ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация товаров и продуктов



Мы пока совершенно не осознаем огромной значимости классификации для совершенствования товарного обращения. В странах общего рынка, США, в азиатских играх, товарная специализация предприятий основана на действующей стандартной классификации товаров.

Там номера производственной или торговой классификации основных товаров указываются на бланках организаций, т.е. становятся средствами индивидуализации самих субъектов. Единая классификация дает возможность для автоматизированного поиска продавцов и покупателей товара, ускоренного заключения контрактов, в т.ч. через электронные системы торговли. У нас же сам поиск изготовителя или возможного продавца может занять недели и даже месяцы, нам не до эффективной торговли.

Пугинский встретился с любопытными материалами, когда один фермер решил устроить предпиятие по производству сыров. Импортное оборудование купил, а потом 3 месяца искал у кого можно найти оболочку для покрытия сыров.

Постановлением Госстандарта от 30.12.1993 г. № 301 в России введен общероссийский классификатор продукции.

Классификатор предусматривает цифровой и одновременно штриховое кодирование видов товаров. Но в чем его недостаток? Кодирование предусмотрено с учетом 6 уровней, а различение других характеристик требуется до 12, до 14 уровней – должно осуществляться самими производственными или торговыми организациями. Однако по многих товарам классификационный учет вообще не ведется. В стране отсутствует единая база данных по классификации товаров. Это резко затрудняет налаживание торговых связей, замедляет скорость их установления. Поэтому в стране требуется разработка полных классификаторов, указание в реквизитах организации данных об основных видах товаров, но и создание общедоступного банка данных о товарной специализации организации.

Во внешней торговле важную роль играет товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Она утверждена Постановление от 27.12.1996 г. № 1560, регулярно изменяется. Классификатор товарной номенклатуры построен в соответствии с принятой в мире гарманизирвоанной системой описания и кодирования товаров. Она используется при осуществлении таможенных операций – таможенные посты проверяют данные о номенклатуре товаров для определения ставок пошлин.

Вместе с тем, товарная номенклатура касается лишь импортируемых и экспортируемых товаров и охватывает лишь часть торгового оборота. В деле установления правовых режимов и классификации российских товаров имеется много пробелом и не согласованность. Правовому упорядочению этих вопросов способствовало бы издание Торгового Кодекса, поскольку ГП это вообще не касается.

Средства индивидуализации товаров

Одним зи основных служат:

1. Товарный знак

Он регистрируются в государственном реестре товарных знаков; правообладателю выдается свидетельство на знак. В реестре указывается перечень товаров для индивидуализации которых предназначен знак.

Исключительное право пользователя на знак удостоверяется латинской буквой R в окружности, проставляемой рядом со знаком.

В качестве знака применяются словесные, объемные и другие обозначения.

Право на товарный знак действует в течение 10 лет. По лицензионному договору это право может быть передано другому лицу. Товарный знак проставляется на товарах, этикетках, упаковке, торговой документации.

2. Значимым хотя и весьма редким в России средством индивидуализации является наименование места происхождения товара.

Наименование регистрируется в реестре с выдачей свидетельства. Исключительное право предоставляется любым лицам (не ограниченному кругу лиц), которые в границах данного объекта производят соответствующие товары.

Этим средством служит официальная или не официальная, полная или сокращенная наименование местности или поселения, с которым связаны особые свойства товара.

Таким образом, роль свидетельства - подтвердить происхождение товара – из той местности, с которой связываются особые свойства. То ли по характеру сырья, то ли по традициям производства данного товара, то ли по иным специальным признакам.

Свидетельство также выдается на 10 лет с правом продления.

3. Для индивидуализации товаров используется также коммерческое обозначение.

В ГК указано, что коммерческое обозначение предназначено для индивидуализации предприятий. Это не точно. Индивидуализируются в главной степени товары, производимые на соответствующем предприятии. В этой роли коммерческое обозначение известно как «бренд».

Коммерческое обозначение проставляется на товарах, этикетках, рекламе. Существует та особенность, что исключительное право на коммерческое обозначение может переходить к другому лицу, только вместе с предприятием при его продаже, аренде или франшизе.

Пугинский должен назвать совершенно новый инструмент индивидуализации товаров, появившийся в последнее время:

4. Собственные торговые марки.

Они создаются и применяются розничными торговыми сетями, наряду с товарными знаками, которые проставляют изготовители. Сетевые магазины обозначают своими марками самые различные товары.

При этом качество и высокие потребительские свойства таких товаров должны быть подтверждены производителем на протяжении времени.

Что дает применение собственных марок? Оно дает магазинам добиваться от изготовителей

· улучшения качества,

· увеличения объемов продаж,

· снижение цен.

Применение собственных марок осуществляется по договорам сетевых магазинов с производителями и составляет до 20% реализуемых товаров.

Новая выдумка торговцев – начали ее в Англии, потом во Франции, США – вроде бы дает результаты.

Серьезным недостатком регулирования средств индивидуализации является отсутствие по закону обязанности изготовителя производить товар строго в том месте, которое обозначено на товаре (маркировки, этикетки или в документации). Неурегулированность данного вопроса создает условия для многочисленных злоупотреблений, нарушения и интересов прав покупателей.

Таковые случаи, когда какую-нибудь венгерскую салями изготавливают в Мытищах в подпольном цехе гастарбайтеры. Но не обозначено место – если бы написали “made in Mytishi” – то человек мог бы и найти эту надпись и не купить этот товар.

В 90-е годы зам.пред из Правительства позвонил Пугинскому. Приехал к нему какой-то владелец парфюмерного магазина. Попросили Пугинского посопровождать этого лица (действительно очень богатый человек был). Какие у вас есть пожелания – спросили у него – там где напротив главпочтамта на Тверской. Позвонили хозяину, сказали, что приедет этот товарищ – уберите, пожалуйста, покупателей на часок. Приехал этот человек в магазин на Тверской – и говорит, что не может по таким низким ценам продаваться туалетная вода от Christian Dior. Походил, позаписывал. На другой день этот товарищ приглашает Путинского в ресторан. Приехали к нему. Пугинский впервые узнал, что французское шампанское считается только «брют» - сухое (а у нас еще и сладкое называют французским). И вот начинает им рассказывать, что «надуваловка» с парфюмерий у нас. Потом он подарил по коробу для презентации своей парфюмерии. Оказывается эта фирма обслуживает средний класс Америки. А средний класс там – 80% населения. Не 10%, как у нас, а 80%. Он говорит – мы даем очень высокое качество, потому что если бы мы давали низкое качество, не выбились бы в лидеры. У нас есть предприятия для простых людей – в Бразилии фирма готовит помаду губную и т.п. Но такую помаду мы у себя в штатах продавать не будем. Пугинский приехал домой, жена вцепилась в этот подарок. И потом задумчиво говорит – это очень хорошая парфюмерия. Это что-то совсем другое, высокий класс парфюмерии. Извела быстренько это парфюмерию.

С замминистра торговли СССР встречался Пугинский. Он спрашивает – слушай, тут у меня был забавный случай – приезжал товарищ из Штатов и говорит, что Christian Dior мухлюют, не могут по такой цене продавать. Они изготавливают флаконы во Франции, а заливают их туалетной водой где-то в Ираке или в Иордании. Там производство в 10 раз дешевле – вот зальют они там (не понятно что, разве что не верблюжью мочу), фасуют и отправляют как французский парфюм. И определить где и что заливали – не возможно. Так что мы покупаем далеко не то, что хотим купить. Такие вопросы должны решаться законодательно. Пока мы не проломим эту «цивилистическую стенку», нужно решать этот вопрос в договорах, во внешнеторговых контрактах – нужно оговаривать требование о месте фактического производства, способах подтверждения этого. А они могут быть самые разные – акт экспертизы, справка ТПП (иностранной, например) и способы контроля.

По теме объектов достать и иметь в личном пользовании «Правила Продажи товаров 19.01.1998 г. № 55 г.», утвержденные Постановлением Правительства. Ст. 912-917 ГК РФ (о складских свидетельствах).

Журнал Коммерческое право № 2 за 2009 г. – прочитать статью Масловой И.А. «О собственных торговых марках», ибо кроме как там больше ничего не написано.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.3.10 (0.008 с.)