Духовные процессы 1890-х годов. . . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовные процессы 1890-х годов. . .



Поражения 1894-1895 гг. и Симоносекский договор произвели внутри Китая бурю возмущения и всплеск политической активности шэныии, интеллигенции и части помещиков. Патриотический подъем середины 90-х годов оказался во много раз более сильным и продолжительным, нежели подобное брожение в ходе франко-китайской войны 1884-1885 гг. Унизительные для Китая условия Симо-носекского договора вызвали взрыв негодования в Пекине, куда весной 1895 г. носители средней ученой степени (цзюйжэнь) съехались со всей страны для участия в столичных экзаменах на высшую степень (цзиныии). 30 апреля и 1 мая прошли бурные собрания, в них участвовало более 1,2 тыс. цзюйжэней из различных провинций. Председательствующим стал ученый и политик уроженец Гуандуна Кан Ювэй. Он создал теорию «Великого Единения» («Датун») — утопического коммунизма с ликвидацией частной собственности и организацией общественного производства. Кан Ювэй использовал авторитет Конфуция для обоснования необходимости модернизации Китая. Он обосновывал полезность и необходимость реформ на примере деятельности Петра I в России, «возрождения Мэйдзи» в Японии, Великой французской революции, а также преобразований в Англии, Франции и Германии. На печальном опыте Польши и Турции он доказывал пагубность запоздания и нерешительности в деле модернизации общества. В конце апреля Кан Ювэй и его ученики Лян Цичао и Май Мэнхуа составили одобренный собраниями меморандум императору. В этом Коллективном меморандуме содержался целый ряд требований и предложений. Кан Ювэй и его сторонники учли слабые стороны «самоусиления» и добивались многостороннего, комплексного обновления Китая. Цинское правительство проигнорировало Кол-лективный меморандум. Тем не менее он положил начало общественному движению за реформы 1895- 1898 гг. Кан Ювэй и его сторонники в том же, 1895 г. стали издавать в Пекине свою ежедневную газету «Усиление государства» («Цянсюэ-бао») и создали своеобразный клуб сторонников реформ под названием «Ассоциация усиления государства» («Цянсюэхуэй»). 242

Их главная цель состояла не в создании буржуазного общества, а в возрождении могучей конфуцианской империи. По мнению Кан Ювэя, через десять лет после осуществления его программы реформ Китай смог бы завоевать гегемонию над остальными странами. Последователи Кан Ювэя отражали настроения широких патриотических кругов, готовых в этой экстремальной ситуации на все ради «спасения государства». Однако в декабре 1895 г. под нажимом реакционных столичных сановников и ЦысибогдоханЦзайтянь был вынужден своим указом запретить деятельность Ассоциации и ее филиалов, а также закрыть газету реформаторов. Между тем разъехавшиеся из Пекина по родным местам сторонники Кан Ювэя стали создавать там различные организации реформаторского толка — общества, клубы, научные ассоциации и школы. Кроме того, патриотический подъем вызвал к жизни множество газет, журналов и публицистической литературы либерального направления. Само движение за реформы не было однородным. На его правом фланге стояли вчерашние приверженцы политики «самоусиления» во главе с ЧжанЧжидуном, а также ряд столичных и провинциальных сановников, в том числе цензоров. Наиболее многочисленным был центр движения — столичные и провинциальные шэньши и преподаватели во главе с Кан Ювэем и Лян Ци-чао. Неизмеримо слабее и малочисленней было левое крыло реформаторского движения, возглавляемое Тань Сытуном и ТанЦайчаном. Эти хунаньские радикалы стояли за ликвидацию монархии и создание демократической республики, поддерживая связь с тайными обществами и патриотически настроенными офицерами.

Параллельно шло формирование революционно-демократического лагеря. Зачинателем революционного движения стал представитель новой интеллигенции Сунь Ятсен, получивший европейское медицинское образование. В ноябре 1894 г. в Гонолулу на Гавайях им был создан «Союз возрождения Китая» («Синчжун-хуэй»). В январе следующего года в Гонконге возникло его главное отделение, а затем и филиал в Гуанчжоу. Они объединяли несколько сотен человек, поклявшихся «изгнать маньчжуров и возродить Китай». Революционерами двигали общенациональная идея спасения родины и ханьский национализм. Реформаторов и сторонников Сунь Ятсена разделяло многое. Способ возрождения великого и процветающего Китая они видели по-разному. Для последователей Кан Ювэя это были легальные спасения родины и ханьский национализм. Реформаторов и сторонников Сунь Ятсена разделяло многое. Способ возрождения великого и процветающего Китая они видели по-разному. Для последователей Кан Ювэя это были легальные методы — пропаганда идей и мирные требования ради сохранения маньчжурского режима и превращения Китая в процветающую монархию. Постепенная модернизация общества ими мыслилась с опорой на старый строй при оздоровлении династии Цин за счет принятия ею улучшенных форм правления. Если сторонники реформ намеревались использовать опыт Европы, США и Японии для сохранения монархии и династии Цин, то революционеры хотели применить этот опыт для свержения маньчжурского режима и создания республиканского строя. Если их социальной средой являлись шэньши, старая интеллигенция и бюрократия, то последователи Сунь Ятсена рекрутировались из мелкобуржуазных слоев и новой интеллигенции. Это были торговцы, служащие, приказчики, врачи, адвокаты, преподаватели и эмигранты (хуацяо).

К спасению родины революционеры шли через конспирацию, подпольную деятельность и подготовку восстаний с опорой на тайные общества (хуэи- дан). Эти ханьские националисты планировали упразднить монархию, учредить 243 республику и создать демократическое правительство. Затем предстояло провести реформы в целях модернизации Китая. Крайне малочисленные, но героически настроенные революционеры вступили в неравную схватку. В 1895 г. под руководством Сунь Ятсена готовилось восстание в Гуанчжоу. Однако в конце октября власти раскрыли подпольную организацию и предотвратили намечавшееся выступление. В августе 1900г. «Союз возрождения Китая» совместно с тайным обществом «Триада» («Саньхэ») организовал восстание в приморских уездах вокруг Гуанчжоу под руководством ЧжэнШиляна. Под знаменами местных хуэйданов за оружие взялись 20 тыс. человек. Однако через месяц после начала боевых действий из-за недостатка продовольствия восстание захлебнулось. Одновременно сорвалось подготовленное ТанЦайчаном вооруженное выступление левого крыла реформаторов в Хунани. Штаб подпольной «Армии независимости» («Цзылицзюнь») в Ханькоу был разгромлен властями, а его руководство казнено.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.133.33 (0.017 с.)