)

· Изложите свою точку зрения в той последовательности, в которой наметили

· Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Самостоятельная работа №9

Задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему: « Человек как носитель культуры своего народа »

Содержание работы:

5) Прочитайте § 41 учебника: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. М.: Изд. Центр «Академия», 2012

6) Определите другие источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

7) Составьте план изложения материала

8) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями

Формат выполненной работы: сочинение-рассуждение

Критерии оценки: логичность, последовательность изложения, наличие аргументации, выводов, аккуратность исполнения.

Контроль выполнения: проверка тетради

Рекомендуемые источники информации:

3) Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. М.: Изд. Центр «Академия», 2012

4) Материалы периодической печати

Этапы работы над сочинением

 

· Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.

· Формулировка основной мысли (идеи) сочинения

· Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.

· Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса

· От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).

· Подбор фактического и цитатного материала

Во вступительной части сочинения необходимо охарактеризовать суть проблемы, ее значимость, актуальность. В основной части раскрывается тема сочинения. Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части. Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.

Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.

Самостоятельная работа №10

Задание: напишите реферат на тему: «Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России». Подготовьте краткое сообщение по теме реферата.

Содержание работы:

1) Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных источниках

2) Составить план реферата (обязательными пунктами являются: введение, анализ источников по теме, основная часть, выводы)

3) Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов

Формат выполненной работы: Реферат

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, выполнение рекомендаций, наличие выводов, аккуратность исполнения.

Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

1) История России. ХХ век. Под ред. А.Б.Зубова. М., 2009 г. §6.1.18.

2) Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.

3) Материалы сети Интернет

Как написать реферат

Слово «реферат» латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Однако в современном понимании реферат – это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.

Процесс написания реферата состоит из следующих этапов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.113 с.)