Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология социальной работы как целостный помогающий процесс

Поиск

Схема 2

Когнитивная модель технологии социальной работы

 

Социальные функции и

Социальные задачи

 

Интервенции Роли, методы, процессы, навыки Умения, стили Оценка Контроль Взаимодействия оценка
Принципы этики практики
Философия, идеология

 

 

3. Структурная модель технологии социальной рабо­ты

Структурная модель технологии социальной рабо­ты может иметь свои элементы описания практик.

Технология социальной работы как целостный процесс осуществляется при определенных условиях. Технологический процесс не может существовать в отсутствие субъектов и объектов помощи, а также движущей силы «социальной проблемы». Характер соци­альной проблемы определяет, направленность технологического процесса социальной работы.

Социальные проблемы - это совокупность обще­ственных факторов, нарушающих жизнедеятельность отдельных лиц, групп, и сообщества в целом.

С точки зрения А. Кана, в научной литературе сложилось несколько основных подходов к социальной проблеме как общественному явлению:

· позиция консенсуса;

· структурно-функциональный подход;

· конфликтный подход;

· символического интеракционизма;

Подход с позиций консенсуса: Исследователи дан­ного подхода считают, что социальная проблема cущe­ствует тoгдa, кoгдa «ее считает таковой большинство населения». Эту точку зрения сообщества должны разделять властные структуры, которые ответственны за социальный порядок в обществе.

Структрно-функциональный подход. В основе данного подхода лежит осмысление противоречий меж­ду социальными нормами и социальной действительно­стью. Нормы - это стандарты, регулирующие социаль­ное поведение, они определяют институциональные установки, а общество реагирует определенным спосо­бом на несоответствие ожиданий и обязательств.

Подход с позиций конфлuкта. С позиций данного подхода социальные проблемы возникают в результат­­е «противозаконного социального контроля и эксплуа­тации». Капиталистическое общество с его системой распределения - основа социальной проблематики в обществе, такова позиция представителей парадигмы конфликта.

Консенсус (лат. сопsепsus - согласие) - метод принятия управленческих решений на основе общего согласия и отсут­ствие принципиальных возражений у большинства заинтересо­ванных лиц.

КОНФЛИКТ (от лат. сопfliсtus - столкновение) - столкновение противоположных интересов,взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Подxод с позиций символического uнтеракциониз­ма. Представители данного направления считают, что у человека могут возникать проблемы в процесс е со­циального взаимодействия. Проблемы возникают из­-за индивидуального понимания норм поведения и не­умения управлять общением. Стигмы в обществе так­же являются установками для появления социальных проблем.

Социальные проблемы могyт носить общий и част­ный характер, иметь различную этиологию оснований, быть причиной либо следствием других общественных, экономических и природных проявлений.

Социальные проблемы общего характера, в котopые вовлечены достаточно большие группы людей, могут иметь различные основания от природных катаклизмов до экономических ситуаций, они нарушают устоявшие­ся общественные связи, нормы и ценности групп исообществ. Социальные проблемы общего характера могyт иметь формы конфликта и дезорганизации.

Социальные проблемы, выражающиеся в форме конфликта, столкновений противоположных интере­сов, отражают дисфункции в социальных системах. Национальные, этнические, конфессиональные, обще­ственные конфликты возникают на основе антагониз­мов, предубеждений, отсутствия в обществе уверенно­сти в безопасности.

Социальные проблемы могут проявляться в различ­ных формах д езорганизации, явлениях отклонения от существующих норм и ценностей, проявляющихся в различных формах патологии, таких как наркомания, проституция, преступность и др.

Дезорганизация может быть следствием различных комплексов причин. Применительно к социальным пробле­мам их можно обозначить как:

· стихийные бедствия;

· кризисы в экономике и политической системе;

· миграция;

· нищета;

  • общественная дискриминация.

Символический интеракционизм - теоретическое направ­ление в социологии, изучающее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании.

 

Социальные проблемы частного характера имеют индивидуальную этиологию и такие проявления, как болезни, инвалидность, личная неустроенность, ста­тус и т. д., т. е. они обусловлены комплексом причин, вызванных индивидуальностью субъекта в аспектах его социального функционирования в обществе.

Применительно к практике социальной работы подходы к социальным проблемам данного уровня были разработаны Х. Перлман, У. Ридом, К. Джермэ­ном и А. Гиттерманом.

Х. Перлман предложила следующую классифика­цию социальных проблем и потребностей клиента. В основе проблем клиента лежат его личностные роли, умение / неумение взаимодействовать с окружающей средой, жизненный опыт:

- дефицит материальных средств, личностные недо­статки, отсутствие знаний и опыта;

- деформация личности или психическое заболевание;

- расхождения между ожиданиями клиента и дру­гими людьми, между личностными запросами и со­циальной ролью, противоречивостью статусной роли.

У. Рид в основу классификации социальных проблем клиента положил модели поведения индивидуума с груп­пами и социальными институтами. С точки зрения исследователя, основными проблемами клиента будут являться:

- межличностный конфликт;

- неудовлетворенность социальными отношениями;

- проблемы с официальными организациями;

- эмоциональное истощение и проблемы, связанные с принятием решения;

- неадекватные ресурсы.

К. Джермэн и А. Гиттерман разработали систему проблем клиента исходя из концепции осложненной социализации, в ее основу были положены следующие подходы. Проблемы клиента возникают в результате:

· переломных моментов, обусловленных изменением образа жизни;

· отсутствия обратной связи с социальным и ближай­шим окружением;

· трудностей в общении с семьей и ближайшим ок­ружением.

Когда мы говорим о помогающем субъекте, то выделяем два уровня систем: формальную систему и неформальную ситему.

Kогдa мы говорим о формальной системе, то име­ем в виду структуры, существующие в государственной системе управления и отвечающие за оказание помо­щи и поддержки. Это государственные институты, призванные осуществлять функции контроля, защиты и поддержки в целях регулирования обществен­ных отношений.

В разных государствах функции и задачи таких институтов различны, однако у них есть одно общее предоставление помощи помощи нуждающимся гражданам в трудной жизненной ситуации.

Неформальная система помощи и поддержки мо­ жет быть представлена семьей, соседями, кругом дру­зей, в таком случае помощь носит спонтанный, временный и неалгоритмизированный характер. В этом случае помощь выступает как акт проявления солидарности одной группы по отношению к другой в ситуации соци­ального и индивидуального кризиса.

Однако неформальная система может выступать в качестве помогающего института, когда мы говорим о таких системах, как институты гражданского общества, НКО и конфессиональные институты.

Институты гражданского общества осуществляют добровольную поддержку, их действия не санкционированы властью, они оказывают поддержку нуждаю­щимся группам и лицам, исходя из моральных прин­ципов, нравственных ориентиров и ценностей, разде­ляемых данным организационным сообществом, и того правового пространства, которое определяет их авто­номную деятельность.

Однако их деятельность, если она осуществляется на постоянной основе, на определенном этапе органи­зационного развития «технологизируется», поскольку помощь на постоянной основе требует определенных алгоритмов взаимодействия с потребителями услуг. Удовлетворение потребностей нуждающихся возмож­но только на основе знания этих нужд, при этом необ­ходимо обладать определенными умениями и ресурса­ми. В той же логике работают неформальные конфес­сиональные системы помощи.

Когда мы говорим об объекте помощи, здесь име­ются в виду различные субъекты, которые в технологическом процессе могут занимать различные пропо­зиции: Это и субъект-объектные отношения, и субъект-­субъектные отношения, особенно когда это касается направленности помощи на самопомощь и активизацию собственных ресурсов субъекта.

Объектом помощи в структуре целостного техно­логического процесса социальной работы могут быть отдельный человек, группа, семья, организация и на­селение в целом. Подвижность объекта помощи будет зависеть от характера социальной проблемы.

Процесс технологии социальной работы с точки зрения его структуры имеет определенную логику и иерархию последовательностей. С это позиции процесс технологии социальной работы рассматривается не с позиций масштаба системы: процессов меж-­субъектных, субъектно-групповых, процессов, возни­кающих между субъектами, группой и организацией, а с позиций организации последовательных интерактив­ных процедур, которые разворачиваются при опреде­ленной ситуации.

Ситуация «помогающая система - интеракции ­- субъект / объект помощи - социальная проблема» ак­тивизирует систему технологического процесса соци­альной работы, разворачивает систему интеракций в определенной. последовательной логике.

Процесс помощи состоит из следующей серии последовательных процедур.

1-я фаза - начальная стадия

В зависимости от субъекта помощи, отношений между помогающей системой и системой потребите­лей услуг, клиента данная фаза будет иметь различ­ные формы интеракций. Спектр ее широк - от «раз­мораживания» системы до диагностики проблем, от установления первичных контрактов до сбора инфор­мации, от совместного убеждения понимания пробле­мы до формулирования соглашения о намерениях. Тем не менее, начальная фаза в технологическом процессе имеет свои целевые установки и существует также во временном отрезке, что ее и определяет как началь­ную фазу.

2-я фаза - оценка

В социальной работе - способ осознания про­блемы, причин ее возникновения и способов сведе­ния к минимуму или ее разрешения. С точки зрения А. Пинкуса и.А. Минахана, оценка в технологичес­ком процессе имеет общее содержание независимо от уровня социальной проблемы. Оценка включает в себя:

· выявление и фиксирование наличия проблемы;

· анализ динамики социальной ситуации;

· определение целей;

· разработку задач и стратегий;

· стабилизирование усилий по достижению перемен.

3-я фаза - планирование,

Планирование в технологическом процессе имеет стандартные процедуры и включает в себя такие эле­менты действий, которые имеют определенный поря­док и последовательность. Планирование включает такие факторы, как временные параметры, необходи­мые для решения проблемы, периодичность - харак­тер временных отношений, повторяемых в договорен­ной последовательности.

Планирование включает целеполагание, разработ­ку содержания интеракций, их объем, необходимый и достаточный для решения проблемы. Важную роль в планировании играют методы, которыми будет дости­гаться решение проблемы, роль и место в этом взаи­модействии пользователя услуг. Планирование вклю­чает в себя последовательность взаимодействия меж­ду субъектами и объектами, т. е. договоренные фазы интеракций в их объеме, периодичности и содержании. И, наконец, планирование определяет сроки выполне­ния поставленных целей и задач.

4-я фаза - uнmервенцuя

Данная фаза связана с действием помогающей системы, направленным на достижение поставленных целей и задач. Формы и методы интервенций будут зависеть от субъекта и их проблемы.

5-я фаза - оценка

На данной фазе технологического процесса про­исходит взаимное убеждение помогающего субъекта и получателя услуг, что достигнуты либо не достигнуты, намеченные цели и задачи. Принимается решение продолжать либо прекращать взаимодействие.

6-я фаза - завершение процесса

Последняя фаза завершения отношений, где под­водятся итоги в соответствии с принятым контрактом.

На данной схеме приводится структурная модель технологии социальной работы.

Схема 3

Таблица 6

Методологии Парсонса

Функции системы Качество системы Практика Помогающие роли
(по Парсонсу)   социальной работы социального
       
      работника
Адаптивная Жизнеспособность, Образованне, «Социальный
функция «взрослость», социализация, родитель»,
  компетенция построение социализатор,
    структуры учитель,
      исследователь,
      защитник
Интегративная Интегрируемость, взаимная помощь, «Социальный
функция социальность, взаимоподдержка родитель»,
  зависимость   «большой брат»,
      адвокат,
      инспектор,
      защитник
Поддерживающая Автономность, Реабилитация, Реабилитатор,
функция стабильность, коррекция, терапия терапевт,
  идентификация   социальный
      контролер,
      регулятор
      отношений
функция Самореализация, Решение проблем, Эксперт,
достнжения целсй креативность, разрешение советник,
  продуктивность кризисов и арбитp,
    конфликтов экспериментатор

Технология социальной работы как помогающий процесс имеет свое предназначение в общественных связях и отношениях. В функциональном процессе тех­нология социальной работы представляет собой опре­деленный вид соцuальной активности помогающих формальных и неформальных институтов.

В государственном управлении в системе разде­ления общественного труда формальные и неформаль­ные институты помощи имеют свою роль, круг деятель­ности, назначение, которые определяет государство и гражданское общество.

Государство несет определенную степень ответ­ственности за благосостояние населения, т. е. оно име­ет законодательные обязанности в отношении соблю­дения прав, интересов народонаселения, в этой связи оно санкционирует определенную формальную струк­туру, назначение которой - защита интересов граж­дан. Таким образом, формальные институты помощи, деятельность которых регламентирована государством, несут в себе функции солидарности, т. е. функции интеграции, объединения различных слоев населения в единое целое. В целостном технологическом процес­се социальной работы в этой связи мы говорим об интегративных технологиях социальной работы.

Интеграцuя, через институты помощи, осуществ­ляется с такими группами населения, которые не мо­гут принимать активного участия в экономической деятельности. Здесь можно говорить об инвалидах, о детях, пенсионерах, а также о тех слоях населения, тру­довая активность которых в прошлом. В этой связи государство осуществляет такие виды интегративной практики, как мamерuальая помощь, соцuальное стра­хование, соцuальное обеспеченuе.

Интегратuвная функция технологии социальной работы проявляется в антидискриминаторной практи­ке. Стигматизация общественных отношений, крайние проявления расuза, эmноцентрuзма, сексuзма ведут к дезинтеграции общественных отношений, в отдель­ных случаях приводят к фактам гражданского непови­новения, провоцируют массовые беспорядки. В этой связи сущность интегративных функций помогающе­го процесса - формирование единения, независимо­сти, снятие барьеров и предубеждений между различ­ными слоями населения.

Расизм - совокупность учений, в основе которых лежат по­ложения о физической и психической неравноценности челове­ческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества.

Адanтuвная функцuя - следующая функциональ­ная особенность целостного помогающего процесса. Адаптuвные технологии социальной работы предназна­чены для приспособления субъектов и групп к окру­жающим их условиям социума. Здесь можно говорить о технологиях социализации - образования субъектов.

В ситуации, когда существует общественное не­равенство, не только имущественное, но и образова­тельное, ролевое, трудовое и т. д., В обществе существу­ют различные социокультурные сообщества, каждое из которых имеет свою систему социализации.

Социокультурные стереотипы определяют содер­жание взаимодействия в обществе представителей различных социокультурных групп.

В западной классификации различают три основ­ных социокультурных стереотипа:

- «социокультура богатых» (в развитых странах она представляет до15% населения, в РФ – до 5%);

- «социокультура среднего класса» (в развитых стра­нах большинство населения, в РФ до 35% населения);

- «социокультура бедных» (в РФ 45-55%).

Процессы адаптации данных слоев населения в об­ществе будут иметь различные формы, что не может не отражаться на технологиях помощи. Процесс социали­зации различных групп, относящихся к различной соци­ально-классовой принадлежности, имеет свои грани и свои социальные проблемы. В этой связи мы говорим о многополярности технологий социальной работы.

В своем массовом пpоявлении технологии социолизации - образования направлены на поддержку менее адап­тированных слоев населения, в РФ это слои, пpинадлежа­щие к культуре бедных и низших слоев среднего класса.

Технологии данного уровня направлены на предот­вращение деструктивного поведения, нераспространение таких явлений, принимающих системный характер в РФ, как безнадзорность, социальное сиротство, беспризорность, подростковое материнство.

Эти технологии направлены на поддержку насе­ления в ситуации безработицы, когда помощь оказыва­ется в виде обучающих технологий, приобретения новой профессии, а также в виде социальной помощи, кото­рая поддерживает человека в удовлетворении его ми­нимальных потребностей. ­

Реабилитационно-терапевтuческие техноло­гии - следующий уровень технологий целостного по­могающего процесса.

Этот класс технологий имеет достаточно специфи­ческое назначение и адресатов помощи.

Реабилитационные (восстановительные) техно­логии используют в контексте помощи людям, чье здо­ровье было ослаблено из-за различных болезней, травм и дисфункций. Технологии социальной реабилитации направлены на восстановление способностей челове­ка к жизнедеятельности в социальных условиях.

Технологии социальной реабилитации имеют раз­личную направленность, здесь можно выделить:

- социально-медицинскую реабилитацию,

- профессионально-трудовую реабилитацию,

- социально-бытовую реабилитацию,

- социально-психологическую реабилитацию.

Цель данных видов социальной реабилитации ­восстановление социального статуса человека, дости­жение им материальной независимости и его aдaптa­ция в обществе.

Технологии социальной терапии в социальной ра­боте могут носить программный характер, т. е. выра­жаться в формах социальной поддержки определен­ных групп населения. Например, содействие, вхожде­нию индивида в незнакомую культуру или поддержка бывших заключенных.

Технологии социальной тepaпuu имеют свою спе­цифику. Термин «терапия» означает «уход», «лечение», «забота». В данном случае мы имеем дело с переносом готового термина из одной сферы деятельности в дру­гую (из медицины в социальную работу). В случае с термином «therapy» имеет место его частичное пере­осмысление, так как он означает использование соци­альных и психологических средств в работе с индиви­дуумом, группой или семьей, направленных на преодо­ление их жизненных проблем..

Технологии социальной терапии имеют достаточ­но большой спектр видов и направлений (например, терапия действия, поведенческая терапия, семейная те­рапия и др.).

Терапия действия - технология социальной рабо­ты, которая направлена на изменение поведения кли­ента. Это комбинированный подход, в который вклю­чены другие виды терапий, такие как когнитивная, эм­пирическая и др.

Терапевтическое направление технологий пред­ставляет различные классы технологий, которые име­ют свои подходы, техники и уровни осмысления инте­ракций. Можно отметить такие сложившиеся на­правления, как экзистенциально-гуманистическое, поведенческое, интеракциональное и др. В данных технологиях реализуются свои подходы к личности клиента, к осмыслению окружающей среды. Специ­фика технологий проявляется в таких компонентах помогающего процесса, как оценка, заключение кон­тракта и др. Существенным фактором отличия являет­ся ролевая позиция социального работника.

Особый вид технологий, который реализуется в социальной работе, - это технологии в ситуации кри­зиса, или кризисно-ориентированные технологии.

Кризисные технологии связаны с такими обще­ственными явлениями, как социальная травма.

Социальная травма - это такая ситуация, при которой внешние социальные воздействия вызывают такие сильные эмоциональные переживания, которые не позволяют субъектам и группам нормально функ­ционировать, осуществлять социальные роли и произ­водительную деятельность.

Индивидуальные и социальные события при ката­строфических ситуациях нарушают важнейшие функ­ции жизнедеятельности сообщества. К таким явлени­ям можно отнести энергетические кризисы, наводне­ния, землетрясения.

К особому виду социальных травм можно отнести травмы от катастроф различной этиологии: техноген­ных, транспортных.

Помощь пострадавшим при террористических актах - еще одна технология, которая появилась в последнее время в практике социальных работни­ков.

Таким образом, технология социальной работы в аспекте ее функциональности направлена на решение важнейших задач в деле интеграции, содействия и восстановления общественных и индивидуальных свя­зей. На схеме отражены основные подходы к техноло­гии социальной работы в аспекте ее функционально­сти.

Схема 4

Таблица 7

Схема 5

РЕ3ЮМЕ

- Технология социальной работы как целенаправлен­ный процесс по изменению личности и среды име­ет различные формы описания в отечественном и зарубежном познании, что позволяет говорить о различных схемах описания помогающих практик.

- Технология социальной работы выступает как многомерная реальность, каждый уровень которой имеет свои закономерности осмысления. В этой связи можно говорить о различных уровнях опи­сания: когнитивном, функциональном, структур­ном, ресурсном.

- Технологии социальной работы постоянно развиваются в разнообразных сегментах практики, они имеют свой­ство адаптироваться к различным институтам, клиентам, запросам и требованиям окружающей среды.

- На рубеже ХХ - XXI вв. технологии социальной работы все больше стали связываться с активизацией индивидуальных, групповых и системных рecypcов.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Группы взаимопомощи, индивидуальные ресурсы, институциональные ресурсы, когнитивная модель, материальные ресурсы, неформальная система, НКО, про­граммные ресурсы, ресурсная модель, социальная проблема, технологии адаптации, технологии реабилита­ции, технологии социализации, технология социальной работы, формальная система, функциональная модель.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РА3МЫШЛЕНИЯ

1. Какие подходы характерны для отечественного познания, а какие для зарубежных подходов к технологиям социальной работы?

2. Опишите основные компоненты когнитивной модели технологии социальной работы.

3. Как вы думаете, какие механизмы в функциональ­ной модели технологии социальной работы опре­деляют активизацию всей системы?

4. Покажите, как ресурсы могут менять технологии взаимодействия социального работника и клиента.

5. По вашему мнению, какие технологии социальной работы сегодня наиболее востребованы в России?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Павленок П.Д. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павле­нок. - М., 2006.

2. Технология социальной работы / под ред. проф. И.Г. Зайнышева. - М., 2000.

3. Технология социальной paбoты / под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М., 2004.

4. Чернецкая, А. Л. Технология социальной работы / А. Л. Чернецкая. - Ростов н/Д, 2006.

 

 

Технология социальной работы как целостный помогающий процесс

Место темы в учебном курсе

Данная тема представляет технологию социальной работы как целостный процесс, имеющий свои компо­ненты, особенности проявления в общественных отно­шениях. Даны понятия о ресурсах человека, общества, окружающей среды.

Основные рассматриваемые вопросы

1. Технология социальной работы как помогающий процесс: подходы и определения.

2. Когнитивная модель технологии социальной ра­боты.­

З. Структурная модель технологии социальной работы.

4. Функциональная модель технологии социальной работы.

5. Ресурсная модель технологии социальной работы.

 

1. Технология социальной работы как помогающий процесс: подходы и определения

В предшествующих темах мы рассмотрели подходы, которые сложились в отечественном и зарубежном познании применительно к процессам практики соци­альной работы. Как мы уже выяснили, в зарубежных подходах процесс интеракций социальной работы может осмысляться на двух уровнях:

- теоретическом, когда все многообразие практик рассматривается в обобщающих парадигмах инди­видуального, группового, общинного, организаци­онного подхода, определяя такое осмысление как методы;

- в практико-ориентированном подходе, уровень обобщений которого связан с конкретными вида­ми практик и помогающих задач.

В отечественных исследованиях сложился двухуров­невый подход к процессам социальной работы:

· широкий подход - уровень осмысления макромоделей практики;

· узкий подход - уровень рефлексии мезо- и микромоделей практики социальной работы.

Однако эти подходы осмысляются как единое целое в контексте парадигмы технологии социальной работы.

Таким образом, исходя из сложившихся определе­ний практики и технологии социальной работы, мно­гоуровневости подходов к ее технологическим процес­сам, можно дать комплексное определение технологии социальной работы как теоретическому конструкту и процессу деятельности, воплощенному в профессиях социальной работы.

Технологию социальной работы можно предста­вить как теоретический уровень описания процессов в следующем виде.

Технология социальной работы - это теоретическая модель описания целенаправленных интеракций фор­мальных и неформальных сетей поддержки, которые на основании ресурсов, профессиональных знаний, осуществляют вмешательство в личностные процессы и социальную политику с целью содействия индивиду­альному и общественному благосостоянию.

Как процесс профессиональной деятельности, за­нимающий свое место в структуре помогающих про­фессий и видов социальной активности человека, ин­ститутов общества и государства, технология социаль­ной работы имеет другое определение.

Технология социальной работы - это целенаправ­ленный, связанный с причинными и структурно-функ­циональными, специально организованными опера­циями и процедурами процесс и результат помощи, ак­тивизирующий взаимодействия людей друг с другом, группами, институтами, сообществом в целях содей­ствия личным и социальным переменам.

Такие подходы дают возможность подходить к тех­нологии социальной работы, которую можно предста­вить, исходя из различных уровней осмысления, как систему с различной иерархией сложностей, как су­ществующую многомерную модель, имеющую свою си­стему описания и понимания.

Рассматривая технологию социальной работы как целенаправленный процесс по изменению личности и среды, можно различными способами классифициро­вать процесс технологии социальной работы соответственно той системе, в которой происходит процесс осмысления либо активизации деятельности.

Конечно же, всесторонне описать технологию со­циальной работы, учитывая весь спектр интеракций в процессе взаимодействия помогающих субъектов клиен­там, достаточно сложно, поскольку целостный процесс не является суммой его частей. Тем не менее, можно выделить формы проявления технологического процес­са, рассматривая его в контексте различных ситуаций.

Исходя из этого, технологию социальной работы можно представить как когнитивную модель, функциональную модель, ресурсную модель, структурную мо­дель, каждая из которых, будет раскрывать свой уро­вень, открывать свою грань целостного процесса тех­нологии социальной работы.

 

2. Когнитивная модель технологии социальной ра­боты

Когнитивная модель технологии социальной работы представляет собой теоретический конструкт, систе­матизирующий уровень представлений о технологии/ практике социальной работы.

Важнейшими элементами этой модели будут систе­матизированные группы понятий, отражающих специфику технологии/практики социальной работы как процесса.

Когнитивная модель технологии/практики социальной работы должна отражать миссию социальной работы в обществе, ее место в структуре государствен­ных целей и задач, то, что определяет философию и идеологию деятельности социальной работы, то, что на данный момент является актуальным в структуре об­щественных отношений.

I Теоретический уровень научного знания предполагает нали­чие особых абстрактных объектов (конструктов) и связывающих их теоретических законов, создаваемых с целью идеализированного описания и объяснения.

Согласно декларации Международной организации социальных работников миссия социальной работы определяется как «предоставление возможности людям развивать свой потенциал, обогащать жизнь и предотвращать дисфункцию».

Миссия российской социальной работы в соответ­ствии с законодательством направлена «на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в «трудную для них жизненную ситуацию».

Тем не менее, блок функций и задач, несмотря на различные миссии социальной работы в обществе, ­важнейший компонент в когнитивной модели социаль­ной работы. Среди систематизированных понятий, определяю­щих сущность технологии социальной работы, можно выделить комплекс знаний, или базу знаний.

Под базой знаний в социальной работе принято понимать комплекс накопленной информации, научные открытия, ценности, методы для получения, использования и оценки известных фактов.

В исследованиях, посвященных проблемам знаний в социальной работе, Бэкер и Хардикер предприняли попытку классифицировать профессиональные знания с позиций подготовки социальных работников, выде­лив следующие области образовательного простран­ства:

· поведение клиента;

· социальное своеобразие клиента и поведенческие проблемы;

· социальное развитие жизни клиента;

· взаимодействие между клиентом и социальным работником;

· организационное развитие социальной работы;

· эффективная и неэффективная социальная работа.

I Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая субъек­тивно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедея­тельность (инвалидность, сиротство, безработица и т. д.).

2 Базовые знания - в социальной работе - знания, извлекаемые из исследований, теоретических суждений, системно изучае­мых релевантных феноменов, опыта практикующих социальных работников.

В Российской Федерации Государственный обра­зовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Специалист социаль­ной работы» в соответствии с квалификационными тре­бованиями определяет следующие необходимые и до­статочные знания:

· основные этапы и тенденции становления социаль­ной работы как общественного института в России и за рубежом;

· понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику ее познания, прогнозирования, проектирования и мо­делирования;

· сущность, содержание, инструментарий, основные методы и виды технологий социальной работы;

· экономические, организационно-управленческие и ценностные аспекты социальной работы;

· основы социологического анализа;

· психологические основы социальной работы;

· основы педагогической теории и деятельности, ос­новные формы и методы обучения и воспитания; проблемы педагогической работы в организациях, учреждениях и службах социальной работы;

· социально-медицинские основы здоровья;

· основы правового обеспечения социальной работы.

Вместе с тем, несмотря на специфику, зависящую от концепции подготовки специалистов в той или иной стране, профессиональная база знаний как определен­ный вид знания в своей онтологической сущности имеет общие характеристики, среди которых можно выделить наиболее существенные:

· формулируют теоретические принципы, объясне­ния феноменов мира человека и общества в кон­тексте профессиональной деятельности;

· отражают специфические формы развития и дезадап­тации различных систем и структур применитель­но к процессу помощи;

· вносят определенный порядок и систему в прояв­ления, различных объектов, сущность которых от­ражают связи и отношения поддержки и защиты;

· систематизируют, описывают, транслируют и де­дуцируют знания практики социальной работы, всех ее уровней и видов.

Важнейшим элементом когнитивной модели техноло­гни / практики социальной работы будут являться теории, объясняющие сущность технологического процесса.

Как мы уже говорили, в зарубежных подходах принято говорить о теории практики, в отечественном подходе говорят о теории социальной работы, являю­щейся теоретической базой технологий /практик со­циальной работы.

Теория практики - ряд концепций о поведении и социальных системах, об их взаимодействии, соот­ветствующих целям и навыкам, которые должны быть достигнуты, специфических приемах и методах, до­ступных для совершения целенаправленных дей­ствий.

Теория социальной работы - система познания специфических предметных социальных объектов, свойств социальной работы как процесса помощи, формы общественного сознания, видов профессиональ­ной деятельности, созданная на основе специализиро­ванных средств предметного языка.

Теории технологии/практик социа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.19 (0.012 с.)