Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ эффективности проведенной работы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С целью проверки эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию положительного отношения к объектам живой природы в ходе проектной деятельности в конце года нами было проведено повторное диагностическое обследование детей обеих групп: контрольной и экспериментальной. В качестве критериев диагностики использовались критерии, что и в начале года: - широта и устойчивость интереса к объектам живой природы, условиям жизни растений и животных; - попытка оценивать их состояние с позиции «хорошо» или «плохо»; желание участвовать в экологически ориентированной деятельности; - эмоциональная реакция на встречу с прекрасным (красивыми цветами, фотографиями животных и т.д.). Попытки передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.); - соблюдение правил поведения в уголке природы, во время прогулок в сад и т.д.; проявление готовности оказать помощь нуждающимся в ней растениям и животным. Анализ результатов повторной диагностики показал, что практически все дети экспериментальной группы проявляют интерес к объектам живой природы, улыбаются при встрече с ними, здороваются. Многие готовы помогать растениям и животным, поливать их, протирать листочки от пыли, кормить, мыть. В целом распределение по уровням получилось следующее: высокий уровень – 17 детей (68%); средний уровень – 7 человек (28%); низкий уровень – 1 ребенок (4%) (см. Приложение 1, Диаграмма 3). Сравнение результатов диагностик в экспериментальной группе в начале и конце учебного года позволяет нам сделать вывод о повышении уровня сформированности положительного отношения у старших дошкольников к объектам живой природы, количество детей с высоким уровнем повысилось с 16 до 68%, детей с низким уровнем снизилось с 40 до 4 (см. Приложение 3, Диаграмма 5). Результаты повторной диагностики в контрольной группе показали следующие распределение по уровням: высокий уровень – 5 детей (21%); средний уровень – 12 человек (50%); низкий уровень – 7 детей (29%) (см. Приложение 1, Диаграмма 4). Таким образом, в контрольной группе динамика уровня сформированности положительного отношения к живым объектам была незначительной. Количество детей с высоким уровнем выросло на 8%, со средним уменьшилось на 4%, с низким уменьшилось на 13%. Интерес большинства детей к объектам живой природы был недостаточно выражен, только некоторые дети были готовы к активной помощи растениям и животным. Сравнение результатов диагностики в экспериментальной и контрольной группе по итогам года показало, что изменения в сформированности уровня положительного отношения к объектам живой природы значительно лучше в экспериментальной группе. В ней количество детей с высоким уровнем выше на 47%; с низким уровнем меньше на 25%, со средним меньше на 22% (см. Приложение 1, Диаграмма 6). Полученные результаты свидетельствуют об эффективности реализации опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе и важности соблюдения в ходе этой работы ряда педагогических условий: тематика проектов отражает особенности строения и жизнедеятельности разнообразных живых объектов; в ходе проектной деятельности имеется возможность для непосредственного контакта с живыми объектами природы и используются различные формы взаимодействия с ними; в ходе проектной деятельности используются методы и средства, побуждающие к эмоциональному отношению к живым объектам.
Выводы по 2 главе
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы был выявлен уровень сформированности положительного отношения к объектам живой природы в двух группах: экспериментальной и контрольной. Большинство детей не показали активного интереса к объектам живой природы, только некоторые готовы участвовать в экологически ориентированной деятельности. Такие результаты подвели нас к необходимости проведения специальной работы по формированию положительного отношения детей к объектам живой природы посредством современной формы организации педагогического процесса – проектной деятельности. В течение года с детьми экспериментальной группы был организован ряд экологических проектов: «Все на свете друг другу нужны», «Огород на окне», «Знакомство с Красной книгой», «Первоцветы», «Будь природе другом». В рамках проектов мы опирались на непосредственное взаимодействие детей с объектами живой природы и эмоциональную составляющую отношения к природе, использовали различные игры, наблюдения, экскурсии, самостоятельную деятельность детей во время дежурств, природоохранных акций и т.д. По итогам года повторная диагностика в экспериментальной группе показала значительную положительную динамику в уровне сформированности положительного отношения к объектам живой природы. Дети с интересом наблюдали за объектами живой природы, участвовали в природоохранных акциях, ухаживали за растениями в уголке природы и т.д. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности реализации опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе и важности соблюдения в ходе этой работы обозначенных нами педагогических условий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Одним из основополагающих компонентов экологической культуры является положительное отношение к объектам живой природы как положительно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями живой природы, являющееся фактором, обуславливающим поведение. Существует несколько типов субъективного отношения к природе: перцептивно-аффективный объектно-непрагматический; когнитивный субъектно-непрагматический; когнитивный субъектно-прагматический; практический объектно-прагматический; практический субъектно-прагматический; поступочный субъектно-непрагматический. Современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира диктует необходимость вовлечения детей в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы они могли научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Данным требованиям в полной мере отвечает одна из современных форм организации работы – проектная деятельность. Использование проектной деятельности как средства формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы должно опираться на ряд педагогических условий. В частности: возможность для непосредственного контакта с живыми объектами природы и использование различных форм взаимодействия с ними; отражение в тематике проектов особенностей времени года и жизнедеятельности разнообразных живых объектов; использование методов и средств, побуждающих к эмоциональному отношению к живым объектам. В экспериментальной части нашего исследования, исходя из результатов мониторинга, нами был сделан вывод о том, что у старших дошкольников недостаточно сформировано положительное отношение к объектам живой природы, следовательно, используемые методы были неэффективными. Все это привело нас к выводу об использовании проектной деятельности. По итогам проведения ряда проектов с учетом обозначенных выше педагогических условий стало возможным сделать вывод об их эффективности в формировании положительного отношения к объектам живой природы. У детей старшего дошкольного возраста повысилась степень сформированности положительного отношения к объектам живой природы..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданец, Т. Охранять среду обитания – наша задача: обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста/Т. Богданец// Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – С. 30-39. 2. Васина, А.К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста/А.К. Васина// Дополнительное образование. – 2005. - № 12. – С. 13-15. 3. Газина, О. Играя, познаем природу: обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста/О. Газина// Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – С. 39-43. 4. Гладкова, Ю.А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника/Ю.А. Гладкова// Ребёнок в детском саду. - 2008. - №1.- С.2-3. 5. Глебов, В.В. Экологическая психология: Учебное пособие/В.В. Глебов. – М.: РУДН, 2008. – 243с. 6. Данюкова, А. Вы любите проекты?/А. Данюкова//Обруч. - 2001. - №4.-С.11-13. 7. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология/ С.Д. Дерябо, В.А.Ясвин. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 248 с. 8. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания/С.Д. Дерябо. – М.: МПИ, 1999. – 310 с. 9. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию/Е. Евдокимова//Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. - С.20-24. 10. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ/Е.С. Евдокимова. - М.:ТЦ Сфера, 2006. - 64с. 11. Егорова, Т.А. Развитие исследовательских способностей старших дошкольников в процессе изучения природы/Т.А. Егорова// Исследовательская работа школьников. – 2004. - № 1. – С. 78-86. 12. Зебзеева, В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие/В.А. Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 288с. 13. Иванова, А.И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду/А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240с. 14. Йозова, О. Мы друг другу все нужны. Байки от водяного: экологические эксперименты старших дошкольников/О. Йозова// Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – С. 22-29. 15. Кавтарадзе, Д. Н. Природа: от охраны к заботе?/Д.Н. Кавтарадзе// Знание – сила, 1993. - №3. – С.18-24. 16. Козлова, С.Н. Формирование у детей старшего дошкольного возраста устойчивого эмоционально-положительного отношения к труду в природе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //festival@1september.ru 17. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)//Обруч. – 2015. - №2. – С. 23. 18. Корганова, И.В. Роль взрослых в формировании у старших дошкольников положительного отношения к животным// Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сборник научных трудов// отв. редактор С.А. Козлова. – М.: МГПУ, 2001. - С.101-108. 19. Кузнецова, О.В. Качественно новое отношение к природе//Альманах экологического образования и просвещения. Т.2. Материалы Форума с международным участием «Экологическое образование – на пути к инновациям и энергосбережению». – Ярославль, 2011. – С.32. 20. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-синтез, 2008. – 135 с. 21. Лаврентьева, М. Проект по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Войди в природу с добротой» [Электронный ресурс]. – Режим работы:http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-formirovaniyu-yekologicheskoi-kultury-v-uslovijah-krainego-severa-voidi-v-prirodu-s-dobrotoi.html 22. Масленникова, О.М. Экологические проекты в детском саду/ О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232с. 23. Методика ознакомления детей с природой в детском саду// Под ред. П.Г. Саморуковой, - М.: Просвещение, 1991. – 240с. 24. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педучилищ по специальности «Дошкольное образование» // Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2003. - 319 с. 25. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие/Л.П. Молодова. - М.: ЦГЛ, 2004. – 128 с. 26. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике/Л.Д. Морозова. – Москва: Сфера, 2010. - 122с. 27. Николаева, С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам/С.Н. Николаева. - М.: «Мозаика-синтез», 2004. - 112 с. 28. Николаева, С.Н. О некоторых вопросах экологического воспитания/С.Н. Николаева// Дошкольное воспитание, - 1998. - № 7. - С. 20. 29. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений/С.Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с. 30. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/С.Н. Николаева. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с. 31. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми ср. и ст. групп детского сада/С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 208с. 32. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников/С.Н. Николаева. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 128с. 33. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед. училищ по спец. «Дошкольное воспитание» и «Воспитание в дошкольных учреждениях»// С. А. Веретенникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 312с. 34. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования//Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 336с. 35. Павлова, Л.Ю. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста/Л.Ю. Павлова// Дополнительное образование. – 2005. - № 2. – С. 18-20. 36. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 37. Проектная деятельность старших дошкольников//авт.-сост. В.Н. Журавлёва. - Волгоград: Учитель, 2009. - 98с. 38. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ//Авт.-сост.: Киселёва Л.С., Данилина Т.А, Ладога Т.С., Зуйкова М.Б.- 4-е изд., испр. и доп. - М.:АРКТИ, 2006. - 96с. 39. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду/Н.А. Рыжова. - М.: Изд. центр «Карапуз», 2001. - 432 с. 40. Рыжова, Н. Наш дом — природа// Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 26. 41. Рыжова, Н.А. Экологический проект «Мое дерево»/Н.А. Рыжова. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 256с. 42. Савенков, А.И. Исследования детей как средство обучения /А.И.Савенков//Обруч. - 1998. - №3.- С.27-30. 43. Сафонова, Ж.А. Экологический проект «Природа – наш общий дом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskii-proekt-priroda-nash-obschii-dom.html 44. Сахарова, В. Формирование первоначальных основ экологической культуры у детей дошкольного возраста/В. Сахарова// Приглашает детский сад. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. – С. 54-59. 45. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте/Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2011. – 208 с. 46. Смирнова, О.Е.Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/О.Е. Смирнова. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. -366с. 47. Суркина, С. А.Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности: учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 68 с. 48. Сэротэтто, В.И. Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве/В.И. Сэротэтто// Методист. – 2006. - № 4. – С. 60-68. 49. Федотова, А.М. Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях/А.М. Федотова. – Н.Новгород, 1992. – 280с. 50. Флегонтова, Н.П. Метод проектов в педагогике Джона Дьюи/Н.П. Флегонтова//Ребёнок в детском саду. - 2003. - №4.- С.39-43. 51. Флэйк-Хобсон, К. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими/К. Флэйк-Хобсон. – М.: Просвещение, 1992. – 211с. 52. Фридман, Д. Джелли Джем – друг людей и природы/ Пер. с англ. Н.А. Александровой, Б.Б. Бондаренко. – СПб.: Питер, 1992. – 186с. 53. Халикова, В.В. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода/В.В. Халикова//Воспитатель ДОУ. - 2008. - №8. - С.77-83. 54. Шилов, М.П. Экологическое воспитание в семье: проблемы и перспективы/М.П. Шилов// Дополнительное образование. – 2005. - № 8. – С. 28-31. 55. Эмоциональное развитие дошкольников//Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 160с. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Результаты диагностического обследования уровня сформированности положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы Диаграмма 1. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе в начале года Диаграмма 2. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в контрольной группе в начале года Диаграмма 3. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе в конце года Диаграмма 4. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в контрольной группе в конце года Диаграмма 5. Динамика сформированности уровня положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе Диаграмма 6. Уровни сформированности уровня положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной и контрольной группе в конце года Приложение 2. Конспект проекта по формированию положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам живой природы «Все на свете друг другу нужны»;
Приложение 1. Результаты диагностического обследования уровня сформированности положительного отношения старших дошкольников к объектам живой природы Диаграмма 1. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе в начале года
Диаграмма 2. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в контрольной группе в начале года
Диаграмма 3. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе в конце года
Диаграмма 4. Уровни сформированности положительного отношения к объектам живой природы в контрольной группе в конце года
Диаграмма 5. Динамика сформированности уровня положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной группе
Диаграмма 6. Уровни сформированности уровня положительного отношения к объектам живой природы в экспериментальной и контрольной группе в конце года
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.135.52 (0.01 с.) |