Практическая работа № 7. Расчет оптимального объема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая работа № 7. Расчет оптимального объема



Библиотечного фонда.

Цель задания: проверить наличие навыков самостоятельного принятия решений, направленных на совершенствование состава фонда и его использование, знание формул библиотечной статистики, умение ими пользоваться.

Форма занятия: решение типовых задач.

Форма отчетности: практикум.

Содержание задания: на основе приведенных данных рассчитать по формулам количественные показатели комплектования и использования библиотечного фонда.

 

Задание №1. Две библиотеки А и Б имеют следующие показатели:

 

Показатели Библиотека А Библиотека Б
Фонд (экз.) 51 500 49 500
Книговыдача (экз.) 160 000  
Пользователи (тыс.)    
Поступило документов за год    
Выбыло за год    

 

Требуется решить:

  1. В какой из этих библиотек фонд лучше комплектуется и используется?
  2. Какая из библиотек интенсивнее обновляет состав своего фонда?
  3. Сколько книг по ветхости допустимо исключить из фонда?
  4. Сколько всего книг допустимо исключить из фонда той другой библиотеки?

 

Задача № 2. Дать оценку тенденции в комплектовании и использовании фонда библиотеки, рассчитав для этого величины недостающих показателей:

 

Показатели Прошлогодние Конца текущего года
Фонд (экз.) 35 433 34 001
Пользователи (тыс.)    
Книговыдача (экз.) 56 457 54 690
Ассигнования на комплектование (руб.) 40 000 40 000
Приобретение книг за год (экз.)    
Выбыло книг за год (экз.)    
Фонд ОПЛ (экз.)    
Книговыдача ОПЛ (экз.)    
Читаемость    
Обращаемость    
Книгообеспеченность    
Коофициент соответствия ОПЛ    

 

Дайте предложение по улучшению качества комплектования этой библиотеки

 

Задача № 3. Библиотека имеет следующие показатели:

Показатели – 43 896 чел., книговыдача – 485 876 экз., книгообеспеченность – 60 экз.

Требуется установить:

  1. Можно ли на основании этих данных выяснить величину фонда, читаемость, обращаемость?
  2. На сколько процентов используется фонд?
  3. Можно ли на основании этих данных решить, какой библиотеке (публичной или научной) свойственны приведенные показатели?

 

Задача № 4. Две областные юношеские библиотеки имеют следующие показатели:

 

Показатели Библиотека А Библиотека Б
Книгообеспеченность (экз.)    
Читатели   16 000
Читаемость (экз.)    
Поступило за год (экз.) 15 000 10 000
Выбыло за год (экз.)    
Средняя экземплярность книг в фонде   1,5

 

Требуется установить:

  1. Можно ли на основе существующих данных вычислить объем фонда, обращаемость, книговыдачу?
  2. Фонд какой библиотеки лучше комплектуется и используется?
  3. Какая из библиотек интенсивнее обновляет свой фонд?
  4. Репертуар названий какой библиотеки шире?
  5. Сколько книг может исключать библиотека из фонда ежегодно?
  6. Соответствуют ли расчетные данные фактическим?

 

Задача № 5. Публичная библиотека обслуживает 20 ты9с. Читателей, среди которых 5 тыс. детей. Необходимо рассчитать оптимальный объем и отраслевую структуру фонда, предназначенного для обслуживания детей; дать прогноз тенденции развития и использования фонда для детей:

- ежегодный прирост фонда;

-абсолютные показатели и процент выбытия;

-каким должен быть объем фонда в следующем году, если число читателей должно увеличиться на 500 человек;

- какова должна быть книговыдача, если обращаемость 15 лет назад была 2,1 раза в год и каждые 5 лет увеличивалась на 0,1 раз?

- сколько названий документов должно быть представлено в фонде, если экземплярность одного документа в среднем при 500 читателях должна равняться 1,2 – 1,3, при 1000 – 1,4 – 1,6?

 

Задача №6. НТБ промышленного предприятия обслуживает 1200 читателей (всего численность работающих на предприятии – 2200 чел.). В составе фонда: научно-техническая литература – 60 %, естественно-научная – 15 %, общественно-политическая – 25 %. Обращаемость фонда составляет 2,5 раза в год.

Требуется установить:

  1. Рассчитать объем фонда, которым располагает НТБ, ее отраслевой состав в абсолютных показателях.
  2. Обосновать метод расчета и рассчитать количество названий документов общественно-политического, естественнонаучного, научно-технического характера в фонде НТБ.
  3. Определить читаемость и книговыдачу.
  4. Дать оценку деятельности деятельности библиотеки по комплектованию и использованию фонда, если в среднем ежегодно читатели получают 4950 отказов на профильную литературу.

 

Литература:

  1. Справочник библиотекаря / науч. ред.: А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2005. – С. 57–94.
  2. Столяров, Ю. Н. Отклик на статью В. В. Шилова / Ю. Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. – 1999. – № 11. – С. 51–53.
  3. Шилов, В. В. Учет и переоценка библиотечных фондов. Нормирование недостачи: консультация / В. В. Шилов // Науч. и техн. б-ки. – 1999. – № 11. – С. 28–48.

 

1.7 Список литературы

Основная литература

1. Петрова, Т. А. Библиотечный фонд: учеб. – метод. пособие / Т. А. Петрова.. – М.: Либерия, 2007. – 192 с.

2. Столяров, Ю. Н. Эволюция библиотечного фондоведения / Ю. Н. Столяров, Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник; под ред. Ю. Н. Столярова. – М.: ФАИР, 2007. – 688 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

 

Дополнительная литература

 

1. Дригайло, В. Т. Технология работы библиотеки: науч.-практ. пособие / В. Т. Дригайло. – М.: Либерия – Бибинформ, 2009. – 544 с.

2. Майстрович, Т. В. Электронный документ в библиотеке: научно-метод. пособие / Т. В. Майстрович. – М.: Либерия-Бибинформ, 2007. – 144 с.

3. Столяров, Ю. Н. Защита библиотечного фонда: учеб. пособия / Ю. Н. Столяров. – М.: Фаир-Пресс, 2009 – 504 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

4. Столяров, Ю. Н. Как сохранить библиотечный фонд: секреты старого книгохранителя: учеб.-метод. пособие / Ю. Н. Столяров. – М.: Профиздат, 2001. – 256 с.

5. Соляник, А. А. Документоснабжение библиотечных фондов: учеб.-метод. пособие / А. А. Соляник. – М.: Либерия, 2007. – 128 с.

6. Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках: справочник / науч. ред.: Р. С. Гиляревская, Г. Ф. Гордуколова. – СПб.: Профессия, 2007. – 664 с.

 

Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации.

2.1. Задания для самостоятельной работы студентов.

 

Основными видами СРС являются рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы. Рефераты обеспечивают закрепление и углубление теоретических фондоведческих знаний, полученных в процессе самостоятельной работы студентов с источниками. В реферате должны отражаться различные точки зрения специалистов библиотечного дела на рассматриваемую проблему, в характеристике разработанности темы необходимо дать сопоставительную оценку отечественных и зарубежных достижений в области формирования фонда. Особое внимание должно быть уделено рассмотрению новых сведений по исследуемой проблеме. Тематика рефератов посвящена проблемам формирования библиотечного фонда, решению ситуационных задач по комплектованию и организации фонда документов.

Курсовая работа – один из видов самостоятельной работы студентов, нацеленный на обучение студентов научно-исследовательской деятельности в библиотечно-информационной сфере.

Тест по курсу «Библиотечный фонд»

 

1. Функциями библиотечного фонда являются:

a) Кумулятивная

b) Историческая

c) Мемориальная

2. В характеристику фонда как научного понятия входят:

a) Критерии

b) Принципы

c) Признаки

3. Сумма двух составляющих, полноты и оперативности, является показателем свойства:

a) Информативности

b) Динамичности

c) Управляемости

4. Главный закон библиотечного фондоведения:

a) Закон целесообразности

b) Закон соответствия

c) Закон селективности

5. В цикл формирования библиотечного фонда входят процессы:

a) Организации

b) Комплектования

c) Управления

6. Существуют следующие типы моделей библиотечного фонда:

a) Вербальная

b) Идеальная

c) Математическая

7. К способам комплектования библиотечного фонда относятся

a) Библиотечные коллекторы

b) Книготорговые фирмы

c) Покупка

8. К видам учета библиотечного фонда относятся:

a) Инвентарная книга

b) Учет новых поступлений

c) Суммарный учет

9. К вариантам размещения библиотечного фонда относят:

a) Систематическое размещение

b) Магазинное размещение

c) Хронологическое размещение

10. Функциями управления библиотечными фондами являются:

a) Учет

b) Коллегиальность

c) Прогнозирование

d) Доставка

 

11. В справочный аппарат комплектатора входят:

a) Подсобный фонд

b) Текущий архив

c) Досье на издающие оганизации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.028 с.)