ТОП 10:

Анализ эффективности проведенной работы



С целью проверки эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию положительного отношения к объектам живой природы в ходе проектной деятельности в конце года нами было проведено повторное диагностическое обследование детей обеих групп: контрольной и экспериментальной.

В качестве критериев диагностики использовались критерии, что и в начале года:

- широта и устойчивость интереса к объектам живой природы, условиям жизни растений и животных;

- попытка оценивать их состояние с позиции «хорошо» или «плохо»; желание участвовать в экологически ориентированной деятельности;

- эмоциональная реакция на встречу с прекрасным (красивыми цветами, фотографиями животных и т.д.). Попытки передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);

- соблюдение правил поведения в уголке природы, во время прогулок в сад и т.д.; проявление готовности оказать помощь нуждающимся в ней растениям и животным.

Анализ результатов повторной диагностики показал, что практически все дети экспериментальной группы проявляют интерес к объектам живой природы, улыбаются при встрече с ними, здороваются. Многие готовы помогать растениям и животным, поливать их, протирать листочки от пыли, кормить, мыть. В целом распределение по уровням получилось следующее: высокий уровень – 17 детей (68%); средний уровень – 7 человек (28%); низкий уровень – 1 ребенок (4%) (см. Приложение 1, Диаграмма 3).

Сравнение результатов диагностик в экспериментальной группе в начале и конце учебного года позволяет нам сделать вывод о повышении уровня сформированности положительного отношения у старших дошкольников к объектам живой природы, количество детей с высоким уровнем повысилось с 16 до 68% , детей с низким уровнем снизилось с 40 до 4 (см. Приложение 3, Диаграмма 5).

Результаты повторной диагностики в контрольной группе показали следующие распределение по уровням: высокий уровень – 5 детей (21%); средний уровень – 12 человек (50%); низкий уровень – 7 детей (29%) (см. Приложение 1, Диаграмма 4). Таким образом, в контрольной группе динамика уровня сформированности положительного отношения к живым объектам была незначительной. Количество детей с высоким уровнем выросло на 8%, со средним уменьшилось на 4%, с низким уменьшилось на 13%. Интерес большинства детей к объектам живой природы был недостаточно выражен, только некоторые дети были готовы к активной помощи растениям и животным.

Сравнение результатов диагностики в экспериментальной и контрольной группе по итогам года показало, что изменения в сформированности уровня положительного отношения к объектам живой природы значительно лучше в экспериментальной группе. В ней количество детей с высоким уровнем выше на 47%; с низким уровнем меньше на 25%, со средним меньше на 22% (см. Приложение 1, Диаграмма 6).

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности реализации опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе и важности соблюдения в ходе этой работы ряда педагогических условий: тематика проектов отражает особенности строения и жизнедеятельности разнообразных живых объектов; в ходе проектной деятельности имеется возможность для непосредственного контакта с живыми объектами природы и используются различные формы взаимодействия с ними; в ходе проектной деятельности используются методы и средства, побуждающие к эмоциональному отношению к живым объектам.

 

Выводы по 2 главе

 

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы был выявлен уровень сформированности положительного отношения к объектам живой природы в двух группах: экспериментальной и контрольной. Большинство детей не показали активного интереса к объектам живой природы, только некоторые готовы участвовать в экологически ориентированной деятельности. Такие результаты подвели нас к необходимости проведения специальной работы по формированию положительного отношения детей к объектам живой природы посредством современной формы организации педагогического процесса – проектной деятельности.

В течение года с детьми экспериментальной группы был организован ряд экологических проектов: «Все на свете друг другу нужны», «Огород на окне», «Знакомство с Красной книгой», «Первоцветы», «Будь природе другом». В рамках проектов мы опирались на непосредственное взаимодействие детей с объектами живой природы и эмоциональную составляющую отношения к природе, использовали различные игры, наблюдения, экскурсии, самостоятельную деятельность детей во время дежурств, природоохранных акций и т.д.

По итогам года повторная диагностика в экспериментальной группе показала значительную положительную динамику в уровне сформированности положительного отношения к объектам живой природы. Дети с интересом наблюдали за объектами живой природы, участвовали в природоохранных акциях, ухаживали за растениями в уголке природы и т.д. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности реализации опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе и важности соблюдения в ходе этой работы обозначенных нами педагогических условий.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Одним из основополагающих компонентов экологической культуры является положительное отношение к объектам живой природы как положительно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями живой природы, являющееся фактором, обуславливающим поведение. Существует несколько типов субъективного отношения к природе: перцептивно-аффективный объектно-непрагматический; когнитивный субъектно-непрагматический; когнитивный субъектно-прагматический; практический объектно-прагматический; практический субъектно-прагматический; поступочный субъектно-непрагматический.

Современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира диктует необходимость вовлечения детей в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы они могли научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Данным требованиям в полной мере отвечает одна из современных форм организации работы – проектная деятельность.

Использование проектной деятельности как средства формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы должно опираться на ряд педагогических условий. В частности: возможность для непосредственного контакта с живыми объектами природы и использование различных форм взаимодействия с ними; отражение в тематике проектов особенностей времени года и жизнедеятельности разнообразных живых объектов; использование методов и средств, побуждающих к эмоциональному отношению к живым объектам.

В экспериментальной части нашего исследования, исходя из результатов мониторинга, нами был сделан вывод о том, что у старших дошкольников недостаточно сформировано положительное отношение к объектам живой природы, следовательно, используемые методы были неэффективными. Все это привело нас к выводу об использовании проектной деятельности. По итогам проведения ряда проектов с учетом обозначенных выше педагогических условий стало возможным сделать вывод об их эффективности в формировании положительного отношения к объектам живой природы. У детей старшего дошкольного возраста повысилась степень сформированности положительного отношения к объектам живой природы..

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Богданец, Т. Охранять среду обитания – наша задача: обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста/Т. Богданец// Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – С. 30-39.

2. Васина, А.К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста/А.К. Васина// Дополнительное образование. – 2005. - № 12. – С. 13-15.

3. Газина, О. Играя, познаем природу: обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста/О. Газина// Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – С. 39-43.

4. Гладкова, Ю.А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника/Ю.А. Гладкова// Ребёнок в детском саду. - 2008. - №1.- С.2-3.

5. Глебов, В.В. Экологическая психология: Учебное пособие/В.В. Глебов. – М.: РУДН, 2008. – 243с.

6. Данюкова, А. Вы любите проекты?/А. Данюкова//Обруч. - 2001. - №4.-С.11-13.

7. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология/ С.Д. Дерябо, В.А.Ясвин. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 248 с.

8. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания/С.Д. Дерябо. – М.: МПИ, 1999. – 310 с.

9. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию/Е. Евдокимова//Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. - С.20-24.

10. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ/Е.С. Евдокимова. - М.:ТЦ Сфера, 2006. - 64с.

11. Егорова, Т.А. Развитие исследовательских способностей старших дошкольников в процессе изучения природы/Т.А. Егорова// Исследовательская работа школьников. – 2004. - № 1. – С. 78-86.

12. Зебзеева, В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие/В.А. Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 288с.

13. Иванова, А.И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду/А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240с.

14. Йозова, О. Мы друг другу все нужны. Байки от водяного: экологические эксперименты старших дошкольников/О. Йозова// Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – С. 22-29.

15. Кавтарадзе, Д. Н. Природа: от охраны к заботе?/Д.Н. Кавтарадзе// Знание – сила, 1993 . - №3. – С.18-24.

16. Козлова, С.Н. Формирование у детей старшего дошкольного возраста устойчивого эмоционально-положительного отношения к труду в природе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //festival@1september.ru

17. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)//Обруч. – 2015. - №2. – С. 23.

18. Корганова, И.В. Роль взрослых в формировании у старших дошкольников положительного отношения к животным// Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сборник научных трудов// отв. редактор С.А. Козлова. – М.: МГПУ, 2001. - С.101-108.

19. Кузнецова, О.В. Качественно новое отношение к природе//Альманах экологического образования и просвещения. Т.2. Материалы Форума с международным участием «Экологическое образование – на пути к инновациям и энергосбережению». – Ярославль, 2011. – С.32.

20. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-синтез, 2008. – 135 с.

21. Лаврентьева, М. Проект по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Войди в природу с добротой» [Электронный ресурс]. – Режим работы:http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-formirovaniyu-yekologicheskoi-kultury-v-uslovijah-krainego-severa-voidi-v-prirodu-s-dobrotoi.html

22. Масленникова, О.М. Экологические проекты в детском саду/ О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232с.

23. Методика ознакомления детей с природой в детском саду// Под ред. П.Г. Саморуковой, - М.: Просвещение, 1991. – 240с.

24. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педучилищ по специальности «Дошкольное образование» // Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2003. - 319 с.

25. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие/Л.П. Молодова. - М.: ЦГЛ, 2004. – 128 с.

26. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике/Л.Д. Морозова. – Москва: Сфера, 2010. - 122с.

27. Николаева, С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам/С.Н. Николаева. - М.: «Мозаика-синтез», 2004. - 112 с.

28. Николаева, С.Н. О некоторых вопросах экологического воспитания/С.Н. Николаева// Дошкольное воспитание, - 1998. - № 7. - С. 20.

29. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений/С.Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.

30. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/С.Н. Николаева. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.

31. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми ср. и ст. групп детского сада/С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 208с.

32. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников/С.Н. Николаева. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 128с.

33. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед. училищ по спец. «Дошкольное воспитание» и «Воспитание в дошкольных учреждениях»// С. А. Веретенникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 312с.

34. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования//Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 336с.

35. Павлова, Л.Ю. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста/Л.Ю. Павлова// Дополнительное образование. – 2005. - № 2. – С. 18-20.

36. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

37. Проектная деятельность старших дошкольников//авт.-сост. В.Н. Журавлёва. - Волгоград: Учитель, 2009. - 98с.

38. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ//Авт.-сост.: Киселёва Л.С., Данилина Т.А, Ладога Т.С., Зуйкова М.Б.- 4-е изд., испр. и доп. - М.:АРКТИ, 2006. - 96с.

39. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду/Н.А. Рыжова. - М.: Изд. центр «Карапуз», 2001. - 432 с.

40. Рыжова, Н. Наш дом — природа// Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 26.

41. Рыжова, Н.А. Экологический проект «Мое дерево»/Н.А. Рыжова. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 256с.

42. Савенков, А.И. Исследования детей как средство обучения /А.И.Савенков//Обруч. - 1998. - №3.- С.27-30.

43. Сафонова, Ж.А. Экологический проект «Природа – наш общий дом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskii-proekt-priroda-nash-obschii-dom.html

44. Сахарова, В. Формирование первоначальных основ экологической культуры у детей дошкольного возраста/В. Сахарова// Приглашает детский сад. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. – С. 54-59.

45. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте/Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2011. – 208 с.

46. Смирнова, О.Е.Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/О.Е. Смирнова. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. -366с.

47. Суркина, С. А.Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности: учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 68 с.

48. Сэротэтто, В.И. Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве/В.И. Сэротэтто// Методист. – 2006. - № 4. – С. 60-68.

49. Федотова, А.М. Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях/А.М. Федотова. – Н.Новгород, 1992. – 280с.

50. Флегонтова, Н.П. Метод проектов в педагогике Джона Дьюи/Н.П. Флегонтова//Ребёнок в детском саду. - 2003. - №4.- С.39-43.

51. Флэйк-Хобсон, К. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими/К. Флэйк-Хобсон. – М.: Просвещение, 1992. – 211с.

52. Фридман, Д. Джелли Джем – друг людей и природы/ Пер. с англ. Н.А. Александровой, Б.Б. Бондаренко. – СПб.: Питер, 1992. – 186с.

53. Халикова, В.В. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода/В.В. Халикова//Воспитатель ДОУ. - 2008. - №8. - С.77-83.

54. Шилов, М.П. Экологическое воспитание в семье: проблемы и перспективы/М.П. Шилов// Дополнительное образование. – 2005. - № 8. – С. 28-31.

55. Эмоциональное развитие дошкольников//Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 160с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1. Результаты диагностического обследования уровня сформированности положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы

Диаграмма 1. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе в начале года

Диаграмма 2. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в контрольной группе в начале года

Диаграмма 3. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе в конце года

Диаграмма 4. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в контрольной группе в конце года

Диаграмма 5. Динамика сформированности уровня положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе

Диаграмма 6. Уровни сформированности уровня положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной и контрольной группе в конце года

Приложение 2. Конспект проекта по формированию положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы «Все на свете друг другу нужны»;

 


Приложение 1. Результаты диагностического обследования уровня сформированности положительного отношения старших дошкольников к объектам живой природы

Диаграмма 1. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе в начале года

 

Диаграмма 2. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в контрольной группе в начале года

 

 

 

Диаграмма 3. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе в конце года

 

 

Диаграмма 4. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в контрольной группе в конце года

 

 

Диаграмма 5. Динамика сформированности уровня положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе

 

Диаграмма 6. Уровни сформированности уровня положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной и контрольной группе в конце года

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.011 с.)