По порядку действия во времени, пространстве и по кругу лиц. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По порядку действия во времени, пространстве и по кругу лиц.



Общим правилом вступления в силу административно-правовых норм является то, что их действие начинается с момента доведения до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте либо со дня его официального опубликования.

Действие норм рассчитано на неопределенное время, но могут устанавливаться и условия их действия (стихийное бедствие, эпидемия, на столько-то месяцев, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории).

Действие в пространстве административно-правовых норм связано с положением органа, издающего нормативный акт. Поэтому различают нормы, действующие на территориях Российской Федерации, республики в составе РФ, и местного характера, нормы общего и отраслевого характера.

По кругу физических лиц действие административно-право-вых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, пассажиры, работники определенного министерства).

 

Система источников административного права

Изучение и развитие каждой отрасли права ведет к соприкосновению с таким явлением, как источники права. В данном случае речь идет о способах нормативного выражения правовых правил поведения. Благодаря источникам право как бы материализуется, становится ощутимым и воспроизводимым в различных актах поведения и действиях. Природа источников или форм права обстоятельно исследована в литературе по теории права; как прежних десятилетий, так и последних лет.[3] Набор источников, их удельный вес и соотношение между собой зависят от типа правовой системы и различных условий развития государства и общества.

Изложенное выше полностью относится и к источникам административного права, но с известными оговорками. Здесь исторически складывается своя система источников, порождаемая предметом и методами правового регулирования и зависимая от особенностей государственного развития.

Говоря об источниках административного права, хочется подчеркнуть, что это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права. В их числе нормативные акты органов законодательной власти, органов исполнительной власти, а также различного рода утверждаемые этими органами правила, положения, уставы. К числу источников административного права относятся:

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность. В частности:

- об устройстве государственной власти и разделении властей (ст.ст. 3-5, 10-12);

- об участии граждан в управлении государством (ст.ст. 31, 46 и п. 4 ст. 29);

- о сферах деятельности органов Федерации и ее субъектов (ст.ст. 71-78);

- о компетенции Президента (ст.ст. 83, 85-87);

-о полномочиях и нормативных актах Правительства РФ (ст.ст. 110-117);

- о судебной юрисдикции в сфере управления (п. 2 ст. 118, подп. "а" и "е" п. 2, п. 3 ст. 125, пп.1, 2 ст. 46);

- в ст. 72 к совместной компетенции отнесены административное и административно-процессуальное законодательство.

Кроме того, необходимо отметить, что в конституциях отдельных республик, в уставах областей и других субъектов Федерации при сохранении тех же конституционных положений есть и дополнительные - о бюджетной и налоговой системах, об администрации и ее органах, о местном самоуправлении и его взаимоотношениях с органами государственной власти и т.д.

2. Законодательные акты. Наибольшее значение при этом имеют федеральные конституционные законы (например, ФКЗ "О Правительстве РФ")[4], федеральные законы (например, "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан")[5], законы Российской Федерации (например, "О милиции")[6], а также постановления, принимаемые палатами Федерального собрания (Советом Федерации и Государственной думой).

Действующая Конституция Российской Федерации существенно расширила законодательную форму источников административного права. В соответствии со ст.ст. 5 и 76 Конституции РФ правом принимать законодательные акты наделены не только представительные органы государственной власти федерального уровня, но и соответствующие органы власти всех остальных субъектов Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

3. Нормативные указы Президента Российской Федерации, а также утверждаемые его указами положения.

4. Нормативные постановления Правительства Российской Федерации (например, "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации")[7].

Правительство также утверждает различные правила, положения и т.п., которые также являются источниками административного права.

5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

6. На республиканском уровне роль источников административного права выполняют Конституции республик, их законодательство, президентские и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств.

7. В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права служат, помимо законодательных актов, уставы субъектов федерации, а также издаваемые органами государственной власти и государственного управления этих образований нормативные правовые акты (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав администраций).

8. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

9. Административно-правовые нормы могут найти свое отражение в международных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

10. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

 

§ 3. Основные черты и виды
административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правового отношения, как-то: первичность правовых норм; регламентация правовой нормой действий сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой.

Таким образом под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. [8]

Характерными чертами административно-правовых отношений являются:

1. Административно-правовые отношения в отличие от иных (прежде всего - гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах "власть-подчинение".

2. Специфичность субъекта и объекта административно-правовых отношений. Так с убъектами административно-правовых отношений могут быть все, кому нормы административного права предоставляют правомочия и на кого они возлагают определенные обязанности: органы исполнительной власти и их должностные лица, другие государственные органы, государственные служащие, негосударственные органы, предприятия, учреждения, организации, трудовые коллективы, граждане. Объектом управления следует считать другую (управляемую) сторону, деятельность людей в сфере исполнительной власти по реализации своих прав и обязанностей, их поведение.

3. Данные отношения складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления.

4. Сфера государственного управления есть та область деятельности государства, в которой действуют особого рода субъекты. Обобщенно их именуют либо органами государственного управления либо органами исполнительной власти.

5. Административно-правовые отношения по своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены прежде всего на организацию процесса правоисполнения.

6. Административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.

7. Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры.

Административный порядок разрешения административно-правовых споров регламентирован Кодексом РФ об административных правонарушениях, действующими правовыми актами о работе с жалобами и заявлениями граждан.

Нередко действующее законодательство предусматривает судебный порядок разрешения административно-правовых споров либо в качестве самостоятельного, либо альтернативного. В последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.

8. Для административно-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.034 с.)