Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По юридическому характеру взаимодействия участников правоотношенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В данной классификации выделяют два правоотношения: а) вертикальные, которые в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Это и есть то, что обычно называют властеотношениями. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них равенства сторон. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридически-властные полномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у гражданина), либо их объем меньше (например, у нижестоящего органа управления). Такого рода связи наиболее типичны для сферы государственного управления; б) горизонтальные, это те административно-правовые отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. Для правильного понимания сути управленческой горизонтальности необходимо учитывать следующие обстоятельства: - во-первых, действительное, а не формальное юридическое равенство участников административно-правовых отношений реально при наличии одинакового правового уровня сторон и, соответственно, отсутствии выраженной в любой форме их соподчиненности; - во-вторых, обязательное одновременное наличие в конкретных управленческих связях этих двух признаков, ибо отсутствие соподчиненности невсегда тождественно юридическому равенству сторон; - в-третьих, столь же обязательно отсутствие юридически-властного волеизъявления одной стороны, адресованного другой.
Глава 3.
Настоящей главой мы начинаем изучение второго раздела программы курса административного права, который посвящен проблемам его субъектов. В предыдущей главе говорилось, что административное право - это право управления или управленческое право. Государственное управление представляет собой такой вид деятельности государства и специально им образованных органов, реализация которой конституционно закреплена за особым, специальным субъектом. Необходимость изучения этой проблемы возникает еще и потому, что в ходе осуществления политической, экономической и административной реформ в России появилось много новых субъектов, которые ранее не были известны административному праву.
§ 1. Понятие и содержание субъекта
В юридической литературе определение субъекта права дается неоднозначно. Исходя из общих положений теории права под субъектом права понимается лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности (т.е. правосубъектностью). Субъект права - необходимый элемент правоотношений во всех отраслях права, хотя в каждой из них его положение имеет специфику. Подход к понятию субъекта административного права у ученых-административистов не однозначен. Некоторые из них всех субъектов административного права подразделяют на две большие группы - индивидуальные субъекты и коллективные субъекты. [9] Большинство же ученых таких делений не производят и под субъектами административного права понимают: - орган государственного управления, осуществляющий деятельность, носящую исполнительный характер; - реального участника административных правоотношений; - лишь лицо, обладающее правом субъективности, т.е. лицо, процессуально способное быть участником административных правоотношений. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что система субъектов административного права складывается из: - граждан РФ и иностранцев; - органов исполнительной власти; - государственных служащих; - предприятий и учреждений; - органов местного самоуправления; - общественных организаций. В настоящей главе будут рассмотрены вопросы, связанные с основами административно-правового статуса субъектов административного права.
§ 2. Административно-правовой статус субъектов Граждане При рассмотрении административно-правового статуса гражданина следует исходить из ст. 31 Конституции Российской Федерации, в которой сказано: "Общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность". Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. Законодатель различает три разновидности граждан: граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства. На сегодняшний день административно-правовой статус граждан Российской Федерации составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 года "О гражданстве РФ"[10], другими законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах. В содержание административно-правового статуса человека и гражданина включаются: а) комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права; б) гарантии реализации прав и обязанностей граждан, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти. Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены в зависимости от: а) принципа разделения властей - на акты органов представительной власти и акты органов исполнительной власти; б) юридической силы - на законы и подзаконные акты; в) характера компетенции издающих их органов - на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции, иными словами, ведомственные акты. В формировании и особенно в реализации норм административно-правового статуса гражданина РФ значительна роль органов исполнительной власти. В пределах предоставленной им компетенции органы исполнительной власти: - издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация прав на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение); - организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан; - помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например, в вопросах социальной защиты; - осуществляют охрану прав и свобод граждан. Административно-правовые нормы, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения органами исполнительной власти многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей. Говоря об административно-правовом положении граждан, необходимо отметить, что оно прежде всего определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют два понятия: административная правоспособность и административная дееспособность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.007 с.) |