Выработка условий торговых договоров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выработка условий торговых договоров



Нужно будет рассмотреть порядок выработки условий основных реализационных договоров – закупки для государстенных нужд, оптовой поставки и т.п.

В учебниках и иной литературе мы найдем разбор законодательства. Это линия научно не состоятельная, она не позоялет раскрыть регулирующие возможности договора.

Следование этой линии привело к кризису цивилистической науке.

По отншению к договору требуются особые знания – основанные на договорной практике методики, определяющие порядок выработки содержания договоров. Необходимо познание того, как в зависимости от возможностей и интересов сторон должны формулироваться основные пункты договора.

Действия по выработке условий договора называет техникой договорной работы.

Овладение техникой договорной работы, умение вырабатывать содержание договоров – означает переход на более высокий уровень правовой квалификцаии,,нежели просто комментирование норм.

Лет 40 назад – книги Замольского, Саффиулина и т.п. В виде теории правовых средств это развивает Пугинский. На западе также есть методики выработки услвой договоров с техническим оснащением в виде компьютерных программ. У нас такого нет.

Применительно к существу договора есть 2 вида условий:

1. Инициативная (вырабатываемые сторонами). Принципы УНИДРУА 5.1.1. – это «прямые условия», они прямо образуют содержание договора;

2. Подразумеваемые (которые входят в договор из закона и иных НПА, обычаев торгового оборота).

Подразумеваемые услвоия не записываются в текст договора, ибо они и так обязательны для сторон. Они становятся относящимися к договору и подлежащими к исполнению его участниками в силу самого факта заключения договора. Это касается любых договоров.

Берешь трудовой договор – как он выглядит и каково его содержание? Гражданин приходит на фирму и пишет заявление генеральному директору от такого-то «прошу принять меня руководителем юридического департамента с окладом в 500 000 р.». Директор пишет приказ. Подача заявления и его одобрение ведут к тому, что на стороны обрушивается вся масса требований трудового законодательства (о рабочем времени, времени отдыха, отпусках, ответствености и т.п.). И все это называется трудовой договор. Вот заявление и приложение к нему кодекса – это трудовой договор.

Вот это вот подразумеваемое условие. В предпринимательских договорах – это 10% общего содержания договоров. Хотя подразумеваемые условия не требуют включения в договор, нередко целесообразно составлять к договору такому памятку из подобных подразумеваемых условий. Чтобы лица, исполняющие договор, руководствовались положения законодательства.

Для нас наиболее значимы инициативные условия. Именно в них проявляется роль договора как инструмента создания прав и обязанностей его участников для регулирования его взаимосвязанной деятельности. Закон также оказывает влияние на формирование инициативных условий, но это влияние уже совершенно иного рода, чем установление подразумеваемых условий.

Можно назвать следующие способы воздействия правовых норм на выработку сторонами инициативных условий договора:

1. Закон содержит дозволительные положения;

Они позволяют сторонам заключать договоры не предусмотренные законом, включать в договоры условия, о которых ничего не говорится в нормах права. Вот такие положения дозволительные наиболее значимые. Они реализуют метод частного права («дозволительный метод»).

2. Закон может предписывать сторонам вырабатывать определенные условия, не касаясь их содержания.

Так, закон требует наличия в договоре условия о предмете и иных существенных условий, например, в договоре аренды недвижимости должен быть определен срок аренды – т.е. закон предписывает сторонам включить определенные условия, а каким оно будет, каким будет его содержание – решают сами стороны.

Такие условия называют «предписывающими»

3. Есть немало норм, относящих решение соответствующих вопросов к договору.

Так, нормы управомачивают субъектов на самостоятлеьное определение содержания многих пунктов.

Весь закон ориентирует стороны, подсказывает им какие вопросы целесообразно решить в договоре.УПравомочивающие нормы.

4. Закон нередко предусматривает диспозитивные положения

Стороны могут выработать любую формулировку соответствующего условия. Но если они это не сделали – намеренно или по недомыслию, то будет действовать условие, содержащееся в диспозитивной норме.

Нередко, когда рассуждают о методе частного права путают дозволительность и диспозитивность.

Метод частного права – дозволительный. А диспозитивное регулирование – это способ, это частный случай дозволительности.

Есть ряд других способов воздействия закона на условия договора.

Нельзя обойти вопрос о соотношении стандартных проформ и индивидуально вырабатываемых условий. Приходится встречать утверждение, что н западе работают в основном по стандартным проформам. Мол, очень много нынче проформ, которые разрабатывают ТПП, промышленные и торговые копрорации. Эти речи – полный вздор. Договорные проформы – пригодны и они достаточно активно используются. Но лишь при продаже того вида товара, для продажи которого они и разработаны. Проформы разработаны для регулирования продаж определенных видов товаров.

В отличие от этого, наши российские фирмы по одном имеющемуся образцу договора продают и покупают самые разные товары. Причем использованный образец часто бывает юридически безграмотные.

На поставку составлен один договор, причем очень ужасный. И по одному образцу и макароны и кирпичи поставляют.

Если вы составите договор, руководствуясь текстом комментария к ГК или случайно раздобытой по знакомству проформой, то в таком договоре всегда будет отсутствие главное – а главное – это согласованность содержания договора с конкретными условиями деятельности, возможностями исполнителя и его интересами.

Поэтому нужно использовать другой способ работы. Каждое вклчюаемое в договор условие должно строиться так, чтобы максимально учитывать возможности и интересы контрагента, служить достижению общей цели договора. В этом и состоит смысл техники договорной работы, в этом заключается важнейшее положение коммерческого права.

Поэтому в лекции будут указываться организационные, технические и иные факторы, которые будут влиять на определение содержания договорных условий, будут нам показаны приемы определения договорных условий исходя из конкретных обстоятельств. Будут нам рассказывать про оптимальные решения.

Институции Гая есть. Гай интересен тем, что он изучал и накапливал оптимальные конструкции договорных условий, определяемые потребностями практики, потребностями взаимоотношений сторон. Он их систематизировал и они сохранились до сих пор.

Это особый стиль работы. Можно учить тому как вырабатывать условия, а можно просто рыться по договорам и находить интересные условия.

Условие о предмете

В российском законодательстве требование об определении предмета реализационных договоров (купля-продажа в первую очередь) установлены 455 ГК. Условие считается согласованным, если из него можно определить наименование и количества товара.

Т.е. предмет выражается через наименование и количество товаров.

С наименованием все более менее ясно. Но иногда не четко предмет определяют, используя общие наименования. Пугинский встречал немало таких договоров. Внешнеторговый контракт на товары из КНР. Здесь возникает необходимость уточнять предмет через ассортимент – вот это и будет выражением предмета.

В отношении количества наше законодательство долго требовало конкретное указание числа единиц, метры, массы и т.п. Но под влиянием зарубежного опыта стало допустимо указание не просто количества, а порядка определения количества.

Продавец обязуется передать то, количество сахара на полученные от покупателя деньги, по цене, которая сложится к такому-то моменту

465 ГК – там это закрепили, а туда попала из п. 41 Венской Конвенции 1980 г. ГП постоянно положения из торгового права что-то заимствует. На каждой лекции приводят такие примеры.

При массовых отгрузках однородных товаров практикуется примерное определение количества путем указания максимального и минимального пределов.

Разновидностью установления верхнего и нижнего пределов является допустимое отклонение. Согласно обычаям международной торговли при массовых поставках, если количество указано со словами «около» или «приблизительно», то допустимая разница при поставка может составлять +/- 10%.

Количество продаваемого товара как общий предмет может дробиться на отдельные партии, части с отгрузкой в частные сроки. Когда в договоре определены партии, то они тоже рассматриваются как предмет, но уже для частных периодов.

Кстати, понятие партии как количества, подлежащего отгрузке в частный срок появилось в российском праве только в 1995 г. Раньше этого термина не было вообще, что пораждало не мылые трудности.

Гегель учил, что вещи существуют в понятиях. Нет понятия – значит нет и вещи. Это наглядно проявляется в торговом обороте. Нет в российском законодательстве договоров маркетинга, коммереского агентировния, долгосрочного договора –нет и соответствующих объектов.

Размеры отдельных партий могут быть одинаковыми, но могут определять и не совпадающими количествами. Необходимость различного размера партий может диктоваться не одинаковым спросом на товар в разных сезонах, колебаниями уровня производства из-за остановки оборудования на профилактический ремонт, массовых летних отпусков рабочих.

Индивидуальная разработка договоров как раз и предназначена для учета в договоре таких обстоятельств. Ни проформы, ни комментарии такого не обеспечат. Требуется индивидуальное конструирование.

Непосредственно с предметом соприкасается такой показатель как ассортимиент или номенклатура товаров.

Принято различать

· Укрупненный

Обозначает вид товара – автомобили легковые, обувь мужская.

· Развернутый ассортимент

Под ним понимаются разновидности товара, а именно, конкретные модели, фасоы, размеры, расцветки товара.

Конкретные позиции ассортимента определяются по усмотрению сторон. При большом числе ассортиментных позиций они указываются в т.н. спецификации, оформляемой в приложении как часть договора.

Спецификация – это вопрос ассотримента. При колебаниях спроса, возможно определения ассортимента в договоре лишь на ближайшие периоды – полугодие или даже квартал. На последующие периоды условие об ассортименте оставляется открытым.

В таких случаях, в договоре следует определять порядок согласования ассортимента на последующие периоды. Здесь надо четко указывать – кто и в какие сроки высылает проект спецификации на следующие периоды, в какой срок заявляются разногласия и как они урегулируются. В интересах покупателя следует предусматривать право высылки именно им проекта спецификации поставщику.

Зарубежная торговая практика исходит из этого. Когда договор сразу определяет ассортимент на ряд лет и даже на год в нем может предусматриваться обратное правило – а именно право покупателя требовать изменения согласованного ассортимента, например, за 30 дней до начала каждого квартала. Исключительно в торговых договорах могут и должны предусматриваться обязанности продавцов по улучшению ассортимента, освоению выпуска новых видов товаров, более прогрессивных или более привлекательных по своим свойствам. Договор – это единственное правовое средство решения задачи удовлетворения ассортиментных запросов населения, запросов общества.

Между тем главная роль договора в деле улучшения ассортимента был и остаётся тайной для правовой науки. Ни в одном законодательном акте, ни в одной юридической книжке не найти рекомендаций об использовании договора для расширения и обновления ассортимента.

В стране в течене советского периода было свертывание, оскуднение ассортимента товара. Пугинский это наблюдал. 24 года отработал в Госарбитраже и недалеко от их здания был средних размеров магазин – овощи и фрукты. И там на витрине ставили банки с консервированными фруктами. За 7 лет было вымывание ассротимента – вначале исчезло варенье. Осталось только болгарское из розовых лепестков, а потом и оно исчезло. Потом и джемы исчезли. Осталось повидоло в ассортименте, внаачале было в банках, а потом и в деревянных коробах. Последними пропали компоты – яблочный, черешневый и т.п. Весь ассортимент сгинул.

Точно так же в булочных пропадали виды хлебобулочных изделий. Были белые и черные булки. После войны были булки разные. И постоепенно все стало пропадать. И остались только «хлеб белый» и «хлеб черный».

Совет Министров издал постановление «обеспечить большее количество ассортимента в магазинах». Не произошло ничего.

Кто скажет как нужно увеличить ассортимент – получит 5. Нужно было адресовать требованием Министерству торговли – чтобы при заключении договров с предприятиями вклюичли обязанность расширения ассортимента. Но никто этого не понимал и пострадал опять народ.

Процесс расширения ассортимента идет нынче очень медленно, даже при устойчивом потреблении. Запросы населения не удовлетворены.

Редкие товары трудно найти в магазинах, а производственные мощности только на 2/3 загружены.

Движущей силой должна сттьа требования оптовых и разных орагинзайи к своим поставщикам. Лишь когда они станут вклчюать условия по расширению ассортимента – только тогда дело свдинется к лучшему. Надо, чтобы в законе это было указано.

Закон также должен закрепить приоритет покупателя при определении в договоре ассортимента товаров. Производить нужно то, что просит покупатель. 467 ГК пока закрепляет диктат производителя – если ассортимент в договоре не определен, то продавец может отгружать товары в ассортименте исходя из своих положений. Это антирыночное правило, сохраняющее советское правило верховенства производителя надо потребителем.

Нередко требует от изготовителя финансовых затрат, инвестиций на закупку оборудования и освоения новых технологий. Чтобы быть уверенным в возмещении таких затрат поставщик должен добиваться точного определения в договоре того, какие конкретно новые изделия, в каких количествах и начиная с какого периода должны поставляться покупателю.

Был один спор у Пугинского в 1982 г. В Красноярском приехал для проверки их краевого государственного арбитража. Прилетел он туда, анализировал материалы дел и попался ему любопытный спор. Красноясркий масложиркомбинат и два торга спорят об ассортименте. Торги просят, чтобы им давали 55% маргарина, маложирвоой продукции брикетами по 200 гр. Комбинат упирается – максимум 10% дам.

Позвали главного арбитра – чато ли спорят – часто, говорят Пугинскому. Позвали спорящих сторон. Приехали к 11 утра двое этих товарищей. Спрашивают у Комбината – просят у вас торговля фасоновые товары – почему не даете? Потому что наше оборудование получено еще по репарации из Германии. Оно на проволочках держатся. Народа с 11 часов утра уже под шафе. А торговые люди требуют свою. Что приходится делать населению? В бочках отгружают тот маргарин «Солнышко». На газету полкило отвесят, а потом ехать на трамвае.

Спрашивают комбинатовцев – сколько времени нужно для перехода фасованых товаров. Говорят – года 3 надо. А что вам мешало начать раньше? Ну ладно, если готовы за 3 года перейти – пишите дополнение к договору – «обязуюсь в течение 3 лет увеличить ассортимент». Если 3 года не сделаете – разговор с вами будет другой.

Подписали, главный арбитр утвердил. И через 3 года начали гнать фасованый маргарин.

Пока препятствия в этом деле представляет правовая наука, которая трактует сделку или юр.факт, а не правовое средства решния экономических задач. Вот вам пример – когда отсталая юридическая наука тормозит развитие общества. Наша наука пропитана нелепостями.

Законы старые как новая болезнь несет проблемы новым покалениям. Эту классику, мертвичину повторяют постоянно нам.

Условие о сроках

Следует различать срок действия договора и срок передачи или отгрузки товара (что одно и то же).

В отношении сроков передачи закон не требует их указания в договоре, такое совершенно не приемлемо для торговых отношений.

Согласно закону сроки передачи или отгрузки могут определяться конкретной датой или указанием периода для отгрузки.

Однако в торговых отношениях сроки выглядят неизмеримо богаче. При регулярном хараткре отгрузок наряду с общим сроком поставки в договоре устанавливаются частные сроки, т.е. периоды для поставки отдельными частями или по терминологии ГК «партиями».

Установление частных сроков актуально для любых видов реализационных договоров. Неизвестно почему разработчкики ГК урегулировали эти вопросы только для отношений по поставкам. Поэтому при заключении других видов договоров самим сторонам надо вырабатывать свои условия отгрузки.

При разработке улсовий о сроке нужно вырабатывать учитывать такие мометы, как дилетльнос ьчикал произвдтсва иделий, способ откгузики, размеры отчуждаемых партий, наличие у продавца и покупателя складских площадей для хранения готового товара.

Иногда 7-и, 20-и дневные сроки указывают. И эти сроки базируются часто на точных расчетах.

Требования о сроке требует его согласования с ассортиментом. Откуда такая зависимость? Изготовление изделий в широком ассортименте связано с частой переналадкой оборудования. Остановки по переналадке уменьшают выпуск готовой продукции. Поэтому для совмещения ассортиментных интересов покупателей, задачей сохранения объемов производства используются сложные конструкции условия о сроках.

Применяются двойные сроки. По общим объемом поставки они более краткие, а по развернутому ассортименту (они тут более продолжительные).

Было дело у Пугинского. Фирма Детский мир и Завод Пластмассовых игрушек. Завод на 4 линиях создает всякую дребедень. И было требование – за месяц 70 наименований. И Завод говорит – помилуйте. Я произвожу 1 изделение. Потом для того, чтобы сделать другое – мне нужно остановить процесс, промыть трубы, а потом сменить формы. И это 5-6 часов займет. Если я это буду постоянно делать, тогда у меня будет производство стоять, а не работать.

И сделали так – общий срок поставки – месяц. И в течение месяца Завод должен поставить изделия 70 видов. Как будет отгружать – не важно.

Частный срок – 10-ти дневный по общему количеству.

В течение декады завод что-то наклепает и привозит магазину. Но по итогам 30 дней – они должны выйти на 70 наименований. Как захотят сделать – это уже их дело. Могут 3 дня гнать одну игр

Ленинградский завод электроконденсаторов. Оборудование одно и то же, но конденсаторы разного размера. Договариваются так же – 10 дней гонишь что хочешь, но к 30-му дню должен выполнить все ассортиментное задание.

Предпосылки выработки условия сроках – есть в законе. Но субъекты должны сами детальные сроки прорабатывать исходя из особенностей производства, своих интересов.

Шаблона задачу не решишь – нужно думать самому.

Помимо сроков, наряду с ними могут устанавливаться графики поставки товара. Графики – это календарное расписание с указанием дней отгрузки. Могут устанавливаться не как дневные, а как часовые и даже минутные поставки.

Завоз продуктов в столовые, например, регулируется таким образом. Наличие графиков упорядочивает процесс поставки и экономит средства.

Японцы у себя на своих островах сконцентрировали сборку автомобилей, а производство – по странам юго-восточной Азии раскидали. И контрактами предусматриваются графики завоза. Причем везут контейнеровозом в порт. Потом ставят контейнер на шасси. Гонят к автосборочному заводу – сваливают в яму и потом по транспортеру идет продукция в цех.

Разница во времени между предусмотренном контрактом графиком и реальной поставкой не должна превышать 3 часов. И это комплектующие гонят из других стран!

Нужна дисциплина. Умение сроки просчитывать и прописывать – это общенациональная задача.

Пугинский с графиками сталкивался еще по молодости. На мясокомбинат привозят скот – выгружают из товарняка – и в загон. И стоят они там 1, 2, день. Еды и воды не предложат. И начинают животные реветь. Мурашки по коже. В нашей литератутре пишут, что график второстепенный показатель. Выставить бы около загона авторов этих учебников и заставить их послушать этот рев истошный. Когда животные идут на переработке – теряют треть веса. Где-то животных откармливали, доставили комбикорма, сено, а тут за 2 дня потеряли треть веса. И не с кого спросить.

Коммерческое право – это очень полезная дисциплина.

Для торговых договров важно определение порядка доставки и место сдачи товара. Особенности торговли служит практика устанволения условия о самовывозе товара своим транспортом с одновременным условием возможности отбора товара желаемого ассортимента на складе продавца.

Вот тут льгота предоставляемая покупателем продавцу в виде самовывоза, дополняется тем, что покупатель может ассортимент на складе продавца самому отобрать.

Используются правила ИНКОТЕРМ – правила международных коммерческих терминов. Международной торговой палатой раз в 10 лет переиздаются. Последние приняты в 2010 г.

Впервые с 2010 г. они стали предназначаться не только для международной, но и для национальной торговли. Поэтому нужно о них упомянуть.

Правила закрепляют сокращенные по первым трем буквам торговые термины. Выглядят как собачие клички – CIF, FOB и т.п. Они определяют основные обязанности: способ доставки, место исполнения, распределение расходов по перевозке, погрузке и страхованию, распределение рисков.

Для применение ИНКОТЕРМС надо четко указать в договоре избранный термин, а также обязательно назвать пункт или порт к которому привязано обязательство. ИНКОТЕРМС 2010 содержит 11 терминов, которые подразделяются на 2 группы:

1. Первая группа – правила для любого транспорта;

2. Вторая группа – правила только для морского и водного транспорта.

Для любого вида транспорта, к примеру, применяется термин FCA, предусматривающий, что товар должен быть передан перевозчику в установленном месте.

Термин CIK означает, что страхование и перевозка оплачены продавцом до указанного пункта.

Термин DAP – предусматривает поставку в указанном пункте. Всего 7 терминов.

В водным относятся термины FOB, СФР (страхование и фрахт оплачены), всего их 4. В брошюре ИНКОТЕРМС дается пояснение, удобно использовать.

Стороны вправе дополнять в договоре принятые термины. Однако это следует делать максимально четко.

Рекомендуется обзавестись брошюрой ИНКОТЕРМС, т.к. термины.

06.04.2012 г.

Нужно прочитать статью Филипповой Софьи (Вестник Московского Университета).

 

Продолжаем договор поставки.

При определении способа поставки в договоре следует предусматривать меры, направленные на обеспечение сохранности товара. Такого установление обязанности использования отправителем средств пакетирования, укрытия. Такие средства разнообразные: тканевые и проволочные сетки, грузовые пакеты, поддоны. Их применение не только затрудняет хищение в процессе перевозки, но и значительно удешевляет погрузку и выгрузку.

Например, устанавливают контейнеры на ж/д платформы дверцами друг к другу. Когда они стоят друг к другу дверцами, в них нельзя залезть посторонним. И даже при вертикальном ветре вода не попадает через щели контейнера.

Те, кто будет связан с договорной работой, применять такие решения.

Сокращает потери включение условия об отгрузке всех снимающихся или бьющихся частей в отдельном контейнере. Например, такое использовали в Россельмаше в 80-х годах. Снимают самые дефицитные части: аккумуляторы и клиновые ремни. Их трудно достать, завод их неохотно продает. Отправляют партии комбайнеров, грузят части в контейнер, заваривают части двери и потом отправляют.

В прошлую зиму Пугинского пригласил один крупный фирмач по производству кондитерских изделий. Они купили немецкую бискивто укаточную машину. Это выглядит как станок и рядом стоит куб и по краям обкручен металлической полосой. Её поставляли так: всё, что можно было снять, поставляли отдельно. Немцы заранее отвинчивали, складывали, укладывали и отправляли.

Все эти вопросы должны предусматриваться исключительно в торговых договорах, поскольку никакими законами они не регулируются. В комментариях и в учебниках про это ничего нет.

Важно устанавливать обязанность продавца по телеграфу или телефону заведомо уведомлять об отправке товара. Подача уведомлений позволяет заранее подготовить помещения и людей, т.е. освободить часть пространства. Когда получатель знает, что к такому-то времени придет машина или контейнер с грузом, то он к этому времени выстраивает их у ворот и они готовы выгрузить груз.

Если обязанность уведомления не выполнена продавцом, то можно взыскать убытки (хотя штраф был бы лучше).

П. 1.10 Принципов УНИДРУА говорит о необходимости уведомлений.

Принципы Европейского договорного права закрепляют требование разумности исполнение. Там нормативный акт защищает от дурака, заставляет разумно исполнять обязательства. В ГК такого правила нет и для защиты дурака нужно использовать условия договора.

Выработка в договоре условий о качестве товара

Определение о качестве связано с двумя способами нормативного регулирования качества:

1) Стандартизацией;

2) Сертификацией.

В 2002 году принят Закон о техническом регулировании, Главы 3 и 4 которого непосредственно регулируют стандартизацию и сертификации. Нужно проработать 3 и 4 Главу Закона внимательно.

Закон предусматривает издание общих и специальных технических регламентов, устанавливающих различные требования к безопасности. Технические регламенты не касаются качества. Они определяют вопросы безопасности.

Качество регулируют стандарты, устанавливающие требования качества. Ст. 13 определяет виды стандартов:

1) Национальные: ГОСТ-Р;

2) Стандарты организаций: ОСТ.

Проекты национальных стандартов могут разрабатываться любым заинтересованным лицо и оно вносит его на утверждение федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

ОСТ – стандарты организации – они разрабатываются самой организации. Основным принципом стандартизации является добровольность применения стандартов.

В отличие от регламентов они не носят обязательных стандартов.

Применение стандартов предусматривается: а) договором или б) односторонним заявления исполнителя (исполнитель говорит – я буду работать по такому стандарту).

Требования стандартов рассматриваются как минимальные. Они могут дополняться в договорах более высокими стандартами. Стандарты применяются независимо от страны или места происхождения товара как национальные стандарты, так и ОСТы могут быть установлены товары закупленные по импорту. Также возможно применение одной организацей стандарта, разработанного и утвержденного друим субъектом, при этом необходимо указывать какой организацией утвержден стандарт, его название, дату и выход.

Закон допускает применение международных и региональных (пример – Евросоюзовские стандарты) стандартов.

Имеется более 12 000 стандартов под грифом «ИСО» - Международная организация по стандартизации. Стороны вправе предусмотреть в договоре и иногда предусматривают их применение.

В мире стандартизация используется как мощный рычаг повышения качества и продаж. Западные фирмы тратят на разработку и внедрение стандартов огромные деньги, получая при этом многократный выигрыш.

Наши предприятия очень неохотно ведут работу по стандартизации, в частности потому, что расходы на нее относятся на прибыль, а не на издержки производства (т.е. не вкладываются в цену и не перекладываются на покупателя).

Одним из способов обеспечения качества служит сертификация. Изготовитель или продавец подтверждает путем сертификации соответствие своих товаров требованиям стандартов. Сертификация товаров бывает: а) обязательной; б) добровольной.

Сама процедура сертифицирования может быть двоякого рода. Она может основываться на проверке качества товара органом по сертификации с выдачей сертификата соответствия, либо на подаваемой заявителем декларацией о соответствии.

Единый перечень товара, подлежащий обязательной сертификации установлен Постановлением Правительства от 01.12.09 № 982 – он несколько раз сокращался.

Детская одежда, продукты питания для детей, медицинские изделия и еще то, что непосредственно касается здоровья человека.

Обязательная сертификация производится с проверкой самого товара, а в необходимых случаях с проверкой возможности изготовителя обеспечить должный уровень качества.

Наряду с этим, подтверждение соответствия товаров по перечню, утвержденному Постановлением Правительства 982 осуществляется путем подачи заявителем декларации в орган по сертификации. К декларации прилагаются протоколы исследования и иные документы об изделии.

Принятие декларации удостоверяется путем ее регистрации и проставления отметки на ней. Добровольное сертифицирование проводится по инициативе заявителя на основании договора с органом по сертификации, причем за плату. Изготовители также неохотно идут на сертифицирование поскольку затраты на него могут превышать прибыль от изготовления изделий. Все эти затеи у нас в стране дорогостоящие.

Орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия на товар и предоставляет право на применение знака соответствия либо знака обращения товара на рынке. Но знак соответствия выглядит от этот овал (картинку показал Пугинский). А знак обращения товаров н рынке, на товары, пошедшие добровльную сертификации выглядит иным образом. Все это утвердило ПП 2003г. № 696.

Закупаемые по импорту товары, подлежащие обязательной сертификации должны быть предварительно сертифицированы в России. Если мы обслуживаем фирму, обслуживающие иностранные товары (ввозящие) и их нужно обязательно сертифицировать по тому ПП – нужно пройти сертификацию.

Выданные иностранными органами документы о качестве могут быть признаны на территории России в соответствии с международными договорами. При этом на товар должно быть выдано свидетельство о признании зарубежного сертификата.

Итак, в отношении подобных товаров, должно быть выданное российском органом свидетельство о признании иностранного сертификата.

Сейчас этот контроль за качеством иностранных товаров крайне низкий. Министр Минсельхоа говорит, что Россия стала продуктовой помойкой. В РФ вносятся продукты, которые в развитых странах запрещено продавать. И ввозят по бросовым ценам, отчего их ввозят очень много.

Как между сторонами договора права и обязанности по качеству разделяются?

По сложившейся практике изготовитель несет ответственность за соответствие товара применяемому стандарту или договору, а также за правильное использование сертификата и знака соответствия.

Оптовый и розничный продавцы отвечают за само наличие сертификата либо знака обращения товара на рынке, когда сертификация обязательна по постановлению правительства, либо когда она предусмотрена договором.

Если стандартизация есть дело полезно, то сертификация – это шарлатанство на государственном уровне. Ее эффективность равна нулю. На сертификацию одного вида производимых изделий предприятие тратит до 50 000 - 80 000. Между тем сертификат удостоверяет, что проверенное единичное изделие соответствует стандарту.

Вот и вся его мудрость – он никак не способен фиксировать и подтверждать, что все другие изделия, которые придут завтра, послезавтра, через месяц, также будут отвечать стандарту. Лишь в условиях развитой конкуренция сертификация как-то работает. У нас же это чистая профанация, это видимость регулирования качества.

Но есть закон, приходится о нем рассказывать. ГК вообще не содержит упоминания о стандартах, не предусматривает такого слова и не предусматривает способы привязки стандартов к договорам.

 

В результате деятельность по стандартизации и работу по договору оказались разорваны друг от друга – стандартизация сама по себе, а договоры с офертой и акцептом – сама по себе.

Это серьезнейший просчет, что наносит стороне огромный ущерб.

Устранить эти недостатки можно только путем издания Торгового Кодекса, т.к. цивилисты признаваться в своих ошибках никогда не пожелают и исправлять тоже.

Какие приемы могут использоваться для привязки содержания договоров к положениям стандартов? Следующие способы:

1. Если на товар имеется стандарт, привязка условий договора к стандартам;

2. Если на товар имеется стандарт и стороны условились им руководствоваться, то в договоре должны быть указаны реквизиты этого стандарта (название, номер и дата утверждения, наименование органа, утвердившего стандарт);

Сейчас в половине договоров есть лишь общая запись о необходимости соответствия стандартов, а какому – не ясно.

3. При отсутствии у покупателя текста стандарта надо предусматривать его высылку продавцом в установленный срок, например в 10-ти дневный срок с момента подписания.

Частая ситуация в нашей бестолковой договорной практике, когда в договоре назван стандарт, сказано кто и когда его утвердит, а работники фирмы покупателя в глаза этого стандарта не видели и не знают, что там написано.

Но стандарт нужен не для украшательства, не для визуальной проверки даже (смотреть на стул – есть ли 4 ножки), а должен проверяться п всему перечню показателей – товар должен показаться, что ужесточает требования.

Самим продавцам работа на основании стандарта позволяет увеличивать продажи!

Ибо покупатели в большей степени доверяют стандартам и предпочитают изделия, на которых указан номер стандарта, коему соответствует товар.

Пугинскому нравится, что почти весь наш поток достаточно внимательно слушает. Только отдельные субъекты что-то там не пойми чем занимаются, но точно не освоением коммерческого права.

Это хорошо, но надо, чтобы мы это еще и освоили этот материал, а потом и применяли его на практике, а он способен давать хороший результат. У Пугинского две девушки со специализации закончили 2 года назад. И пошли работать на комбинат для производства выставочной продукции. Они там готовят стенные шкафы, которые можно выставлять на презентацию изделия. И столы для выставки изделий. Вот они пришли, огляделись, ознакомились с документами. Потом пошли к генеральному директору с предложением о стимулировании продаж. 5 видов изделий производили – давайте на эти виды изделия создадим наши стандарты ОСТы а потом внесем изменения в договоры, что наши товары соответствуют ОСТы. Директор согласился помочь – пригласили главного инженера. Стандарты нарисовали, а девушки написали письма в адрес всех покупателей, мол фирма разрабатывает стандарт на изделия, которые мы вам продаем. Предложили покупателям изменить договор, причем ни с какими затратами для вас это не связано.

Треть покупателей согласилась и попросила увеличить сроки договоров и количество продаваемых изделий. Увеличили девушка зарплату в 1.5 раза.

Вот что значит применять знания, хоть немного соображать, как эти знания могут пойти в дело.

Итак, это один из аспектов конкурентной стратегии фирмы, способов создания конкурентной среды и реального повышения прибыли.

4. Почти в любом стандарте предусматриваются отдельные изменяющиеся характеристики товара, конкретизация которых отнесена к ведению сторон.

Это те самые управомачивающие нормы, о которых нам говорил Пугинский. При согласии использовать стандарт, в договоре надлежит конкретно указывать марки, сортность и другие изменяющиеся характеристики товара.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.218.247.159 (0.108 с.)