Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ресурсная модель технологии социальной работы

Поиск

Как считает М. Сипорин, ресурсы - «это источник и арсенал средств и возможностей, к которым можно обращаться для выполнения какой-либо задачи».

В теоретических подходах сложились определен­ные взгляды на сущность ресурсов. Ю. Фоа рассматри­вает ресурсы с точки зрения их меновой стоимости

(экономический подход), выделяя шесть типов ресурсов: деньги, любовь, информацию, статус, услуги и товары.

Д. Томас подразделяет ресурсы на:

- материальные (производство, школы, магазины, театры и т. д.);

- средства организационной поддержки (церковь, социальные учреждения);

- средства внутренней поддержки (ресурсы внутри семьи, ресурсы, получаемые от друзей и соседей).

Словарь социальной работы Р. Баркера выделяет три группы ресурсов, которые позволяют удовлетво­рять материальные и духовные потребности личности, определяя три системы ресурсов:

1) неформальный тип ресурсов (семья, друзья, соседи);

2) формальный тип ресурсов;

3) организационный тип ресурсов, ресурсы органи­зации.

В целостном технологическом процессе мы выде­ляем следующие ресурсы, которые используют в прак­тике социальной работы.

Программные ресурсы - это ресурсы государства в области социального обеспечения, социального стра­хования, пенсионного обеспечения и обеспечения дру­гих социальных проблем, которые реализует государ­ство, исходя из своих конституционных обязательств и экономических возможностей.

Инстuтуцuональные ресурсы. Это ресурсы агентств или служб, оказывающих услуги или помощь клиентам в реализации их различных потребностей. Институт помощи и поддержки имеет свои возмож­ности и ограничения, что определяет его специфику деятельности, место в системе территориальной по­мощи, финансовые и профессиональные возможно­сти, а также направленность на обслуживание и оказание видов помощи тому или иному клиенту. Находясь в системе социального обслуживания, здра­воохранения, образования и других сферах жизне­деятельности человека, институциональные ресурсы будут иметь свой уровень возможностей в деле ока­зания помощи.

Материальные ресурсы. В соответствии с законом «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» материальные ресурсы в системе социального обслуживания граждан выраже­ны в материальной помощи.

Этот вид помощи принимает свое выражение в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одеж­ды, обуви и других предметов первой необходимости. Законодательство предусматривает такие ресурсы, как специальные транспортные средства для инвалидов, технические средства реабилитации.

Материальные ресурсы являются неотъемлемой частью ресурсной базы технологий социальной рабо­ты, поскольку в ситуации разрыва доходов населения, между низким и высоким уровнем потребления, техно­логии материального перераспределения способству­ют ослаблению социального напряжения в обществе. Применение данных технологий особенно актуально для современной России, гдe дифференциация дохо­дов особенно высока. Так, по данным Всемирного бан­ка, если в 90-x гг. ХХ столетия в России каждый 25-й человек считался малообеспеченным, то в 2000 г.­каждый пятый. В России под малообеспеченным пони­мают того, кого в европейских странах принято назы­вать бедным.

Coциальныe ресурсы. Это такие ресурсы индиви­дов, групп, общественных организаций, которые осу­ществляют поддержку и расширение моделей соци­альных ролей, обеспечивают эмпатическое взаимодей­ствие, общественную солидарность и социальное единство.

Важнейшими социальными ресурсами являются семья, группы взаимопомощи, НКО, благотворитель­ные организации, Церковь.

Семья. Современная семья является социально­ экономическим ресурсом государства во многих стра­нах мира. В тех случаях, когда государство не в состоя­нии решить проблемы в области образования, профес­сионального обучения, воспитания, подключаются ресурсы семьи. Как считает М. Самссэн, «задачи се­мьи - приобщение детей к жизни в обществе, повы­шение роста компетенции ее членов для деятельности в организациях, в которые они входят, использование этих организаций в благих целях».

Современные технологии помощи используют се­мью как ресурс.

В Российской Федерации попечительство в форме патронажа выступает в форме обеспечения защиты в тех случаях, когда несовершеннолетние дети и граждане, а так­же недееспособные дети и граждане не в состоянии само­стоятельно обеспечить свою жизнедеятельность. В этом случае государство законодательно подключает ресурсы семьи на основе кровно-родственных отношений.

Движение приемных семей позволяет государству, используя традиционные механизмы интеграции подра­стающего поколения, минимизировать свое участие, как экономическое, так и социальное, в деле адаптации буду­щих граждан в общественные институты. Система вос­питания в семье приемных детей становится своеобраз­ной системой помощи нуждающимся детям. По данным РОССТАТА, ситуация с воспитанием детей и подростков в приемных семьях выглядит следующим образом.

Группы взаимопомощи. Неформальные организации, члены которых имеют сходные проблемы и которые решают их на основе своей инициативы, жизненной необходимости. Здесь мы можем говорить о деятельнос­ти различных объединений семей вокруг проблем дет­ской инвалидности, занятости, организации свободного времени и т. д., когда ресурс данных институций имеет ограниченные возможности и адресную направленность.

Таблица 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.70 (0.005 с.)