ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многостороннее регулирование внешней торговли



В современном мире внешнеторговая политика любой страны выстраивается не только исходя из национальных интересов, но и под влиянием системы международного регулирования мировой торговли с унифицированными правовыми, административными и организационными правилами, по отношению к которой страновые торговые режимы выступают как торговые подсистемы.

Большая роль в формировании такой системы принадлежит Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД),осуществляющей исследования по различным аспектам мировой торговли во взаимосвязи с проблемами экономического развития и разработку принципов в области торговой политики.

Ведущую роль в многостороннем регулировании мировой торговли играет Всемирная торговая организация (ВТО)— межправительственная международная организация в сфере международной торговли, разрабатывающая ее основополагающие нормы и принципы, фиксирующая их в международных договорах и устанавливающая согласованные правила их реализации и применения важнейших инструментов торговой политики. В основу деятельности положен принцип раундов, для каждого из которых определяются цели и круг задач. Раунды длятся годами. Достигнутые в них соглашения содержат ключевые договорные обязательства, являющиеся универсальными для всех членов организации (к настоящему времени насчитывается 20 соглашений и около 40 общих договоренностей).

ВТО также является местом разрешения многочисленных торговых споров и разбирательств. К началу 2003 г. ВТО насчитывала 145 стран и около 30 стран ведут переговоры о присоединении.

В числе общих соглашений наибольшее значение имеют Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), пакет соглашений по инвестиционным мерам в торговле (ТРИМС), пакет соглашений о защите прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Пакет основополагающих соглашений и как международная организация ГАТТ было создано в 1947 г. и до 1995 г. было основным регулятором международной торговли. С 1995 г. ГАТТ преобразовано в ВТО. В рамках ГАТТ проведено восемь раундов многосторонних переговоров, последние четыре — Диллон-раунд, 1960-1961гг. 26 стран-участниц, Кеннеди-раунд, 1964-1967гг., 62 страны, Токийский раунд, 1973-1979, 102 страны-участницы и Уругвайский раунд, 1986-1993гг., 108 стран — наиболее показательны по тарифным уступкам, масштабы которых увеличились с 4,9 млрд. долл. в 1061 г. до 3700 млрд. долл. в 1993 г.

В конце 2001 г. на министерской конференции в г. Дохе (Катар) достигнута договоренность о начале нового раунда переговоров, теперь уже в рамках ВТО. Содержание и формат этого раунда пока окончательно не определены, однако известно, что в рамках этого раунда США выдвинули предложение об устранении к 2015 г всех тарифов на потребительские и промышленные товары (91% всей мировой торговли товарами). Существуют предложения ЕС и других участников. Результаты пятого раунда переговоров будут достигнуты примерно к 2010 году.

Основная функция ГАТТ — либерализация внешней торговли. Создание ВТО реализовало необходимость к традиционным нормам и правилам торговли товарами добавить общие нормы регулирования международной торговли услугами, торговых аспектов инвестиционной политики и прав интеллектуальной собственности. Так появились ГАТС, ТРИМС, ТРИПС и другие соглашения, составившие костяк ВТО.

Первое многостороннее соглашение по вопросам торговли и инвестиций в сферу услуг (ГАТС) вступило в силу 01.01.1995 г. действие его распространяется на 12 секторов услуг: деловые, коммуникационные, строительные, услуги в области здравоохранения, образования, защиты окружающей среды, дистрибьюторские, финансовые, туристические, транспортные, услуги по организации досуга, культуры и спорта. Если ГАТТ регулирует только трансграничное перемещение товаров, то ГАТС определяет четыре способа торговли услугами: «трансгранично», «потребление за рубежом» (например, туризм), «коммерческое присутствие» (например, дочерняя фирма), «присутствие физических лиц» (например, услуги консультанта).

Главный вектор деятельности ВТО состоит в том, что национальные правительства не должны дискриминировать товары, услуги, капитал, информацию и технологию иностранного происхождения в пользу внутренних или других иностранных поставщиков. Следует предоставлять национальный режим для всех трансграничных сделок и противодействовать любым попыткам устранения рыночной конкуренции.

ВТО расширяет регулирующую функцию на сферу инвестиций, поставив задачу выработки общих правил относительно стимулирования вложений зарубежного капитала, в первую очередь в связи с торговлей товарами и услугами, приведение национальных норм, регулирующих инвестиционные процессы, в соответствие в многосторонними правилами, устранение преград на пути трансграничного использования новых возможностей информационных и иных технологий. Эту задачу призван решить пакет соглашений по инвестиционным мерам в торговле (ТРИМС).

Вступление в ВТО предполагает увеличение открытости экономики, главным образом, либерализацию импорта в обмен на более широкий доступ на зарубежные рынки отечественных товаров. Долгосрочное позитивное влияние на экономику будет сочетаться с краткосрочными негативными последствиями. Для предприятий неконкурентоспособных отраслей это обернется спадом, необходимостью реструктуризации и реконструкции. Однако присоединение к ВТО даст стимул к дальнейшему, более последовательному реформированию экономики в целях оживления инвестиционной активности, структурной реорганизации, создания конкурентной среды и более качественного взаимодействия с мировой экономикой. Условия вступления в ВТО должны предусматривать переходные периоды для постепенной адаптации к новым правилам хозяйствования и взаимодействия с другими экономиками.

Определяющим аргументом вступления в ВТО является растущее признание того, что экономическое возрождение невозможно в изоляции, а эффективная включенность в мировую экономику невозможна без активного вовлечения в работу международных экономических организаций.

Всемирная торговая организация (ВТО) имеет целью укрепление мировой экономики, рост мировой торговли, инвестиций. Ее главной задачей является либерализация мировой торговли, применение преимущественно тарифных методов протекционизма, снижение импортных пошлин, снижение и устранение нетарифных барьеров.

Функции ВТО:

· наблюдение за состоянием мировой торговли, консультации в области управления ею

· обеспечение международных соглашений

· обеспечение механизмов примирения и урегулирования торговых споров

· наблюдение за торговой политикой государств

· сотрудничество с международными экономическими организациями, оказывающими влияние на мировую торговлю.

Принципы ВТО:

· недискриминация международной торговли

· открытость, защита через тарифы

· обеспечение справедливой конкуренции.

Высший орган ВТО — Конференция министров (сессия не реже 1 раза в 2 года), кроме него Общий Совет, Рабочая группа, Комитеты по торговле, бюджетам.

Процедура присоединения к ВТО происходит по следующим этапам:

· рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны

· приведение национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда

· консультации об условиях членства (на двусторонней основе со всеми заинтересованными странами-членами ВТО) о коммерческих уступках, сроках принятия обязательств по соглашениям

· получение прав члена ВТО и прекращение дискриминации страны на мировом рынке

· оформление документов присоединения (протокол о присоединении)

· ратификация пакета документов.

 

Глоссарий

Внешнеторговая политика — это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Таможенный режим — это совокупность условий, определяющих статус товаров, перемещаемых через таможенную границу и определяющих порядок взимания таможенных платежей.

Таможенный тариф на импорт — это государственный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства.

Количественные ограничения — это административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны за определенный период.

Лицензирование— это регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемых государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Добровольное ограничение экспорта — это количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Демпинг — метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах, и ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера.

Антидемпинговая пошлина — это временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках для нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции.

Международная картель — это монополистическое объединение экспортеров определенного товара для обеспечения контроля за объемами производства с целью установления выгодных цен.

Торговое эмбарго — это запрещение государством ввоза в какую-либо страны или вывоза из нее определенного товара.

 

Доклады и выступления

 

1. Теория таможенного тарифа. Таможенный тариф на импорт. Таможенный тариф на экспорт.

2. Оптимальная ставка импортного тарифа. Ситуация монопсонии и монополии на мировом рынке.

3. Фактический уровень защитного тарифа.

4. Количественные ограничения внешней торговли: квотирование и лицензирование. Добровольное ограничение экспорта.

5. Экспортные субсидии. Демпинг. Антидемпинговые мероприятия.

6. Международные картели. Экономические санкции и торговое эмбарго.

7. Скрытые меры протекционизма.

8. Аргументы «за» и «против» протекционизма. Субсидия как альтернатива протекционизму.

9. Международное регулирование внешней торговли.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Почему международная торговля, приводящая к возрастанию благосостояния всех стран, нигде и никогда не развивалась без государственного вмешательства?

2. Какие инструменты использует государство для регулирования международной торговли?

3. Что понимают под специфическими таможенными пошлинами?

4. Как устанавливается адвалорная пошлина?

5. Каковы последствия введения тарифа на импортные товары для благосостояния потребителей, производителей?

6. Как изменяются внутренние цены на аналогичный импортному национальный продукт после введения таможенного тарифа?

7. Каков чистый выигрыш страны от введения таможенного тарифа на импорт?

8. В каких случаях фактический уровень таможенной защиты отличается от номинального тарифа?

9. Чему равен доход государства от таможенного тарифа на импорт, экспорт и как он соизмеряется с эластичностью спроса на такой товар?

10. Какими причинами объясняют чистые потери от тарифа?

11. В каком случае введение таможенного может принести стране чистый выигрыш?

12. Выгоден ли оптимальный тариф для мирового хозяйства в целом?

13. В каком случае целесообразно введение таможенного тарифа на экспорт?

14. В каком случае экспортный тариф может быть оптимальным?

15. Каково значение таможенного союза? Каковы последствия вступления страны в таможенный союз?

16. При каких условиях можно ожидать выигрыша от присоединения к таможенному союзу?

17. Влияет ли на потребление товара в стране введение ею импортных пошлин?

18. Каков чистый эффект от введения таможенных тарифов и назовите аргументы в их пользу.

19. Каково благосостояние страны в условиях свободной международной торговли и ваше отношение к такой внешнеторговой политике?

20. Как влияет импорт товаров и услуг на внутренние цены и может ли он стать причиной инфляции?

21. Как влияет таможенная политика на эффективность национальных производств?

22. Объясните, почему при наличии таможенного тарифа на импорт некоторые отрасли могут иметь отрицательный фактический уровень таможенной защиты?

23. Пусть две страны, торгующие между собой, ввели абсолютно одинаковые таможенные тарифы на импорт. Возникнут ли в этом случае чистые потери благосостояния и, если да, то будут ли эти потери одинаковыми в обеих странах?

24. Почему может возрастать степень воздействия государства на международную торговлю даже в условиях снижения таможенных барьеров?

25. Каково действие нетарифных барьеров?

26. Что понимают под квотированием?

27. Как осуществляется контингетирование?

28. Чему равны чистые потери от квотирования?

29. В чем разница между введением тарифа и установлением квоты?

30. Почему государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта?

31. Каковы негативные эффекты от использования квот?

32. В каком случае государство разрешает вводить количественные ограничения импорта?

33. Что такое добровольные экспортные ограничения?

34. Каковы последствия ДЭО для экономики страны-импортера?

35. Что такое экспортные субсидии, как они осуществляются?

36. Каковы последствия предоставления экспортных субсидии прямой, косвенной для страны- экспортера?

37. Каково назначение экспортной субсидии?

38. Как определить затраты бюджета на субсидию?

39. Какие ответные меры допускает ВТО на экспортную субсидию для страны-импортера?

40. Что понимают под демпингом? Каковы причины демпинга?

41. Как могут защищаться от демпинга государства-импортеры?

42. Для чего фирмы инициируют антидемпинговые расследования? Какие фирмы это делают?

43. К чему приводят антидемпинговые пошлины? Может ли страна-импортер получить выигрыш от антидемпинговых пошлин?

44. Каково значение международного картеля? Где они создаются?

45. Чем определяется надбавка к цене, которую может установить картель?

46. Как длительна монополистическая власть картеля над рынком?

47. Что такое торговое эмбарго? Каковы его причины, цель?

48. Каковы последствия введения эмбарго для всех стран?

49. Чем представлены технические барьеры внешнеторговой политики7

50. Каковы аргументы «за» и «против» протекционизма?

51. Как субсидии стимулируют производство и занятость? Каковы общие потери от субсидий?

52. Какие случаи оправдывают политику протекционизма?

 

Тренинг умений

1. Тарифная защита во внешней торговле страны с «малой» экономикой: Спрос на товар описывается функцией , где Р — цена единицы руб/шт, Q — величина спроса на товар(млн,шт/год). Предложение данного товара внутренними производителями описывается функцией , где Q — величина предложения товара (млн шт/год). Импортер поставляет товар в страну (с «малой» экономикой) по среднемировой цене 50 руб./шт. Для защиты внутренних производителей и пополнения бюджета правительство вводит импортную пошлину в размере 10 руб/шт.

· Определить экономический эффект от таможенной защиты для правительства, национального бизнеса, потребителей, страны в целом.

· Определить величину импортной пошлины, обеспечивающей увеличение объема производства данного товара национальным бизнесом в 2 раза.

 

Решение

Исходя из условия задачи, определим уровень цен на товар в закрытой экономике: , откуда Р = 100 руб./штВ открытой экономике мировая цена становится внутренней, 50 руб./шт, а объем национального производства снизится до —5+0,15*50=2,5(млн шт/год).

При таможенной пошлине в 10 руб./шт. внутренняя цена поднимется выше мировой до 60 руб./шт. В результате если прежде, в экономике закрытой, объем производства товара составлял —5+0,15*100= 10 (млн шт./год), то в условиях открытой экономики при мировой цене 50 руб./шт. и импортной пошлине в 10 руб./шт., объем национального производства составит —5+0,15*60=4 (млн шт./год). Таким образом, национальный бизнес от введения таможенной пошлины выиграет, и этот выигрыш составит: (4+2,5)/2*10=32,5 млн руб./год.

Объем спроса по мировой цене составил бы 30-0,2*50=20 (млн шт./год), но импортная пошлина снизит объем спроса до 30-0,2*60=18(млн шт./год) и потребители потеряют (20+18)/2*10=190 млн руб./год.

По мировой цене объем импорта составил бы: объем спроса минус объем предложения (30-0,2*50) - (-5+0,15*50) = 20 - 2,5 = 17,5 (млн шт./год). После введения импортной пошлины объем импорта снизится и составит лишь

(30-0,2*60) - (-5+0,15*60) = 18 - 4 = 14 (млн шт./год). Правительство от введения таможенных пошлин на импорт пополнит бюджет на сумму 14*10 = 140 млн руб./год.

Для страны в целом введение импортной пошлины принесет отрицательный эффект, поскольку потери потребителей составили 190 млн руб./год., национальный бизнес и Правительство получили выигрыш 32,5 и 140 млн руб./год. соответственно. Общий результат составит: -190 + 32,5 + 140 = 17, 5 млн руб./год.

Мировая цена снизила объем национального производства товара до 2,5 млн шт./год. Чтобы увеличить его вдвое, до 5 млн шт./год, внутренняя цена должна составить 5 = -5+0,15Р, откуда Р = 66,7 руб./шт. Поскольку мировая цена составляет 50 руб./шт., импортная пошлина должна увеличиться до 66,7 - 50 = 16,7 руб./шт

Задания для самостоятельного решения

 

1. Правительство страны принимает решение о введении тарифа на импорт сахара в размере 0.02$ за 1 кг. сахара. Мировая цена на сахар равна 0.1$ за 1 кг. Объём внутреннего производства сахара при свободной торговле составляет 6 млрд. кг. в год, а при наличии тарифа на импорт — 8 млрд. кг. в год. Объём внутреннего потребления сахара при свободной торговле составляет 22 млрд. кг. в год, а при тарифе на импорт — 20 млрд. кг. в год. Объём импорта сахара в данную страну при свободной торговле составляет 16 млрд. кг. в год, а при наличии тарифа на импорт — 12 млрд. кг. в год.

Рассчитайте:

а) потери потребителей данной страны от введения тарифа на импорт сахара;

б) выигрыш отечественных производителей от этой меры;

в) увеличение доходов государственного бюджета от введения тарифа на импорт сахара;

г) чистые потери национального благосостояния страны от ограничения импорта.

2. Небольшая страна импортирует товар Х. Мировая цена этого товара равна 10. Кривая внутреннего предложения товара Х в этой стране определяется уравнением S = 50 + 5Р, а уравнение кривой спроса имеет вид: D = 400 - 10Р. Предположим, что страна ввела специфический таможенный тариф в размере 5 за каждую единицу товара Х. Рассчитайте влияние таможенного тарифа на:

а) благосостояние потребителей;

б) доходы производителей товара Х в данной стране;

в) доходную часть государственного бюджета;

г) благосостояние страны в целом.

3. Какая из трёх зарубежных фирм — импортёров прохладительных напитков в данную страну может быть обвинена в демпинге на её внутренний рынок?

Показатели Фирма А Фирма В Фирма С
Средние издержки производства в расчёте на единицу продукции
Цена напитков на внутренних рынках фирм — импортёров
Экспортная цена напитков
Цена напитков, произведённых импортозамещающими фирмами в данной стране

4. Страна Фуджи является небольшой (то есть не может влиять на уровень мировых цен) и импортирует арахис по цене 10 $ за мешок. Пусть на внутреннем рынке арахиса кривые спроса и предложения описываются уравнениями: D = 400 - 10Р, S = 50 + 5Р. Предположим, что правительство Фуджи хочет ограничить импорт арахиса до 50 мешков и вводит импортную квоту. Рассчитайте как изменится:

а) объем импорта;

б) внутренняя цена;

в)размер проигрыша потребителей;

г)размер проигрыша производителей;

д)общий эффект от введения квоты для страны в целом, предполагая, что лицензии на импорт продаются на открытых конкурентных аукционах.

5. Предположим, что Япония вводит добровольные ограничения экспорта автомобилей во Францию. Известно, что в результате этих ограничений объем импорта во Францию сократился с 60 до 40 тыс. автомобилей, а цена автомобилей выросла на 1000$. На основании этих данных рассчитайте потери благосостояния Франции от введения ДЭО при условии, что на импорт автомобилей установлен специфический таможенный тариф в размере 500$.

6. Несколько стран-экспортеров сахара создали картель с целью повышения мировой цены на сахар. Страны — члены картеля контролируют 25% мирового рынка сахара. Эластичность мирового спроса на сахар составляет 0,7, а эластичность поставок сахара из стран, не входящих в картель равна 0,4. Рассчитайте оптимальное для картеля повышение цены.

7. Выясните уровень таможенной защиты импортируемых в страну товаров.

8. Рассчитайте уровень нетаможенной защиты импортируемых товаров в страну.

ТЕМА 4





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.190.82 (0.017 с.)