Глава 1. Теоретические основы использования проектной деятельности как средства формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы использования проектной деятельности как средства формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы



Тема дипломной работы

«Проектная деятельность как средство формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста

К объектам живой природы»

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБЪЕКТАМ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

1.1. Характеристика субъективного отношения детей к природе в дошкольном возрасте.............................................................................8

1.2. Проектная деятельность как форма организации педагогического процесса в ДОУ.......................................................22

1.3. Педагогические условия использования проектной деятельности как средства формирования положительного отношения старших дошкольников к объектам живой природы...................31

Выводы по первой главе............................................................................... 41

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБЪЕКТАМ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

2.1. Изучение уровня сформированности положительного отношения старших дошкольников к объектам живой природы..............................43

2.2. Описание опытной работы по использованию проектной деятельности как средства формирования положительного отношения старших дошкольников к объектам живой природы.............................47

2.3. Анализ эффективности проведенной работы.....................................56

Выводы по второй главе................................................................................58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях И.А. Хайдуровой, П.Г. Саморуковой, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, В.А. Игнатовой, И.Т. Суравегиной, Н.С. Глазачева и др. Результат экологического воспитания большинство исследователей видят в сформированности экологической культуры.

Как отмечают исследователи (Николаева С.Н. (31), Рыжова Н.А (39), Суркина С.А. (47) и другие), одним из базовых компонентов сформированности экологической культуры является осознанно-правильное, эмоционально-положительное отношение к природным объектам. С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин дали развернутую характеристику понятия «субъективное отношение к природе» и выделили его параметры. Под субъективным отношением к природе они понимают субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с природными объектами, являющееся фактором, обуславливающим поведение [7, 51]. Эмоционально-положительное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада.

Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, является принцип интеграции образовательных областей. Авторы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова и др. считают, что «только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним» [34, 20].

В настоящее время перед ДОУ поставлена задача – предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции. К таким формам она относит совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры. Однако, все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию. На наш взгляд, наиболее интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деятельности вообще, является проектная деятельность.

Основываясь на личностно-ориентированном подхо­де к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, фор­мирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания.

Работа над проектами экологической направленности имеет боль­шое значение для развития познава­тельных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Кол­лективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах де­ятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников. В этой связи современные исследователи обращаются к разработке различных экологических проектов. В частности, проект «Мое дерево» Н.С. Рыжовой [41], «Войди в природу с добротой» М. Лаврентьевой [21], «Природа – наш общий дом» Ж.А. Сафоновой [43] и другие.

Проблема исследования. Как видим, о необходимости формирования положительного отношения к объектам живой природы говорят многие исследователи, однако вопрос использования различных педагогических средств с целью формирования эмоционально-положительного отношения к объектам природы является в настоящий момент недостаточно изученным. На наш взгляд, именно проектная деятельность является наиболее эффективным средством формирования данного компонента экологической культуры, вследствие этого проблема нашего исследования заключается в вопросе: каковы педагогические условия использования проектной деятельности как средства формирования у дошкольников положительного отношения к объектам живой природы. Это определило выбор темы нашего исследования: «Проектная деятельность как средство формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы».

Объектом исследования выступаетпроцесс формирования положительного отношения к объектам живой природы посредством проектной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия использования проектной деятельности в качестве средства формирования положительного отношения к объектам живой природы.

Целью нашей работы является теоретическое обоснование и организация опытно-экспериментальной работы по апробации педагогических условий использования проектной деятельности в качестве средства формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

1. Охарактеризовать субъективное отношение детей к природе в дошкольном возрасте;

2. Рассмотреть особенности проектной деятельностикак формы организации педагогического процесса в ДОУ;

3. Определить педагогические условия использования проектной деятельности в качестве средства формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы;

4. Организовать опытно-экспериментальную работу по апробации педагогических условий использования проектной деятельности как средства формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы на базе МБДОУ д/с № 50 …и МБДОУ д/с №16 …..

Гипотеза: в основу данного исследования положено предположение о том, что использование проектной деятельности в качестве средства формирования положительного отношения старших дошкольников к объектам живой природы эффективно при соблюдении ряда педагогических условий, а именно:

- в ходе проектной деятельности имеется возможность для непосредственного контакта с живыми объектами природы и используются различные формы взаимодействия с ними,

- организация проектной деятельности, направленная на эмоционально-чувственное восприятие происходящих в природе изменений, что отражается в тематике проектов,

- в ходе проектной деятельности используются методы и приемы, побуждающие к эмоциональному отношению к живым объектам.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, связанной с аспектами проблемы исследования; педагогическое наблюдение; эксперимент; педагогическая диагностика, анализ и обобщение количественных результатов исследования.

Практическая значимость исследованиязаключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных учреждений по организации проектной деятельности по формированию положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы.

База исследования: МБДОУ № 50 …. и МБДОУ д/с №16……...

Выводы по 1 главе

Субъективное отношение – это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим поведение. Существует несколько типов субъективного отношения к природе: перцептивно-аффективный объектно-непрагматический; когнитивный субъектно-непрагматический; когнитивный субъектно-прагматический; практический объектно-прагматический; практический субъектно-прагматический; поступочный субъектно-непрагматический. В дошкольном возрасте преобладает когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.

Проектная деятельность в детском саду – это такая форма организации педагогического процесса в ДОО, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В настоящее время проекты классифицируются: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

Использование проектной деятельности в качестве средства формирования положительного отношения к объектам живой природы эффективно, если в ходе проектной деятельности имеется возможность для непосредственного контакта с живыми объектами природы и используются различные формы взаимодействия с ними; тематика проектов отражает особенности времени года и жизнедеятельности разнообразных живых объектов; в ходе проектной деятельности используются методы и средства, побуждающие к эмоциональному отношению к живым объектам.

 

Выводы по 2 главе

 

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы был выявлен уровень сформированности положительного отношения к объектам живой природы в двух группах: экспериментальной и контрольной. Большинство детей не показали активного интереса к объектам живой природы, только некоторые готовы участвовать в экологически ориентированной деятельности. Такие результаты подвели нас к необходимости проведения специальной работы по формированию положительного отношения детей к объектам живой природы посредством современной формы организации педагогического процесса – проектной деятельности.

В течение года с детьми экспериментальной группы был организован ряд экологических проектов: «Все на свете друг другу нужны», «Огород на окне», «Знакомство с Красной книгой», «Первоцветы», «Будь природе другом». В рамках проектов мы опирались на непосредственное взаимодействие детей с объектами живой природы и эмоциональную составляющую отношения к природе, использовали различные игры, наблюдения, экскурсии, самостоятельную деятельность детей во время дежурств, природоохранных акций и т.д.

По итогам года повторная диагностика в экспериментальной группе показала значительную положительную динамику в уровне сформированности положительного отношения к объектам живой природы. Дети с интересом наблюдали за объектами живой природы, участвовали в природоохранных акциях, ухаживали за растениями в уголке природы и т.д. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности реализации опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе и важности соблюдения в ходе этой работы обозначенных нами педагогических условий.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Одним из основополагающих компонентов экологической культуры является положительное отношение к объектам живой природы как положительно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями живой природы, являющееся фактором, обуславливающим поведение. Существует несколько типов субъективного отношения к природе: перцептивно-аффективный объектно-непрагматический; когнитивный субъектно-непрагматический; когнитивный субъектно-прагматический; практический объектно-прагматический; практический субъектно-прагматический; поступочный субъектно-непрагматический.

Современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира диктует необходимость вовлечения детей в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы они могли научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Данным требованиям в полной мере отвечает одна из современных форм организации работы – проектная деятельность.

Использование проектной деятельности как средства формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы должно опираться на ряд педагогических условий. В частности: возможность для непосредственного контакта с живыми объектами природы и использование различных форм взаимодействия с ними; отражение в тематике проектов особенностей времени года и жизнедеятельности разнообразных живых объектов; использование методов и средств, побуждающих к эмоциональному отношению к живым объектам.

В экспериментальной части нашего исследования, исходя из результатов мониторинга, нами был сделан вывод о том, что у старших дошкольников недостаточно сформировано положительное отношение к объектам живой природы, следовательно, используемые методы были неэффективными. Все это привело нас к выводу об использовании проектной деятельности. По итогам проведения ряда проектов с учетом обозначенных выше педагогических условий стало возможным сделать вывод об их эффективности в формировании положительного отношения к объектам живой природы. У детей старшего дошкольного возраста повысилась степень сформированности положительного отношения к объектам живой природы..

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Богданец, Т. Охранять среду обитания – наша задача: обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста/Т. Богданец// Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – С. 30-39.

2. Васина, А.К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста/А.К. Васина// Дополнительное образование. – 2005. - № 12. – С. 13-15.

3. Газина, О. Играя, познаем природу: обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста/О. Газина// Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – С. 39-43.

4. Гладкова, Ю.А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника/Ю.А. Гладкова// Ребёнок в детском саду. - 2008. - №1.- С.2-3.

5. Глебов, В.В. Экологическая психология: Учебное пособие/В.В. Глебов. – М.: РУДН, 2008. – 243с.

6. Данюкова, А. Вы любите проекты?/А. Данюкова//Обруч. - 2001. - №4.-С.11-13.

7. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология/ С.Д. Дерябо, В.А.Ясвин. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 248 с.

8. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания/С.Д. Дерябо. – М.: МПИ, 1999. – 310 с.

9. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию/Е. Евдокимова//Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. - С.20-24.

10. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ/Е.С. Евдокимова. - М.:ТЦ Сфера, 2006. - 64с.

11. Егорова, Т.А. Развитие исследовательских способностей старших дошкольников в процессе изучения природы/Т.А. Егорова// Исследовательская работа школьников. – 2004. - № 1. – С. 78-86.

12. Зебзеева, В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие/В.А. Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 288с.

13. Иванова, А.И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду/А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240с.

14. Йозова, О. Мы друг другу все нужны. Байки от водяного: экологические эксперименты старших дошкольников/О. Йозова// Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – С. 22-29.

15. Кавтарадзе, Д. Н. Природа: от охраны к заботе?/Д.Н. Кавтарадзе// Знание – сила, 1993. - №3. – С.18-24.

16. Козлова, С.Н. Формирование у детей старшего дошкольного возраста устойчивого эмоционально-положительного отношения к труду в природе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //festival@1september.ru

17. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)//Обруч. – 2015. - №2. – С. 23.

18. Корганова, И.В. Роль взрослых в формировании у старших дошкольников положительного отношения к животным// Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сборник научных трудов// отв. редактор С.А. Козлова. – М.: МГПУ, 2001. - С.101-108.

19. Кузнецова, О.В. Качественно новое отношение к природе//Альманах экологического образования и просвещения. Т.2. Материалы Форума с международным участием «Экологическое образование – на пути к инновациям и энергосбережению». – Ярославль, 2011. – С.32.

20. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-синтез, 2008. – 135 с.

21. Лаврентьева, М. Проект по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Войди в природу с добротой» [Электронный ресурс]. – Режим работы:http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-formirovaniyu-yekologicheskoi-kultury-v-uslovijah-krainego-severa-voidi-v-prirodu-s-dobrotoi.html

22. Масленникова, О.М. Экологические проекты в детском саду/ О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232с.

23. Методика ознакомления детей с природой в детском саду// Под ред. П.Г. Саморуковой, - М.: Просвещение, 1991. – 240с.

24. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педучилищ по специальности «Дошкольное образование» // Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2003. - 319 с.

25. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие/Л.П. Молодова. - М.: ЦГЛ, 2004. – 128 с.

26. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике/Л.Д. Морозова. – Москва: Сфера, 2010. - 122с.

27. Николаева, С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам/С.Н. Николаева. - М.: «Мозаика-синтез», 2004. - 112 с.

28. Николаева, С.Н. О некоторых вопросах экологического воспитания/С.Н. Николаева// Дошкольное воспитание, - 1998. - № 7. - С. 20.

29. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений/С.Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.

30. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/С.Н. Николаева. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.

31. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми ср. и ст. групп детского сада/С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 208с.

32. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников/С.Н. Николаева. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 128с.

33. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед. училищ по спец. «Дошкольное воспитание» и «Воспитание в дошкольных учреждениях»// С. А. Веретенникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 312с.

34. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования//Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 336с.

35. Павлова, Л.Ю. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста/Л.Ю. Павлова// Дополнительное образование. – 2005. - № 2. – С. 18-20.

36. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

37. Проектная деятельность старших дошкольников//авт.-сост. В.Н. Журавлёва. - Волгоград: Учитель, 2009. - 98с.

38. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ//Авт.-сост.: Киселёва Л.С., Данилина Т.А, Ладога Т.С., Зуйкова М.Б.- 4-е изд., испр. и доп. - М.:АРКТИ, 2006. - 96с.

39. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду/Н.А. Рыжова. - М.: Изд. центр «Карапуз», 2001. - 432 с.

40. Рыжова, Н. Наш дом — природа// Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 26.

41. Рыжова, Н.А. Экологический проект «Мое дерево»/Н.А. Рыжова. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 256с.

42. Савенков, А.И. Исследования детей как средство обучения /А.И.Савенков//Обруч. - 1998. - №3.- С.27-30.

43. Сафонова, Ж.А. Экологический проект «Природа – наш общий дом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskii-proekt-priroda-nash-obschii-dom.html

44. Сахарова, В. Формирование первоначальных основ экологической культуры у детей дошкольного возраста/В. Сахарова// Приглашает детский сад. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. – С. 54-59.

45. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте/Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2011. – 208 с.

46. Смирнова, О.Е.Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/О.Е. Смирнова. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. -366с.

47. Суркина, С. А.Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности: учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 68 с.

48. Сэротэтто, В.И. Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве/В.И. Сэротэтто// Методист. – 2006. - № 4. – С. 60-68.

49. Федотова, А.М. Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях/А.М. Федотова. – Н.Новгород, 1992. – 280с.

50. Флегонтова, Н.П. Метод проектов в педагогике Джона Дьюи/Н.П. Флегонтова//Ребёнок в детском саду. - 2003. - №4.- С.39-43.

51. Флэйк-Хобсон, К. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими/К. Флэйк-Хобсон. – М.: Просвещение, 1992. – 211с.

52. Фридман, Д. Джелли Джем – друг людей и природы/ Пер. с англ. Н.А. Александровой, Б.Б. Бондаренко. – СПб.: Питер, 1992. – 186с.

53. Халикова, В.В. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода/В.В. Халикова//Воспитатель ДОУ. - 2008. - №8. - С.77-83.

54. Шилов, М.П. Экологическое воспитание в семье: проблемы и перспективы/М.П. Шилов// Дополнительное образование. – 2005. - № 8. – С. 28-31.

55. Эмоциональное развитие дошкольников//Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 160с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1. Результаты диагностического обследования уровня сформированности положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы

Диаграмма 1. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе в начале года

Диаграмма 2. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в контрольной группе в начале года

Диаграмма 3. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе в конце года

Диаграмма 4. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в контрольной группе в конце года

Диаграмма 5. Динамика сформированности уровня положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе

Диаграмма 6. Уровни сформированности уровня положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной и контрольной группе в конце года

Приложение 2. Конспект проекта по формированию положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы «Все на свете друг другу нужны»;

 


Приложение 1. Результаты диагностического обследования уровня сформированности положительного отношения старших дошкольников к объектам живой природы

Диаграмма 1. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе в начале года

 

Диаграмма 2. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в контрольной группе в начале года

 

 

 

Диаграмма 3. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе в конце года

 

 

Диаграмма 4. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в контрольной группе в конце года

 

 

Диаграмма 5. Динамика сформированности уровня положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе

 

Диаграмма 6. Уровни сформированности уровня положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной и контрольной группе в конце года

 

 

Тема дипломной работы

«Проектная деятельность как средство формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста

К объектам живой природы»

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБЪЕКТАМ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

1.1. Характеристика субъективного отношения детей к природе в дошкольном возрасте.............................................................................8

1.2. Проектная деятельность как форма организации педагогического процесса в ДОУ.......................................................22

1.3. Педагогические условия использования проектной деятельности как средства формирования положительного отношения старших дошкольников к объектам живой природы...................31

Выводы по первой главе............................................................................... 41



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.211.141 (0.158 с.)