Международный рынок объектов интеллектуальной собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международный рынок объектов интеллектуальной собственности



Научные ресурсы страны определяют ее место в международном разделении труда, состояние ее национальной экономики. На научно-технический потенциал страны, его состояние и тенденции развития влияют наличие научных специалистов, уровень материально-технического обеспечения НИОКР, обеспеченность финансовыми ресурсами, а также система организации НИОКР, приоритеты научных разработок и уровень развития отрасли, обеспечивающей научное обслуживание реального сектора экономики. Показателями научных ресурсов страны являются:

· доля расходов на НИОКР в ВВП

· расходы на НИОКР на душу населения

· доля расходов бюджета на НИОКР в общих расходах бюджетных средств

· численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании

· количество международных премий за научные достижения

· индекс цитирования (ссылки в научных трудах на ученых страны

· доля наукоемкой продукции в ВВП

· доля наукоемкой продукции в общем объеме промышленной продукции

· доля страны на мировом рынке высоких технологий, то есть информационных, космических, ядерных технологий, технологий, основанных на использовании новых материалов, другое.

Мировой рынок технологий функционирует наряду с международным рынком труда и капитала, предполагает обмен научно-техническими знаниями, технологиями и производственным опытом между странами. Таким образом, международный технологический обмен (МТО) — это совокупность экономических отношений по поводу использования результатов научно-технической деятельности.

Причинами быстрого развития мирового рынка технологий является неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, уровня затрат на НИОКР, необходимость решения экономических и научно-технических проблем.

Мировой рынок технологий способствует интеллектуализации мировой экономики. Главным субъектом этого рынка являются крупнейшие ТНК, сосредоточившие в своих руках научные исследования. Более 2/3 международного технологического обмена — внутрифирменный трансферт технологий.

Экономический и научно-технический разрыв между группами стран привел к многоступенчатой структуре рынка технологий: прогрессивные высокие технологии обращаются между промышленно-развитыми странами, традиционные и морально устаревшие — между развивающимися странами, поскольку высокие технологии плохо приспособлены к возможностям этих стран.

Процесс МТО включает отбор и приобретение технологии, ее адаптацию и освоение и развитие местных возможностей по ее совершенствованию с учетом потребностей национальной экономики.

На мировом рынке технологий можно выделить 4 сегмента:

· рынок патентов и лицензий

· рынок наукоемкой технологически емкой продукции

· рынок высокотехнологичного капитала

· рынок научно-технических специалистов.

Экономическая целесообразность экспорта технологий состоит в том, что он является источником дохода страны, формой ее борьбы за товарный рынок, увеличивает конкурентоспособность товаров, прибыль предприятий, позволяет устанавливать контроль над зарубежной фирмой, обеспечивает доступ к другому новшеству через «перекрестное» лицензирование и возможность более эффективно совершенствовать объект лицензии с участием покупателя.

Экономическая целесообразность импорта технологий заключается в экономии на НИОКР, гарантии освоения продукта при помощи продавца, обеспечивает доступ к новшествам высокого технического уровня, возможность ликвидировать в короткие сроки техническое отставание, снижает расходы валюты на товарный импорт, способствует расширению экспорта, наиболее полному использованию национального капитала и рабочей силы.

Жизненный цикл технологии включает следующие этапы:

1) уникальная технология. Это изобретения и разработки, защищенные патентами, или содержащие «ноу-хау». Обладают новизной, наивысшим техническим уровнем. Могут использоваться на условиях исключительной монополии, создают максимальную дополнительную прибыль

2) прогрессивная технология. Обладает новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой техники и их конкурентами. Преимущества носят относительный характер. Прогрессивность проявляется в границах отдельных стран, различных фирм, условиях применения. Патентами не защищаются, ярко выраженных «ноу-хау» не содержат, но дополнительную прибыль гарантируют

3) традиционная технология. Это разработки среднего уровня производства, достигнутые большинством производителей отрасли. Значительных технико-экономических преимуществ и качества не обеспечивают. Их преимуществом является невысокая стоимость и проверенность в условиях производства. Продажа осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и получение средней нормы прибыли.

4) морально устаревшая технология. Не обеспечивает производства продукции среднего качества. Ее использование закрепляет технологическую отсталость.

Предпосылкой возникновения и функционирования рынка технологий является правовая защита научно-технических знаний и интеллектуальной собственности.

Инструментами правовой защиты являются:

1) патент — признанное государством и юридически оформленное право на авторство и распоряжение изобретением

2) лицензия — разрешение на использование технологии на определенный срок за определенную плату

3) копирайт — «право воспроизведения» для произведений искусства, литературы

4) товарный знак, марка — зарегистрированные рисунок, инициалы собственности, аббревиатура, графическое изображение, обозначающее отличие товара данного предприятия от других товаров.

Основные формы передачи научно-технических знаний осуществляются на некоммерческой и коммерческой основе.

При передаче научно-технических знаний на некоммерческой основе между сторонами не возникает денежных обязательств. Это предполагает научно-технические публикации о результатах НИОКР, личные контакты ученых и специалистов, обмен делегациями, деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники, миграция ученых.

Передача научно-технических знаний на коммерческой основе осуществляется в виде:

· передачи прав использования изобретений на условиях лицензионной торговли

· оказания технической помощи, поставки машин и оборудования

· управленческих контрактов

· оказания инжиниринговых услуг

· франчайзинга (контракта на передачу права использования торговой марки)

· научно-технического и производственного кооперирования

· подготовки и стажировки специалистов.

Лицензионная торговля осуществляется на основе лицензионного соглашения. Предметом лицензии являются:

· запатентованные изобретения — технические решения, обладающие новизной, характеризующиеся совокупностью признаков, дающих положительный эффект

· запатентованные промышленные образцы — новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид

· товарные знаки

· ноу-хау — технический опыт, секреты производства, информация, имеющая коммерческую ценность. Включает инструкции, техническую документацию предметы в виде образцов, приспособлений.

Интеллектуальная собственность — совокупность промышленной собственности и авторского права. Авторское право распространяется на любые творческие изобретения, охраняется национальными и международными законами. Государственное регулирование рынка объектов интеллектуальной собственности состоит в стимулировании создания и использования ее объектов, разработке и принятии внутренних законов и подзаконных актов на реализацию общих принципов международной конвенции ВОИС, совершенствовании изобретательского права, патентно-лицензионной политики, создании соответствующих условий, механизма и инфраструктуры для развития технического творчества, эффективного регулирования отношений в области интеллектуальной собственности.

 

Глоссарий

 

Теория абсолютного преимущества А. Смита — нации должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, т.е. есть такой товар, которого на единицу затрат она может произвести больше, чем другие страны, и торговать им в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие страны.

Теория сравнительных преимущества Д. Риккардо — даже когда страна не обладает абсолютным преимуществом, мировая торговля выгодна, так как у нее всегда найдется товар, производство которого более выгодно при существующих издержках, чем производство других товаров, т.е. страна будет располагать сравнительным преимуществом.

Теория Хекшера-Олина —страны будут экспортировать товары, требующие значительных затрат факторов производства, которыми страна располагает в относительном избытке и небольших затрат факторов, дефицитных для данной страны и импортировать товары, производимые с использованием факторов, относительно дефицитных для данной страны.

Парадокс В.Леонтьева — необходим учет дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию: неоднородность факторов производства (их качество), внешнеторговую политику государства, и то, что ресурсы могут участвовать в производственных процессах в ассоциации с определенным количеством другого ресурса.

Теория жизненного цикла товара Р.Вернона объясняет мировую торговлю этапами жизненного цикла продукта: внедрения, роста, зрелости и упадка.

Теория эффекта масштаба — согласно которой при определенной технологии и организации производства по мере роста объема выпускаемой продукции средние общие издержки производства сокращаются.

Интеллектуальная собственность — совокупность промышленной собственности и авторского права.

Доклады и выступления

1. Основные теории мировой торговли.

2. Спрос и предложение на мировом рынке, равновесный уровень цен и объем торговли.

3. Выигрыш от внешней торговли.

4. Международная торговля и распределение доходов. Теорема Столпера-Самуэльсона.

5. Мировая торговля товарами и услугами.

6. Мировой рынок технологий, объектов интеллектуальной собственности.

Вопросы для самоконтроля

1. Кем были заложены основы теории мировой торговли?

2. Чем порождаются абсолютные преимущества?

3. Чем определяются относительные цены товаров на внутреннем рынке? Почему они различны в разных странах? В каких случаях имеется возможность получать прибыль от внешней торговли?

4. Чем определяется направление внешнеторговых потоков?

5. В чем заключается выгода от внешней торговли, и чем она обусловлена?

6. Почему в реальной жизни нет полной специализации страны на производстве товара, по которому она имеет сравнительное преимущество?

7. Как появился «парадокс Леонтьева» и подтвердил ли он теорему Хекшера-Олина?

8. Каковы причины качественных сдвигов в направлении и структуре мировой торговли?

9. Кто автор и в чем суть теории жизненного цикла продукта? Что определяет конкурентные преимущества производства продукта в стадии внедрения, роста, зрелости, упадка?

10. Все ли товары вписываются в теорию жизненного цикла продукта?

11. Кто автор теории эффекта масштаба? В чем суть данной теории?

12. Какие факторы называет определяющими в конкурентных преимуществах М. Портер?

13. В каком случае сравнительное преимущество может быть реализовано?

14. Как устанавливаются мировые цены и объем торговли?

15. Чем определяется крутизна кривых внутреннего предложения, спроса? Чем определяются размеры предложения (спроса) на мировом рынке?

16. Как в целом изменяется благосостояние в стране-экспортере и стране-импортере?

17. Что определяет распределение выигрыша между торгующими странами?

18. Какой показатель характеризует степень выгодности внешней торговле, и какие факторы на него влияют?

19. Верно ли утверждение, что в результате внешней торговли страна может потреблять больше, чем производить?

20. Почему не всегда правомерно делать выводы об изменении благосостояния страны только на основании изменения индекса условий торговли?

21. В чем суть проблемы разоряющего роста, когда и кем она была проанализирована?

22. Как изменяется структура спроса на факторы производства при внешней торговле в краткосрочном (и долгосрочном) периоде? Почему в долгосрочном периоде ставки доходов владельцев факторов производства не возвращаются к своему прежнему уровню?

23. В чем суть теоремы Столпера-Самуэльсона?

24. Как измеряется степень экспортно-импортной специализации факторов производства?

25. Какова взаимосвязь между изменением предложения факторов и распределением доходов? В чем суть теоремы Рыбчинского?

26. Почему меняется со временем наделенность страны факторами производства?

27. Каковы последствия для границы производственных возможностей изменений в наделенности факторами производства?

28. В чем обличие услуги как объекта торговли?

29. По каким показателям характеризуется торговля услугами?

30. Охарактеризуйте этапы жизненного цикла технологий.

31. Как осуществляется передача технологий и объектов интеллектуальной собственности?

 

Тренинг умений

 

1. Предположим, что страны Арика и Бритика производят только два товара — сахар и сталь, уровень затрат на их производство характеризуется данными, приведенными в таблице, а предельные издержки замещения остаются неизменными при любых объемах производства.

 

Страны Затраты на выпуск 1 т. стали Затраты на выпуск 1 т. сахара
Арика    
Братика    

 

Какие товары будут экспортировать и импортировать эти страны в условиях свободной торговли, и в каких пределах установятся мировые цены?

Решение

Определим относительные цены стали и сахара в обоих странах исходя из затрат на их производство:

Страна Арика: , а .

Страна Братика: 1 т. стали = 1 т. сахара.

Отсюда следует, что сталь дешевле производить в Арике, а сахар — в Братике, что и определит потоки этих товаров: Арика будет производить и экспортировать сталь и импортировать сахар, а Братика экспортировать сахар и закупать сталь. Такая торговля будет выгодна странам, если мировая цена 1 т. стали будет дороже 0,67 т. сахара, но менее 1 т. сахара, а мировая цена сахара составит от 1 до 1,5 т. стали.

 

2. В таблицах представлены производственные возможности стран А и Б.

 

Производственные возможности страны А
Товар А          
Товар В          
Производственные возможности страны Б
Товар А          
Товар В          

 

а. Следует ли странам при данных условиях развивать специализацию и торговлю друг с другом? Если да, то какой должна быть специализация?

б. Найдите общий прирост производства в результате специализации при условии, что до этого страна А производила и потребляла 24 товара А и 16 товаров В, а страна Б — 12 товаров А и 12 товаров В.

 

Решение

Исходя из условия, страна А может производить или 40 ед. товара А или 32 ед. товара В, а страна Б — 20 ед. товара А или 24 ед. товара В, т. е. страна А имеет преимущество по производству обоих товаров. Однако относительные цены производства этих товаров в странах различны:

для страны А: , а .

Для страны Б: , а .

Таким образом, странам следует развивать специализацию, поскольку производство товара А дешевле в стране А, а товара В — в стране Б. Страна А должна производить и экспортировать товар А, импортируя товар В, а страна Б — экспортировать товар В и импортировать товар А. Такая специализация будет выгодна при установление мировых цен на товар А в пределах 0,8 В — 1,5 В, а на товар В — 0,67А — 1,25А.

Мировой объем производства составит: товара А — 40 ед., а товара В — 30 ед. До специализации мировой объем производства составлял: товара А 36 ед., а товара В — 28 ед., т. е. мировое производство товаров А и В увеличилось (40+30)—(36+28)=6 ед.

 

Задания для самостоятельного решения

 

1. В стране А рабочий может произвести за один день 6 метров шёлка или 1 кг. масла. В стране В рабочий может изготовить за день 2 метра шёлка или 4 кг. масла.

· Каковы относительные цены в странах при отсутствии торговли?

· Что будут вывозить страны после установления торговых отношений?

· В каких пределах могут колебаться мировые цены после установления торговых отношений между странами?

· Если предположить, что до установления торговых отношений рабочий в стране А производил в день 4 метра шёлка и 1/3 кг. масла, а в стране В соответственно 0.5 метров шёлка и 3 кг. масла, то каким будет общий прирост производства шёлка и масла в результате специализации стран на выпуске относительно более дешёвых продуктов?

· Если реальное соотношение в торговле между странами сложились на уровне 1 метр шёлка за 0.5 кг. масла, и 2 метра шёлка обмениваются на 1 кг. масла, то каким будет выигрыш от специализации и торговли для каждой страны?

2. Страна А имеет 1200 единиц труда. Она производит два вида товаров — галстуки и зонтики. На производство зонтика затрачивается 3 единицы труда, на производство галстука — 2. Страна В имеет 800 единиц труда. Для производства зонтика требуется 5 единиц труда, галстука — 1 единица.

· а) Какова относительная цена зонтиков (выраженная в единицах галстуков) в обеих странах в отсутствие торговли между ними?

· б) Каковы границы относительных цен в условиях торговли между странами?

3. Функция спроса на товар X в стране А имеет вид DA = 80 - 20p. Функция предложения представлена как SA = -70 + 40p. Функция спроса и предложения в стране В представлены соответственно как DB = 60 - 10p, SB = 30 + 20p. Определите уровень мировой цены (p) и объёма продаж (Q) при установлении торговых отношений между странами.

4. Пусть страна А обладает сравнительным преимуществом в производстве зерна и результате установления свободных торговых отношений с другими странами начинает экспортировать зерно и импортировать сахар.

 

Факторы производства Зерно Сахар Национальный доход
труд 0,35 0,20 0,30
земля 0,45 0,20 0,35
капитал 0,20 0,60 0,35

а) рассчитайте показатели экспортной специализации для каждого из трех факторов

б) если бы факторы совершенно не могли перемещаться между секторами, кто бы выиграл в результате расширения торговли? Кто бы проиграл?

в) если бы факторы обладали абсолютной мобильностью, кто бы выиграл и проиграл в этом случае?

5. Рассчитайте условия торговли для Беларуси по 3 (выбранным произвольно) группам товаров.

6. Покажите на графике выигрыш потребителей и производителей в торгующих странах.

 

ТЕМА 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.055 с.)