ТОП 10:

Вопрос 42: Сунь Ятсен и три народных принципа.



Источники политического учения Сунь Ятсена можно разделить на две группы. Первая из них - это традиционные для Китая учения, прежде всего конфуцианство. Надо сказать, что как публичный политик Сунь дистанцировался от конфуцианской ортодоксии - слишком тесно она была связана с маньчжурской династией, - но влияние укоренившегося в массовом сознании конфуцианства на его учение весьма заметно. Оно проявляется в вере Суня во всемогущество идеологии, в поиске окончательного, раз и навсегда найденного абсолюта, в апелляции прежде всего к нравственным категориям, составляющим ядро конфуцианства, в идеализации китайской культуры и истории и в неадекватно высокой оценке роли китайских императоров и мыслителей. Вторая группа источников - это достижения европейской политической мысли. Вначале это был либерализм, затем Сунь стал склоняться к идеям социалистического толка. К концу жизни он проявлял большой интерес к учению В.И.Ленина, но коммунистом не стал.

Итак, в 1905 г. В Токио он создает «Объединенный союз», в последствии преобразованный им в Национальную партию (Гоминьдан). Именно здесь он провозгласил три знаменитых принципа: национализм, народовластие и народное благосостояние. Остановимся подробнее на каждом из них.

Первый из них – это принцип нации ("национализм"). Сам Сунь Ятсен так разъяснял этот принцип: «Смысл термина «национализм» понятен без особых разъяснений. Например, человек всегда узнает своих родителей и не спутает их с прохожими, так же как и не примет прохожих за родителей. То же следует сказать и о чувстве национализма — оно у каждого в крови. Хотя с тех пор, как маньчжуры вторглись в Китай, прошло уже более 260 лет, любой ханец, даже ребенок, встретив маньчжура, сразу узнает его и никогда не примет за ханьца. В этом — суть национализма.

Следует, однако, понять один очень важный момент: принцип национализма отнюдь не предусматривает изгнания из нашей страны каждого иноплеменника, а предполагает лишь положить предел захвату иноплеменниками власти, принадлежащей нашей нации. Ведь мы, ханьцы, обретем свое государство лишь тогда, когда возьмем власть в наши руки, в противном случае государство, хотя и будет существовать, останется по-прежнему не нашим, не китайским, государством».

Другая задача, которая вытекала из этого принципа – достижение Китаем равноправного положения среди других государств. В литературе в качестве иллюстрации этой задачи приводится его «Воззвание к иностранным державам», в котором он провозглашает свержение чужеземного абсолютисткого правительства и установление республики. Однако представляется, что под чужеземным имеется в виду манчжурское правительство Цин, а не иностранное господство в прямом смысле.

Вторым элементом триады является принцип народовластия ("демократия"). Сунь Ятсен понимал его как необходимость изгнания манчжуров и уничтожения монархии. В результате чего будет установлен демократический конституционный режим. Для традиционно патриархального китайского общества, не выработавшего понятия прав человека (в том числе и права определять свою судьбу) и не знавшего в течение тысячелетий иной формы правления, кроме монархии, этот принцип был безусловной новеллой.

Сунь Ятсен стремился активизировать деятельность масс. Он определял политику, как «публичное управление делами государства» и считал, что каждый гражданин имеет право на участие в делах государства. В этом заключается его идея равенства. Сунь Ятсен никогда не утверждал, что люди равны по физическим или интеллектуальным возможностям, но он считал злом искусственное неравенство, навязанное людям правителями, которое является причиной социальной несправедливости и возмущения. Он определял истинное равенство, как возможность для всех людей реализовать свои способности, отсутствие в обществе препятствий для реализации каждой личности. Любой человек должен иметь возможность самореализации, а такая возможность обеспечивается только соответствующим образованием.

Теория демократии Сунь Ятсена не является копией теорий западных образцов. Наиболее ярко это можно увидеть в его модели Конституции пяти властей. Согласно этой Конституции государственная власть в Китае подлежала разделению на пять ветвей: законодательную, исполнительную, судебную, контрольную и экзаменационную. Она свидетельствует о том, что источником его вдохновения безусловно была Америка, но ее систему Сунь Ятсен обогащает традиционными китайским требованиями, добавляя контрольную и экзаменационную ветви власти.

Экзаменационная ветвь – это не что иное, как отсылка к многовековой традиции экзаменов на звание шиньши. По мнению Сунь Ятсена, если отдать кадровый вопрос в руки исполнительной власти, то чиновники начнут формировать управленческие кадры, руководствуясь принципом личной преданности. Если же выделить систему отбора чиновников в отдельную ветвь, то ее авторитет укрепится, а справедливость восторжествует.

Выделении контрольной ветви власти тоже имеет традиционные истоки – в Китае всегда существовали ревизоры, находящиеся на службе у императора, которые контролировали местных и центральных чиновников. Представители этой ветви власти должны быть наделены полномочиями проводить учет утрат государственного аппарата и контроль за ними, собирать и рассматривать жалобы простых граждан, критиковать правительство за ошибки, - словом, представлять интересы народа.

Процесс политического переустройства Китая Сунь разделял на три периода. Первый из них - "период военной власти" - характеризовался им как разрушительный. В ходе его достигалось уничтожение противника. Следовавший за ним "период политической опеки" отводился на становление и развитие местного самоуправления. В годы завершающего "периода конституционного правления" должны быть созданы органы государственной власти - юани и провинциальные управы. Как и предыдущий второй период, он характеризовался как созидательный. Однако Сунь Ятсен не придерживался выработанной им последовательности, и "период политической опеки" затянулся, наполнившись новым содержанием. Его преемник, Чан Кайши, обосновал этим принципом диктатуру личной власти и политическую монополию Гоминьдана. Живучесть "политической опеки" можно проследить в современном Китае и ряде стран Восточной и Юго-Восточной Азии ("направляемая демократия" в Индонезии и т.п.).

Третий элемент триады - "принцип народного благосостояния". Сунь Ятсен считал, что социальный вопрос в Китае еще не проявился полностью, он находится только в зародышевом состоянии, в отличие от стран Европы, где проблема достигла уже критической стадии. Основную причину социальных проблем Европы он видит неравенстве, вызванном существованием крупного капитала и капиталистов. «Происходит это потому, что человек не может устоять перед силой капитала. В древности земледелие и ремесло основывались на силе человека. В наш век, когда мы покорили силы природы, человек, обладающий только физической силой, никак не может соперничать с человеком, имеющим машины. Поэтому как сельское- хозяйство, так и промышленность находятся в руках капиталистов».Почему же Европа и Америка не в состоянии решить социальный вопрос? Да потому, что у них не решен вопрос аграрный. Общий прогресс цивилизации обусловливает и рост цены на землю. Сельское хозяйство в Англии постепенно захирело вовсе не потому, что там не хватает земли, а потому, что английские богачи превратили пахотные земли в пастбища или в охотничьи угодья, с которых доход больше и получать его легче. Бедняки не имеют своей земли, поэтому они вынуждены добывать себе пропитание работой в промышленности. Промышленность же целиком находится в руках капиталистов.

Выход из такой ситуации Сунь Ятсен видел в установлении твердых цен на землю. «Предположим, - писал он, - у земледельца имеется участок ценой в тысячу юаней. На него устанавливается цена и тысячу или максимально в две тысячи юаней. Если вследствие развития путей сообщения цена на эту землю поднимется до десяти тысяч юаней, то землевладелец, получив за нее положенные две тысячи, не будет в убытке и даже окажется в выигрыше. Остальные же восемь тысяч должны поступить государству, что принесет большую пользу стране и поднимет благосостояние народа. Что касается такого зла, как монопольное право кучки богатых на эти доходы, то оно, разумеется, должно быть уничтожено навсегда. Предложенная мера является самой простой и наиболее легко осуществимой … После установления твердых цен на землю, по мере развития цивилизации, государство будет становиться богаче, и решение финансовых проблем не представит особой трудности. Нынешние непосильные налоги будут отменены, цены на товары - снижены, народ станет зажиточным, и политике злоупотреблений, 'царившей у нас в течение нескольких тысячелетий, придет конец … После осуществления социальной революции в Китае частным лицам не нужно будет платить налоги, а наше государство, собирая одну только земельную ренту, станет самым богатым в мире. Государство с таким общественным строем будет недосягаемым для других стран. А для этого нам надо идти впереди, а не плестись в хвосте. Такая социальная революция, несомненно, явится примером для всех цивилизованных стран».

Помимо земельной реформы, Сунь Ятсен разработал программу индустриализации страны и контроля правительства над частным капиталом. Под "ограничением капитала" Сунь Ятсен понимал национализация крупных монополий. Национализацию следовало осуществить, "дабы частный капитал не мог держать в своих руках жизнь народа", - главной целью индустриализации (гипертрофированной копии планаГОЭЛРО) являлась модернизация Китая и выведение его на уровень Западной Европы и США.

 

Исторические судьбы учения Сунь Ятсена противоречивы. Почти четверть века после смерти Суня оно оставалось официальной идеологией Китая, но политика Чан Кайши дискредитировала и учение, и Гоминьдан. После бегства в 1949 г. на Тайвань Гоминьдан во главе с Чан Кайши (а после его смерти - с его сыном Цзян Цзинго) построил высокоразвитую динамичную экономику, но и ее все больше и больше стесняла "политическая опека", и в конечном счете от нее отказались. На материке, в Китайской Народной Республике, три принципа и разделение на пять властей уже на рубеже 40-х-50-х гг. были заменены на гораздо более жесткие коммунистические установки. Но это мало отразилось на авторитете Сунь Ятсена. Идеалист и бессребреник, чистый и честный человек, превыше всего ставивший интересы китайского народа, он навсегда остался в его памяти.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.168 (0.005 с.)