Административная дееспособность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административная дееспособность



Административная дееспособность гражданина - признанная за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера.

Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18‑летнего возраста. Согласно Конституции РФ, гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18‑летнего возраста. Так, в некоторые государственно-служебные отношения гражданин может вступать при достижении им частичной трудовой праводееспособности, возникающей до достижения 18‑летнего возраста; субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся общеобразовательных учреждений, возраст которых достиг 15 лет.

По общему правилу, все граждане Российской Федерации обладают равной административной дееспособностью. Однако некоторые из них, по состоянию здоровья, могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Так, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.

 

Права и обязанности граждан в сфере
государственного управления

Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закрепленную в Конституции РФ. Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы:

а) статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны;

б) адекватные, в которых права и обязанности могут реализовываться по сферам деятельности. Они делятся на личные (личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни); социально-экономические (право частной собственности, право на незапрещенную законом предпринимательскую деятельность); социальные (право на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья); социально-культурные (право на свободу литературного, художественного творчества, на участие в культурной жизни); политические права и свободы (право на свободу слова, право проводить собрания, митинги).

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются прежде всего следующие права граждан:

- участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

- на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

- обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

- на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов;

- неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения;

- на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства;

- свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

- на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Для правильного понимания значения этих и иных конституционных прав для реальной жизни людей необходимо иметь в виду, что: во-первых, права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Во-вторых, закрепление ряда прав сопровождается бланкетными нормами, предусматривающими издание закона, регламентирующего возможность и режим их осуществления.

В‑третьих, ограничение некоторых прав возможно на основании судебного решения.

В‑четвертых, многие права закрепляются без подобных оговорок, однако, их осуществление будет невозможно без издания закона, устанавливающего режим и механизм их осуществления.

В‑пятых, ряд положений Конституции РФ, посвященных правам, в действительности представляет собой декларации, провозглашающие цели, к которым необходимо стремиться.

Граждане РФ, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. К ним Конституция относит:

- обязанность платить законом установленные налоги и сборы;

- сохранять природу и окружающую среду;

- бережно относиться к природным богатствам;

- защищать отечество;

- соблюдать конституцию и законы РФ;

- соблюдать административно-правовые нормы в различных сферах деятельности.

Этот весьма ограниченный круг обязанностей в действительности гораздо шире в силу того, что обязанностью граждан является соблюдение Конституции РФ и законов. Законность и правопорядок предполагают, чтобы граждане не только в полной мере могли использовать данные им права и свободы, но и с наилучшим результатом выполняли свои обязанности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.005 с.)