Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 2 материалы, устанавливающиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В процессе изучения темы «Типы и организационные структуры управления библиотекой» студенты конспектируют соответствующие страницы учебника Сусловой И.М. и В.К. Клюева «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» (СПб., 2009). В ходе конспектирования студентам следует обратить внимание, какие типы управления существуют в библиотеках и предлагаются на основе многокритериального подхода, какими признаками они характеризуются и какие имеют положительные и отрицательные черты. Для большей наглядности структур управления целесообразно воспроизвести их схемы, которые приведены в вышеназванном учебнике И.М. Сусловой и В.К. Клюева. Конспектируя статью Смирновой Н.И. и Новиковой Г.А. «Комментарии к использованию Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках», опубликованной в сборнике «Библиотека и закон» (М., 1997. – Вып. 3. – С. 400 – 418), необходимо обратить внимание, почему были приняты эти нормы времени, каким образом осуществляется их внедрения на рабочие места. Следует отметить, что в нормах нашли отражение процессы и операции, выполняемые как в традиционном, так и в автоматизированном режимах. Важно подчеркнуть, что деятельность по нормированию библиотечного труда начинается с расчета бюджета рабочего времени как одного сотрудника, так и структурного подразделения и библиотеки в целом, показать, какие расчеты в этой связи должен выполнить руководитель. Выполняя это задание, студент должен уяснить для себя, каким образом нормы времени используются в процессе планирования, как рассчитать трудозатраты, характерные для библиотеки в целом, отдельных направлений ее деятельности. В конспекте должна содержаться информация о том, какой процент работ в библиотеке поддается нормированию, а какой нет. Следует привести формулы для расчетов и прокомментировать их. Часть материала можно представить в конспекте в виде таблиц. Проблема стандартизации библиотечной статистики недостаточно освещена в учебной литературе по библиотечному менеджменту. Поэтому, изучая тему «Библиотечная статистика как фактор управления библиотекой», студент конспектирует статьи, посвященные стандартизации библиотечной статистики на различных уровнях, опубликованные в сборнике «Библиотечное дело – XXI век» (М., 2002. – Вып. 3). Выполняя задание, целесообразно показать, как исторически решалась проблема стандартизации библиотечной статистики на международном уровне, отдельными государствами. Характеризуя международные стандарты, принятые в разные годы, необходимо подчеркнуть какую роль в их создании сыграли ИФЛА, ЮНЕСКО, ИСО. В конспекте должны содержаться сведения о стандартах по библиотечной статистике, принятых в отдельных странах, например, Германии, Республике Беларусь. Нужно, чтобы в ходе чтения и конспектирования студент получил сведения о межнациональном стандарте 7.20 – 2000 «Библиотечная статистика», который используется в библиотеках Российской Федерации. В конспекте обязательно должны присутствовать ссылки на использованные публикации. Их оформление должно соответствовать следующим правилам: 1. Если в конспекте полностью приводится высказывание автора одной из публикаций, то оно заключается в кавычки. Ссылка оформляется таким образом: [1, с. 34], где 1 – порядковый номер записи документа в списке использованных источников, с.34 – та страница, на которой содержится приведенное в реферате дословное высказывание. 2. Если в конспекте студент своими словами излагает чью-либо точку зрения, то ссылка примет следующий вид: [1; 2]. Цифры в квадратных скобках обозначают номера записей, под которыми анализируемые документы зафиксированы в списке использованных источников. Библиографические записи использованных публикаций должны соответствовать действующим стандартам: ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления ГОСТ 7.12 – 93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке: Общие требования и правила ГОСТ 7.80 – 2000. Библиографическая запись. Заголовок: Общие требования и правила составления ГОСТ 7.82 – 2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ Цель контрольной работы – помочь студентам освоить понятийную базу дисциплины, рассчитать динамику изменения основных статистических показателей, проанализировать их, познакомиться с планово-отчетной документацией библиотеки. Исходя из этой цели, студенты выполняют следующие задания. Задание 1 Понятийный аппарат дисциплины «Библиотечный менеджмент». Используя выявленную самостоятельно справочную, учебную, научную литературу по библиотечному менеджменту и маркетингу, экономике, дать определения следующим терминам: абсолютные показатели; библиотечная статистика; библиотечный менеджмент; бухгалтерский учет; бюрократическая организационная структура управления; делегирование полномочий; должностная инструкция; контроль; линейно-функциональная структура управления; линейно-штабная структура управления; матричная структура управления; менеджмент; методы управления; норма времени; норма выработки; норма обслуживания; нормирование библиотечного труда; оперативный учет; организационная структура управления; относительные показатели; планирование; принципы управления библиотекой; проектная структура управления; разделение труда; руководитель высшего звена; руководитель низового звена; руководитель среднего звена; средние показатели; статистический учет; стиль управления; стратегическое планирование; учет в библиотеке; функции управления. Задание выполняется в табличной форме. При заполнении таблицы студенту необходимо привести несколько определений одного и того же термина, содержащихся в разных изданиях (в учебной, справочной и другой литературе).
Таблица 1 Терминология дисциплины
В графе «Цитируемый источник» приводятся в квадратных скобках ссылки на те документы, из которых студент взял приведенное в таблице определение с указанием на какой странице содержится цитируемое определение, например: [4, с. 39]. Список литературы, сформированный студентом самостоятельно, приводится после первого задания. Библиографические записи систематизируются в алфавитном порядке авторов и заглавий документов. Структура библиографических записей в списке использованных источников должна соответствовать таким государственным стандартам: ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.12 – 93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке: Общие требования и правила; ГОСТ 7.80 – 2000. Библиографическая запись. Заголовок: Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.82 – 2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления Задание 2 Анализ статистических показателей. На основе абсолютных показателей числа пользователей, посещений, объема фонда, книговыдачи, содержащихся в отчетной документации библиотеки, где работает студент-заочник или услугами которой пользуется, рассчитать относительные показатели интенсивности библиотечной деятельности: посещаемости, обращаемости, читаемости, книговыдачи. Также он рассчитывает показатели динамики числа пользователей, посещений, объема библиотечного фонда и книговыдачи. Для выполнения задания нужно использовать статистические показатели за три последние года. Относительные показатели посещаемости, обращаемости, книгообеспеченности, читаемости вычисляются на основе формул, содержащихся в справочной и учебной литературе. Все расчеты должны быть приведены в работе. Полученные статистические данные оформляются в виде таблиц. Таблица 2 Статистические абсолютные показатели
Таблица 3 Относительные показатели интенсивности деятельности библиотек
Таблица 4 Динамика числа пользователей
Таблица 5 Динамика числа посещений
Таблица 6 Динамика объема фонда
Таблица 7 Динамика книговыдачи
После выполненных расчетов необходимо проанализировать полученные данные и на этой основе предложить свои управленческие решения, направленные на сохранение стабильной деятельности библиотеки или на ее улучшение. Задание 3 Анализ качества планово-отчетной документации. Задание выполняется на основе изучения плана и анализа (отчета) деятельности библиотеки или МУК «ЦБС», где работает студент-заочник. Приступая к выполнению задания, студент предварительно знакомится с содержанием плана и отчета, их структурой. После этого студент продумывает, какие сведения он будет приводить в аналитической справке для подкрепления собственных положений и выводов. По результатам предварительного знакомства составляется аналитическая справка отдельно на план и отчет деятельности библиотеки. Главное требование, предъявляемое к ее составлению, - аналитический подход. Переписывание отдельных фрагментов плана и отчета не допускается. В справке должно быть указано, какой (плановый или отчетный) документ и какой библиотеки подлежит анализу. После этого следует анализ качества наполнения разделов плана, а затем отчета. Начать целесообразно с раздела, где представлены цели и задачи, стоящие перед библиотекой, обратив особое внимание на формулировку целей и задач, их соответствие миссии библиотечных учреждений, выделение приоритетных целей, последовательность расположения. Также нужно просмотреть, насколько содержание плана и отчета соответствует сформулированным целям и задачам. Используя материалы плана и отчета, студент выявляет актуальность тематики мероприятий, использование современных форм и методов работы. Анализируя плановый и отчетный документы, студент подчеркивает положительные стороны, а также ошибки и недостатки, допущенные в процессе их разработки. В заключение студент формулирует собственные выводы о качестве изученного планового документа, представляет рекомендации, которые помогли бы в дальнейшем избежать отмеченных недостатков Задание 4 Учет деятельности библиотеки. Формы учета Выполняя задание, студенту следует познакомиться с учетной документацией библиотеки, где он работает. Ему нужно охарактеризовать существующие в библиотеке формы учета, привести их образцы и указать, на основании каких нормативных документов осуществляется учет. Студенту необходимо показать, как в библиотеке осуществляется учет: а) пользователей (в целом по библиотеке и в структурных подразделениях); б) посещений (в целом по библиотеке и в структурных подразделениях); в) посетителей мероприятий; г) мероприятий, проводимых в библиотеке; д) читателей, берущих книги на семейный формуляр; е) выдачи книг, журналов, газет, копий, аудиовизуальных материалов, CD-ROM; ж) выполненных справок (в целом по библиотеке и в структурных подразделениях); з) постоянно действующих запросов. В задании следует отразить, с какими проблемами встречаются библиотекари в процессе организации и осуществления учета, показать, какую роль играет ГОСТ 7.20 – 2000 «Библиотечная статистика» в осуществлении учетной деятельности библиотеки. Контрольная работа выполняется в тетрадях (текст пишется через клеточку, чтобы была возможность записать замечания), или на листах формата А 4 (размеры полей: левое, нижнее и верхнее – не менее 20 мм, правое – не менее 10 мм) машинописным способом или набран на компьютере. Независимо от способа оформления текста он должен быть написан грамотно, без грамматических и стилистических ошибок и погрешностей. Небрежно оформленные работы, содержащие значительное количество ошибок, не проверяются и возвращаются на доработку. Контрольную работу необходимо сдать за месяц до экзаменационной сессии в сроки, установленные деканатом заочного отделения. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Основные предпосылки возникновения и этапы развития менеджмента как теории и практики управления 2. Ведущие западные школы управления 3. Современные подходы, существующие в управлении библиотекой: процессный, стратегический, системный, ситуативный 4. Формирование традиционного подхода к управлению библиотекой 5. Библиотечный менеджмент как современная концепция управления библиотекой и как научная дисциплина 6. Принципы, функции и методы библиотечного менеджмента 7. Коллектив как субъект управления 8. Руководитель в системе управления библиотекой 9. Классификация типов управления библиотекой 10. Иерархические структуры управления библиотекой и их ограничения 11. Адаптивные структуры управления библиотекой, их особенности 12. Централизованные и децентрализованные структуры управления библиотекой 13. Организация условий труда в библиотеке 14. Разделение труда в библиотеке как основа его организации 15. Документы, регламентирующие разделение труда в библиотеке 16. Библиотечная технология, ее ведущие категории 17. Документы, регламентирующие выполнение технологических процессов 18. Нормирование библиотечного труда, его значение 19. Виды норм и их использование в управлении библиотекой 20. Организационная структура библиотеки 21. Планирование библиотечной работы, его принципы, методы и виды деятельности библиотеки как функция управления 22. Бизнес-планирование как экономическое обоснование хозяйственной деятельности библиотеки 23. Система планов, обеспечивающая деятельность библиотеки 24. Контроль как функция управления библиотечной деятельностью 25. Управленческий учет в библиотеке, его виды 26. Объекты и формы учета библиотечной деятельности 27. Библиотечная статистика, ее назначение, цели, задачи 28. Этапы статистического исследования, система статистических показателей 29. Стандартизация библиотечной статистики на национальном и международном уровнях 30. Отчетность как регулярное подведение итогов и анализ деятельности 31. Менеджмент качества, его назначение, принципы 32. Критерии самооценки возможностей библиотеки 33. Критерии самооценки результатов деятельности библиотеки 34. Организация процесса самооценки библиотеки. Методы проведения самооценки 35. Стратегия преобразования деятельности библиотеки 36. Индикаторы качества деятельности библиотеки
ИРСЭК Перечень семинарских, практических, лабораторных занятий и самостоятельных работ по курсу Семинарские занятия 1. Документальный поток социально-экономического комплекса и особенности его развития 2. Информационное обеспечение и обслуживание специалистов различных сфер социально-экономической деятельности
Практические занятия 1. Сравнительный анализ официальных источников информации о нормативно-правовых актах 2. Система социально-экономических периодических изданий 3. Основные аспекты изучения документальных потоков социально-экономического комплекса
Лабораторные занятия 1. Информационные издания Института научной информации по общественным наукам РАН
Самостоятельные работы 1. Поиск нормативно-правовых актов по справочно-правовой системе «КонсультантПлюс» 2. Информационные продукты и услуги российских информационных центров и служб в области социальных и гуманитарных наук
Семинарские занятия
Семинарское занятие № 1 Тема: Документальный поток социально-экономического комплекса и особенности его развития 1. Первичный документальный поток социально-экономического комплекса как информационная база для удовлетворения профессиональных потребностей ученых, управленческих кадров и деловых людей. 1.1. Определение понятий «социально-экономические издания», «книги», «документы». Видовые и содержательные границы социально-экономических изданий, их функции и роль в обществе. 1.2. Типологическая и содержательная характеристики документального потока СЭК, его ценностные свойства. 2. Основные аспекты изучения документального потока социально-экономического комплекса и закономерности его развития 2.1. Информационный мониторинг как метод изучения документального потока СЭК. Основные его функции и характеристики. 2.2. Современное состояние и тенденции развития документального потока по отдельным отраслям социальных и экономических наук. Литература 1. ГОСТ 7.60 - 2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. - Введ. 2004.07.01. – Минск: Изд-во стандартов, 2004. – 36 с. 2. ГОСТ 7. 83 - 2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. - Введ. 2002.07.01.– Минск: Изд-во стандартов, 2002. - 15 с. 3. Гордукалова, Г. Ф. Информационный мониторинг в области общественных наук / Г. Ф. Гордулакова // Теория и практика общественно-научной информации: ежеквартальник / Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. – М., 1990. – № 4. – С. 35 – 51. 4. Документальный поток как основа библиографической деятельности // Справочник библиографа. – СПб., 2003. – С. 28 – 59. 5. Информационные ресурсы по истории // Справочник библиографа. – СПб., 2003. – С. 138 – 141. 6. Информационные ресурсы по экономике // Справочник библиографа. – СПб., 2003. – С. 86 – 117. 7. Информационные ресурсы в области права // Справочник библиографа. – СПб., 2003. – С. 117 – 137. 8. Исаченкова, А. И. Документальный поток социально-экономического комплекса как информационный ресурс: учеб. пособие / А. И. Исаченкова; Перм. гос. ин-т искусства и культуры. – Пермь, 2005. – 83 с. 9. Максимов, А. Историческая литература на грани веков / А. Максимов // Кн. дело. – 2001. – № 4. – С. 70 – 72. 10. Максимов, А. Деловая книга – стабильный рынок / А. Максимов // Кн. дело. – 2001. – № 1. – С. 65 – 67. 11. Семенова, Г. Г. Экономическая библиография: учебник / Г. Г. Семонова. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 2000. – С. 108 –159. 12. Семенова, Г. Г. Документальный поток по экономике в условиях рынка / Г. Г. Семенова // Библиография. – 1997. - № 4. – С. 55 – 68. 13. Сироженко, В. Год не юбилейный, но рекордный: [стат. обзор книгоиздания в Рос. Федерации в 2004 г.] / В. Сироженко // Кн. обозрение. – 2005. – № 9 – 10. – С. 15 – 17. 14. Солоненко В.К. Общественно-политическая книга девяностых // Книжное дело. – 2000. – № 4. – С. 34 – 37. 15. Солоненко, В. К. Экономическая и деловая литература: книговедческий аспект / В. К. Сироженко // Кн. дело. – 2001. – № 1. – С. 64 – 65. 16. Столяров, Ю. Н. Библиотечный фонд правовой документации: учеб.-практ. пособие / Ю. Н. Столяров. – М.: Либерея, 2003. – 256 с.
Семинарское занятие № 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.252 (0.012 с.) |