ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: субъекты коммерческой деятельности



Нам расскажут о понятии, о видах субъекта, об основаниях выбора организации.

Вплоть до середины 19 века к числу субъектов торговли относились лица, профессионально осуществлявшие торговую деятельность – купцы и т.п.

В России звание купца не носило наследственного характера. Нужно было выукпать его – при получении свидетельства на право торгвли. Вместе с тем это был деятельный, энергичный слой населения.

Солженицын называет русское купечество сгустком национальной энергии. Это очень высокая оценка. Ни чиновников, ни адвокатишек, а купцов. На деньгу купечества создавалась промышленность. Ведущие купеческие династии были старообрядцами и у них была высокая деловая этика – честность, купеческое слово и т.п.

Своими действия они влияли на других купцов. Хотя жулья там тоже хватало.

В торговлю вовлекались и широко участвовали в ней и другие слои населения – в торговле участвовали и другие граждане – торговля переставала быть просто купеческим делом.

На западе было разделение труда внутри торговли, появление специализированных участников торговой деятельности. В российском праве мы можем говорить об этой специализации лишь применительно к современному этапу.

Когда мы говорим о торговле – то надо понимать, что она основа деятельности любого предпринимательства. Все предприниматели вступают во многочисленные связи по поводу сырья, по сбыту производимых товаров, по хранению и перевозке.

Они руководствуются общими торговыми правилами при приобретении и при сбыте, не зависимо от вида предпринимательской деятельности. Этим предопределяется ведущая роль коммерческого права для осуществления предпринимательства в целом.

Немецкий ученый – Зогмарт – в начале 20 века обратил внимание на то, что прибыль, доход, создаются не в сфере производства, а лишь в процессе реализации!

И вот этот перенос, центр тяжести с решением производственных задач на задачи бытовые существенным образом повлиял и на развитие экономики и на развитие торговли. Центральная роль реализации! Произвести товар – не произвести товар, а главное – сбыть созданный, заготовленный товар. Он это объясняет экономистам на экономическом факультете. Они чем хочешь занимаются, маркетологи липовые.

Субъектами торговли являются в основном ЮЛ и ИП, зарегистрированные в установленном порядке. Однако общее понятие ЮЛ не отражает особенностей субъектов торговли, не позволяет произвести их разграничение, обусловленные характером их функций.

Но это очень важно для более эффективного выполнения своих задач.

Провозглашения в 1991 г. свободы торговли сопровождалось стихийным появлением различных по видам и функциям участников торгового оборота (дилеры, дистрибьюторы и т.п.). Однако анализ субъектов торговли не проводился. Критерии выбора наиболее подходящих их видов не были определены. Это повлекло неупорядоченность субъектного состава торговых отношений. Отсутствует определение понятие многих субъектов, что порождает путаницу и неточности многой терминологии.

ФЗ № 381 казалось бы должен был упорядочить состав субъектов и дать легальное определение каждого их вида. Однако, он даже не упоминает их, за исключением оптовых ярмарок. Законодатель опирается, как и ранее, на саморегулировании и самодвижение товаров за счет усилия производителей и покупателей – это дурная логика.

Достаточно любопытно решаетяс проблема в зарубежных торговых кодексах.

ГТУ относит к своим субъектам всех [торговцев-ЮЛ?] и индивидуалов, осуществляющих продажу произведенных или купленных товаров. В отдельную группы выделяют «торговцев по необходимости», которые вынуждены хотя бы в разовом порядке выполнять торговые операции в качестве продавцов. Вот какой-нибудь судостроительный завод – это торговец по необходимости. Ведь ему раз в год, два раза в год надо продавать произведенные суды.

И всех их называют коммерсанты. Но это недостаточное регулирование, мало чего оно раскрывает.

Нам важно выявить правовое и организационное своеобразие лиц, порождаемое их участием в торговой деятельности. Такое своеобразие реально существует. Оно представляет высокую значимость и интерес. Проблематика субъектов коммерческого права отличается достаточной сложностью. Даже наш ведущий акт – закон 381 не вводит понятие «субъекта торговой деятельности». Понятие спутанные.

Хозяйствующий субъект, осуществляющие торговлю, ХС, осуществляющие оптовую продажу – что за звери такие?!

Гост Р – 51303 (1999 г.) – субъектом торговли признается ЮЛ или ИП, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке. Ведь существуют и другие субъекты.

Например, интегрирвоанные договорные субъекты – не ЮЛ и не ИП. О них потом расскажут.

Круг субъектов коммерческого права не совпадает с кругом субъектов ГП. В торговом обороте могут участвовать н любые субъекты ГП.

Так, ФЛ, граждане не являются субъектами коммерческой деятельности. Отдельный гражданин может стать субъектом коммерческой деятельности, но только если станет ИП!

Граждане же являются субъектами потребительского права – они не участвуют в продвижении товара – они покупают его для личных нужд.

ЮЛ – организации любого вида – субъект коммерческого права. Но степень и характер участия различных организаций оказывается неодинаковый. Они весьма различаются в зависимости от отнесенности организаций к коммерческим либо некоммерческим.

Возможности участия некоммерческих организаций в торговом обороте носят ограниченный характер.

· Они вправе производить и продавать товары, но лишь в соответствии с уставными целями деятельности.

· Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков для реализации изготовленных товаров ими могут заключаться лишь договоры купли-продажи!

Различной является гражданская и торговая правосубъектность организаций. Закон 381 предусмотрел существенные ограничения для субъектов торгового оборота, например, в вопросах территориального размещения торговых организаций, порядка установления поставок продовольственных товаров, содержания таких договоров, ввел запрет на использование договора поставки с элементами комиссии.

В существенной степени ограничивается условия торговли подзаконными НПА, правилами продажи отдельными видами товаров. Они регламентируют организацию торговли, дают детальное описание совершаемых торгово-технологических операций.

В частности, регламентируют порядок и способы осуществления торговой деятельности, размещения товаров в торговом зале и т.п. Многочисленные требования к торговым организациям установлены законом о защите прав потребителей. Детальная регламентация, влекущая ограничение правосубъективности характерна для организаций, вступающих во взаимоотношения с гражданами и направлена на защиту интересов последнего.

Стала обсуждаться проблема регистрации торговых субъектов. За рубежом все субъекты для совершения продажи товаров должны быть зарегистрированы в торговом реестре. Они также обязаны по единым требованиям вести документацию о торговых операциях, соблюдать общие правила учета. Такие требования создают единство, облегчают контроль и т.п.

ФЗ 381 предусмотрел необходимость введения в субъектах федерации торговых реестров. Торговые реестры включают в себя сведения о субъектах, ведущих торговую деятельность, а также осуществляющих поставки товаров. Сейчас торговые реестры имеются более, чем в 20 субъектах. Согласно ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ» - налоговые органы ведут единый государственный реестр ЮЛ и ИП. При регистрации субъекту присваивается Основной Государственный Регистрационный Номер – ОГРН.

При регистрации называются основные виды экономической деятельности и их коды (коды видов экономической деятельности). Практика показала, что основной вид деятельности является растворен среди других видов деятельности. Их можно до 8 указать. И организации указывают всякие, лишь бы потом не пристали.

Когда целый ряд видов деятельности указан, тяжело потом разделить на отраслевые группы эти виды деятельности.

Поэтому предусмотрено ведение еще одно реестра – торгового реестра. Вроде бы двойная регистрация – как ЮЛ и как торговой организации. Но такой учет позволит упорядочить проведение мер по совершенствованию торговли. Надо помнить, что учет в торговом реестре нужно осуществлять в уведомительном порядке – написали письмо и привет!

Зарубежное законодательство предусматривает ведение единых торговых книг. С 12 века такое идет! В России единый порядок ведения торговых действий идет на основе правил бухгалтерского и налогового учета.

Таким образом, общими формальными требованиями к субъектам торговой деятельности и их отличительными признаками является:

1. Регистрация в установленном порядке и наличие фирменного наименования;

2. Постановка на налоговый учет;

3. Включение в торговый реестр;

4. Непосредственное совершение торговых операций;

5. Обязанность вести учет своей деятельности, согласно требованиям бухгалтерского и налогового учета;

6. Необходимость предъявлять отчетность по установленным формам и в сроки;

7. Необходимость иметь один балансовый счет, предназначенный исключительно для профессиональных торгово-финансовых операций.

В качестве самостоятельных участников торговой деятельности надо назвать также субъектов федерации, территориальные и муниципальные образования.

Они участвуют в торговых отношениях через свои исполнительные и руководящие органы. Причем они не просто приобретают столы и компьютеры для чиновников. ФЗ 381 очертил возможности и порядок их воздействия на торговый оборот.

В деятельности названных органов нужно выделять функцию управляющего воздействия, регулирования торговли, без чего невозможно развитие рыночной экономики. В этих вопросах из-за отсталости юридической науки, резко отстаем от Запада.

Развитые государства воздействуют на торговую деятельность экономическими методами – с помощью субсидий, налоговых льгот, иных преференций, используя при этом организационные договоры.

К сожалению, эти методы влияния на рыночные процессе у нас разработаны крайне слабо и потому почти не применяются – ни ГП, ни АП не исследуют эти проблемы.

Лишь в курсе коммерческого права можно что-то услышать о них.

ЮЛ, участвующие в торговле – имеют часто формы обществ и товариществ, реже иные формы.

В отличие от цивилистики нам важна не организационная форма, а функциональные отличия, т.е. характер участия в торговой деятельности и выполняемые при этом задачи.

Всех участников коммерческой деятельности можно поделить на 4 группы:

1. Продавцы;

2. Покупатели;

3. Лица, содействующие торговле;

4. Организаторы торговли.

По экономическим функциям продавцы подразделяются на 2 основные группы.

1.1.Производители, реализующие созданные или заготовленные ими продукты (они относятся к производственным отраслям, а торговцами выступают, используя терминологию ГТУ – «по необходимости», но и они должны соблюдать правила торговой деятельности);

1.2.Группа оптовых и розничных и заготовительных организаций.

Они занимаются торговой деятельностью в качестве основного вида предпринимательства.

Вторая основная группа – то покупатели. Они приобретают товар для производственных или иных целей, не носящих личного характера. Особняком стоят физические лица – они субъекты потребительского права.

Третья группа – лица, содействующие торговле. Среди них можно выделить различных торговых посредников. Это комиссионеры, дилеры, торговые представители, агенты, брокеры, субъекты, оказывающие сопутствующее торговые услуги (торговые склады, экспедиционные организации).

Четвертая важная группа субъектов – организаторы торговли. Они действуют в интересах других субъектов, но сами сделок не совершают. Здесь можно назвать: товарные биржи, оптовые рынки и оптовые ярмарки, союзы и ассоциации торговых организаций. К этой группе относятся ТПП. А также ОИВ и муниципальные органы.

Наиболее четко функциональные виды закрепились в торгово-посреднической деятельности. Через посредников осуществляется ¾ товарооборота. Среди посреднических организаций отличают 2 группы:

· Одни занимаются покупкой и последующей продажи товаров, приобретаю ПС на них;

· Организации второй группы осуществляют операции с товаром не становясь его собственниками, а лишь действуя в интересах продавцов и покупателей.

Это разделение крайне важно для определения функций, сущности организации, видов применяемых ими договоров. Организации каждый из этих 2 групп разделяются на несколько видов.

Так, организации работающие с товарами как его собственники подразделяются на:

ü Торговые и оптово-посреднические организации, которые осуществляют сделки от своего имени и за свой счет;

Такие фирмы могут носить универсальный характер, работая с любым товаром или строиться как специализированные по видам товаров.

От оптовых организаций следует отличать дилеров.

Дилеры специализируются на торговле определенными видами товаров. Они осуществляют сделки от своего имени и в своем интересе, а не по поручению и только за свой счет. Дилеры в основном реализуют товары отечественных производителей. Доход таких экономических посредников не является платой за услуги, скидки даются дилерам производителями товара за опт (за порционные продажи) и гарантированный сбыт.

Реализация товаров через дилеров удобно производителям. Дилеры – всегда ЮЛ, так сказать так должно быть. ФЛ там быть не должно.

Дилеры строят свои сети – филиалы в регионах.

ü К видам субъектов, работающих с товаром в качестве собственников являются торговые дома.

Они – многопрофильные организации. В дореволюционной России они имеют широкое распространение – ТД Мамонтовых, Морозовых и т.п. В состав ТД могут входить производственные, складские, транспортные и иные организации. Это дает возможность сформировать мощную материально-техническую базу и использовать успешно логистику для организации каналов товародвижения, доставки товаров в свои сбытовые сети и торговые пункты.

ТД отвечают современным тенденциям развития торговли. Понятие есть только в ГОСТ Р 51303 (1999 г.). Несмотря на громоздкость ТД они быстро реагируют на колебание рынка, оперативно перестраивают производство и системы сбыта товара.

Особыми участниками внешнеторгового и внутреннего оборота являются дистрибьюторские фирмы. Дистрибуция – распределение!

Дистрибьюторы осуществляют сбыт, реализуют закупленный товар. Для них показателем является долгосрочный характер отношений с поставщиками. Дистрибьюторы для активизации продажи создают свою сбытовую сеть, занимаются рекламой. Крупные производители и торговые фирмы осуществляют реализацию товаров в других странах или в других регионах, как правила, подыскивая там дистрибьюторов и заключая с с ними дистрибьюторский контракт.

24.02.2012 г.

Посредничество – необходимы компонент торгового оборота. От его уровня зависит развитие торговли и экономики в целом. Дополнительные расходы на посредничество окупаются оперативностью и профессионализмом действий посредников в продвижении товара.

Посредничество осуществляется в чужом интересе по заданию другой стороны (принципал, комитент, доверитель) за вознаграждение.

К посредникам относятся поверенные, торговые агенты, комиссионеры, брокеры, коммерческие представители и некоторые другие.

Таким образом, посредником является лицо, осуществляющее за вознаграждение по поручению доверителя (как бы он ни назывался) от его или от своего имени юридические и иные действия.

Торговое посредничество давным-давно превратилось в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Посредники подразделяются на несколько видов:

1. Распространена комиссионная деятельность.

Комиссионеры совершают сделки от своего имени, но по поручению и за счет комитента. Поэтому собственником продаваемого и покупаемого товара является комитент.

Видом комиссионных организаций являются стокисты. Они осуществляют по договору комиссии исключительную продажу товара определенного экспортера в своей стране.

Стокисты хранят поступающий товар на своем складе. Stock – товарный склад.

Специфика стокистов в создании ими складских запасов импортного товара, который реализуется на протяжении длительного времени средним и мелким покупателям

2. Распространенным видом посредников являются брокеры.

Они заключают договоры от имени и за счет принципала. На биржах товары продаются в основном при посредничестве брокеров. Они действуют в качестве фирм, нередко имеющих свою филиальную сеть.

Различают также независимых брокеров - трейдеров, работающих на короткие сроки (короткие операции, и другие их виды.

К числу субъектов, участвующих в торговле, но самих обычно не совершающих сделок, относятся:

3. Торговые агентства и агенты

Их функции состоят в подыскивании покупателей для фирмы-продавца, в пользу которой действует агент.

Агент проводит переговоры с возможным покупателем, проверяет его платежеспособность и сообщает информацию фирме-продавцу для заключения договора. Лишь в специально предусмотренных случаях агент может сам заключить договор в пользу продавца.

Имеется ряд других четко специализированных по функциям видов организаций в сфере торгового оборота. Дилер, дистрибьютор, стокист – мы вынуждены использовать эти термины – пока мы проводили съезды партийные, торговля ушла в развитии очень далеко, пришлось нам термины иностранные использовать и сейчас мы будем их осваивать (их примерно 4000).

Торговые термины широко входят в обиход, причем их насильственно проталкивают. Когда встречаешь в газете – трейдера Иванова, надо соображать (с кем ты имеешь дело). Ст. 3 и 4 ФЗ «О рынке ценных бумаг» - дается понимание брокеров и дилеров. Но такие субъекты действуют не только на финансовых рынков, но и на товарных! И часто бывает неточность таких понятий.

90% конфликтов возникает по причине разного понимания этих слов. Нужна гармонизация, сближение применяемой терминологии в отечественном и международном праве.

Даже предложение об унификации важнейших иноязычных терминах встречается. И бывают возражения демагогического толка. Мол, во Франции запрещено использовать иностранные слова. Кто бы заботился о чистоте русских слов?! Это те лица, которые напичкали ГК коммерческими концессиями, офертами т.п.

Не здорово, что приходится использовать иностранные слова. Но русских эквивалентов просто нет. И тут речь идет не о формировании общеразговорного, а профессионального языка. Это совсем иной случай, нежели повсеместного навязывания американизма (когда СМИ выхолащивают русский язык, намеренно, нарочито, последовательно).

Коммерческое право – другое дело, тут это необходимо!

Когда юристы рассматривают то, что называется организационно-правовые формы предпринимательства (виды ЮЛ), то они ограничиваются описанием каждого из видов и разбором формальных отличий между ними. Однако гораздо большую практическую значимость представляет выявление тех предпосылок, которыми надо руководствоваться при выборе наиболее подходящего для данных видов условием данных организаций.

Лишь в единичных книгах можно найти обоснование того – когда и по каким причинам целесообразнее создать товарищество, а когда предпочтительнее создать ограниченное общество или акционерное.

Причем пишется это под влиянием лекций и книг Пугинского. На западе практика исходит исключительно из указанного прагматического подхода. Да и наши бизнесмены прежде чем начать дело спрашивают у юристов про достоинства и недостатки каждого вида организаций – просят таким образом обоснование. А юристы отвечать на такие вопросы пока не способны, особенно те, кто прогуливает деятельность.

Выбор ЮЛ обусловливается рядом факторов экономического и организационного характера.

Основания выбора зависят от цели и содержания деятельности организации. Все они должны учитываться в совокупности.

1. Часто имеет значение быстрота и эффективность создания организации;

Экономические общества имеют явное преимущество перед акционерами, средний срок оформления которых (акционеров) 45 дней!

Учет фактора оперативности – это общемировая ситуация. В США Пугинский наблюдал как юридическая фирма за полдня подготовили документы компании, открыла счет в банке, передала учредителю организационные документы. За полдня! Задача учредителя – придумать название и заплатить деньги.

С учетом такой потребности у нас появились субъекты, которые продают готовые организации. Один из таких мастеров зарегистрировал 60 фирм и продавал их желающим. Такой бизнес в настоящее время ограничено.

Постановление Правительства от 13.12.2005 № 760 «ЮЛ может быть исключено из государственного реестра в случае непредставления в течение 12 месяцев налоговой отчетности и отсутствии движения средств по банковским счетам».

Исключение проводится спустя 3 месяца после опубликования в печати решения об этом, если решение не будет оспорено в суд. Исключение из реестра – это способ ликвидации! За создание фирм однодневок, которые называют всяко – пустышки, помойки, сейчас вводится уголовная ответственность. Манипулирование созданием и продажи фирм может оказаться чреватым.

2. В мировой практике при выборе вида организации предпочтение отдается таким, которые обладают более льготным режимом налогообложения.

В РФ за последние 10 лет имевшиеся различия в режимах налогообложения сгладились. Отдельные удобства в порядке уплаты налогов имеются для малого бизнеса, где предусмотрена возможность взимания единого налога на вмененных доход, что практически всегда выгоднее. Льготы на первые два года предоставляются инновационным научно-производственным фирмам.

Налоговая политика – важный рычаг в развитии предпринимательства. До 1995 г. выгодным в налоговом отношении стало создание полных товариществ. Однако с приданием им статуса ЮЛ (по ГК) имевшиеся преимущества исчезли, появились, как и везде, двойное налогообложение. Сначала прибыли товарищества, как ЮЛ, а потом доходов его участников – как ФЛ.

Число полных товариществ было невелико, то сейчас их вообще практически не стало (около 500). В нашей литературе товарищество безосновательно толкуют как форму мелкого бизнеса, отношения к ним пренебрежительно. Но надо учитывать, что этими организациями может осуществляться крупномасштабная деятельность.

Наверное, всем известно выражение «Шаражкина контора», но мало кто знает, что эти слова – отзвук существовавшего век назад товарищество братьев Шаражкиных, которые по подряду осуществляли снабжение по подряду всего российского флота!

Налоговое подавление полных товариществ не соответствует интересам общества в развитии такого вида организаций, не отвечает задаче расширения индивидуальной инициативы, вовлечение в оборот имеющихся у населения денежных средств. У нас крайне слабо развит малый бизнес, слаба конкуренция. В небольших городах и поселках у людей нет работы, гибнут от пьянства. Их деловую активность можно стимулировать полными товариществами.

У населения 5 трлн. Рублей в матрасах – 150 млрд долларов – их можно вовлечь в экономику. Но людям необходимы привлекательные и надежные формы деятельности.

В Белоруссии делали так – деятельность полных товариществ не облагали налогом, если они не привлекали наемных работников, а использовали лишь собственный труд. Здесь надо искать новые решения, а не тупо глядеть в ГК РФ.

3. Следующий фактор – производительность труда и обеспечивающее ее увеличение прибыли.

В последние 10 лет у нас просто махнули рукой на производительность и перестали брать ее в расчет. Лишь в последнем выступлении кандидата в Президенты поставлена задача в 2020 г. повысить производительность. А прежде один Пугинский писал в книгах о производительности.

Она же в высшей степени важна и требует постоянного учета – в отраслях экономики в целом и по каждой отдельно фирме. Фактор производительности должен учитываться и юристами, и законодателями при создании новых организаций. В Концепции ГК РФ – предусмотрена перетасовка ЮЛ без «рассмотрения» производительности.

Развитие общества – новые формации, которые идут по развитию общественного труда. Пугинский помнит как после войны в 50, 60 годы везде висели высказывания работ Ленина – производительность труда – это самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Победит тот строй, который обеспечит более высокую производительность труда. Потом эти лозунги поснимали. В данном отношении и социалистическая революция и строительство социализма – авантюрой были. – возможности производительности труда никогда не просчитывались экономистами-марксистами.

У Ленина 50 томов и нигде не найдешь ни слова за счет каких факторов социалистический строй обеспечит более высокую производительность труда. Только в одном месте есть фраза «достаточно передать рабочим фабрики и заводы, что они так начнут работать, как капитализму и не снилось». Фабрики не передали, да и с производительностью были проблемы. Социализм не мог дать большую производительность труда.

В промышленности – в 3 раза ниже, в строительстве в 5 раз ниже, в с/х в 10 раз ниже, чем в капиталистических странах. Мы смотрели в удаляющуюся спину капитализма. Проиграл в этом плане социализм. В этом его историческая обреченность. У нас редко встречается мнение, что масоны, агенты влияния развалили социализм. Все это было на самом деле. Но это не главное – жизнеспособность строя от уровня производительности труда зависит.

Это относится к жизнеспособности каждой отдельной фирмы – чем больше ее производительность труда, тем она живучее. Это не понимают наши либералы роком какой-то свободы.

В начале 90 годов отличающиеся большей производительностью организации – народные и арендные предприятия, производственные кооперативы были нашими либералами разгромлены и попали под законодательный запрет, т.к. они не вписывались в монетаристские схемы Чубайса, Гайдара и Немцова.

Закон РФ «О предприятиях…» вообще их исключил. Начали их истреблять!

В Смоленске все предприятия остановились. Едешь километр – стекла в заводских цехах были покрыты пылью. Стали рабочие строить сельские дороги. Покупали старые асфальтоукладчики – люди мастеровые, чинили их. Брали старые трактора со свалок и восстанавливали их. С ними заключали договоры и платили понедельно. Смена была – от рассвета до заката. Если что-то испортилось – они тут же ремонтировали, вытачивали деталь или покупали ее в городе. Какое к ним было отношение? Приезжают в деревню к какой-нибудь бабке на старых жигулях пьяные мужики (не бритые). Говорят – мафия приехала ремонтировать улицы. Да вдобавок жены пилили мужей – ты тут спишь, а другие деньги зашибают. Вот эта пьян начинает писать жалобы во все инстанции беспрерывно, в прокуратуру, в милицию, в КГБ и т.п. Мол подозрительные люди тут тарахтят, не понятно чем занимаются. И, конечно, наши советские органы смотрели на закон – в законе не предусмотрена такая деятельность и прекращали эту деятельность. До сих пор половина дорог из жидкой грязи там дороги и состоят.

1996 «Закон о производственных кооперативах» - под давлением жизни появились такие кооперативы. Но бывшие кооперативщики либо ушли в торговлю (стали челночниками), либо спились. Попробуй их вернуть назад!

24.000 производственных кооперативов. Форма производственного кооператива соответствует менталитету, психологии русских людей. Она обеспечивает высокий уровень самоорганизации. Отбор членов кооператива происходит самими участниками – лодырей и пьяниц они не берут. Если человек показывает себя как неумеха, бездельник – они от него избавляются. Действует сухой закон – если ты сегодня выпил, то завтра у тебя трудовой день вычитается – ибо производительность у тебя станет ниже. Транссибирская магистраль – строилась этими артелями. Инструменты – лопата, кирка, тачка (телега). Производительность – 2 км в сутки, 600 км в год (праздники вычитались). В этой артели казначей был обязательно татарин (потому что не пьют, вера ему запрещает). Так было до начала 30 годов. Был на Горьковском заводе Пугинский – показали историю от котлована до выпуска машины – работали те же самые работяги из артелей.

Вот что давала такая система организации. Но там не было начальников, не было партийной организации – это была самоуправленная организация. Заметный рост производительности труда дают, во-первых, производственные организации эффективно использующих высокие технологии. Во-вторых, в фирмах, с высоким уровнем управления и организации и грамотной системой стимулирования труда. Это серьезный вопрос.

Пугинского пригласил к себе руководитель торговой фирмы. Приехал чуть раньше – ходит по коридору, люди сидят там 3 девчонки, о чем-то тарахтят, пара человек играют за компьютером в балду. Нету там трудового порыва. Подъехал там товарищ Пугинского – он его спросило – ты им платишь или нет? Они же не работают у тебя. Зачем ты им платишь оклады помесячные (в торговой фирме), а не от товарооборота, не от выручки. Ты, пожалуй, прав – так и надо сделать.

Прямо на следующий день привел в норму предприниматель. От товарооборота поставили з/п – тут же возросла производительность.

4. Нужно поручать просчитывать экономистам вероятную производительность труда и возможность ее повышения (и это надо делать периодически).

Показатель производительности, показатель повышения – может включаться в коллективные трудовые договоры (в ответа на обязанность администрации на повышение заработных плат).

Нужно делать это грамотным путем – пусть коллектива даст прирост производительности, а администрация повысит заработную плату. Для этого есть коллективный договор, а не клянчить заработную плату, не махать плакатиками, а на обоюдной основе – как это делается в цивилизованном мире.

5. Сохранение за учредителями право на передаваемое в уставный фонд имущество. Внесенное имущество становится собственность ЮЛ.

Лишь члены кооператива при выходе из него (ст. 111 ГК) – имеют право на взыскание паевого взноса. Что же касается ООО – при выходе участника ему нужно выплатить ему денежную сумму, соответствующие его доли – машины и оборудования не заберешь.

При выходе из АО участник также не может забрать внесенное имущество или денежный вклад. Он может лишь продать акции обществу или другому лицу (по цене котировки будешь продавать).

Возможность или не возможность изъятия из уставного капитала имущества или денежного вклада влияет на устойчивость организации.

Организации, пытающиеся себя застраховать от произвольных действий отдельных учредителей выбирают форму АО. Это позволяет уменьшить риск распада организации. Имеются другие немаловажные факторы для выбора вида организации. Лет 20 назад на русском была издана книга «Фирма, рынок и право» (Рональд Коуз). Книга тонка, но ценная. Известный ценный экономист, нобелевский лауреат – он вводит и обосновывает понятие «транзакционных издержек» - расходы на заключение и исполнение договоров, прежде всего торговых.

Транзакция – это продажа, это смена собственника. Подход необычен уже тем, что у нас ни один юрист или управленец не удосужились подсчитать – на что обходится фирме работа по заключению и исполнению договора. Почему-то принято полагать, что она проходит сама собой не требуя денег и усилий. Но известно, что при нуле затрат получают 0 результат.

Коуз приходит к выводам – структура и размеры, а соответственно, и виды каждой организации должны определяться в зависимости и от величины транзакционных издержек.

Этот термин замелькал у нас в законах. Транзакционные издержки понимаются как расходы на проведение переговоров, оформление контрактов, контроль за исполнением (юридическое обеспечение исполнения). Суть его идеи в том, что внутри единой фирмы товар или полуфабрикаты передаются из подразделения в подразделение без оформления договоров и без расчетов. По внутренним передачам не платятся налоги.

Когда же товар отчуждается от одной фирмы другой, то приходится тратиться на заключение договоров, контроль за исполнением и юридическую защиту. Согласно расчетом, размер транзакционных издержек – от 5 до 12 % затрат фирмы и это не считая налогов.

Для сокращения таких расходов Коуз предлагает включать в состав единой фирмы возможно большее число звеньев по которым продвигается товаров процессе изготовления и реализации.

Причем включать в качестве внутренних структурных подразделений единой фирмы. Такие организационные изменения дают снижение транзакционных издержек и повышение доходов (заметное). При обсуждении этой темы с предпринимателями они говорили – Коуз – умный человек! Если бы я купил вот эти фирмочки и цеха эти заполучил – тогда бы я точно получил хороший прирост прибыли.

Когда все звенья – участники единой технологической цепочки по созданию конечной продукции – бизнесу проще – экономятся транзакционные издержки.

Надо постоянно просчитывать возможности и добиваться слияния и присоединения организации для превращения сделок между ними про продаже сырья, комплектующих частей и готовых товаров во внутренние операции, не требующие заключения договоров и связанных с этим затрат. А покамест наши «рейдерские захваты» в силу игнорирования транзакционных издержек, порой приносят больше убытков, нежели прибыли.

Нужно учитываться совокупность всех этих факторов.

Средства индивидуализации субъектов торгового оборота

1. Фирменное наименование – основное средство!

Это изобретение коммерсантов. Происходит легализация фирменных наименований в торговом обороте. С развитием торгового производства – это распространяется и на другие организации и закрепляется в ГК.

75 гл. ГК РФ.

Только коммерческие организации его используют. Некоммерческие организации обладают просто наименованием, не фирменным.

Фирма определяется в учредительных документах и включается в единый государственный реестр ЮЛ при регистрации. Фирменное наименование (фирма) должно содержать указание организационно-правовой формы и собственное наименование организации. Наименование должно быть полным, кроме него может иметься сокращенное наименование.

В наименование могут включаться иноязычные слова в русской транскрипции («Норды», «Стелзы» и т.п.). В фирменном наименовании товарищества можно указывать наименование одного или нескольких участников с добавлением слов «полное» или «коммандитное» товарищество. Подобные наименования должны составляться грамотно. Есть вывеске на Ленинском проспекте – Лукьянов и брат (двое субъектов с неестественно раздутыми штанами, словно они не удачно сходили в туалет).

4 часть ГК легализовала с опозданием лет на 100 – такое выработанное в торговле средство индивидуализации субъектов и одновременное обозначение производимых товаров как коммерческое обозначение. Коммерческое обозначение широко применяется в российском оборотое под названием «бренд». ЮЛ и ИП вправе использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и иных предприятий. По форме это обычное словесное обозначение, причем оно не подлежит обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ, но делать это целесообразно во избежание пиратских захватов. Право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу только вместе с предприятием – при продаже, аренде или франшизе.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.32 (0.025 с.)