Государственное регулирование внешней торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование внешней торговли



Государственное регулирование внешней торговли

Страны, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику. Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами в целях:

1. обеспечения экономического роста

2. выравнивания структуры платежного баланса

3. обеспечения стабильности национальной валюты

4. сохранение политической и экономической независимости

2 основные формы: фритрейдерство (либеральная) и протекционизм (защита своих интересов). В чистом виде ни та ни другая не проводятся, а действуют как тенденция. В 50-60 г. 20 в. преобладало фритрейдерство, в 70-80 г. – протекционизм, а с 90х доминирует тенденция к фритрейдерству.

Государство для регулирования использует различные инструменты, которые объединены в 2 группы:

1.тарифные ограничения (пошлины)

2.нетарифные ограничения

 

Тарифные методы регулирования внешней торговли

Страны, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

Государство для регулирования использует различные инструменты, которые объединены в 2 группы:

1. тарифные ограничения (пошлины)

2. нетарифные ограничения

Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов, применяемых к товарам, пересекшим таможенную границу страны.

Классификация:

1. по направления движения товара: импортные, экспортные и транзитные пошлины.

2. По способу учета: над ценой (в виде % от стоимости товара), в виде твердой денежной ставки с единицы товара (веса, объема), смешанные (различные комбинации первых 2х видов)

3. По целям введения: пониженные (для создания благоприятных условий для торговли), повышенные (в виде ответных мер на недружелюбные действия партнеров), комбинированные (для выравнивания условий торговли), антидискриминационные (выравнивания уровня цен до нормального уровня).

 

Нетарифные методы регулирования внешней торговли

Страны, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

Государство для регулирования использует различные инструменты, которые объединены в 2 группы:

1.тарифные ограничения (пошлины)

2. нетарифные ограничения

К мерам нетарифного регулирования относят:

1) квотирование – количественные ограничения

2) лицензирование – выдача специальных разрешений на проведение операций.

Лицензии:

А) генеральная – беспрепятственный ввоз\вывоз

Б) разовая – разрешение на ввоз\вывоз конкретному экспортеру\импортеру указанного количества товара

3) эмбарго – полный запрет на проведение операций

4) субсидии – пособия для поддержания национальных производителей

5) административные барьеры – ограничения касаются свойств товаров, условий их производства и реализации.

 

Финансовые методы протекционизма

В зависимости от масштабов вмешательство государства в международную торговлю различают:
free trade – политика минимального государственного вмешательства.

Протекционизм - политика, направленная на защиту отечественной экономики. Длительное применение этой политики может привести к экономическому застою, т.к. если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении эффективности производства.

формы протекционизма:

селективный – направлен против отдельных стран или товаров;

отраслевой – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

коллективный – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Государства, проводя протекционистскую политику, используют тарифные ограничения (пошлины) и нетарифные ограничения.

Такие как: субсидии – пособия для поддержания национальных производителей; установление пошлин и тарифов.

 

Демпинг – ценовой метод форсирования экспорта

ДЕМПИНГ - продажа товаров по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость. Демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто прочное положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как разовому мероприятию, способу быстрого получения необходимых денежных средств. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путем применения антидемпинговых законов, установления специальных противодемпинговых пошлин.

 

Международное регулирование внешней торговли

57. Роль ГАТТ\ВТО в регулировании международной торговли

Регулирование внешней торговли осуществляется: 1)экономической политикой страны; 2)по двусторонним договоренностям государств; 3)в рамках региональных союзов; 4)на многосторонней основе.

Примером многостороннего межправительственного соглашения является Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ (General Agreement on Tariff's and Trade – GATT) и его преемница Всемирная торговая организация – ВТО (World Trade Organization – WTO). ГАТТ/ВТО занимает ключевое положение в системе международных экономических связей. Эта аббревиатура означает одновременно, во-первых, многостороннее торговое соглашение, регулирующее поведение государств и их торгующих субъектов на внешних рынках; во-вторых, сложившуюся на базе соглашения глобальную организацию, определяющую принципы и правила ведения мировой торговли. ГАТТ 1947 г. – это 23 страны, связанные временным соглашением о взаимном снижении импортных пошлин по ограниченному кругу промышленных товаров. ВТО, окончательно пришедшая на смену ГАТТ с 1996 г., имеет более стройную и жесткую структуру. Ее полноправными членами являются 134 государства, на которые приходится более 90% оборота международной торговли. Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, статус наблюдателя в ВТО имеют около 60 международных организаций, в том числе МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений. Все страны – члены ВТО принимают обязательство по выполнению около 30 основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений). Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет около 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему многосторонние торговые соглашения

Обменный курс валюты

Валютный курс — это цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежной единице другой страны или международных счетных валютных единицах.

Валютный курс необходим для установления пропорций обмена валют при международной торговле товарами и услугами, при движении капиталов в виде инвестиций и кредитов, для сравнения цен на мировых товарных рынках и переоценке счётов в иностранной валюте фирм, банков, правительств и частных лиц.

В основе валютного курса, лежит валютный паритет — это соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При золотомонетном стандарте основу валютного курса составлял золотой паритет, то есть соотношение двух валют по весовому содержанию золота.

На практике курсы валют только случайно и очень кратковременно могут совпадать с их паритетом — при равновесии спроса и предложения. Валютные курсы при золотом стандарте могли отклоняться от паритета только в пределах «золотых точек», то есть ± 1% в любую сторону, так как сумма всех расходов по пересылке золота не превышала 1% его стоимости. С демонетизацией золота валютный курс зависит не от золотого содержания, а от целого ряда факторов. Таковыми являются:

покупательная способность валют;

ВНП, ВВП, национальный доход и др.;

степень инфляции и инфляционные ожидания;

валютная политика;

уровень процентных ставок;

конъюнктура валютного рынка;

степень доверия к валюте;

субъективные факторы и др.

 

Валютный рынок

Валютный рынок - система экономических и организационных отношений, возникающих в результате операций по купле-продаже иностранной валюты и различных валютных ценностей.

Основными субъектами валютного рынка выступают: транснациональные банки, коммерческие банки, биржи, международные и региональные организации, брокерские компании, и др.

При выходе на валютный рынок экономические субъекты преследуют различные цели:

непрерывное осуществление международных расчетов (предприятия — клиенты банков);

диверсификация валютных резервов, получение прибыли в виде разницы курсов валют и процентных ставок, хеджирование (страхование) от рисков; получение международных кредитов.

Главной задачей валютного рынка является обслуживание международных экономических отношений. На современном этапе валютный рынок выглядит как совокупность национальных, региональных и мировых рынков. Под национальными валютными рынками принято понимать совокупность операций, осуществляемых по отношению к национальной валюте банками, расположенными на территории данной страны по валютному обслуживанию резидентов и нерезидентов в данной стране.

С технической стороны функционирование валютного рынка можно представить в виде совокупности телексных, телеграфных, телефонных и прочих контактов между банками по торговле валютой.

Мировой валютный рынок на современном этапе своего развития приобрел некоторые особенности: интернационализация валютных рынков; операции совершаются непрерывно в течение суток, унифицируется техника валютных операций, растет объем валютных операций с целью страхования от валютных рисков; широко применяются электронные средства связи.

 

Регулирование иммиграции.

 

Заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу;

специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

представители редких профессий – реставраторы картин, огранщики алмазов, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

 

Вывоз капитала из России

Государственный вывоз капитала — миграция, может осуществляться в предпринимательской и ссудной форме, в виде кратко– и долгосрочных вложений, частный — в виде ссуд и предпринимательских вложений и преследует цель повышения доходов. Ссудная форма вывоза капитала выступает в виде кратко-, средне– и долгосрочных кредитов, вложений в иностранные банки и ссуд иностранным фирмам. Предпринимательский вывоз капитала может быть в форме прямых или портфельных инвестиций. Прямые зарубежные инвестиции представляют собой форму вывоза капитала, имеющую особое значение и влияние как в национальной, так и в мировой экономике. В 80-е гг. среднегодовой прирост прямых зарубежных инвестиций почти в 5 раз превышал темпы развития мировой торговли.

К факторам, стимулирующим современную миграцию капиталов между странами, относятся усиление взаимозависимости национальных экономик, являющееся результатом углубления международного разделения труда и интернационализации производства, международная кооперация, политика открытости экономики в развитых странах и создание благоприятной среды для ввоза капиталов в развивающиеся страны, обострение глобальных проблем, деятельность международных экономических организаций.

Инфраструктура мирового рынка капиталов связана с деятельностью международных банков, фондовых бирж, финансово-валютных организаций, транснациональных корпораций и других институтов.

Участие России в международном движении капитала заметно, но весьма специфично. Россия мало заметна на мировом рынке капитала как импортер предпринимательского капитала и одновременно является важным объектом приложения ссудного капитала.

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2006 г. составил 14,3 млрд. долларов. В 2006 г. из России за рубеж направлено 52,0 млрд. долларов иностранных инвестиций, на 67,0% больше, чем в 2005 г. Кроме движения капитала в предпринимательской форме Россия участвует и в движении ссудного капитала. Кредиты и займы — нормальные явления в экономической деятельности любого правительства, и практически все страны мира имеют тот или иной государственный долг. Необходимо отметить, что одновременно Россия является и международным кредитором: по различным оценкам зарубежные страны должны нашей стране 140—176 млрд. долларов. Наиболее крупными должниками РФ являются Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия. Из всех должников РФ лишь страны Юго-Восточной Азии, Магриба, Египет и Индия стараются выплатить долги, хотя и не в валюте

79. Стремление России в мировое сообщество предполагает активное участие РФ в международных валютно-финансовых отношениях. Но нужно решить задачи, например чтобы рубль свободно обменивался на конвертируемые валюты. Также нужно провести некоторые реформы, связанные с финансовой и валютной сферой экономики и политики.

В 1996 году РФ подписала статью 8 устава МВФ => рубль стал конвертируемой валютой и участвовать в расчетах, платежах и т.д. В 1992 году Россия вступает в МВФ и также начинает сотрудничать с группой Всемирного банка. Также Россия стала полноправным членом Парижского клуба с 1997 года.

Государственное регулирование внешней торговли

Страны, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику. Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами в целях:

1. обеспечения экономического роста

2. выравнивания структуры платежного баланса

3. обеспечения стабильности национальной валюты

4. сохранение политической и экономической независимости

2 основные формы: фритрейдерство (либеральная) и протекционизм (защита своих интересов). В чистом виде ни та ни другая не проводятся, а действуют как тенденция. В 50-60 г. 20 в. преобладало фритрейдерство, в 70-80 г. – протекционизм, а с 90х доминирует тенденция к фритрейдерству.

Государство для регулирования использует различные инструменты, которые объединены в 2 группы:

1.тарифные ограничения (пошлины)

2.нетарифные ограничения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.024 с.)