Нынешнее состояние российского коммерческого права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нынешнее состояние российского коммерческого права



Существование торгового права в качестве самостоятельной отрасли обусловлено объективными закономерностями, носящими постоянный характер.

1. Необходимость в системе норм, регулирующих именно торговую деятельность в виду неприспособленности, непригодности для этого норм гражданского права.

Платон, гениальный человек, 2300 лет назад отмечал, что в приморских городах в Греции, где развита торговля требуется вдвое больше законов, чем во внутренних городах, где торговля не ведется.

Действительность этого положения уже для капиталистической эпох подтверждает Монтескье в книге «О духе законов». В современных условиях это подтверждается.

Вопрос – чем регулировать торговые отношения – ТК или ГК – это не просто вопрос вкуса.

Гражданские кодексы в силу специфики имущественных отношений никогда не позволяли одновременно урегулировать торговую деятельность.

В ГК не регулировали оптовую куплю-продажу, маркетинг, биржевые договоры, электронные торговые и многие другие жизненно-важные договоры.

Кодекс написан без учета содержания и потребностей торговой деятельности и будет держать страну в состоянии отсталости. Современная Российская торговля развивается столь же высокими темпами, что и зарубежная. За последние 15 лет объемы товарооборота почти в 4 раза выросла.

Вклад торговли в ВВП увеличился с 5% (советские годы) до 24%. Весь аграрный сектор дает лишь 8% ВВП. Торговля – в 3 раза больше. Резервы роста нашей торговли используются совершенно недостаточно. Российская торговля значительное отстает от стран запада.

За 2 десятилетия последних издано не малое число нормативных актов о торговле. Но важна общая направленность этого законодательства. Что касается гражданского кодекса, то он не отвечает реальным потребностям рынка. Он не регулирует массу значимых торговых договоров. Сам кодекс, концепция развития гражданского законодательства демонстрируют отсутствие у авторов понимания и перспективного видения торговых процессов, неспособность правового обеспечения происходящих в экономике изменений. По этой причине коммерсанты должны использовать иные источники регулирования, осуществлять его минуя ГК РФ.

Так, в контрактах предусматривается руководство зарубежным правом, все чаще субъекты прибегают к ссылками на документы нового lex mercatoria. В неблагополучном положении находится отечественного торговое законодательство. Имеющиеся правовые акты о торговле, а их насчитывается более 600, носят разрозненный характер, в них отсутствует четкая обоснованная система регулирования рыночных отношений.

Это не личные констатации Пугинского, а выдержки из официальных документов.

28 декабря 2009 г. в ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» - это базовый документ для всех нормативных актов, регулирующих торговлю. Закон обосабливает регулирование торгового права от гражданского.

Этот закон регулирует особую сферу – торговую деятельность, а не имущественные отношения. Эта дает новое понимание предмета регулирования. Хоть ГК и назван в законе в качестве приоритетного, это не играет роли, т.к. ГК в принципе не регулирует торговую деятельность. Его сфера иная – таинственные имущественные отношения.

Регулирование торговой деятельности отнесено законом к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Тогда как регулирование гражданско-правовых отношений – исключительное ведение Федерации.

Закон составлен как сводный – они призван регулировать торговлю в комплексе. При этом он не соединяет все публичные положения о торговле, его нельзя отнести к актам предпринимательского права. Он регулирует лишь вопросы организации и управления торговлей, методы управления, компетенцию государственных и территориальных органов, построение некоторых субъектов [товара?].

В частно-правовом плане в нем урегулированы, да и то частично, лишь торговые связи производителей и розничных торговых сетей, причем только по поставкам продовольственных товаров. Это дает возможность строить по аналогии другие связи.

Закон весьма не большой, но это уже что-то. Наша задача – развивать эту отрасль.

Нужно разработать унифицированный акт типа Торгового Кодекса РФ. Каким он должен быть в нынешних условиях? Он не может просто копировать законодательство развитых стран. Исходя из конкретной правовой и экономической ситуации в стране, Торговый Кодекс должен служить формированию товарного рынка, налаживанию торгово-хозяйственных связей и их развитию.

В настоящее время существует несколько концепций торгового кодекса. Хотят выделить 3 раздела:

1. В первом хотят закрепить специфику участников торгового оборота, прежде всего легализовать виды субъектов, сложившиеся в зарубежной практике, ну и применяемые также у нас (дилеры, дистрибьюторы, стокисты, торговые дома, торговые агенты и другие);

Нужно закрепить их правовой статус, иначе они не могут нормально действовать и развиваться. Нужно урегулировать также статус организаторов товарного рынка – товарных бирж, оптовых ярмарок, оптовых рынков и др. Речь идет о регулировании статуса субъектов рынка, а не о повторении норм ГК о видах ЮЛ.

2. Во втором блоке Кодекса следует урегулировать договоры торгового оборота.

Раздел о договорах – основной в торговом законодательстве. Какими могут быть общие объемы обязательственной части торгового кодекса? Если ГК закрепил 26 видов хозяйственных договоров, то для организации торгового оборота надо урегулировать еще 30. Так, требует регламентации, договоры оптовой купли-продажи, договоры на проведение маркетинговых исследований, на передачу и переработку коммерческой информации, создании и распространении рекламы и другие. Они даже не упоминаются в ГК, хотя без них не может развиваться экономика.

Целесообразно изъять из ГК несколько договоров – договоры поставки, закупок для государственных нужд (нет тут имущественного оборота), договор контрактации.

Они входят в обязательственное ядро торгового права.

Перенос нужен для того, чтобы это позволило более полно, качественно и взаимосогласованно урегулировать эти договоры.

3. В третьей части предлагается закрепить основные послеторговые отношения – они вообще юридически неурергулированы.

Речь идет о порядке приемки товаров по количеству, экспертизе качества, после торговом обслуживании покупателей, возврате многооборотной тары (это проблема серьезная) и т.п.

Тяжело сказать, удастся ли это реализовать. То, что полезно для России – всегда встречает своих противников. Есть силы, которые не хотят разработки Торгового Кодекса. Преодолеть нынешнюю экономическую отсталость нельзя без разработки нормальных правовых мер защиты (и в целом ТК РФ).

Отставание России коренится в отсутствии товарного рынка – нужны четкие правила, для закрепления которых нужен торговый кодекс.

По данной теме надо достать ФЗ от 28.12.09 ФЗ-381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» - прочитать и знать содержание важнейших статей. Достать сборник – Актуальные проблемы коммерческого права № 2, 2005 и № 3 2005 г. (?) и законспектировать статьи – «Коммерческое право и предпринимательство» и «Научное обоснование разработки торгового курса».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.006 с.)