Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когнитивная модель технологии социальной работы

Поиск

 

Социальные функции и

Социальные задачи

 

Интервенции Роли, методы, процессы, навыки Умения, стили Оценка Контроль Взаимодействия оценка
Принципы этики практики
Философия, идеология

 

 

3. Структурная модель технологии социальной рабо­ты

Структурная модель технологии социальной рабо­ты может иметь свои элементы описания практик.

Технология социальной работы как целостный процесс осуществляется при определенных условиях. Технологический процесс не может существовать в отсутствие субъектов и объектов помощи, а также движущей силы «социальной проблемы». Характер соци­альной проблемы определяет, направленность технологического процесса социальной работы.

Социальные проблемы - это совокупность обще­ственных факторов, нарушающих жизнедеятельность отдельных лиц, групп, и сообщества в целом.

С точки зрения А. Кана, в научной литературе сложилось несколько основных подходов к социальной проблеме как общественному явлению:

· позиция консенсуса;

· структурно-функциональный подход;

· конфликтный подход;

· символического интеракционизма;

Подход с позиций консенсуса: Исследователи дан­ного подхода считают, что социальная проблема cущe­ствует тoгдa, кoгдa «ее считает таковой большинство населения». Эту точку зрения сообщества должны разделять властные структуры, которые ответственны за социальный порядок в обществе.

Структрно-функциональный подход. В основе данного подхода лежит осмысление противоречий меж­ду социальными нормами и социальной действительно­стью. Нормы - это стандарты, регулирующие социаль­ное поведение, они определяют институциональные установки, а общество реагирует определенным спосо­бом на несоответствие ожиданий и обязательств.

Подход с позиций конфлuкта. С позиций данного подхода социальные проблемы возникают в результат­­е «противозаконного социального контроля и эксплуа­тации». Капиталистическое общество с его системой распределения - основа социальной проблематики в обществе, такова позиция представителей парадигмы конфликта.

Консенсус (лат. сопsепsus - согласие) - метод принятия управленческих решений на основе общего согласия и отсут­ствие принципиальных возражений у большинства заинтересо­ванных лиц.

КОНФЛИКТ (от лат. сопfliсtus - столкновение) - столкновение противоположных интересов,взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Подxод с позиций символического uнтеракциониз­ма. Представители данного направления считают, что у человека могут возникать проблемы в процесс е со­циального взаимодействия. Проблемы возникают из­-за индивидуального понимания норм поведения и не­умения управлять общением. Стигмы в обществе так­же являются установками для появления социальных проблем.

Социальные проблемы могyт носить общий и част­ный характер, иметь различную этиологию оснований, быть причиной либо следствием других общественных, экономических и природных проявлений.

Социальные проблемы общего характера, в котopые вовлечены достаточно большие группы людей, могут иметь различные основания от природных катаклизмов до экономических ситуаций, они нарушают устоявшие­ся общественные связи, нормы и ценности групп исообществ. Социальные проблемы общего характера могyт иметь формы конфликта и дезорганизации.

Социальные проблемы, выражающиеся в форме конфликта, столкновений противоположных интере­сов, отражают дисфункции в социальных системах. Национальные, этнические, конфессиональные, обще­ственные конфликты возникают на основе антагониз­мов, предубеждений, отсутствия в обществе уверенно­сти в безопасности.

Социальные проблемы могут проявляться в различ­ных формах д езорганизации, явлениях отклонения от существующих норм и ценностей, проявляющихся в различных формах патологии, таких как наркомания, проституция, преступность и др.

Дезорганизация может быть следствием различных комплексов причин. Применительно к социальным пробле­мам их можно обозначить как:

· стихийные бедствия;

· кризисы в экономике и политической системе;

· миграция;

· нищета;

  • общественная дискриминация.

Символический интеракционизм - теоретическое направ­ление в социологии, изучающее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании.

 

Социальные проблемы частного характера имеют индивидуальную этиологию и такие проявления, как болезни, инвалидность, личная неустроенность, ста­тус и т. д., т. е. они обусловлены комплексом причин, вызванных индивидуальностью субъекта в аспектах его социального функционирования в обществе.

Применительно к практике социальной работы подходы к социальным проблемам данного уровня были разработаны Х. Перлман, У. Ридом, К. Джермэ­ном и А. Гиттерманом.

Х. Перлман предложила следующую классифика­цию социальных проблем и потребностей клиента. В основе проблем клиента лежат его личностные роли, умение / неумение взаимодействовать с окружающей средой, жизненный опыт:

- дефицит материальных средств, личностные недо­статки, отсутствие знаний и опыта;

- деформация личности или психическое заболевание;

- расхождения между ожиданиями клиента и дру­гими людьми, между личностными запросами и со­циальной ролью, противоречивостью статусной роли.

У. Рид в основу классификации социальных проблем клиента положил модели поведения индивидуума с груп­пами и социальными институтами. С точки зрения исследователя, основными проблемами клиента будут являться:

- межличностный конфликт;

- неудовлетворенность социальными отношениями;

- проблемы с официальными организациями;

- эмоциональное истощение и проблемы, связанные с принятием решения;

- неадекватные ресурсы.

К. Джермэн и А. Гиттерман разработали систему проблем клиента исходя из концепции осложненной социализации, в ее основу были положены следующие подходы. Проблемы клиента возникают в результате:

· переломных моментов, обусловленных изменением образа жизни;

· отсутствия обратной связи с социальным и ближай­шим окружением;

· трудностей в общении с семьей и ближайшим ок­ружением.

Когда мы говорим о помогающем субъекте, то выделяем два уровня систем: формальную систему и неформальную ситему.

Kогдa мы говорим о формальной системе, то име­ем в виду структуры, существующие в государственной системе управления и отвечающие за оказание помо­щи и поддержки. Это государственные институты, призванные осуществлять функции контроля, защиты и поддержки в целях регулирования обществен­ных отношений.

В разных государствах функции и задачи таких институтов различны, однако у них есть одно общее предоставление помощи помощи нуждающимся гражданам в трудной жизненной ситуации.

Неформальная система помощи и поддержки мо­ жет быть представлена семьей, соседями, кругом дру­зей, в таком случае помощь носит спонтанный, временный и неалгоритмизированный характер. В этом случае помощь выступает как акт проявления солидарности одной группы по отношению к другой в ситуации соци­ального и индивидуального кризиса.

Однако неформальная система может выступать в качестве помогающего института, когда мы говорим о таких системах, как институты гражданского общества, НКО и конфессиональные институты.

Институты гражданского общества осуществляют добровольную поддержку, их действия не санкционированы властью, они оказывают поддержку нуждаю­щимся группам и лицам, исходя из моральных прин­ципов, нравственных ориентиров и ценностей, разде­ляемых данным организационным сообществом, и того правового пространства, которое определяет их авто­номную деятельность.

Однако их деятельность, если она осуществляется на постоянной основе, на определенном этапе органи­зационного развития «технологизируется», поскольку помощь на постоянной основе требует определенных алгоритмов взаимодействия с потребителями услуг. Удовлетворение потребностей нуждающихся возмож­но только на основе знания этих нужд, при этом необ­ходимо обладать определенными умениями и ресурса­ми. В той же логике работают неформальные конфес­сиональные системы помощи.

Когда мы говорим об объекте помощи, здесь име­ются в виду различные субъекты, которые в технологическом процессе могут занимать различные пропо­зиции: Это и субъект-объектные отношения, и субъект-­субъектные отношения, особенно когда это касается направленности помощи на самопомощь и активизацию собственных ресурсов субъекта.

Объектом помощи в структуре целостного техно­логического процесса социальной работы могут быть отдельный человек, группа, семья, организация и на­селение в целом. Подвижность объекта помощи будет зависеть от характера социальной проблемы.

Процесс технологии социальной работы с точки зрения его структуры имеет определенную логику и иерархию последовательностей. С это позиции процесс технологии социальной работы рассматривается не с позиций масштаба системы: процессов меж-­субъектных, субъектно-групповых, процессов, возни­кающих между субъектами, группой и организацией, а с позиций организации последовательных интерактив­ных процедур, которые разворачиваются при опреде­ленной ситуации.

Ситуация «помогающая система - интеракции ­- субъект / объект помощи - социальная проблема» ак­тивизирует систему технологического процесса соци­альной работы, разворачивает систему интеракций в определенной. последовательной логике.

Процесс помощи состоит из следующей серии последовательных процедур.

1-я фаза - начальная стадия

В зависимости от субъекта помощи, отношений между помогающей системой и системой потребите­лей услуг, клиента данная фаза будет иметь различ­ные формы интеракций. Спектр ее широк - от «раз­мораживания» системы до диагностики проблем, от установления первичных контрактов до сбора инфор­мации, от совместного убеждения понимания пробле­мы до формулирования соглашения о намерениях. Тем не менее, начальная фаза в технологическом процессе имеет свои целевые установки и существует также во временном отрезке, что ее и определяет как началь­ную фазу.

2-я фаза - оценка

В социальной работе - способ осознания про­блемы, причин ее возникновения и способов сведе­ния к минимуму или ее разрешения. С точки зрения А. Пинкуса и.А. Минахана, оценка в технологичес­ком процессе имеет общее содержание независимо от уровня социальной проблемы. Оценка включает в себя:

· выявление и фиксирование наличия проблемы;

· анализ динамики социальной ситуации;

· определение целей;

· разработку задач и стратегий;

· стабилизирование усилий по достижению перемен.

3-я фаза - планирование,

Планирование в технологическом процессе имеет стандартные процедуры и включает в себя такие эле­менты действий, которые имеют определенный поря­док и последовательность. Планирование включает такие факторы, как временные параметры, необходи­мые для решения проблемы, периодичность - харак­тер временных отношений, повторяемых в договорен­ной последовательности.

Планирование включает целеполагание, разработ­ку содержания интеракций, их объем, необходимый и достаточный для решения проблемы. Важную роль в планировании играют методы, которыми будет дости­гаться решение проблемы, роль и место в этом взаи­модействии пользователя услуг. Планирование вклю­чает в себя последовательность взаимодействия меж­ду субъектами и объектами, т. е. договоренные фазы интеракций в их объеме, периодичности и содержании. И, наконец, планирование определяет сроки выполне­ния поставленных целей и задач.

4-я фаза - uнmервенцuя

Данная фаза связана с действием помогающей системы, направленным на достижение поставленных целей и задач. Формы и методы интервенций будут зависеть от субъекта и их проблемы.

5-я фаза - оценка

На данной фазе технологического процесса про­исходит взаимное убеждение помогающего субъекта и получателя услуг, что достигнуты либо не достигнуты, намеченные цели и задачи. Принимается решение продолжать либо прекращать взаимодействие.

6-я фаза - завершение процесса

Последняя фаза завершения отношений, где под­водятся итоги в соответствии с принятым контрактом.

На данной схеме приводится структурная модель технологии социальной работы.

Схема 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.149 (0.009 с.)