Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когнитивная модель технологии социальной работыСодержание книги Поиск на нашем сайте
Социальные функции и Социальные задачи
3. Структурная модель технологии социальной работы Структурная модель технологии социальной работы может иметь свои элементы описания практик. Технология социальной работы как целостный процесс осуществляется при определенных условиях. Технологический процесс не может существовать в отсутствие субъектов и объектов помощи, а также движущей силы «социальной проблемы». Характер социальной проблемы определяет, направленность технологического процесса социальной работы. Социальные проблемы - это совокупность общественных факторов, нарушающих жизнедеятельность отдельных лиц, групп, и сообщества в целом. С точки зрения А. Кана, в научной литературе сложилось несколько основных подходов к социальной проблеме как общественному явлению: · позиция консенсуса; · структурно-функциональный подход; · конфликтный подход; · символического интеракционизма; Подход с позиций консенсуса: Исследователи данного подхода считают, что социальная проблема cущeствует тoгдa, кoгдa «ее считает таковой большинство населения». Эту точку зрения сообщества должны разделять властные структуры, которые ответственны за социальный порядок в обществе. Структрно-функциональный подход. В основе данного подхода лежит осмысление противоречий между социальными нормами и социальной действительностью. Нормы - это стандарты, регулирующие социальное поведение, они определяют институциональные установки, а общество реагирует определенным способом на несоответствие ожиданий и обязательств. Подход с позиций конфлuкта. С позиций данного подхода социальные проблемы возникают в результате «противозаконного социального контроля и эксплуатации». Капиталистическое общество с его системой распределения - основа социальной проблематики в обществе, такова позиция представителей парадигмы конфликта. Консенсус (лат. сопsепsus - согласие) - метод принятия управленческих решений на основе общего согласия и отсутствие принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц. КОНФЛИКТ (от лат. сопfliсtus - столкновение) - столкновение противоположных интересов,взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. Подxод с позиций символического uнтеракционизма. Представители данного направления считают, что у человека могут возникать проблемы в процесс е социального взаимодействия. Проблемы возникают из-за индивидуального понимания норм поведения и неумения управлять общением. Стигмы в обществе также являются установками для появления социальных проблем. Социальные проблемы могyт носить общий и частный характер, иметь различную этиологию оснований, быть причиной либо следствием других общественных, экономических и природных проявлений. Социальные проблемы общего характера, в котopые вовлечены достаточно большие группы людей, могут иметь различные основания от природных катаклизмов до экономических ситуаций, они нарушают устоявшиеся общественные связи, нормы и ценности групп исообществ. Социальные проблемы общего характера могyт иметь формы конфликта и дезорганизации. Социальные проблемы, выражающиеся в форме конфликта, столкновений противоположных интересов, отражают дисфункции в социальных системах. Национальные, этнические, конфессиональные, общественные конфликты возникают на основе антагонизмов, предубеждений, отсутствия в обществе уверенности в безопасности. Социальные проблемы могут проявляться в различных формах д езорганизации, явлениях отклонения от существующих норм и ценностей, проявляющихся в различных формах патологии, таких как наркомания, проституция, преступность и др. Дезорганизация может быть следствием различных комплексов причин. Применительно к социальным проблемам их можно обозначить как: · стихийные бедствия; · кризисы в экономике и политической системе; · миграция; · нищета;
Символический интеракционизм - теоретическое направление в социологии, изучающее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании.
Социальные проблемы частного характера имеют индивидуальную этиологию и такие проявления, как болезни, инвалидность, личная неустроенность, статус и т. д., т. е. они обусловлены комплексом причин, вызванных индивидуальностью субъекта в аспектах его социального функционирования в обществе. Применительно к практике социальной работы подходы к социальным проблемам данного уровня были разработаны Х. Перлман, У. Ридом, К. Джермэном и А. Гиттерманом. Х. Перлман предложила следующую классификацию социальных проблем и потребностей клиента. В основе проблем клиента лежат его личностные роли, умение / неумение взаимодействовать с окружающей средой, жизненный опыт: - дефицит материальных средств, личностные недостатки, отсутствие знаний и опыта; - деформация личности или психическое заболевание; - расхождения между ожиданиями клиента и другими людьми, между личностными запросами и социальной ролью, противоречивостью статусной роли. У. Рид в основу классификации социальных проблем клиента положил модели поведения индивидуума с группами и социальными институтами. С точки зрения исследователя, основными проблемами клиента будут являться: - межличностный конфликт; - неудовлетворенность социальными отношениями; - проблемы с официальными организациями; - эмоциональное истощение и проблемы, связанные с принятием решения; - неадекватные ресурсы. К. Джермэн и А. Гиттерман разработали систему проблем клиента исходя из концепции осложненной социализации, в ее основу были положены следующие подходы. Проблемы клиента возникают в результате: · переломных моментов, обусловленных изменением образа жизни; · отсутствия обратной связи с социальным и ближайшим окружением; · трудностей в общении с семьей и ближайшим окружением. Когда мы говорим о помогающем субъекте, то выделяем два уровня систем: формальную систему и неформальную ситему. Kогдa мы говорим о формальной системе, то имеем в виду структуры, существующие в государственной системе управления и отвечающие за оказание помощи и поддержки. Это государственные институты, призванные осуществлять функции контроля, защиты и поддержки в целях регулирования общественных отношений. В разных государствах функции и задачи таких институтов различны, однако у них есть одно общее предоставление помощи помощи нуждающимся гражданам в трудной жизненной ситуации. Неформальная система помощи и поддержки мо жет быть представлена семьей, соседями, кругом друзей, в таком случае помощь носит спонтанный, временный и неалгоритмизированный характер. В этом случае помощь выступает как акт проявления солидарности одной группы по отношению к другой в ситуации социального и индивидуального кризиса. Однако неформальная система может выступать в качестве помогающего института, когда мы говорим о таких системах, как институты гражданского общества, НКО и конфессиональные институты. Институты гражданского общества осуществляют добровольную поддержку, их действия не санкционированы властью, они оказывают поддержку нуждающимся группам и лицам, исходя из моральных принципов, нравственных ориентиров и ценностей, разделяемых данным организационным сообществом, и того правового пространства, которое определяет их автономную деятельность. Однако их деятельность, если она осуществляется на постоянной основе, на определенном этапе организационного развития «технологизируется», поскольку помощь на постоянной основе требует определенных алгоритмов взаимодействия с потребителями услуг. Удовлетворение потребностей нуждающихся возможно только на основе знания этих нужд, при этом необходимо обладать определенными умениями и ресурсами. В той же логике работают неформальные конфессиональные системы помощи. Когда мы говорим об объекте помощи, здесь имеются в виду различные субъекты, которые в технологическом процессе могут занимать различные пропозиции: Это и субъект-объектные отношения, и субъект-субъектные отношения, особенно когда это касается направленности помощи на самопомощь и активизацию собственных ресурсов субъекта. Объектом помощи в структуре целостного технологического процесса социальной работы могут быть отдельный человек, группа, семья, организация и население в целом. Подвижность объекта помощи будет зависеть от характера социальной проблемы. Процесс технологии социальной работы с точки зрения его структуры имеет определенную логику и иерархию последовательностей. С это позиции процесс технологии социальной работы рассматривается не с позиций масштаба системы: процессов меж-субъектных, субъектно-групповых, процессов, возникающих между субъектами, группой и организацией, а с позиций организации последовательных интерактивных процедур, которые разворачиваются при определенной ситуации. Ситуация «помогающая система - интеракции - субъект / объект помощи - социальная проблема» активизирует систему технологического процесса социальной работы, разворачивает систему интеракций в определенной. последовательной логике. Процесс помощи состоит из следующей серии последовательных процедур. 1-я фаза - начальная стадия В зависимости от субъекта помощи, отношений между помогающей системой и системой потребителей услуг, клиента данная фаза будет иметь различные формы интеракций. Спектр ее широк - от «размораживания» системы до диагностики проблем, от установления первичных контрактов до сбора информации, от совместного убеждения понимания проблемы до формулирования соглашения о намерениях. Тем не менее, начальная фаза в технологическом процессе имеет свои целевые установки и существует также во временном отрезке, что ее и определяет как начальную фазу. 2-я фаза - оценка В социальной работе - способ осознания проблемы, причин ее возникновения и способов сведения к минимуму или ее разрешения. С точки зрения А. Пинкуса и.А. Минахана, оценка в технологическом процессе имеет общее содержание независимо от уровня социальной проблемы. Оценка включает в себя: · выявление и фиксирование наличия проблемы; · анализ динамики социальной ситуации; · определение целей; · разработку задач и стратегий; · стабилизирование усилий по достижению перемен. 3-я фаза - планирование, Планирование в технологическом процессе имеет стандартные процедуры и включает в себя такие элементы действий, которые имеют определенный порядок и последовательность. Планирование включает такие факторы, как временные параметры, необходимые для решения проблемы, периодичность - характер временных отношений, повторяемых в договоренной последовательности. Планирование включает целеполагание, разработку содержания интеракций, их объем, необходимый и достаточный для решения проблемы. Важную роль в планировании играют методы, которыми будет достигаться решение проблемы, роль и место в этом взаимодействии пользователя услуг. Планирование включает в себя последовательность взаимодействия между субъектами и объектами, т. е. договоренные фазы интеракций в их объеме, периодичности и содержании. И, наконец, планирование определяет сроки выполнения поставленных целей и задач. 4-я фаза - uнmервенцuя Данная фаза связана с действием помогающей системы, направленным на достижение поставленных целей и задач. Формы и методы интервенций будут зависеть от субъекта и их проблемы. 5-я фаза - оценка На данной фазе технологического процесса происходит взаимное убеждение помогающего субъекта и получателя услуг, что достигнуты либо не достигнуты, намеченные цели и задачи. Принимается решение продолжать либо прекращать взаимодействие. 6-я фаза - завершение процесса Последняя фаза завершения отношений, где подводятся итоги в соответствии с принятым контрактом. На данной схеме приводится структурная модель технологии социальной работы. Схема 3
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.149 (0.009 с.) |