ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция и торговый оборот



Способы создания конкурентной среды.

Одной из основных предпосылок становления рыночных отношений является формриование конкурентной среды. Конкурецния – это состязательство, соперничество за более выгодные условия обращения товаров на рынке. Борьба за достижение более высокой прибыли.

Конкуренция в совесткий период признавались как нечто чуждое социализму. Конкурент – не хороший человек.

Более того, конкуренция у нас просто подавлялась силами контролирующих и правовых органов. Свойственные социализму уравнительность и приказные методы принуждения людей к труду не срабатывают, не позволяют наращивать темпы производства.

В искуственном обществе, основанном на утопических идеях, каким являлся социализм, взамен конкуренции внедрялись искуственные методы псевдосоперничества для достижения лучших результатов.

Оснвоной метод: «социалистическое соревнование». Его отличие от конкуренции в том, что состязательность организовывалась выше и подкреплялась внеэкономическими способами: вручение грамот, вымпелов и т.п.

Соревновались в обязательно порядке не только на предприятии, но и в государственных учреждениях, ВУЗах, парикмахерских и т.п. Полноая безжизненность соревнования была очевидна любому здравомыслящему человеку. И то обстотельство, что партийные органы пытались навязывать соревнование лишний раз свидетельствует о тупиковом состоянии, о деградации коммунистической теории и практики. Как только была ликвидирована власть партийного аппарата соревнование исчезло само собой без запретов. Само ушло.

У нас значительная часть населения, ограбленная олигархами, не могут приспособиться к нечеловеческим условиям жизни и поэтому испытывают ностальгию по прошлому – на митинга ходят с портретами Сталина. Но никто еще не тосковал о социалистическом соревновании.

Следовательно, это была просто имитация конкуренции.

Что касается борьбы за более высокую прибыль, то она возникает как естественное явление в рыночном обществе. По происхождению конкуренция – это инструмент торговли и, соответственно, торгового права. Стремление продать товар на более выгодных условиях уже в древности порождало процессы соперничества, вело к воинам за рынки сбыта.

Было в древности, сохранилось и поныне.

Конкуренция становится присущей любому предпринимательству. Свобода конкурецнии – есть главная экономическая свобода!

Все другие свободы в конечном счете производны от свободы конкуренции. Только победа свободной конкуренции отделяет успехи от просчетов и неудач, отделяет деятельных и умелых людей от неумелых и ленивых.

Равенство, как утверждают философы, нет и быть не может, т.к. оно означало бы полную остановку жизни. Жизнь строится не на стремлении к равенству, а на стремлении к успеху. Даже когда вожди французской революции провозглаили лозунг «Свобода, равенство и братство», каждый из них думал об успехе и стремился к успеху.

Против конкуренции всегда выступают группы людей, которые на расчитывают выдержать свободную конкуренцию, победить в ней.

Любая диктатура, монополия власти неизбежно вырабатывает методы подавления конкуренции и настраивает бюрократическую и политическую машину для этого. В целом идея требования конкуренции в целом не нарушает представление о добре и зле, о богатстве и бедности, о человеке и его правах, о справедливости, в конце концов. Не колеблет и религиозных постановлений.

Итак, конкуренция – это объективно необходимый момент и условия предпринимательства. При этом важно, чтобы стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, через достижение лучших хозяйственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий факто непрерывного развития и совершенствования производства, внедрение научно-технических достижений, повышения качества товаров и услуг.

Создание нормальных конкурентных отношений непосредственно связано с обеспечением успешного развития российской экономики.

Именно поэтому поддержка конкуренции закреплена в ст. 8 Конституции РФ в качестве одной из конституционных основ экономического строя.

Гражданский кодекс определяет конкуренцию как общий принцип осуществления имущественных отношений. 10 ст. устанавливает, что не подлежат защите права, когда они используются для ограничения конкуренции.

Таким образом, соблюдение требований добросовестной конкуренции признается одним из пределов осуществления и защиты гражданских прав. Все это относится и к коммерческому праву.

Наши вожди под влиянием смуты общества ищут способы изъятия у олигархов недобросовестно оттяпанной у народы и страны собственности. Пугинскому такие просьбы уже лет 10 идут – «Мол, можно ли сделать так?». Есть 8 ст. Конституции, есть ст. 10 ГК, которая отказывает в защите в случае нарушения конкуренции! Что может быть проще.

Конкуренция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития торгового предпринимательства действует не автоматически, не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством.

В нашей российской ситуации из-за неразвитости конкуренции в качестве первейшей стоит задача ее формирования, задача создания конкурентной среды. Не только в торговле, а в экономике в целом.

Рассуждение о необходимости становления конкуренции можно слышать часто. Но мало услышишь о том, как нужно создавать конкурентную среду, что для этого нужно делать.

Нужны практические меры, а не разглагольствования.

Из-за слабой научной разработанности, проблем конкуренции все осуществлявшиеся до сих пор меры оказались бестолковыми и не результативными. В деле развития конкуренции важно выделять и понимать соотношение трех направлений работы:

1. Собственно меры по созданию и развитию конкуренции (или стимулирующие меры);

Они имеют первоочередное значение. Меры по формированию конкурентной среды должны носить разносторонний, всеохватывающий характер;

2. Меры по ограничению монополизма и использованию доминирующего положения на товарном рынке (или ограничительные меры);

У нас по недомыслию все конкурентное законодательство свели к антимонопольным мерам и это серьезнейший просчет. Ограничительная практика, антимонопольное законодательство ошибочно рассматриваются как главное звено в конкурентном праве, как его сущность.

Между тем, ограничительные меры носят вспомогательный, придаточный характер, по отношению к задаче развития конкуренции. Сама по себе ограничительная практика не дает эффекта – мы уже 20 лет это наблюдаем на собственном опыте.

3. Надо выделять меры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию.

Развитие конкуренции предполагает создание в обществе стремления к лидированию, создание соревновательного тона.

Стремление к лучшим результатам, к первенству, поддерживается на западе государственными и общественными институтами средствами информации.

Достижение лучших результатов стимулируется поощрительными мерами, селекции, продвижению. Причем это общие функции государства и общественных институтов.

В результате это входит в повседневную практику, в общественному психологию, это даже пересатет замечатьтся.

В штатах один профессор пригласил Пугинского к себе домой. У него 2 сына – один в университет учится. Наступили каникулы – он пошел работать в кафе, посуду мыть. Половина его товарищей занимается этим же. Отец платит за его учебу в университете, а вот его деньги личные – пускай сам зарабатывает. А второй сын – школьник – попал в 5% лучших школьников Америки.

Это воспитание духа первенства, соревнования.

В условиях неразвитости конкуренции необходимы организационные и правовые меры по ее созданию. Пути формирования конкурентной среды:

1. Увеличение числа организаций, осуществляещих одновидовую деятельность, производящие сходные товары и услуги.

Чем больше предприятий предлагают однородные товары, тем больше они хотят привлечь покупателей, тем лучше товары и ниже цены. Это достиагется путем усовершенствования производства, за счет сокращения излишних затрат.

2. Необходима поддержка малого и среднего предпринимательства.

Отличается высокой степенью гибкости, высокой степенью реагирования на спрос. Мелкий бизнес напрямую с покупателями ведет диалог, что «напрягает» крупные фирмы, следоватлеьно и имнужно на потребителя опираться.

3. Нужно систематическое сопоставление качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказанных различными предпринмателями.

Госудаство должно содействовать проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объективно сопоставлять характреистики, публиковать сравнительную информацию.

Подобную работу кроме государства призваны проводить торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей и другие общественные организации.

В РФ уже несколько лет проводятся конкурсы «сто лучших товаров России». Но это все делается на убогом уровне. На конкурс выставляется малое количество товаров, подчас второстепенных. Сто лучших товаров – крендель обсыпной, тетрадь в линейку. Вот тебе и лучший товар.

4. Нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений предпринимательства.

Важно поддержание средствами массовой информации высоких результатов наших фирм. Следует рекламировать не сникерсы и прочие прокладочные изделия, а называть лучшие товары российских предприятий. Из-за непонимания способов формирования конкруенции результаты конкурсов не доводятся до потребителя.

Правительство РФ присуждает премии за высокие результаты в области качества 10 наших организаций. Постановление публикуется в Собрании Законодательства. Много ли предпринимателей выписывают СЗ и его читают?!

Корпорация Самсунг 3 года назад вывесила в Москве растяжки по всему городу – «Нас выбрали лучшей компанией года, всем шампанского».

На словах СМИ – крикливые сторонники рынка. Но на деле не проявляют ни малейшего интереса к развитию конкуренции – не сообщают об успехе наших производственных фирм.

Победа на конкурсе, получение диплома позволяет фирме увеличить сбыть на 15-20%. Для региональных организаций об их победе на конкурсе – нередко их шанс стать общеизветными, продвигать свои товары на территории страны. Как же еще вырваться?!

На Западе Пугинский видел это. Телевидение постоянно обсуждает со зрителями различные рыночные проблемы и решения. У нас же уже лет 20 девок скачущих показывают или Поле Чудес показывают. Идет целенаправленное оболвание людей. Не надо работать, не надо стараться, угадай слово и получи 500 $ и т.п. Такая ориентировка мысленных усилий.

Хотя бы изредка бы давали для населения сравнение цен на основные товары по разным магазинам, а это непосредственно влияет на объем продаж. Такая практика – с 1992 г. по 1997-98 гг. население лихорадочно занималось обмена валют. Пугинский в 1994 г. стал советником одного крупного банка и его посылали в Ассоциацию Российских банков на совещание. И один человек выступал о пробелмах по поводу обмена валют – очереди и т.п. Он предлагал – давайте с радио договоримся и будем сообщать вместо погоды данные о самом выгодном курсе валют с указанием адресов. Все согласились, скинулись.

По радио стали крутить, организовали сбор информации. В результате такой информации чуть ли не за неделю в 3-4 раза объем операций возрос. Если радио Москвы будет сообщать по утрам каждый час, что наиболее выгодная цена на сахар, на молоко, на малую крупу в таких-то магазинах, то за такими товарами поедут и на край Москвы. А это и есть конкуренция и вот так она делается (прежде всего такая, но есть, конечно и другая).

Что делает государсто для фоормирования конкуренции?

1. Распоряжение правотиелства от 19.05.2009 № 91 (?) утвердило программу развития конкурецнии.

Этот документ написан в русле идей кафедры коммерческого права. Конкуренция – это ключевой фактов в успешной деятельности предприятий и жизни граждан, а также основным инструментом достижения целей соициально-экономического развития страны.

В программе одной из важнейших задач объявлено расширение малого и среднего предпринимательства, обеспечение финансовыми ресурсами (кредиты дороги, банки 10 шкур дерут), снижение административного давления.

Предусматривается расшиерешине закупок для государтвенных нужд, должен быть упрощен доступ к инфраструктуре. Распоряжением утверждён план мероприятий по развитию конкуренции. Мероприятия носят правовой характер.

МЭР должно докладывать Правительству о ходе выполнения программ (помесячно вроде бы).

ФАС должно докалывать о нарушении законодательства.

Приходится отмечать, что российская экономика до сих пор лишена серьезного конкурентного начала. В результате вместо конкуренции между производителями продолжается гонка цен. Ежегодная инфляция составляет 6-8% ежегодно, а Правительство не может уяснить, что же ему делать.

Нужно в противовес инфляции раскручивать конкуренцию. На Западе ири 10-15% инфляции в год Правительство не продержалось бы и года. Только у нас народ терпит такое безобразие (на грядках отоваривается).

Работа по развитию конкуренции должна вести каждая фирма, если, конечно, она думает о перспективе.

Каждая фирма должна разрабатывать и реализовать свою конкурентную стратегию как часть общей стратегии развития.

Конкретные стратегии устанавливаются бизнес-планом и локальными правовыми актами фирмы. Устойчиво сформировалось несколько видов конкурентных стретегий. Важен квалифицированный выбор оптимального вида стретегий.

Эта штука достаточно сложна, нам про нее рассказывать не будут.

Найти книгу Варламовой «Конкуретное право России» 2008 г. – там есть про варинты видов стратегий и оснований их выбора.

Наглядно проявляется второй принцип коммерческой деятельности. Обязательным условием работы каждой организации должно быть осуществление конкурентной стратегии, а также создание конкурентной среды в сфере своей деятельности.

Как это выглядит на практике при установлении договорных связей? На западе, когда покупателю нужна партия товара или сырья, он как правило дробит ее и покупает у разных продавцов – тем достигается снижение цен. Если продавец какой-то предлагает подешевле, то покупатель говорит другим продавцам о том, что он нашел дешевле – снижайте и вы, а то я не куплю.

Проверяется качество. Повышается надежность поставок – один сорвал поставку, прости других поставщиков допоставить. Они выручают.

У нас такая практика совершенно непривычная. Там она рассматривается как привычная. Руководоство постоянно подыскивает подобные варианты решения – нужно их нам перетащить в свою практику.

Меры по развитию конкуренции должны находится в пользу РФ.

Серьезным недостатком юридических наук в том, что им свойственен коментаторский характер – поэтому наука плетется за законодательством. То же с конкуренции. Из-за непониманию юристами конкуренции, развитие этой сферы идет по ошибочному пути.

ФЗ «О защите конкурецнии» написан в угоду ведомственным интересам антимонопольной службы. Если предыдущий закон хотя бы упоминал о поддержке конекуренции, то нынешний закон говорит лишь о защите. Ничего там не сказано про поддержку конкуренции и про соответствующием меры.

В результате конкуренция неполучает должного развития.

Самый достоверныйпоказатель слабости конкурецнии проявляется в отсутствии перетока капиталов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные; а также неразвитость малого бизнеса (у нас в 5-7 раз ниже уровень разития).

Бесспорно, что наряду с развитием конкуренции необходима ее защита – рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и силовым воздействием с государственными структурами.

Меры по защите можно разделить на несколько групп:

1. Запрет на соглашения или согласованные действия лиц, ограничвающих конкуренцию;

Ст. 11 ФЗ «О защите конкурецнии».

a. Соглашение субъектов по установлению или поддержанию цен.

Примеры таких соглашений можно найти повсеместно, но выявить их практически невозможно. В Германии Пугинский слушал месячный курс о борьбе с подобными соглашениями. Лектора спросили – видели ли вы такое соглашение? Он ответил – лет 15 назад видел такое соглашение – суд, опираясь на такое соглашение оштрафовал нарушителей.

Соглашения, говорит профессор, есть, но не пишут они это друг другу – так договариваются. ВАС РФ пошел по пути объективного вменения. И в 30 Постановлении Пленума о применении закона о защите конкуренции сказал так «Если наблюдается одновременное повышение цен на определенные товары, то такие действия нужно квалифицировать как ценовой сговор». Кошмар!

b. Соглашения о разделе рынка по территориальному принципу;

c. Создание препятствий доступу на рынок и выходу из рынка другим субъектам;

d. Сокращение или прекращение производствоа товаров, на которы имеется спрос при наличии возможности их рентабельного производства.

Этот перечень не закрытый, запрещаются и иные соглашения или действия, которые приводят или даже могут привести к ограничению конкуренции.

2. Запрет хозяйствующим субъектам на злоупотребление доминирующим положением;

Обладать доминирующим положением можно, но нельзя им злоупотреблять!

Запрещаются действия лиц, занимающие доминирующие положение, результатом которых могут явиться ограничение конкуренции и ущемление интересов других лиц. Это в частности:

a. Установление или поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены.

Это односторонние действия, а не соглашения.

b. Изъятие товара из обращения

c. Навязывание контрагенту невыгодных или излишних для него условий договора;

d. Отказ или уклонение от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности поставок соответствующего товара.

3. Есть запрет еще на одну группу действий – на действия органов власти и иных организаций, которые приводят к ограничению конкуренции (ст. 15 закона). В частности:

a. Запрещено таким органам вводить ограничения на осуществление субъектами отдельных видов деятельности;

b. Дача указаний о приоритетном осуществлении поставок или приоритетном заключении договора, ограничения выбора поставщиков товара.

Устранение перечисленных нарушений может производиться по предписанию антимонопольных органов или в результате обращения в суд.

Меры по защите конкуренции сейчас требуются на первичном уровне производства и торговли, причем резкие, силовые. Речь идет о подавлении действий, направленных против конкуренции.

Общество плохо осознает, что зажим конкурнеции не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой. Население попросту грабят, причем нагло и в широчайщих масштабов. Нечисть контролирует торговлю и давит население целям.

Это нарушает конституционные основы экономического строя. Поэтому тут необходимо применение жёстких административных и уголовных мер воздействия. Нужно попросту вкалачивать в головы уважение к закону и правилам конкуренции. Тренировать ОМОНовцев не на женщинах, а на настоящих нарушителей.

178 УК РФ – ответственность за незаконное повышение или удержание цен. За все годы ни один человек по этой статье не был наказан. Шпионов и тех как-то умудряются найти. Но этих – не могут.

Федеральное собрание организует какие-то мониторинги исполнения законодательства, что-то там лопочут, выкладки какие-то пишут. Возьмите вы законы, которые остро задевают интересы людей. Не с одними медикаментами проблемы! А практически со всеми товарами. Как бараны глядят в эти документы и все. Пугинского это изумляет.

Что делают для того, чтобы исправлять положение? Рабочий план на следующий год принесли Пугинскому. Придумали еще какое-то Общее государство и право. Пугинский написал – давайте сделаем дисциплину «Организацию исполнения законов». Пусть каждый управленец знает. Что-то головами все качают. Пугинский говорит – давайте я буду читать! Наука юридическая есть, законов вагоны, а вот приемы и способы организации законов – нет. Любого из нас спроси – не ответим. Вот такая ненасть. Помоечная юридическая наука.

Наряду с защитой от ограниченй необходима специальная группа мер по борьбе с другой группой наурешний.

4. Бороба с недобросовестной конкуренцией

Ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции».

a. Распространине ложных или неточных сведений, которые могут причинть убытки субъектку;

b. Введение в заблуждение относительно качества и иных характеристик товара;

c. Некорректное сравнение товаров с товарами других лиц;

d. Незаконное использование чужих средств индивидуализации, нарушение коммерческой и служебной тайны.

Значимым аспектом обеспечения конкуренции служит демонополизациия экономики. Но демонополизация – это предпосылка конкуренции, сама она не порождает конкуренцию.

Тут закон о защите конкуренции принципиально ошибся. Внимание уделяется защитным мерам, а не вопросам защиты конкуренции. Вместе с тем в РФ остается одной из основных задач – задействовать конкурентные механзимы.

Контроль за соблюдением антимононопольного законодательства возложен на ФАС и ее территориальные подразделения. Само название органа говорит о «неправильной» установке ее деятельности.

Министерсво конкуренции и антимонопольной политике – нужно было задействовать конкуренцию.

Дейстельность ФАС характеризуется крайне низкой продуктивностью. Нужно развивать конкуренцию, а не просто заниматься чем-то то более простым и выгодным – давать разрешения на сделки и т.п.

Антимонопольный орган может вынести предписание об изменини условий договора или его расторжении

Дать предприсание о совершении действий, направленных на восстановление и защтиу прав лица при неисполнении предписания.

Можно заявить в суд требование о признании недеймствительных договоров, об обязательно заключении догвооров. Об изменении или расторжении договора, о признании торгов недействительынми.

Пленум ВАС РФ 2008 г. № 30 дал установку на строгое применение защитных мер.

При несоблюдении конкурентного законодательства или невыполнении предписаний антимонопольного органа можно налагать штрафы и дисквалфицировать должностных лиц.

Ответственноть установлена КоАПом.

Нет прямой возможности потерпевшего от нарушения добиться заключения или изменения договора с монополист

Нужно просить антимонопольный орган обратиться в суд. У нас же АПК РФ не предусматривает такой возможности напрямую обратиться, а ФАС инициативу не проявляет – ему это не очень-то надо (в Риме преторы и те могли

Организации в суд по 23 статье тоже выходить напрямую не мог. Получается, что граждан душат ценами, а защитить свои права не могут. И ждут действий от Правительства, а она не делает ничего.

См. 10, 11, 14, 15 ФЗ «О защите конкуренции» - знать близко к тексту.

См. книгу Варламвой «О конкурентной стратегии».

16.03.2012 г.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.019 с.)