Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология социальной работы как целостный помогающий процесс↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Схема 2 Когнитивная модель технологии социальной работы
Социальные функции и Социальные задачи
3. Структурная модель технологии социальной работы Структурная модель технологии социальной работы может иметь свои элементы описания практик. Технология социальной работы как целостный процесс осуществляется при определенных условиях. Технологический процесс не может существовать в отсутствие субъектов и объектов помощи, а также движущей силы «социальной проблемы». Характер социальной проблемы определяет, направленность технологического процесса социальной работы. Социальные проблемы - это совокупность общественных факторов, нарушающих жизнедеятельность отдельных лиц, групп, и сообщества в целом. С точки зрения А. Кана, в научной литературе сложилось несколько основных подходов к социальной проблеме как общественному явлению: · позиция консенсуса; · структурно-функциональный подход; · конфликтный подход; · символического интеракционизма; Подход с позиций консенсуса: Исследователи данного подхода считают, что социальная проблема cущeствует тoгдa, кoгдa «ее считает таковой большинство населения». Эту точку зрения сообщества должны разделять властные структуры, которые ответственны за социальный порядок в обществе. Структрно-функциональный подход. В основе данного подхода лежит осмысление противоречий между социальными нормами и социальной действительностью. Нормы - это стандарты, регулирующие социальное поведение, они определяют институциональные установки, а общество реагирует определенным способом на несоответствие ожиданий и обязательств. Подход с позиций конфлuкта. С позиций данного подхода социальные проблемы возникают в результате «противозаконного социального контроля и эксплуатации». Капиталистическое общество с его системой распределения - основа социальной проблематики в обществе, такова позиция представителей парадигмы конфликта. Консенсус (лат. сопsепsus - согласие) - метод принятия управленческих решений на основе общего согласия и отсутствие принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц. КОНФЛИКТ (от лат. сопfliсtus - столкновение) - столкновение противоположных интересов,взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. Подxод с позиций символического uнтеракционизма. Представители данного направления считают, что у человека могут возникать проблемы в процесс е социального взаимодействия. Проблемы возникают из-за индивидуального понимания норм поведения и неумения управлять общением. Стигмы в обществе также являются установками для появления социальных проблем. Социальные проблемы могyт носить общий и частный характер, иметь различную этиологию оснований, быть причиной либо следствием других общественных, экономических и природных проявлений. Социальные проблемы общего характера, в котopые вовлечены достаточно большие группы людей, могут иметь различные основания от природных катаклизмов до экономических ситуаций, они нарушают устоявшиеся общественные связи, нормы и ценности групп исообществ. Социальные проблемы общего характера могyт иметь формы конфликта и дезорганизации. Социальные проблемы, выражающиеся в форме конфликта, столкновений противоположных интересов, отражают дисфункции в социальных системах. Национальные, этнические, конфессиональные, общественные конфликты возникают на основе антагонизмов, предубеждений, отсутствия в обществе уверенности в безопасности. Социальные проблемы могут проявляться в различных формах д езорганизации, явлениях отклонения от существующих норм и ценностей, проявляющихся в различных формах патологии, таких как наркомания, проституция, преступность и др. Дезорганизация может быть следствием различных комплексов причин. Применительно к социальным проблемам их можно обозначить как: · стихийные бедствия; · кризисы в экономике и политической системе; · миграция; · нищета;
Символический интеракционизм - теоретическое направление в социологии, изучающее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании.
Социальные проблемы частного характера имеют индивидуальную этиологию и такие проявления, как болезни, инвалидность, личная неустроенность, статус и т. д., т. е. они обусловлены комплексом причин, вызванных индивидуальностью субъекта в аспектах его социального функционирования в обществе. Применительно к практике социальной работы подходы к социальным проблемам данного уровня были разработаны Х. Перлман, У. Ридом, К. Джермэном и А. Гиттерманом. Х. Перлман предложила следующую классификацию социальных проблем и потребностей клиента. В основе проблем клиента лежат его личностные роли, умение / неумение взаимодействовать с окружающей средой, жизненный опыт: - дефицит материальных средств, личностные недостатки, отсутствие знаний и опыта; - деформация личности или психическое заболевание; - расхождения между ожиданиями клиента и другими людьми, между личностными запросами и социальной ролью, противоречивостью статусной роли. У. Рид в основу классификации социальных проблем клиента положил модели поведения индивидуума с группами и социальными институтами. С точки зрения исследователя, основными проблемами клиента будут являться: - межличностный конфликт; - неудовлетворенность социальными отношениями; - проблемы с официальными организациями; - эмоциональное истощение и проблемы, связанные с принятием решения; - неадекватные ресурсы. К. Джермэн и А. Гиттерман разработали систему проблем клиента исходя из концепции осложненной социализации, в ее основу были положены следующие подходы. Проблемы клиента возникают в результате: · переломных моментов, обусловленных изменением образа жизни; · отсутствия обратной связи с социальным и ближайшим окружением; · трудностей в общении с семьей и ближайшим окружением. Когда мы говорим о помогающем субъекте, то выделяем два уровня систем: формальную систему и неформальную ситему. Kогдa мы говорим о формальной системе, то имеем в виду структуры, существующие в государственной системе управления и отвечающие за оказание помощи и поддержки. Это государственные институты, призванные осуществлять функции контроля, защиты и поддержки в целях регулирования общественных отношений. В разных государствах функции и задачи таких институтов различны, однако у них есть одно общее предоставление помощи помощи нуждающимся гражданам в трудной жизненной ситуации. Неформальная система помощи и поддержки мо жет быть представлена семьей, соседями, кругом друзей, в таком случае помощь носит спонтанный, временный и неалгоритмизированный характер. В этом случае помощь выступает как акт проявления солидарности одной группы по отношению к другой в ситуации социального и индивидуального кризиса. Однако неформальная система может выступать в качестве помогающего института, когда мы говорим о таких системах, как институты гражданского общества, НКО и конфессиональные институты. Институты гражданского общества осуществляют добровольную поддержку, их действия не санкционированы властью, они оказывают поддержку нуждающимся группам и лицам, исходя из моральных принципов, нравственных ориентиров и ценностей, разделяемых данным организационным сообществом, и того правового пространства, которое определяет их автономную деятельность. Однако их деятельность, если она осуществляется на постоянной основе, на определенном этапе организационного развития «технологизируется», поскольку помощь на постоянной основе требует определенных алгоритмов взаимодействия с потребителями услуг. Удовлетворение потребностей нуждающихся возможно только на основе знания этих нужд, при этом необходимо обладать определенными умениями и ресурсами. В той же логике работают неформальные конфессиональные системы помощи. Когда мы говорим об объекте помощи, здесь имеются в виду различные субъекты, которые в технологическом процессе могут занимать различные пропозиции: Это и субъект-объектные отношения, и субъект-субъектные отношения, особенно когда это касается направленности помощи на самопомощь и активизацию собственных ресурсов субъекта. Объектом помощи в структуре целостного технологического процесса социальной работы могут быть отдельный человек, группа, семья, организация и население в целом. Подвижность объекта помощи будет зависеть от характера социальной проблемы. Процесс технологии социальной работы с точки зрения его структуры имеет определенную логику и иерархию последовательностей. С это позиции процесс технологии социальной работы рассматривается не с позиций масштаба системы: процессов меж-субъектных, субъектно-групповых, процессов, возникающих между субъектами, группой и организацией, а с позиций организации последовательных интерактивных процедур, которые разворачиваются при определенной ситуации. Ситуация «помогающая система - интеракции - субъект / объект помощи - социальная проблема» активизирует систему технологического процесса социальной работы, разворачивает систему интеракций в определенной. последовательной логике. Процесс помощи состоит из следующей серии последовательных процедур. 1-я фаза - начальная стадия В зависимости от субъекта помощи, отношений между помогающей системой и системой потребителей услуг, клиента данная фаза будет иметь различные формы интеракций. Спектр ее широк - от «размораживания» системы до диагностики проблем, от установления первичных контрактов до сбора информации, от совместного убеждения понимания проблемы до формулирования соглашения о намерениях. Тем не менее, начальная фаза в технологическом процессе имеет свои целевые установки и существует также во временном отрезке, что ее и определяет как начальную фазу. 2-я фаза - оценка В социальной работе - способ осознания проблемы, причин ее возникновения и способов сведения к минимуму или ее разрешения. С точки зрения А. Пинкуса и.А. Минахана, оценка в технологическом процессе имеет общее содержание независимо от уровня социальной проблемы. Оценка включает в себя: · выявление и фиксирование наличия проблемы; · анализ динамики социальной ситуации; · определение целей; · разработку задач и стратегий; · стабилизирование усилий по достижению перемен. 3-я фаза - планирование, Планирование в технологическом процессе имеет стандартные процедуры и включает в себя такие элементы действий, которые имеют определенный порядок и последовательность. Планирование включает такие факторы, как временные параметры, необходимые для решения проблемы, периодичность - характер временных отношений, повторяемых в договоренной последовательности. Планирование включает целеполагание, разработку содержания интеракций, их объем, необходимый и достаточный для решения проблемы. Важную роль в планировании играют методы, которыми будет достигаться решение проблемы, роль и место в этом взаимодействии пользователя услуг. Планирование включает в себя последовательность взаимодействия между субъектами и объектами, т. е. договоренные фазы интеракций в их объеме, периодичности и содержании. И, наконец, планирование определяет сроки выполнения поставленных целей и задач. 4-я фаза - uнmервенцuя Данная фаза связана с действием помогающей системы, направленным на достижение поставленных целей и задач. Формы и методы интервенций будут зависеть от субъекта и их проблемы. 5-я фаза - оценка На данной фазе технологического процесса происходит взаимное убеждение помогающего субъекта и получателя услуг, что достигнуты либо не достигнуты, намеченные цели и задачи. Принимается решение продолжать либо прекращать взаимодействие. 6-я фаза - завершение процесса Последняя фаза завершения отношений, где подводятся итоги в соответствии с принятым контрактом. На данной схеме приводится структурная модель технологии социальной работы. Схема 3 Таблица 6 Методологии Парсонса
Технология социальной работы как помогающий процесс имеет свое предназначение в общественных связях и отношениях. В функциональном процессе технология социальной работы представляет собой определенный вид соцuальной активности помогающих формальных и неформальных институтов. В государственном управлении в системе разделения общественного труда формальные и неформальные институты помощи имеют свою роль, круг деятельности, назначение, которые определяет государство и гражданское общество. Государство несет определенную степень ответственности за благосостояние населения, т. е. оно имеет законодательные обязанности в отношении соблюдения прав, интересов народонаселения, в этой связи оно санкционирует определенную формальную структуру, назначение которой - защита интересов граждан. Таким образом, формальные институты помощи, деятельность которых регламентирована государством, несут в себе функции солидарности, т. е. функции интеграции, объединения различных слоев населения в единое целое. В целостном технологическом процессе социальной работы в этой связи мы говорим об интегративных технологиях социальной работы. Интеграцuя, через институты помощи, осуществляется с такими группами населения, которые не могут принимать активного участия в экономической деятельности. Здесь можно говорить об инвалидах, о детях, пенсионерах, а также о тех слоях населения, трудовая активность которых в прошлом. В этой связи государство осуществляет такие виды интегративной практики, как мamерuальая помощь, соцuальное страхование, соцuальное обеспеченuе. Интегратuвная функция технологии социальной работы проявляется в антидискриминаторной практике. Стигматизация общественных отношений, крайние проявления расuза, эmноцентрuзма, сексuзма ведут к дезинтеграции общественных отношений, в отдельных случаях приводят к фактам гражданского неповиновения, провоцируют массовые беспорядки. В этой связи сущность интегративных функций помогающего процесса - формирование единения, независимости, снятие барьеров и предубеждений между различными слоями населения. Расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Адanтuвная функцuя - следующая функциональная особенность целостного помогающего процесса. Адаптuвные технологии социальной работы предназначены для приспособления субъектов и групп к окружающим их условиям социума. Здесь можно говорить о технологиях социализации - образования субъектов. В ситуации, когда существует общественное неравенство, не только имущественное, но и образовательное, ролевое, трудовое и т. д., В обществе существуют различные социокультурные сообщества, каждое из которых имеет свою систему социализации. Социокультурные стереотипы определяют содержание взаимодействия в обществе представителей различных социокультурных групп. В западной классификации различают три основных социокультурных стереотипа: - «социокультура богатых» (в развитых странах она представляет до15% населения, в РФ – до 5%); - «социокультура среднего класса» (в развитых странах большинство населения, в РФ до 35% населения); - «социокультура бедных» (в РФ 45-55%). Процессы адаптации данных слоев населения в обществе будут иметь различные формы, что не может не отражаться на технологиях помощи. Процесс социализации различных групп, относящихся к различной социально-классовой принадлежности, имеет свои грани и свои социальные проблемы. В этой связи мы говорим о многополярности технологий социальной работы. В своем массовом пpоявлении технологии социолизации - образования направлены на поддержку менее адаптированных слоев населения, в РФ это слои, пpинадлежащие к культуре бедных и низших слоев среднего класса. Технологии данного уровня направлены на предотвращение деструктивного поведения, нераспространение таких явлений, принимающих системный характер в РФ, как безнадзорность, социальное сиротство, беспризорность, подростковое материнство. Эти технологии направлены на поддержку населения в ситуации безработицы, когда помощь оказывается в виде обучающих технологий, приобретения новой профессии, а также в виде социальной помощи, которая поддерживает человека в удовлетворении его минимальных потребностей. Реабилитационно-терапевтuческие технологии - следующий уровень технологий целостного помогающего процесса. Этот класс технологий имеет достаточно специфическое назначение и адресатов помощи. Реабилитационные (восстановительные) технологии используют в контексте помощи людям, чье здоровье было ослаблено из-за различных болезней, травм и дисфункций. Технологии социальной реабилитации направлены на восстановление способностей человека к жизнедеятельности в социальных условиях. Технологии социальной реабилитации имеют различную направленность, здесь можно выделить: - социально-медицинскую реабилитацию, - профессионально-трудовую реабилитацию, - социально-бытовую реабилитацию, - социально-психологическую реабилитацию. Цель данных видов социальной реабилитации восстановление социального статуса человека, достижение им материальной независимости и его aдaптaция в обществе. Технологии социальной терапии в социальной работе могут носить программный характер, т. е. выражаться в формах социальной поддержки определенных групп населения. Например, содействие, вхождению индивида в незнакомую культуру или поддержка бывших заключенных. Технологии социальной тepaпuu имеют свою специфику. Термин «терапия» означает «уход», «лечение», «забота». В данном случае мы имеем дело с переносом готового термина из одной сферы деятельности в другую (из медицины в социальную работу). В случае с термином «therapy» имеет место его частичное переосмысление, так как он означает использование социальных и психологических средств в работе с индивидуумом, группой или семьей, направленных на преодоление их жизненных проблем.. Технологии социальной терапии имеют достаточно большой спектр видов и направлений (например, терапия действия, поведенческая терапия, семейная терапия и др.). Терапия действия - технология социальной работы, которая направлена на изменение поведения клиента. Это комбинированный подход, в который включены другие виды терапий, такие как когнитивная, эмпирическая и др. Терапевтическое направление технологий представляет различные классы технологий, которые имеют свои подходы, техники и уровни осмысления интеракций. Можно отметить такие сложившиеся направления, как экзистенциально-гуманистическое, поведенческое, интеракциональное и др. В данных технологиях реализуются свои подходы к личности клиента, к осмыслению окружающей среды. Специфика технологий проявляется в таких компонентах помогающего процесса, как оценка, заключение контракта и др. Существенным фактором отличия является ролевая позиция социального работника. Особый вид технологий, который реализуется в социальной работе, - это технологии в ситуации кризиса, или кризисно-ориентированные технологии. Кризисные технологии связаны с такими общественными явлениями, как социальная травма. Социальная травма - это такая ситуация, при которой внешние социальные воздействия вызывают такие сильные эмоциональные переживания, которые не позволяют субъектам и группам нормально функционировать, осуществлять социальные роли и производительную деятельность. Индивидуальные и социальные события при катастрофических ситуациях нарушают важнейшие функции жизнедеятельности сообщества. К таким явлениям можно отнести энергетические кризисы, наводнения, землетрясения. К особому виду социальных травм можно отнести травмы от катастроф различной этиологии: техногенных, транспортных. Помощь пострадавшим при террористических актах - еще одна технология, которая появилась в последнее время в практике социальных работников. Таким образом, технология социальной работы в аспекте ее функциональности направлена на решение важнейших задач в деле интеграции, содействия и восстановления общественных и индивидуальных связей. На схеме отражены основные подходы к технологии социальной работы в аспекте ее функциональности. Схема 4 Таблица 7 Схема 5 РЕ3ЮМЕ - Технология социальной работы как целенаправленный процесс по изменению личности и среды имеет различные формы описания в отечественном и зарубежном познании, что позволяет говорить о различных схемах описания помогающих практик. - Технология социальной работы выступает как многомерная реальность, каждый уровень которой имеет свои закономерности осмысления. В этой связи можно говорить о различных уровнях описания: когнитивном, функциональном, структурном, ресурсном. - Технологии социальной работы постоянно развиваются в разнообразных сегментах практики, они имеют свойство адаптироваться к различным институтам, клиентам, запросам и требованиям окружающей среды. - На рубеже ХХ - XXI вв. технологии социальной работы все больше стали связываться с активизацией индивидуальных, групповых и системных рecypcов. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Группы взаимопомощи, индивидуальные ресурсы, институциональные ресурсы, когнитивная модель, материальные ресурсы, неформальная система, НКО, программные ресурсы, ресурсная модель, социальная проблема, технологии адаптации, технологии реабилитации, технологии социализации, технология социальной работы, формальная система, функциональная модель.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РА3МЫШЛЕНИЯ 1. Какие подходы характерны для отечественного познания, а какие для зарубежных подходов к технологиям социальной работы? 2. Опишите основные компоненты когнитивной модели технологии социальной работы. 3. Как вы думаете, какие механизмы в функциональной модели технологии социальной работы определяют активизацию всей системы? 4. Покажите, как ресурсы могут менять технологии взаимодействия социального работника и клиента. 5. По вашему мнению, какие технологии социальной работы сегодня наиболее востребованы в России?
ЛИТЕРАТУРА 1. Павленок П.Д. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павленок. - М., 2006. 2. Технология социальной работы / под ред. проф. И.Г. Зайнышева. - М., 2000. 3. Технология социальной paбoты / под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М., 2004. 4. Чернецкая, А. Л. Технология социальной работы / А. Л. Чернецкая. - Ростов н/Д, 2006.
Технология социальной работы как целостный помогающий процесс Место темы в учебном курсе Данная тема представляет технологию социальной работы как целостный процесс, имеющий свои компоненты, особенности проявления в общественных отношениях. Даны понятия о ресурсах человека, общества, окружающей среды. Основные рассматриваемые вопросы 1. Технология социальной работы как помогающий процесс: подходы и определения. 2. Когнитивная модель технологии социальной работы. З. Структурная модель технологии социальной работы. 4. Функциональная модель технологии социальной работы. 5. Ресурсная модель технологии социальной работы.
1. Технология социальной работы как помогающий процесс: подходы и определения В предшествующих темах мы рассмотрели подходы, которые сложились в отечественном и зарубежном познании применительно к процессам практики социальной работы. Как мы уже выяснили, в зарубежных подходах процесс интеракций социальной работы может осмысляться на двух уровнях: - теоретическом, когда все многообразие практик рассматривается в обобщающих парадигмах индивидуального, группового, общинного, организационного подхода, определяя такое осмысление как методы; - в практико-ориентированном подходе, уровень обобщений которого связан с конкретными видами практик и помогающих задач. В отечественных исследованиях сложился двухуровневый подход к процессам социальной работы: · широкий подход - уровень осмысления макромоделей практики; · узкий подход - уровень рефлексии мезо- и микромоделей практики социальной работы. Однако эти подходы осмысляются как единое целое в контексте парадигмы технологии социальной работы. Таким образом, исходя из сложившихся определений практики и технологии социальной работы, многоуровневости подходов к ее технологическим процессам, можно дать комплексное определение технологии социальной работы как теоретическому конструкту и процессу деятельности, воплощенному в профессиях социальной работы. Технологию социальной работы можно представить как теоретический уровень описания процессов в следующем виде. Технология социальной работы - это теоретическая модель описания целенаправленных интеракций формальных и неформальных сетей поддержки, которые на основании ресурсов, профессиональных знаний, осуществляют вмешательство в личностные процессы и социальную политику с целью содействия индивидуальному и общественному благосостоянию. Как процесс профессиональной деятельности, занимающий свое место в структуре помогающих профессий и видов социальной активности человека, институтов общества и государства, технология социальной работы имеет другое определение. Технология социальной работы - это целенаправленный, связанный с причинными и структурно-функциональными, специально организованными операциями и процедурами процесс и результат помощи, активизирующий взаимодействия людей друг с другом, группами, институтами, сообществом в целях содействия личным и социальным переменам. Такие подходы дают возможность подходить к технологии социальной работы, которую можно представить, исходя из различных уровней осмысления, как систему с различной иерархией сложностей, как существующую многомерную модель, имеющую свою систему описания и понимания. Рассматривая технологию социальной работы как целенаправленный процесс по изменению личности и среды, можно различными способами классифицировать процесс технологии социальной работы соответственно той системе, в которой происходит процесс осмысления либо активизации деятельности. Конечно же, всесторонне описать технологию социальной работы, учитывая весь спектр интеракций в процессе взаимодействия помогающих субъектов клиентам, достаточно сложно, поскольку целостный процесс не является суммой его частей. Тем не менее, можно выделить формы проявления технологического процесса, рассматривая его в контексте различных ситуаций. Исходя из этого, технологию социальной работы можно представить как когнитивную модель, функциональную модель, ресурсную модель, структурную модель, каждая из которых, будет раскрывать свой уровень, открывать свою грань целостного процесса технологии социальной работы.
2. Когнитивная модель технологии социальной работы Когнитивная модель технологии социальной работы представляет собой теоретический конструкт, систематизирующий уровень представлений о технологии/ практике социальной работы. Важнейшими элементами этой модели будут систематизированные группы понятий, отражающих специфику технологии/практики социальной работы как процесса. Когнитивная модель технологии/практики социальной работы должна отражать миссию социальной работы в обществе, ее место в структуре государственных целей и задач, то, что определяет философию и идеологию деятельности социальной работы, то, что на данный момент является актуальным в структуре общественных отношений. I Теоретический уровень научного знания предполагает наличие особых абстрактных объектов (конструктов) и связывающих их теоретических законов, создаваемых с целью идеализированного описания и объяснения. Согласно декларации Международной организации социальных работников миссия социальной работы определяется как «предоставление возможности людям развивать свой потенциал, обогащать жизнь и предотвращать дисфункцию». Миссия российской социальной работы в соответствии с законодательством направлена «на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в «трудную для них жизненную ситуацию». Тем не менее, блок функций и задач, несмотря на различные миссии социальной работы в обществе, важнейший компонент в когнитивной модели социальной работы. Среди систематизированных понятий, определяющих сущность технологии социальной работы, можно выделить комплекс знаний, или базу знаний. Под базой знаний в социальной работе принято понимать комплекс накопленной информации, научные открытия, ценности, методы для получения, использования и оценки известных фактов. В исследованиях, посвященных проблемам знаний в социальной работе, Бэкер и Хардикер предприняли попытку классифицировать профессиональные знания с позиций подготовки социальных работников, выделив следующие области образовательного пространства: · поведение клиента; · социальное своеобразие клиента и поведенческие проблемы; · социальное развитие жизни клиента; · взаимодействие между клиентом и социальным работником; · организационное развитие социальной работы; · эффективная и неэффективная социальная работа. I Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, безработица и т. д.). 2 Базовые знания - в социальной работе - знания, извлекаемые из исследований, теоретических суждений, системно изучаемых релевантных феноменов, опыта практикующих социальных работников. В Российской Федерации Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Специалист социальной работы» в соответствии с квалификационными требованиями определяет следующие необходимые и достаточные знания: · основные этапы и тенденции становления социальной работы как общественного института в России и за рубежом; · понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику ее познания, прогнозирования, проектирования и моделирования; · сущность, содержание, инструментарий, основные методы и виды технологий социальной работы; · экономические, организационно-управленческие и ценностные аспекты социальной работы; · основы социологического анализа; · психологические основы социальной работы; · основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы обучения и воспитания; проблемы педагогической работы в организациях, учреждениях и службах социальной работы; · социально-медицинские основы здоровья; · основы правового обеспечения социальной работы. Вместе с тем, несмотря на специфику, зависящую от концепции подготовки специалистов в той или иной стране, профессиональная база знаний как определенный вид знания в своей онтологической сущности имеет общие характеристики, среди которых можно выделить наиболее существенные: · формулируют теоретические принципы, объяснения феноменов мира человека и общества в контексте профессиональной деятельности; · отражают специфические формы развития и дезадаптации различных систем и структур применительно к процессу помощи; · вносят определенный порядок и систему в проявления, различных объектов, сущность которых отражают связи и отношения поддержки и защиты; · систематизируют, описывают, транслируют и дедуцируют знания практики социальной работы, всех ее уровней и видов. Важнейшим элементом когнитивной модели технологни / практики социальной работы будут являться теории, объясняющие сущность технологического процесса. Как мы уже говорили, в зарубежных подходах принято говорить о теории практики, в отечественном подходе говорят о теории социальной работы, являющейся теоретической базой технологий /практик социальной работы. Теория практики - ряд концепций о поведении и социальных системах, об их взаимодействии, соответствующих целям и навыкам, которые должны быть достигнуты, специфических приемах и методах, доступных для совершения целенаправленных действий. Теория социальной работы - система познания специфических предметных социальных объектов, свойств социальной работы как процесса помощи, формы общественного сознания, видов профессиональной деятельности, созданная на основе специализированных средств предметного языка. Теории технологии/практик социа
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.19 (0.012 с.) |