Для текущего контроля знаний, умений обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для текущего контроля знаний, умений обучающихся



по учебной дисциплине/ разделам и темам

 

№ п/п Наименование КОС Материалы для преставления в ФОС
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Тема 1.1. «Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.»
  Вопросы для устного (письменного) опроса по теме Перечень вопросов по теме
  Тест по теме Тест по теме *
  Подготовка к семинару Вопросы для обсуждения
  Сообщение Темы сообщений
Тема 1.2. «Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.»
  Вопросы для устного (письменного) опроса по теме Перечень вопросов по теме
  Тест по теме Тест по теме *
  Сочинение-рассуждение Тема и методические рекомендации по выполнению работы
  Подготовка к семинару Вопросы для обсуждения
Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX в.
  Вопросы для устного (письменного) опроса по теме Перечень вопросов по теме
  Задание для внеаудиторной самостоятельной работы Тема и методические рекомендации по выполнению работы
  Тест по теме Тест по теме *
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.
  Вопросы для устного (письменного) опроса по теме Перечень вопросов по теме
  Задание для внеаудиторной самостоятельной работы Тема и методические рекомендации по выполнению работы
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы
  Вопросы для устного (письменного) опроса по теме Перечень вопросов по теме
  Эссе Тема и методические рекомендации по выполнению работы
Тема 2.4. Развитие культуры в России.
  Вопросы для устного (письменного) опроса по теме Перечень вопросов по теме
  Тест по теме Тест по теме *
  Сочинение-рассуждение Тема и методические рекомендации по выполнению работы
Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире
  Вопросы для устного (письменного) опроса по теме Перечень вопросов по теме
  Тест по теме Тест по теме *
  Реферат Тема и методические рекомендации по выполнению работы

3. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

3.1. Типовые формы тестовых заданий

Тема 1.1.

1. Какие черты характеризовали общественно-политическую жизнь СССР в 1970-х – середине 1980-х гг.?

А. сокращение численности партийно-государственного аппарата

Б. усиление борьбы с инакомыслием

В. возобновление критики культа личности И.В. Сталина

Г. стабильность внутриполитической обстановки

Д. проведение альтернативных выборов

Е. усиление роли партноменклатуры

2. В начале 1970-х гг. был исключен из Союза писателей и выслан из страны писатель

А. С.В.Михалков

Б. М.А.Шолохов

В. К.М.Симонов

Г. А.И.Солженицын

3. Какой фактор способствовал разрядке международной напряженности в 1970-е гг?

А. Объединение ГДР и ФРГ в одно государство

Б. Подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

В. Разработка в СССР концепции «нового политического мышления»

Г. Окончание Корейской войны

4. Концепция развернутого построения коммунистического общества за 20 лет, принятая в период «оттепели», была заменена руководством СССР в 1970-е гг. на концепцию

А. совершенствования «развитого социализма»

Б. окончательной победы социализма в СССР

В. «нового политического мышления»

Г. построения социалистического общества «с человеческим лицом»

5. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 г.?

А. осуждение культа личности Сталина

Б. построение за двадцать лет коммунистического общества

В. введение принципа разделения властей

Г. построение в СССР развитого социализма

6. Термином «период застоя» чаще сего характеризуется развитие СССР во время руководства:

А. Н.С. Хрущева

Б. Л.И. Брежнева

В. М.С. Горбачева

Г. Б.Н. Ельцина

7. Какие из перечисленных тенденций характерны для СССР начала 1980-х гг.?

А. отказ от экономической поддержки стран социалистического лагеря

Б. активное внедрение в промышленность наукоемких и ресурсосберегающих технологий

В. существенное снижение производительности труда

Г. усиление государственного контроля за соблюдением трудовой дисциплины

Д. существенное снижение рентабельности производства

Е. отказ от плановой и переход на рельсы рыночной экономики

8. Кто сменил Л.И. Брежнева на посту Генерального секретаря КПСС?


А. Ю.В. Андропов

Б. К.У. Черненко

В. М.С. Горбачев

Г. Б.Н. Ельцин.


9. В 1970-е – начале 1980-х гг. с большой долей вероятности могло быть произнесено высказывание:

А. «Наконец-то появилась возможность выбирать из нескольких кандидатур. Это уже настоящие выборы»

Б. «В магазинах все время что-нибудь пропадает – то зубная паста, то зубные щетки, то дешевое мыло»

В. «Цены растут чуть ли не каждую неделю, денег нет на самые необходимые вещи»

Г. «Не спал всю ночь – прислушивался к шуму лифта, ждал ареста. У нас в подъезде посадили уже несколько человек»

10. Один из лидеров оппозиционного демократического движения в 1970-1980-е гг.:

А. Б.Н.Ельцин

Б. А.Д.Сахаров

В. А.Б.Чубайс

Г. Е.Т.Гайдар

11. Прочтите отрывок из официального документа и укажите, когда он был принят: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу»

А. 1965 г.

Б. 1977 г.

В. 1980 г.

Г. 1982 г.

12. Дайте определение понятий и терминов:

А. Геронтократия

Б. Партийная номенклатура

В. Самиздат

Г. диссиденты

13. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В результате начатой в 1965 г. под руководством А.Н. Косыгина экономической реформы по совершенствованию планирования и стимулированию труда производителей произошел прирост национального дохода СССР, увеличение валового общественного продукта.

Укажите не менее двух положений, отражающих её итоги в 1970-е гг.

Приведите не менее двух причин, которые предопределили судьбу реформы.

14. Ниже приведены две из существующих точек зрения на период 1964–1982 гг.:

А. Период, когда руководителем СССР был Л.И. Брежнев, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений.

Б. Период 1964–1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политической системы в СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

 

Ключ:

1. БГЕ

2. Г

3. Б

4. А

5. Г

6. Б

7. ВГД

8. А

9. Б

10. Б

11. Б

12. Геронтократия – власть стариков

Партийная номенклатура – партийная бюрократия

Самиздат – нелегально издававшаяся в СССР литература

Диссиденты – инакомыслящие

13.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Могут быть названы следующие положения, отражающие итоги реформы 1965 г.: - А.Н. Косыгину удалось лишь частично осуществить замысел реформы в промышленности - реформа в начале 1970 г. была постепенно свернута
2. Могут быть названы причины, предопределившие судьбу реформы: - противоречивый характер реформы, в ходе которой была сделана попытка соединить административно-командные и экономические методы управления производством   - партийно-государственная номенклатура, пришедшая к власти после смещения Н.С. Хрущева, стремилась к стабильности, а не к реформам, ее устраивало замедление хода реформы - министерства и ведомства работали по-старому, тормозя развитие самостоятельности предприятий - в отличие от развитых стран, переходящих к высокотехнологичным производствам, в СССР традиционно приоритетным считалось экстенсивное развитие тяжелой промышленности, рост количества предприятий - преобразования в экономике не сопровождались изменениями в политической и социальной сферах
Указания к оцениванию Баллы
Названы 2 положения, отражающие судьбу реформы 1965– 1970-х гг., приведены 2 причины, предопределившие ее судьбу  
Названы 2 положения и 1 причина ИЛИ названы 1 положение и 2 причины  
Названы 2 положения, причины не названы ИЛИ названы 1 положение и 1 причина ИЛИ положения не названы, названы 2 причины  
Назван 1 любой элемент ответа  
Все элементы ответа названы неверно  
Максимальный балл  

 

14.

  Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
  Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например: При выборе первой точки зрения: - экономика СССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг., развиваясь экстенсивно, все еще могла вовлечь в производство значительные материальные и трудовые ресурсы (строительство ряда крупных промышленных объектов, вложений в сельское хозяйство) - сказывались позитивные результаты экономической реформы 1965 г. - делались попытки нового технического оснащения промышленности - использование природных богатств, вновь отrрытых нефтяных месторождений позволяло получать «нефтедоллары», создавало возможность обеспечения основных потребностей общества - существовали небольшие, но гарантированные зарплаты, пенсии, льготы, а также бесплатные образование и медицина - велось строительство бесплатного жилья для населения, происходило предоставление отдельных квартир для семей - в обществе господствовала официальная концепция построения «развитого социализма», при котором решен национальный вопрос, создана единая общность – советский народ - во внешней политике был период разрядки напряженности международных отношений, снижение остроты в «холодной войне» При выборе второй точки зрения: - к концу 1970-х гг. стали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности - тяжелая промышленность, ВПК занимали приоритетные позиции, что обрекало на отставание все другие отрасли - возрастала доля ручного и малоквалифицированного труда в производстве - в сельском хозяйстве возрастало число убыточных хозяйств, зерно и мясо закупались за границей - усиливалась власть партийного аппарата, его контроль над всеми сферами жизни общества, преследование инакомыслящих - развивалось диссидентское движение - роль КПСС как политического ядра общества была законодательно закреплена в Конституции СССР 1977 г. - с вводом войск СССР в Афганистан в 1979 г. закончился периодразрядки напряженности международных отношений, начался новый этап гонки вооружений
Указания к оцениванию Баллы  
Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения    
Приведены 2 аргумента    
Приведен 1 аргумент    
Все элементы ответа названы неверно    
Максимальный балл    
       

критерии оценки показателей результатов обучения:

Вопрос                            
баллы                            

 

«5» - 22-24 баллов

«4»- 19-21 балл

«3» - 13-18 баллов

«2» - менее 13 баллов

 

Тема 1.2.

1) Что из названного относилось к периоду перестройки в СССР?

а) принятие новой Конституции СССР

б) падение в обществе интереса к публицистике

в) возобновление процесса реабилитации жертв массовых репрессий

г) изгнание из страны представителей диссидентского движения

2) Общественно-политическая жизнь в России в 1990-х гг. характеризовалась

а) борьбой за свободу выезда из страны

б) подпольным распространением запрещенных литературных произведений

в) проведением безальтернативных выборов

г) идеологическим плюрализмом

3) Что было одним из последствий реформы политической системы СССР в период перестройки?

а) учреждение нового органа власти – Государственного Совета

б) урегулирование межнациональных отношений

в) укрепление КПСС

г) становление многопартийности

4) Какие три из перечисленных событий произошли в период перестройки?

а) учреждение должности Президента СССР

б) отказ государства от оплаты внешних и внутренних долгов (дефолт)

в) принятие Конституции РФ

г) провозглашение суверенитета России

д) проведение ваучерной приватизации

е) выступление ГКЧП

5) Что из названного свидетельствовало о трудностях в проведении перестройки в СССР?

а) Принятие решения о децентрализации управления промышленностью

б) Принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

в) Освоение целинных и залежных земель

г) Проведение шахтерских забастовок в Кузбассе и других регионах СССР

6) Расположите события в хронологической последовательности:

а) Принятие Конституции «развитого социализма»

б) Первые выборы в Государственную Думу РФ

в) Подписание Беловежских соглашений

г) Избрание М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС

7) Программа «500 дней» С.С.Шаталина и Г.А.Явлинского предполагала:

а) Переход к рыночной экономике за 1,5 года

б) Поэтапное введение рыночных отношений за 10-20 лет

в) Усовершенствование плановой экономики

г) Применение метода «шоковой терапии» в проведении реформ

8) Какие три из названных положений относятся к последствиям политики перестройки в СССР?

а) Укрепление содружества социалистических стран

б) Ухудшение геополитического положения страны

в) Начало реабилитации жертв политических репрессий

г) Складывание многопартийности

д) Осложнение межнациональных отношений

е) Укрепление Советской армии

9) Какие три положения относятся к причинам распада СССР?

а) Прекращение воздействия Запада на внешнюю политику страны

б) Научно-техническое отставание, падение эффективности производства

в) Переход на семилетнее планирование экономического развития

г) Ликвидация монопольной власти КПСС в конце 1980-х гг

д) Отсутствие у централизованной, плановой экономической системы возможностей дальнейшего эффективного развития

е) Ликвидация Советов народного хозяйства

10) Когда в конце 1980-х гг. в странах Восточной Европы началась волна «бархатных революций», советское руководство

а) Заявило о прекращении деятельности СЭВ

б) Отказалось вмешиваться во внутренние дела этих стран

в) Заявило о намерении ввести советские войска

г) Выразило резкое осуждение руководства этих стран

11) Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 г. и напишите его фамилию.

«В силу сложившейся ситуации... прекращаю свою деятельность... Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни...»

Ответ: _______________.

 

Ключ.

1. в

2. г

3. г

4. аге

5. г

6. агвб

7. а

8. бгд

9. бгд

10. б

11. М.С.Горбачев

 

Критерии оценки результатов обучения:

Вопросы                      
баллы                      

 

«5» - 15-16 баллов

«4»- 12-14 баллов

«3» - 8-11 баллов

«2» - менее 8 баллов

 

Тема 2.1.

1. Какое изменение произошло в международных отношениях после распада СССР?

а. Сокращение числа стран – членов блока НАТО

б. Выход России из ООН



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.23.157.16 (0.094 с.)