Тема: структура и инфраструктура товарного рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: структура и инфраструктура товарного рынка



· Структура рынка

· Развитие субъектов (организаторов рынка)

· Создании рыночной инфраструктуры

Задача построения структуры рынка, рыночного механизма не находила решения до недавнего времени. Государство внимание на это не обращало, конкуренция была не развита, серьезных вложений не было.

Очевидно, что меры по формированию рыночной структуры относится в значительной части в сфере публичного права, в основном административного, торгового права, о котором писали Цитович, Каминка, Нерсестов (?)

Закон о торговле 2009 г. ФЗ-381 в основном является организационно-управленческим, т.е. административным, за исключением ст. 9 (там о договорах сказано).

Сейчас Минпромторгом утверждена стратегия развития торговли до 2020 г. В ней так определяется организация торговли – создание торговых объектов, приобретение оборудования, разработка планов торгово-технологических операций, проектирование торговых и финансовых процессов и дргуие.

Среди обозначенных там задач для России первоочередное значение имеет построение организационного каркаса рыночной экономики. Речь идет о

· приспособлении хозяйствующих субъектов к участию в торговле

· и созданию современных рыночных звеньев

Участники рынка выполняют разные задачи, но их совместными усилиями обеспечивается продвижение товарных потоков.

Это предъявляет особые требования к построению и определению функций каждой группы организаций, участвующих в торговом обороте.

В чем состоят такие требования? Начнем с изготовителей.

Целью и смыслом деятельности сейчас выступает продажи своих изделий и получение дохода от продаж. Налаживание сбыта, повышение доходов от реализации – это пока малопривычная задача для большинства российских предпринимателей.

В советский (недавний) период вся производимая продукция (96%) распределялась плановыми органами и проблемы сбыта фактически не существовало. Более 3 млн человек – плановиков – занималось распределением производимых продуктов и прикреплением покупателей к поставщикам.

Сейчас предприятия обязано совмещать функции изготовителя и продавца. Причем функции продажи является превалирующей, главенствующей над производством. По выражению известного экономиста «производство – это не бизнес, бизнес состоит в реализации».

Необходимость налаживания этих сетей повлекла за собой ломку.

Это повлекло за собой расширение и укрепление фирмами своих бытовых служб, создание коммерческих и бытовых отделов, маркетинговых и рекламных подразделений. Потребовалось разработка предприятиями собственной сбытовой политики, учитывающей возможности развития своего производства и потребности рынка.

Просьба учитываться, что в развитых странах производителями постоянно ведется работа по сбыту своих товаров, причем этот участок (участок сбыта) считается важнейшим, определяющим на перспективу деятельность фирмы.

Там руководство любой компании исходит из общепризнанного положения, что без искусства продавать продукцию трудовой деятельности бессмысленной становится сама эта деятельность. Не за чем производить товары, если не сможешь их продать. Понимание этой истины должно воспитываться у каждого российского предпринимателя.

В одной коммунистической газете столкнулся Пугинский с информацией о том, что один из предпринимателей построил заводик для производства огнеупорного кирпича. А Правительство, мол, не помогает мне сбывать этот товар. Пугинский «нужно быть коммунистическим ослом, чтобы в рыночной экономике требовать помощи от Правительства по сбыту товаров».

Ситуация очень частая.

Далее – крупные и средние производители осуществляют меры по созданию сбытовых сетей. Для продажи изготавливаемых товаров. Такие сети состоят из головной базы и ряда баз или складов в регионах для промежуточного хранения и насыщения покупателей. Отдельные изготовители или несколько изготовителей могут создать дочернюю организацию, на которую возлагают сбыт своих товаров.

Производители, особенно по продовольственным товарам, нередко идут на создание своих магазинов, обычно в том же городе, где сами находятся. Их называют «заводские или фирменные» магазины. Они позволяют учитывать динамику спроса и оперативно реагировать на его изменение.

Теперь об оптовых и иных посреднических организациях.

Здесь требуются наиболее значительные изменений. Именно оптовым организациям принадлежит главная роль в создании единого внутреннего рынка. Они выполняют важные функции взаимосвязей между производством и потреблением.

Если обрисовать ситуацию на Западе, то там оптовые фирмы представляют собой высокоэффективные структуры, способные продвигать огромные массы разнообразных товаров.

Для этого, они располагают мощным складским хозяйством, транспортными терминалами, базами на всей территории страны. Они используют передовые методы и технологии, которые позволяют оптимизировать торговые и финансовые операции, способствуют снижению цен и улучшению обслуживания покупателей.

Сами производители обычно не в состоянии создавать подобные сети сбыта, т.к. это связано со значительными затратами.

Пугинский как-то раз столкнулся с забавным фактом – с фактом распространения товаров по стране. В 90-ом году были в штатах – командировали 4 руководящих работников юридических – Аляска, столица Анкоридж. Город не большой – 50-60 тысяч человек не большой. Аэропорт же огромный. Прошли они по Duty Free. И он видит на полке стоят (аляскинский колорит) – игрушки – собаки лайки (вообще-то это хаски) – очень здорово они были сделаны. Они облетели всю Америку и когда прилетели в Филадельфию (юг Америки) – 9 или 10 часов лететь от Аляски, при случае зашли в огромный магазин и там снова стоят эти собаки. Вот эти игрушки продвигали по всей стране!

В РФ отстает развитие оптовых и посреднических организаций (причем в качественном отношении). Элементы рыночного механизма распределения товаров у нас пока не урегулированы. Их правовое регулирование находится на крайне низком уровне. Это сейчас одна из главных проблем и не только коммерческого права, но и экономики в целом.

В сфере торгового посредничества происходят крайне негативные процессы. Гражданское право вообще не регулирует оптово-посредническую деятельность – не понимает что это такое, и не желает, чтобы этим занималось коммерческое право.

В результате неуправляемого развития торговых структур произошло вот что: в стране число оптово-посреднических организаций увеличилось с 30.000 до 450.000 (15-ти кратный рост за 20 лет). Но что это за оптовые организации – средняя численность (90% из них) составляет 4 человека, т.е. в них есть директор, бухгалтер, секретарша и шофер. Все. Эти организации не имеют складских помещений и транспорта, а потому не ведут реальной работы с товарами. Они занимаются лишь перепродажей (спекулятивной) партий товара по договорам в режиме транзитной поставки (т.е. движение товаров происходит миную их).

Основная цель таких посредников состоит во взимании наценок за перепродаваемый товар. Из распределительных звеньев, как это положено и как это обстоит в цивилизованных странах, они превратились в спекулятивных перекупщиков.

Спекулятивная направленность стала главной в их деятельности. Когда товар проходит через несколько посредников он дорожает от 2 до 15 раз. Торговые посредники стали основным генератором инфляции в стране.

В результате реальные доходы населения, в том числе наши с вами, не смотря на все прибавки зарплат и пенсий сокращаются на 1,5% в год по подсчетам экономистов. Однако эти процессы проходят мимо внимания властей и аналитических служб. Посмотреть на это очень просто – возьми ежегодные сборники Росстата и поинтересуйтесь – этих процессов не видит цивилистика. Лишь коммерциалисты обращают на это внимание – на то, что нас с вами грабят ежегодно и последовательно в неослабевающих размерах. Поэтому когда вы участвуете в общественных движения, если хотите принести пользу стране и людям, то обращайте внимание (чем громче, тем лучше) на вот это творящееся безобразие.

Ни чиновникам, ни ученым дядям до этого нет дела. Им интереснее заниматься проблемами Римского права и сервитутами.

Для преодоления этих проблем нужен комплекс мер, в том числе и правовых.

Следовало бы прежде всего установить максимально высокие налоги на прибыль посреднических операций по транзитным операциям (по тем сделкам, где они не прикасаются к товарам), ибо это «шальные деньги», вроде доходов казино и игровых залов. Желательно государственное регулирование посреднических наценок и контроль за их установлением (Голландия, Франция, Скандинаские страны).

Нужна необходимость установить требования наличия складских помещений, установить минимальную численность персонала (15-20 человек) и иные жесткие меры для исправления ситуации.

Основная часть посреднических операций у нас носит разовый характер.

Российский ГК не содержит понятие долгосрочного договора, ориентируя субъектов на краткосрочные связи. Это также ведет к деградации торгового посредничества.

На Западе широко распространена сбытовая работа через постоянных посредников. При регулярных поставок, прежде всего на экспорт в другие страны, там подыскиваются или создаются организации-дистрибьюторы. Такая работа требует не малых средств и усилий. Приходится на местах подбирать надежных партнеров, оказывать им организационную и техническую помощь. Но эти методы однозначно и успешно используют иностранцы, в т.ч. и в России. Они себя на практике оправдывают, поэтому надо идти этим путем.

В 1994 г. Пугинский консультировал крупную дистрибьюторскую компанию – позвонил очень хороший товарищ (сослуживец) – мол, проконсультируй, пожалуйста. И этот самый хозяин фирмы – вы хоть бы раз в неделю приезжали бы и по некоторым вопросам нас консультировали. Пугинский спросил – деньги у вас есть? Да, 25. Чего 25? Миллионов. Ок, сказал Пугинский.

Раз в неделю на полдня приезжал и проверял ответственные контракты. Как с ними работал их поставщик – через них реализовывал йогурты, тогда в России это был дефицит. И ребята постепенно овладевали рынком – Поволжье, Урал, Сибирь и т.п. Поставщик давал им десяток автомобилей – фур, подъемное оборудование (грузчики), холодильные установки. Занимали огромный ангар эти ребята, там установки холодильные ставили. Все шло благополучно, но закончилось трагически. В 4 часа ночи Пугинскому звонят – нашего хозяина застрелил. Они находились в международном торговом центре. Они рассказали, что произошло. Оказывается он ночью гулял с собакой по пустырю (хозяин) и скосили из автомата. Милиция приехала, человека 4. И подполковник спрашивает – ты кто? Пугинский отвечает – адвокат. Выйди отсюда! Он сказал – я, конечно, выйду, но жалобу напишу. Тогда сиди, сказал подполковник Пугинскому. Милиция ни одной бумажки не посмотрела. Милиции говорят – они его не могли не убить! В записной книжке было написано – Вовику – 300.000$, Коляну – столько то. Понятно, что его убьют с такой бухгалтерией даже за 5.000$.

Xerox в России 1500 отделений и агентств создали. Xerox’у и другим западным предпринимателям благодаря их четким и отлаженным структурам смогли как нож в масло проникнуть в нашу экономику. Это касается любой производящей отрасли хозяйства.

В выступлении наших аграриев часто слышатся вопли – когда к нам приедут заготовители и выкупят у нас продукцию. Да никогда, пока эти труженики сами не наладят сбыт свой продукции!

Сбыт главнее производства, запомни это!

Мы половину продовольствия сбываем по импорту и сбывают нам заведомо дрянь, которую сами есть на западе не станут. Можно услышать демагогию о плохих климатических условиях, мол половина территории – зона вечной мерзлоты.

По ТВ показывают одного придурка с экономфака с надувным глобусом, который постоянно показывает эту зону «вечной мерзлоты».

В Якутии прекрасно наблюдаются заросшие травой по 8, по 10 гектаров, где сеяли и собирали пшеницу. Завоз овощей и пшеницы в этот заполярный круг не требовался. А когда создали колхозы сразу почему-то исчезла оттуда пшеницы и стали туда завозить. Да, это трудоёмко и рискованно, но окупается за счет транспортных расходов и оказывается рентабельным.

Африка и Латинская Америка – есть страны, где по 3 урожая в год созревает. Там и дожди есть и все растет и все вроде благополучно. Вся одежда у людей – пучок соломы в одном месте. А население умирает с голоду и ждет Американской гуманитарной помощи, пока им кукурузную муку и консервы привезут.

Была история с Южно-африканской республикой. До последних 2 десятилетий там был режим апартеида. Были буры – у них были фермерские хозяйства (бывшие голландские колонисты) – они и население обеспечивали и экспортировали. Нэльсон Манделла освободился и этот режим апартеида ликвидировали. Буров повыгоняли (якобы население притесняли) – население местное стало владеть этими фермерскими хозяйствами. Но произошло следующее – режим апартеида ликвидировали, буров ликвидировали, землю дали коренным африканцам – а к земле нужны навыки – нужно сбыть продукцию, взращивать продукцию и уметь сбыть.

Стали импортировать, благо алмазы продавали.

Итого – все сводится к умению или не умению налаживать производство и рыночные структуры.

В США 65% создают кооперативы. Остальные 55% вывозятся заготовительными организациями, причем такая система создавалась с самого начала освоения колонистами Америки.

28% с/х предприятия и 22% фермеров имеют устойчивый выход на товарный рынок. 55% остальные – не знают куда пристраивать свою продукцию. Отсюда необходимость создания эффективной системы сбыты, системы реализации товара.

Изменения в такой группе субъектов, как приобретатели.

Любая организация вынуждена покупать различные ресурсы, т.к. это служит условием жизнедеятельности. В любой фирме есть 2 направления в работе – сбыт продукции и снабжение необходимыми ресурсами.

Ликвидация советской системы планового обеспечения ресурсами потребовала перестройки снабжения буквально в каждой организации. Здесь также оказались необходимы структурные изменения:

1. Укрепление собственных служб снабжения;

2. Налаживание устойчивых связей с изготовителями необходимых ресурсов надежными посредническими организациями по снабжению.

Для крупных и средних потребителей выгодно создание дочерних снабженческих организаций, т.к. их работники больше заинтересованы в результатах, чем собственные отделы снабжения.

Как показывает практика еще целесообразнее для средних организаций создавать совместные снабженческие фирмы, обслуживающие сразу нескольких учредителей. Откуда берется эффект – расширяются возможности взаимного обмена ресурсами или займа друг у друга из имеющихся запасов. Когда Пугинский о таких вещах рассказывает, то просит нас учитывать, что он вовсе не подталкивает к примитивным формам снабжения (вроде обмена). «Это не я довел страну до развала, я учу как выжить, когда половина предприятий неплатежеспособна; постепенно будем переходить на более совершенные системы снабжения».

Был он в Мордовии на электротехническом предприятии. У них как-то начались перебои с приобретением сырья – со снабжением сырьем. Они и так и эдак маялись, а потом директору кто-то привел такого боевого мужика – отставного военное и спросили «Наладишь снабжение?» - «Налажу». Будешь начальником – будут тебе давать заявки, а ты выкалачивай. Отобрал девченок покрасивее девушек и стал их командировать в разные города, чтобы они налаживали поставки. «Делай, что хочешь, но нужно поставить [то-то то-то]». Кто-то замуж вышел, кое-какие девушки принципиально отказывались. Пожаловались директору – и он выгнал того «начальника». Такое могло возникнуть ьтолько в России.

Сейчас создаются гипер и супермаркты с собственными распределительными центрами и складами, действующие как разветвленные торговые сети. Они располагаются и в мелких,и в крупных городах и действуют очень агрессивно.

Можно сформулировать первый принцип коммерческого права, подлежащий учету в правовом регулировании: прежде чем начинать производство товара, нужно наладить его надежный, гарантированный сбыт.

Налаживание сбыта должно предшествовать началу производства или закупки товара.

Увеличение объемов продукции – нужно увеличивать каналы сбыта. Этим, однако, не занимается никто – ни федеральные органы, ни власти регионов. Не занимаются в основном из-за неразработанности торгового законодательства, отсутствия правовых установлений или рекомендаций о путях развития соответствующего законодательства.

Попытки решить эти проблемы можно найти в ФЗ от 28.12.2009 г. Наряду с развитием структурных звеньев осуществляющих реализацию товаров следует различать другое самостоятельное направление структурной работы.

Речь идет о создании контрактных объединений. Такие формирования в зарубежной литературе имеют различные названия: их навязают «связанные предприятия», «системы компаний», «интегрированные структуры» и др. На Западе они получили огромное распространение и оказывают мощное влияние на торговый оборот. Их развитие в России также является необходимым моментов формирования рынка.

Одним из известных и удобных для восприятия контрактного объединения – это простые товарищества, создаваемы по договору о совместной деятельности. Заключение договора о совместной деятельности в с илу 1041 ГК ведет к созданию простого товарищества, которое не является ЮЛ и не требует регистрации.

Договоры о совместной деятельности при умелом применении способны давать значительный экономический эффект.

· Они позволяют участникам использовать объединенные средства, что предпочтительнее в получении кредитов от банков.

· Появляется возможность перемещать имущества и средства через отдельный баланс без налогообложения.

· Каналы сбыта и возможности снабжения, имеющиеся у одного из участников могут использоваться в интересах всех других участников.

Надо просто очень грамотно работать с товариществами, а то налоговые органы будут три шкуры драть.

Видом объединения также является консорциум.

Они образуются предпринимателями для решения общих хозяйственных задач: строительство транспортных узлов, прокладки дорог и линий связи, ремонта зданий и др. ГК не упоминает о таком создании – их нужно рассматривать с юридической точки зрения как простое товарищество.

Есть такие образования как финонсово-промышленные группы. В 2008 г. их было около 90. Это Альфа-альфа групп, ИНТЕРРОС, Уральские заводы и т.п.

В бывшем законе 1995 «О финансово-промышленных группах» из-за невысокого качества этого закона вообще не были закреплены возможности деятельности групп. Главным недостатком было отсутствие стимулов для внутренного инвестирования. Полтора десятка лет при существующем законе ничего не могли делать. Вкладывать средства, входящие в состав «чужого» производства, не было интересно.

Поэтому закон о ФПГ так и не заработал и в 2007 г. был отменен. А на Западе группы успешно действуют как классические контрактные объединения.

За рубежом распространены и другие виды контрактных объединений. Заключаемые их участниками договоры ведут к появлению неформальных субъектов.

Договоры заключают торговые, транспортные и иные организации. Такие договоры оформляются на ряд лет и являются долгосрочными, хотя создаваемые сообщества и не обладают формальным единством, поскольку не являются юридическими лицами. Обаятельность договор и риск ответственности сплачивает их участников не чуть не слабее, чем слияние в единые юридические лица.

Контактные объединения – это чрезвычайно значимые явления. Во всем мире они служат важными звеньями структуры рынка и структуры экономики в целом. Они должны активно внедряться в Российкую практику.

Слабое их развитие у нас обусловливается следующим:

1. Заокнодательной неурегулированностью статуса;

2. Правовой неподготовленностью предпринимателей и юристов для такой работы;

Пугинский посмотрел на листах объявлений основных кафедр – там про контрактные объединения не упоминаются нигде. Ни курсовые, ни дипломы, ни кандидатские, ни дипломы не пишете – а они нужны. Всегда есть опасение оригинальных законов. Но юридическая наука зазря не разрабатывает подобные структуры, шарахается от них. Если сводить науку к тому, что лошади едят овес, то ничего нового у нас не будет. Нужно разрабатывать новые проблемы, важные для предпринимателей. Пугинский выражает надежду, что мы изменим свое отношение к этому.

Есть также организаторы торгового оборота.

Развитие их служит необходимым условием формирования структуры товарного рынка. Они урегулированы хотя и не полно в двух законах: ФЗ от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» и ФЗ-381 «Об основах законодательного регулирования торговой деятельности» от 2009 г.

К числу организаторов относятся прежде всего:

· Оптовые ярмарки

Они действовали в России в дореволюционный период. Ежегодно проводилось до 18 тысяч этих ярмарок. Наши крупнейшие ярмарки – Нижегородоская, Ирбитская по объемам продаж превосходили годовые обороты западных бирж, влияя на определине цен по всей Европе.

В советский период в 1970 г. ярморочная торговля стала возрождаться, но она была подчинена системе планового регулирования и роль ярмарок была незначительной.

Ярмарки после монголо-татарского ига указам Михаила Федоровича были созданы в «сожженой» стране и они помогли восстановить производство и сформировать российский товарный рынок.

Около 1600 ярмарок ежегодно проводится на различных уровнях. Но из-за отсутствия законодательной базы их влияние на торговлю остается слабым.

28.12.2009 ФЗ-381 в ст. 11 предусмотрел, что правовое регулирование ярмарок должно осуществлять субъектами. Решение крайне неудачное, будет же разнообразное регулирование.

Достоинство ярмарок – в сжатые сроки (20 дней в месяц) – большого количество договорах, возможность выбора товаров по выставленным образцам одновременное решение вопросов снабжение и сбыта.

Ярмарки являются узлами, где концентрирует установление договорно-хозяйственных связей, причем в краткие сроки. Заключение договоров на ярмарках проходит в 4-5 раз быстрее, чем в обычных условиях, т.к. имеются возможности непосредственных контактов и переговоров.

Участие в ярмарках образует часть сбытовой политики любой серьезной фирмы.

Они содействуют развитию конкуренции, продвижении на рынок новых товаров.

В 8 веке н.э. в Лейпциге, Франкфурте возникли они Yahrmarkt – ежегодный торг. Около 4.000 крупных мировых и региональных ярмарок проводится каждый год.

Нам также нужно проводить ярмарки на всех уровнях – это позволит свести отечественных производителей и покупателей друг с другом. Но нужна законодательная база их деятельности. Нужно определить вид ярмарки как ЮЛ и порядок деятельности этих ярмарок. Или будет чушь – ЗАО Тюменская ярмарка предлагает 40.000 тонн нефти.

Ярмарка от своего имени ничем не может торговать. Ее задача – лишь создать условия для торговли, «свести производителей и покупателей».

Нужно достать книгу «Теория и практика договорного регулирования». Зачем она нужна? Мы переходим к изучению главного раздела коммерческого права –изучение торговых договоров. Что такое договор, какова его регулирующая роль – нам прежде не объясняли. Мы должны почитать эту книгу и получить новые знания оттуда. Без этого мы не сможете быть юристами никакими, только вот липовыми. Когда вы ее прочтете, вы убедитесь, что Пугинский не преувеличивает.

Мы ее достанем через Томсиновском издательстве Зерцало – она там дешевле.

11.03.2012 г.

ФЗ «О товарных биржах и биржевой торговли» и ФЗ 325 от 21.11.2011 г. от организованных торгах.

Согласно ст. закона о биржах: биржа – это организация формирующая оптовый рынок в форме гласных и публичных торгов, проводимых в определенном месте и по установленным правилам.

Сама биржа по нашему российскому законодательству – это вид коммерческой организации в форме акционерного общества, имеющего лицензию.

Оптовые ярмарки, торговые биржи – гражданское право не регулирует ни их сущность, ни их назначение, ни способ организации. Нет нормальных бирж, нет оптовых ярмарок почему? Потому что ГП говорит, что это ее сфера регулирования и ничего не регулирует, а это не ее предмет регулирования.

Биржа не входит в предмет регулирования ГП? Следовательно, нет регулирования.

В РФ в начале 90 годов по статистическим данным было более 500 бирж. В мире существует всего 147 товарных бирж. Так что мы их переплюнули более, чем в 3 раза. Но все наши биржи в отличие от зарубежных быстро прогорели. В настоящее время числится около 15 бирж, но ни одна из них, за исключением, пожалуй, биржи «Санкт-Петербург» биржама не являются.

37.000 сделок совершили за год наши биржи. Это недельный объем торговли любой западной биржи. Когда наши юристы пишут статьи про биржи, прочитав зарубежные книжонки, то они не понимают, что у нас бирж нет! У нас это просто породия на биржи.

Биржи занимаются торговлей любым товаром, который туда принесут. В российской товарно-сыреьвой бирже продавалось 47.000 видов товаров. А что продавали конкретно? Полусапожки – 24 пары, бенозпила «Дружба» - 5 штук, лампы люминисцентные – 490 штук, кофемолка – 30 штук, фен «Русь», ларингоскоп универсальный. Это не однородный и не взаимозаменяемый товар, вследствие чего исключены совершение страховых сделок с таки м товаром и ликвидация контрактов в клиринговой палате.

Западные биржи торгую только однородным, взаимозаменяемым сырьевым товаром. Чикагская биржа хлопка, Лондонская биржа металлов. Есть и универсальные биржи, но и они торгую специализированным, строго определенным товаром.

Всего существует (со 140 бирж) 70 видов биржевых товаров на планете – это массовые, сырьевые товары. Нефть, хлопок и т.п. Некоторые товары перестают торговаться на бирже. Пример – уголь после II М.В. перестал торговаться. Зато апельсиновый сок стал продаваться на биржах! Американцы потребляют его в чудовищных количествах (в любом кафе продают его как «замороженную мякоть»).

В каких количествах продают? На наших 500 биржах было большое количество разнообразных, неоднородных договоров. Следовательно, условия договоров должны вырабатываться индивидуально, а это не приемлимо для биржи, где нужны стандартизиованные контракты.

На Западе – продают биржевыми партиями (или единицы сделки, кратные биржевой партии). Пример – нефть. Единица сделки – 50 тысяч баррелей. И это дает возможность торговать по стандартным контрактам, страховать контракты, гасить.

Впервые на бирже «Санкт-Петербург» предусмотрена торговля биржевыми партиями нефтепродуктов – по 60 тонн – 1 нефтяная топливная цистерна.

У нас продажа с целью реальной поставки составляет 100% случаев. На наших бирже торгуют с целью реального получения товара. И пока наше законодательство и мышление постановлено на то, чтобы биржа обеспечивала реальную торговлю.

Западные биржи – там с середины 50 годов – перешли на условные продажи. Это крайне важный процесс! Условные продажи составляют 97% объема торгов. Реальные продажи, за которыми стоит отгрузка и расчёты - 2, 3% и они применяются для контроля, для проверки соответствия реальных цен, действительных цен биржевым ценам. На западных биржах – торгуются, покупают, а реально товар не берут.

Возникает вопрос – почему, зачем? Наша биржа – это предприятие «мелкопортионной торговли разнообразными товарами». А их биржа это не торговое предприятия – это инструмент рыночного формирования цен, на основные сырьевые ресурсы через выявление соотношения спроса и предложения. Российские биржи покамест в принципе не способны вести необходимую для них торговлю по стандартным контрактам, т.к. каждый предлагаемый товар по виду, количеству, цене не сопоставим с другим и требует индивидуальной выработки условий контракта.

Продав партию товара туфель, электроламп, брокер не может совершить страховочную (на западе – хеджевую покупку) такого же товара для игры на разнице цен, поскольку другую партию этого товара никто не предлагает.

По этой причине наши биржи не могли перейти на обязательную для западных бирж форвардную, фьючерсную и опционную торговлю. Хотя газеты заливались о том, что та или иная биржа вот-вот перейдет на форвардную торговлю.

Наша задача сегодня – создать несколько бирж, формирующих образование рыночных цен на массовые сырьевые товары.

Как-то раз Пугинский плыл на теплоходе около Рыбинска. Там было 2 отличных здания – лесная и зерновая биржи! На главной артерии поставили эти биржи и с исключительно одним видом товара.

Массовые сырьевые товары – риск, нефть, металлы и т.п.

Зачем это вообще нужно?

Биржи призваны обеспечить рыночное формирование цен на главные виды сырья. В этом их основная функция, а через это упорядочивается образование цен на множество производных товаров. Для бирж характерны высокие скорости сделок, огромные объемы операций.

Когда объем совершаемых сделок достигает реально существующих на свете в природе количества товара.

Пугинский видел NY биржу. Полетели в 90-ом году в Нью-Йорк. Их везут по NY и увидел страшно знакомое здание. Было она как ТПП в Москве, но раза в 3 побольше. Попросились туда – сказали, что в принципе сторонним нельзя, но русские – пусть идут. Хотели увидеть биржевую торговлю. Чиновник сказал – мы вас проводим, но вы встаньте около стенки и ни шагу вперед. Зашли в зал, размером с ледовую площадку в Лужниках и по залу бегают здоровые молодые парни в рубашка. У каждого по 2 радиотелефона – в одну сторону, в другую сторону и т.п. Бегали с тому месту, где можно связаться с клиентом.

Сказали им – смотри – они тут молодые до 35 лет – работа напряженная, но они делают свой миллион и уходят на другую работу. Такая работа создает огромные объемы продаж – когда продают больше, чем есть на Земном шаре.

Виды биржевых договоров:

I. Двойные договоры

a. Хеджевые, т.е. страхуемые. Когда на контракт наслаивается страховочный договор

b. Репо;

II. Договоры на срок (их 11 или 12 – все они построены на учете разницы цен).

Важно число игроков и нам нужно понимать это. К участию в торгах привлекаются крупные и средние продавцы товаров по всей стране. Число брокеров, обслуживающих NY биржи несколько тысяч.

По окончании каждого дня котировальный отдел публикует сложившиеся средние цены в биржевых ведомостях.

Брокеры – детально знают рынок, тонок реагируют на разные факторы экономические и даже политические – это обусловливает высокую точность биржевых цен.

Биржевыми котировками руководствуются остальные предприниматели, даже в других странах. Алюминий из России продают по цене, определенной на дату отгрузки на «Лондонской бирже».

У нас же цены формируются не таким образом. В ГК, которые не регулирует эти рыночные отношения, не сказано про это. У нас цены – результат диктата оптовиков. В результате мы имеем высокую инфляцию. В США, даже в условиях их дефолта инфляция была 2-3%. Поэтому взамен нынешних балаганчиков – бирж, нужны нормальные биржи для выявления соотношения спроса и предложения и рыночного формирования цен.

Пугинский как-то смотрел фильм «Воспоминания о будущем». Там проведена идея о том, что нашу планету множества раз посещали инопланетяне. НА каком-то острове в Паленезии спустился лёгкий самолетик – размер – 30 метров. И вышла пара, которая хотела провести там медовый месяц. Разбили палатку, прожили, потом сели в самолет и улетели. Окружающие туземцы решили построить такую же штуку. Построили из лиан и деревьев некое подобие самолета и стали вокруг него прыгать, ожидая когда он взлетит. И когда Пугинский смотрит на наши биржи – то он вспоминает этот сюжет. Экономические и юридические папуасы соорудили наши биржи.

Несколько неудачных попыток за 20 лет было и молчат все в тряпочку, словно это не их дела. Кричат – мы регулируем биржу – так регулируйте, коли регулируете.

Помещения предоставлялись и т.п. Главное в биржевой торговле – сеть брокерских контор для вовлечения тысяч клиентов для привлечения их в торговлю. На западе это сложилось. Кроме собственно представителей этих фирм крупных на биржевых торгах участвует и население. Для людей биржи выгоднее, чем казино, т.к. шанс выиграть – 50%, а н 0,5% процента, как в казино.

Кроме того потребуется содействие государства для переключения на биржи сделок с соответствующими товарами. И государство, слава Богу, обогатилось умными людьми, которые не испорчены 4-ех томником ГП и они по-немногу проводят политику привлечения к биржевой торговле.

Закупка нефтепродуктов для государственных нужд МВД, МЧС, Министерство обороны осуществляются только через биржи.

Через биржи 15% нефтепродуктов должны торговаться. Производители, посредники – все-равно надо 15% через биржу проводить – это нужно для того, чтобы раскрутить биржевую торговлю.

Оптовые продовольственные рынки

Они повсеместно существуют в развитых станах – их задача в содании условий для продажи сельскохозяйственных товаров фермерами и иными производителями.

Именно оптовые продажи для магазинов, для общепита, для других крупных потребителей. Кроме отлиичия по предмету (это только с/х продукция) оптовые рынки от опотвых ярмарок отличаются также тем, что раотают постоянно, круглогодично.

Рынки обычно создаются за чертой городов, в промзонах,имеющих выход на магистрали. Фермеры привозят туда свой товар, а торговцы приобретают там этот товар.

На шоссе в Ките Пугинский видел несколько щитов – поросята и гуси, на другом – рыба, на третьем – какая-то зелень. Спросили они сопровождающего – что это такое? А это указатели для крестьян куда нужно ехать со своими продуктами. У нас таких указалетей нет.

В Москве предпринята попытка создания таких рынков. Они называются оптовыми по недоразумению. Продажа там идет из автофургонов, а в конце дня все уезжают и остается пустырь. Продается там товарам не оптовикам, а гражданам.

Отсутствие у нас таких оптовых продвольственных рынков тормозит хозяйство близлежащих районов и областей.

Важным сектором рынка должна стать система контрактных закупок. 525 – 534 ГК и группой законов: надо упомянуть ФЗ-94 от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд».

Кодексом и законами предусмотрено заключение контрактов на закупку ресурсов для выполнения государственных программ. Программы различаются по 2 уровням:

I. Федеральные;

II. Региональные.

Они разнообразны по направлениям – удовлетвоерине нужд обороны, обеспечение здравоохранение, закладка в государственный резерв и другие.

Закупка продукции для выполнения программ – лежит на соответствующих заказчиках. Заказчика для выполнения федеральных программ определяет Правительство РФ. На региональном уровне заказчиков определяют исполнительные органы.

Заказчиками могут быть министерства, агентства, государственные учреждения, казенные предприятия.

Для приобретения ресурсов заказчиком выделяются средства из федерального или региональных бюджетов.

Основаниями для заключения контрактов служит:

1. Наличие государственной программы для ресурсного обеспечения которой и заключается контракт;

2. Выделение заказчику из соответствующего бюджета (или внебюджетных фондов) средств для оплаты закупаемых ресурсов.

Распоряжением Правительства от 01.07.2009 г. определено 5 электронных площадок исключительно на которых федеральные и региональные органы могут закупать товары и услуги для государственных нужд.

С этого года перечень стал обязательным и для муниципальных структур.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.106 с.)