Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурная модель технологии социальной работы

Поиск

Процесс интеракций клиент социальные проблемы

социальной работы

 

начальная природные

стадия катаклизмы

 

формальная система оценка

помощи социальные кризисы

планирование и дезорганизация:

 

интеракция - межнациональные

- этнические

Оценка - религиозные

- сообщества

Завершение - организационные

Процесса - семья-группа

Неформальная Девиантное поведение

система помощи

( общественные индивидуальные

и конфессиональные кризисы

институты)

Функциональная модель технологии социальной работы

Функциональная модель раскрывает новую грань целостного помогающего процесса, в котором техно­логии социальной работы выполняют определенные функции в общественном взаимодействии. В этой свя­зи можно говорить о процесс е технологии социаль­ной работы как мультифункциональном феномене.

Согласно концепции Т. Парсонса, существует че­тыре системных процесса, которые позволяют субъек­ту выжить в обществе; это такие процессы, как адап­тация, интеграция, поддержка, достижение целей. Практика социальной работы усиливает, воссоздает или помогает актуализировать данные системные от­ношения пользователю социальных услуг. Исходя из интервенций и задач - ролей социального работника, учитывающего особенности клиента, дается классифи­кация практики социальной работы

Таблица 6

Классификация технологий на основе

Методологии Парсонса

Функции системы Качество системы Практика Помогающие роли
(по Парсонсу)   социальной работы социального
       
      работника
Адаптивная Жизнеспособность, Образованне, «Социальный
функция «взрослость», социализация, родитель»,
  компетенция построение социализатор,
    структуры учитель,
      исследователь,
      защитник
Интегративная Интегрируемость, взаимная помощь, «Социальный
функция социальность, взаимоподдержка родитель»,
  зависимость   «большой брат»,
      адвокат,
      инспектор,
      защитник
Поддерживающая Автономность, Реабилитация, Реабилитатор,
функция стабильность, коррекция, терапия терапевт,
  идентификация   социальный
      контролер,
      регулятор
      отношений
функция Самореализация, Решение проблем, Эксперт,
достнжения целсй креативность, разрешение советник,
  продуктивность кризисов и арбитp,
    конфликтов экспериментатор

Технология социальной работы как помогающий процесс имеет свое предназначение в общественных связях и отношениях. В функциональном процессе тех­нология социальной работы представляет собой опре­деленный вид соцuальной активности помогающих формальных и неформальных институтов.

В государственном управлении в системе разде­ления общественного труда формальные и неформаль­ные институты помощи имеют свою роль, круг деятель­ности, назначение, которые определяет государство и гражданское общество.

Государство несет определенную степень ответ­ственности за благосостояние населения, т. е. оно име­ет законодательные обязанности в отношении соблю­дения прав, интересов народонаселения, в этой связи оно санкционирует определенную формальную струк­туру, назначение которой - защита интересов граж­дан. Таким образом, формальные институты помощи, деятельность которых регламентирована государством, несут в себе функции солидарности, т. е. функции интеграции, объединения различных слоев населения в единое целое. В целостном технологическом процес­се социальной работы в этой связи мы говорим об интегративных технологиях социальной работы.

Интеграцuя, через институты помощи, осуществ­ляется с такими группами населения, которые не мо­гут принимать активного участия в экономической деятельности. Здесь можно говорить об инвалидах, о детях, пенсионерах, а также о тех слоях населения, тру­довая активность которых в прошлом. В этой связи государство осуществляет такие виды интегративной практики, как мamерuальая помощь, соцuальное стра­хование, соцuальное обеспеченuе.

Интегратuвная функция технологии социальной работы проявляется в антидискриминаторной практи­ке. Стигматизация общественных отношений, крайние проявления расuза, эmноцентрuзма, сексuзма ведут к дезинтеграции общественных отношений, в отдель­ных случаях приводят к фактам гражданского непови­новения, провоцируют массовые беспорядки. В этой связи сущность интегративных функций помогающе­го процесса - формирование единения, независимо­сти, снятие барьеров и предубеждений между различ­ными слоями населения.

Расизм - совокупность учений, в основе которых лежат по­ложения о физической и психической неравноценности челове­ческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества.

Адanтuвная функцuя - следующая функциональ­ная особенность целостного помогающего процесса. Адаптuвные технологии социальной работы предназна­чены для приспособления субъектов и групп к окру­жающим их условиям социума. Здесь можно говорить о технологиях социализации - образования субъектов.

В ситуации, когда существует общественное не­равенство, не только имущественное, но и образова­тельное, ролевое, трудовое и т. д., В обществе существу­ют различные социокультурные сообщества, каждое из которых имеет свою систему социализации.

Социокультурные стереотипы определяют содер­жание взаимодействия в обществе представителей различных социокультурных групп.

В западной классификации различают три основ­ных социокультурных стереотипа:

- «социокультура богатых» (в развитых странах она представляет до15% населения, в РФ – до 5%);

- «социокультура среднего класса» (в развитых стра­нах большинство населения, в РФ до 35% населения);

- «социокультура бедных» (в РФ 45-55%).

Процессы адаптации данных слоев населения в об­ществе будут иметь различные формы, что не может не отражаться на технологиях помощи. Процесс социали­зации различных групп, относящихся к различной соци­ально-классовой принадлежности, имеет свои грани и свои социальные проблемы. В этой связи мы говорим о многополярности технологий социальной работы.

В своем массовом пpоявлении технологии социолизации - образования направлены на поддержку менее адап­тированных слоев населения, в РФ это слои, пpинадлежа­щие к культуре бедных и низших слоев среднего класса.

Технологии данного уровня направлены на предот­вращение деструктивного поведения, нераспространение таких явлений, принимающих системный характер в РФ, как безнадзорность, социальное сиротство, беспризорность, подростковое материнство.

Эти технологии направлены на поддержку насе­ления в ситуации безработицы, когда помощь оказыва­ется в виде обучающих технологий, приобретения новой профессии, а также в виде социальной помощи, кото­рая поддерживает человека в удовлетворении его ми­нимальных потребностей. ­

Реабилитационно-терапевтuческие техноло­гии - следующий уровень технологий целостного по­могающего процесса.

Этот класс технологий имеет достаточно специфи­ческое назначение и адресатов помощи.

Реабилитационные (восстановительные) техно­логии используют в контексте помощи людям, чье здо­ровье было ослаблено из-за различных болезней, травм и дисфункций. Технологии социальной реабилитации направлены на восстановление способностей челове­ка к жизнедеятельности в социальных условиях.

Технологии социальной реабилитации имеют раз­личную направленность, здесь можно выделить:

- социально-медицинскую реабилитацию,

- профессионально-трудовую реабилитацию,

- социально-бытовую реабилитацию,

- социально-психологическую реабилитацию.

Цель данных видов социальной реабилитации ­восстановление социального статуса человека, дости­жение им материальной независимости и его aдaптa­ция в обществе.

Технологии социальной терапии в социальной ра­боте могут носить программный характер, т. е. выра­жаться в формах социальной поддержки определен­ных групп населения. Например, содействие, вхожде­нию индивида в незнакомую культуру или поддержка бывших заключенных.

Технологии социальной тepaпuu имеют свою спе­цифику. Термин «терапия» означает «уход», «лечение», «забота». В данном случае мы имеем дело с переносом готового термина из одной сферы деятельности в дру­гую (из медицины в социальную работу). В случае с термином «therapy» имеет место его частичное пере­осмысление, так как он означает использование соци­альных и психологических средств в работе с индиви­дуумом, группой или семьей, направленных на преодо­ление их жизненных проблем..

Технологии социальной терапии имеют достаточ­но большой спектр видов и направлений (например, терапия действия, поведенческая терапия, семейная те­рапия и др.).

Терапия действия - технология социальной рабо­ты, которая направлена на изменение поведения кли­ента. Это комбинированный подход, в который вклю­чены другие виды терапий, такие как когнитивная, эм­пирическая и др.

Терапевтическое направление технологий пред­ставляет различные классы технологий, которые име­ют свои подходы, техники и уровни осмысления инте­ракций. Можно отметить такие сложившиеся на­правления, как экзистенциально-гуманистическое, поведенческое, интеракциональное и др. В данных технологиях реализуются свои подходы к личности клиента, к осмыслению окружающей среды. Специ­фика технологий проявляется в таких компонентах помогающего процесса, как оценка, заключение кон­тракта и др. Существенным фактором отличия являет­ся ролевая позиция социального работника.

Особый вид технологий, который реализуется в социальной работе, - это технологии в ситуации кри­зиса, или кризисно-ориентированные технологии.

Кризисные технологии связаны с такими обще­ственными явлениями, как социальная травма.

Социальная травма - это такая ситуация, при которой внешние социальные воздействия вызывают такие сильные эмоциональные переживания, которые не позволяют субъектам и группам нормально функ­ционировать, осуществлять социальные роли и произ­водительную деятельность.

Индивидуальные и социальные события при ката­строфических ситуациях нарушают важнейшие функ­ции жизнедеятельности сообщества. К таким явлени­ям можно отнести энергетические кризисы, наводне­ния, землетрясения.

К особому виду социальных травм можно отнести травмы от катастроф различной этиологии: техноген­ных, транспортных.

Помощь пострадавшим при террористических актах - еще одна технология, которая появилась в последнее время в практике социальных работни­ков.

Таким образом, технология социальной работы в аспекте ее функциональности направлена на решение важнейших задач в деле интеграции, содействия и восстановления общественных и индивидуальных свя­зей. На схеме отражены основные подходы к техноло­гии социальной работы в аспекте ее функционально­сти.

Схема 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.172.2 (0.011 с.)