Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Гражданское правоотношение

Поиск

Гражданское правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами гражданского права. Обратите внимание на структуру гражданского правоотношения, элементами которой являются участники (субъекты) правоотношения, связанные между собой правами и обязанностями, составляющими содержание гражданского правоотношения, а также общим объектом, который является причиной завязывания данных отношений.

Необходимо дать определение и характеристику отдельным элементам гражданского правоотношения. Давая характеристику субъектам гражданских правоотношений, следует использовать такие гражданско-правовые категории, как гражданская правосубъектность, рассматриваемая как правовая способность лица быть участником гражданских правоотношений. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность являются отдельными составляющими правосубъектности. При рассмотрении вопросов правосубъектности следует остановиться на правовом положении юридических и физических лиц зарубежных государств, находящихся на территории РФ.

Кодекс закрепляет за иностранцами безусловный (т.е. не требующий взаимности со стороны государства иностранного гражданина или юридического лица) национальный режим, суть которого определяется п. 1 ст. 2 ГК РФ.

Следующим элементом гражданского правоотношения является объект, то есть благо, на которое направлены субъективное право и соответствующая ему обязанность в целях удовлетворения интересов управомоченного лица.

Гражданские правоотношения могут иметь объектами: 1) вещи, 2) действия, 3) результаты интеллектуальной деятельности, 4) нематериальные

блага.

Существуют и другие точки зрения на классификацию объектов гражданского права. Одни авторы считают, что объектом гражданского правоотношения выступает поведение человека. Вторая точка зрения сводится к утверждению о том, что только поведение субъектов гражданского правоотношения, направленное на различного рода материальные и нематериальные ценности, может выступать в качестве объекта гражданского правоотношения (теория сложного объекта).

Существует также теория многоступенчатого объекта. Данные точки зрения нуждаются в определенной оценке и требуют обоснования.

Третьим элементом гражданского правоотношения являются субъективные гражданские права и обязанности. Различают субъективное гражданское право и право в объективном смысле. Гражданское право в объективном смысле слагается из норм, обязательных правил поведения. В свою очередь нормами гражданского права определяется содержание субъективных гражданских прав. Субъективное право — это принадлежащее субъекту конкретное право. Субъективная обязанность — это мера должного поведения. Существует также точка зрения, что содержание гражданского правоотношения составляют не только субъективные права и обязанности, но и действия субъектов. Участвуя в гражданских правоотношениях, субъекты могут передавать свои права и обязанности или часть своих прав и обязанностей третьим лицам. Процесс перехода прав и обязанностей от одних субъектов к другим именуется в науке гражданского права правопреемством, которое может быть общим (универсальным) и сингулярным (частным). Все гражданские правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям.

Тема 4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права

Характеристику граждан как субъектов гражданских правоотношений следует начинать с определения объема их правоспособности и дееспособности.

Правоспособность граждан связывается с их возможностью иметь гражданские права и нести обязанности. Причем эти возможности являются равными для всех граждан. Недопустимы ограничения со стороны законодателя правоспособности отдельных категорий граждан, влекущие отклонение от принципа равенства правоспособности.

Прямое указание на недопустимость ограничения правоспособности

и дееспособности содержится в ст. 22 ГК РФ, на которую следует обратить особое внимание. Только в случаях, допускаемых законом, гражданин может отказаться от определенных прав или ограничить себя в правах. Давая определение дееспособности граждан, следует обратить внимание на то, что наличие у лица дееспособности предполагает обладание сознательной и самостоятельной волей, т.е. способностью разумно желать чего-либо; отдавать себе полный отчет в своих действиях и руководить ими. Эти качества ставятся в зависимость от возраста граждан, их психического состояния.

Законодатель различает дееспособность по объему:

1) полная дееспособность, которая наступает по достижении 18 лет либо с момента вступления в брак, либо с момента объявления лица эмансипированным;

2) частичная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

3) элементы дееспособности малолетних от 6 до 14. Малолетние до 6 лет полностью недееспособны.

Закон предусматривает ограничение дееспособности граждан и признание граждан недееспособными на основании судебных решений. Возможно ограничение как частичной дееспособности (при наличии достаточных оснований), так и полной дееспособности, которое применяется к лицам, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Признание лица недееспособным в судебном порядке связывается

с психическим расстройством лица, в результате чего лицо не может понимать значение своих действий или руководить ими. Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан законом введен институт опеки и попечительства (ст. 31—41 ГК РФ). Эти отношения регулируются также Федеральным законом от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Следует иметь в виду, что функции опекунов и попечителей обусловлены заботой о содержании своих подопечных, об обеспечении защиты их прав и интересов, поэтому установлено, что управляя имуществом подопечных, опекуны или попечители вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.

Для совершения сделок, выходящих за пределы бытовых, влекущих уменьшение имущества подопечного, требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Обратите внимание на институт патронажа, установленный ст. 41 ГК РФ. Патронаж означает, что по просьбе дееспособного гражданина, который по состоянию физического здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, орган опеки и попечительства назначает ему с его согласия попечителя, исполняющего свои обязанности на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, заключаемого с подопечным. Следует сравнить объем прав доверительного управляющего, поверенного, опекунов и попечителей.

Права и имущественные интересы граждан охраняются и защищаются законом. Этим целям служит институт признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42—44 ГК РФ) и объявления лица умершим (ст. 45—46 ГК РФ). Обратите внимание на то, какой юридический состав необходим для признания лица безвестно отсутствующим и объявления лица умершим; какие последствия возникают в связи с установлением в суде этих фактов и какие последствия возникают в связи с явкой лица и опровержением фактов безвестного отсутствия и объявления лица умершим. Существуют также особенности правосубъектности физического лица как предпринимателя (ст. 23, 24, 25 ГК РФ).

 

Тема 5. Юридические лица как субъекты гражданских

Правоотношений

Приступая к изучению данной темы, студент прежде всего должен

усвоить смысл конструкции юридического лица, уяснить основные концепции, и стремиться раскрыть природу и содержание юридических лиц.

Давая определение юридического лица, следует выделить отдельные его признаки: 1) организационное единство; 2) наличие обособленного имущества, или, иными словами, имущественная самостоятельность, выражением которой является наличие самостоятельного баланса или самостоятельной сметы расходов, а также банковского счета; 3) самостоятельная имущественная ответственность; 4) самостоятельное выступление в гражданском обороте от собственного имени. Особое внимание следует уделить вопросу о правосубъектности юридических лиц.

В соответствии со ст. 49 ГК РФ принцип специальной правоспособности действует в отношении только прямо указанных в нем видов юридических лиц. Ограничение правоспособности возможно также и со стороны самих учредителей путем соответствующего указания в учредительных документах.

Для занятия определенными видами деятельности юридическому лицу необходимо получить лицензию. Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». При необходимости постоянного совершения каких-либо действий за пределами своего места нахождения юридическое лицо может создавать с этой целью филиал или представительство.

Обратите внимание на общие черты в правовом режиме филиалов и представительств, а также на их различия, которые следует искать в характере и объеме их деятельности. Обратите внимание на то, что индивидуализация юридического лица осуществляется путем присвоения ему определенного наименования. Приступая к изучению вопроса о возникновении юридических

лиц, обратите внимание на распорядительный и явочно-нормативный порядок их создания.

Правовой основой деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы, состав которых различен для разных видов юридических лиц. Одним из таких учредительных документов является учредительный договор. Обратите внимание на то, что ст. 52 ГК РФ устанавливает единое для всех учредительных договоров требование о закреплении в них всех существенных условий, последствием недостижения согласия по которым является незаключение договора. Действующим законодательством предусмотрена обязательная государственная регистрация всех юридических лиц. Процедуре регистрации посвящена, в частности, ст. 51 ГК РФ. Кроме того, законодательное регулирование отношений, связанных с регистрацией юридических лиц, осуществляется на уровне ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г., который необходимо изучить. Следует иметь в виду, что отказ в регистрации юридического лица возможен только по формальным основаниям (например, отсутствует подтверждение об оплате 50% уставного капитала акционерного общества). Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания данного юридического лица не допускается.

При изучении вопроса о прекращении юридических лиц следует обратить внимание на то, что с точки зрения последствий, вызываемых прекращением деятельности юридического лица, необходимо различать ликвидацию и реорганизацию. Закон предусматривает возможность ликвидации как в добровольном (например, по решению уполномоченного органа юридического лица), так и в принудительном порядке (например, на основании решения суда).

Обратите внимание на то, как осуществляется процедура ликвидации, на кого возлагаются функции ликвидатора, как строятся отношения с кредиторами, в каком порядке удовлетворяются их требования, при каких условиях возможен раздел имущества между учредителями, а также на особенности процедуры ликвидации, предусмотренные при объявлении лица банкротом, регламентированные Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

При изучении вопросов ликвидации юридических лиц следует обратиться также к Информационным письмам Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ: «О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”» от 6 августа 1999 г. № 43; «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» от 13 января 2000 г. № 50; «О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”» от 14 июня 2001 г. № 64; «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61

Гражданского кодекса Российской Федерации» от 13 августа 2004 г. № 84.

Что касается реорганизации, то следует иметь в виду, что при реорганизации юридических лиц имеет место правопреемство. Это означает, что права и обязанности реорганизуемых организаций по договорам или иным сделкам, равно как и незаконченные расчеты, переходят к тем юридическим лицам, на которые возложено дальнейшее осуществление функций указанных лиц, что является определенной гарантией для кредиторов реорганизуемого юридического лица. Иные гарантии для кредиторов закреплены в ст. 60 ГК РФ, которая, в частности, закрепляет за кредиторами право потребовать прекращения обязательства, в котором реорганизованное юридическое лицо является должником, и возмещения убытков, причиненных досрочным прекращением обязательства.

Обратите внимание на процедуру реорганизации и на те документы, которые составляются при осуществлении этой процедуры (разделительный баланс и передаточный акт), на те сведения, которые они должны содержать, на завершающий этап этой процедуры — регистрацию, а также на основания отказа в регистрации (общие и специальные).

Последним вопросом данной темы является классификация юридических лиц. Значение классификации юридических лиц состоит в возможности определения правового статуса той или иной организации.

Особенно важной является классификация юридических лиц, предусмотренная ст. 48 ГК РФ, в основе которой лежит соотношение в правах на обособленное имущество учредителей и самого юридического лица. Рассматривая отдельные организационно-правовые формы юридических лиц, исчерпывающий перечень которых дан в ГК, следует учесть, что их деятельность регламентируется не только нормами ГК РФ, но и специальными законами: «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ; «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ; «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ; «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)

в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. № 3085-I; «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ; «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ, «О кредитных потребительских кооперативах граждан» от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ, «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ; «О жилищных накопительных кооперативах» от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ; «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ; «О кредитной кооперации» от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ.

Разъяснения по вопросам правового регулирования деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм дается в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 1999 г. № 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”; постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах”».

Тема 6. Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права.

Следует отметить, что государство является особым субъектом гражданских правоотношений. Государственные образования составляют определенную систему, характеризующуюся множественностью субъектов, центром которой является Российская Федерация в целом, а ее составными звеньями — субъекты Российской Федерации (республики в составе федерации, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа).

Свою дееспособность государство реализует через компетентные органы. Основой выступления государства как субъекта гражданских правоотношений в имущественном обороте служит государственная собственность.

Муниципальные образования — это городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. При изучении правового статуса муниципальных образований, вопросов участия их в гражданских правоотношениях и ответственности по обязательствам следует руководствоваться Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.217 (0.008 с.)