Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию проектной деятельности как средства формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию проектной деятельности как средства формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы



2.1. Изучение уровня сформированности положительного отношения старших дошкольников к объектам живой природы..............................43

2.2. Описание опытной работы по использованию проектной деятельности как средства формирования положительного отношения старших дошкольников к объектам живой природы.............................47

2.3. Анализ эффективности проведенной работы.....................................56

Выводы по второй главе................................................................................58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях И.А. Хайдуровой, П.Г. Саморуковой, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, В.А. Игнатовой, И.Т. Суравегиной, Н.С. Глазачева и др. Результат экологического воспитания большинство исследователей видят в сформированности экологической культуры.

Как отмечают исследователи (Николаева С.Н. (31), Рыжова Н.А (39), Суркина С.А. (47) и другие), одним из базовых компонентов сформированности экологической культуры является осознанно-правильное, эмоционально-положительное отношение к природным объектам. С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин дали развернутую характеристику понятия «субъективное отношение к природе» и выделили его параметры. Под субъективным отношением к природе они понимают субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с природными объектами, являющееся фактором, обуславливающим поведение [7, 51]. Эмоционально-положительное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада.

Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, является принцип интеграции образовательных областей. Авторы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова и др. считают, что «только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним» [34, 20].

В настоящее время перед ДОУ поставлена задача – предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции. К таким формам она относит совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры. Однако, все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию. На наш взгляд, наиболее интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деятельности вообще, является проектная деятельность.

Основываясь на личностно-ориентированном подхо­де к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, фор­мирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания.

Работа над проектами экологической направленности имеет боль­шое значение для развития познава­тельных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Кол­лективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах де­ятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников. В этой связи современные исследователи обращаются к разработке различных экологических проектов. В частности, проект «Мое дерево» Н.С. Рыжовой [41], «Войди в природу с добротой» М. Лаврентьевой [21], «Природа – наш общий дом» Ж.А. Сафоновой [43] и другие.

Проблема исследования. Как видим, о необходимости формирования положительного отношения к объектам живой природы говорят многие исследователи, однако вопрос использования различных педагогических средств с целью формирования эмоционально-положительного отношения к объектам природы является в настоящий момент недостаточно изученным. На наш взгляд, именно проектная деятельность является наиболее эффективным средством формирования данного компонента экологической культуры, вследствие этого проблема нашего исследования заключается в вопросе: каковы педагогические условия использования проектной деятельности как средства формирования у дошкольников положительного отношения к объектам живой природы. Это определило выбор темы нашего исследования: «Проектная деятельность как средство формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы».

Объектом исследования выступаетпроцесс формирования положительного отношения к объектам живой природы посредством проектной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия использования проектной деятельности в качестве средства формирования положительного отношения к объектам живой природы.

Целью нашей работы является теоретическое обоснование и организация опытно-экспериментальной работы по апробации педагогических условий использования проектной деятельности в качестве средства формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

1. Охарактеризовать субъективное отношение детей к природе в дошкольном возрасте;

2. Рассмотреть особенности проектной деятельностикак формы организации педагогического процесса в ДОУ;

3. Определить педагогические условия использования проектной деятельности в качестве средства формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы;

4. Организовать опытно-экспериментальную работу по апробации педагогических условий использования проектной деятельности как средства формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы на базе МБДОУ д/с № 50 …и МБДОУ д/с №16 …..

Гипотеза: в основу данного исследования положено предположение о том, что использование проектной деятельности в качестве средства формирования положительного отношения старших дошкольников к объектам живой природы эффективно при соблюдении ряда педагогических условий, а именно:

- в ходе проектной деятельности имеется возможность для непосредственного контакта с живыми объектами природы и используются различные формы взаимодействия с ними,

- организация проектной деятельности, направленная на эмоционально-чувственное восприятие происходящих в природе изменений, что отражается в тематике проектов,

- в ходе проектной деятельности используются методы и приемы, побуждающие к эмоциональному отношению к живым объектам.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, связанной с аспектами проблемы исследования; педагогическое наблюдение; эксперимент; педагогическая диагностика, анализ и обобщение количественных результатов исследования.

Практическая значимость исследованиязаключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных учреждений по организации проектной деятельности по формированию положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы.

База исследования: МБДОУ № 50 …. и МБДОУ д/с №16……...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.006 с.)