Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статистические данные по библиотечному фонду

Поиск

 

  Показатели библиотечного фонда Годы
   
абс. % абс. %
Библиотечный фонд (Ф) всего        
в т.ч. общественно-политическая лит. (ОПЛ)        
естественно-научная литература (ЕНЛ)        
сельское хозяйство (с/х)        
техника        
искусство и спорт        
языкознание        
художественная        
детская        
Книговыдача(В) всего        
общественно-политическая        
естественно-научная        
сельское хозяйство        
техника        
искусство и спорт        
языкознание        
художественная        
детская        
Читаемость        
Книгообеспеченность        
Обращаемость        
Количество читателей (А)        
Сумма средств на комплектование        
Приобретено документов (экз.)        
Выбыло (экз.)        

 

3. Проанализируйте данные показатели за несколько лет. Охарактеризуйте современное состояние библиотечного фонда.

4. Внесите предложение по улучшению формирования и использования документного фонда.

 

Литература:

1. Справочник библиотекаря / науч. ред.: А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Профессия, 2005. – С. 57.

2. Столяров, Ю. Н. Библиотечный фонд: учебник / Ю. Н. Столяров. – М., 1991. – С. 125–130, 118–120.

3. Терёшин, В. И. Библиотечный фонд: учеб. пособие / В. И. Терёшин. – 2–е. изд., испр. и доп. – М.: МГУКИ: Профиздат, 2000. – 174 с.

 

2.3 Вопросы для подготовки к экзамену

По курсу «Библиотечный фонд»

 

1. Цели, задачи и структура курса.

2. Разработка теории формирования библиотечного фондов в трудах ученных.

3. Библиотечный фонд как система

4. Функции библиотечного фонда.

5. Признаки библиотечного фонда.

6. Свойства библиотечного фонда.

7. Параметры библиотечного фонда.

8. Структурирование библиотечного фонда.

9. Библиотечный фонд в системе документных коммуникаций общест ва.

10. Взаимодействие библиотечных фондов. Распределенный библиотечный фонд.

11. Теория формирования библиотечного фонда.

12. Принципы и закономерности формирования библиотечного фонда.

13. Концепция полноты библиотечного фонда.

14. Ядро библиотечного фонда.

15. Теория отбора документов в библиотечный фонд.

16. Технология формирования библиотечного фонда.

17. Современное Докуметноснабжение библиотек России

18. Моделирование библиотечного фонда

19. Организация комплектования библиотечных фондов.

20. Источники и способы комплектования библиотечных фондов.

21. Виды и формы учета библиотечного фонда.

22. Организация учета библиотечного фонда.

23. Проверка библиотечного фонда.

24. Варианты размещения библиотечного фонда.

25. Варианты расстановок библиотечного фонда.

26. Организация хранения библиотечных фондов.

27. Реформирование библиотечного фонда.

28. Методы изучения библиотечного фонда.

29. Структура управления библиотечным фондом.

30. Функции и методы управления библиотечным фондом.

 

БИБЛИОТЕЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Темы ПРАКТИЧЕСКИх занятий

Практическое занятие 1

Разработка положений библиотеки (отдела), должностных инструкций

Для сотрудников

Основная цель занятия – научить студентов разрабатывать документы, определяющие место библиотеки среди других библиотечных учреждений и регламентирующие распределение обязанностей между структурными подразделениями и отдельными сотрудниками.

Содержание и методика выполнения работы

Задание выполняется индивидуально каждым студентом. Для составления «Положения о… библиотеке (отделе)» студент выбирает ту библиотеку или ее структурное подразделение, чья деятельность ему знакома более всего. В ходе выполнения практического задания в качестве примера можно использовать тексты «Положений о … библиотеке», опубликованные в сборнике «Библиотека и закон» и должностных инструкций, помещенных в научно-практическом пособии «Управление библиотекой» (СПб., 2002).

Создавая «Положение о библиотеке (отделе)», студент придерживается следующей его структуры:

Раздел 1 «Общие положения» устанавливает точное наименование библиотеки (отдела) в полной и сокращенной форме, содержит дату создания библиотеки (отдела), подчиненность, цели создания.

Здесь же указываются точные названия основных правовых, организационных, нормативных документов, которыми руководствуется в своей деятельности библиотека (отдел).

Раздел 2 Основные задачи и функции» перечисляются задачи, вытекающие из целевого назначения библиотеки (отдела). Задачи формулируются таким образом, чтобы к ним можно было применить оценочные критерии.

Для формулировки основных задач можно использовать такие слова, как обеспечение, осуществление, проведение, разработка, организация, координация, развитие, создание, управление, внедрение и др.

Этот же раздел содержит перечень функций, которые осуществляются для решения поставленных задач. Функции должны отвечать на вопрос, что нужно сделать. К их числу относятся распорядительные, регулирующие, исполнительские, организационные, организационно-контрольные.

Раздел 3 «Права» включает права, необходимые для реализации целей, задач и функций библиотеки (отдела).

Раздел 4 «Организация деятельности» определяется структура библиотеки (отдела), должности руководителей, распределение функций между ними, указывается порядок назначения на должности и освобождение от должностей руководителей библиотеки и ее структурных подразделений, главных и ведущих специалистов.

В разделе устанавливаются права руководителей библиотеки и ее структурных подразделений.

Раздел 5 «Ответственность» указывается, за что несет ответственность библиотека (отдел): своевременность разработки, достоверность информации, качество документации, оперативность обслуживания пользователей и т.п.

Также в этом разделе отражается система оценки деятельности библиотеки (отдела) с учетом результатов работы, определяются количественные и качественные критерии, по которым оцениваются конкретные конечные результаты деятельности.

Текст должностных инструкций состоит из следующих разделов:

Раздел 1 «Общие положения», где указывается полное наименование должности; ее место в системе управления (для руководителей); в чьем непосредственном подчинении находится специалист; порядок назначения на должность и освобождения от нее; порядок замещения в случае временного отсутствия; способы организации работы (самостоятельно, в соответствии с планом работы библиотеки или структурного подразделения или ином способом); входит ли сотрудник по должности в состав коллегиального органа управления; какими документами руководствуется специалист (конкретные законодательные документы, правила внутреннего распорядка, действующие нормативные и технологические документы и др.); чьи устные и письменные распоряжения выполняет; квалификационные требования, профессиональные знания, навыки и умения.

Раздел 2 «Функции», где перечисляются основные направления работы, указано, какие функции выполняются сотрудником самостоятельно, какие – в координации с другими специалистами.

Раздел 3 «Должностные обязанности», где перечислены все процессы и операции, выполняемые ежедневно или с большей периодичностью. Здесь также может быть указано, какие обязанности сотрудник выполняет самостоятельно, а в каких принимает участие.

Раздел 4 «Права» закрепляет право сотрудника на принятие самостоятельных решений в рамках своей компетенции, получение информации, контроль. Здесь также фиксируется требование выполнять определенные действия, отдавать распоряжения, указания и контролировать их выполнение, визировать, согласовывать, подписывать и утверждать документы различных видов, вносить предложения по совершенствованию деятельности, совершенствовать технологию, входить в состав рабочих групп по подготовке и реализации проектов, участвовать в разработке коллегиальных управленческих решений и т.п.

Раздел 5 «Ответственность», предусматривается закрепление ответственности за нарушение действующего законодательства, организационно-правовых и иных документов, несоблюдение технологии и т.п.

Раздел 6 «Взаимоотношения», где содержится регламентация осуществляемых специалистом информационно-документальных связей, направленных на передачу и получение информации.

Раздел 7 «Условия оплаты труда», где указаны должностной оклад в соответствии со штатным расписанием, право на надбавки, условия повышения заработной платы, возможность совмещения профессий и материальное вознаграждение в этом случае и др.

Раздел 8 «Показатели оценки», где установлены общие показатели оценки деятельности, такие как полнота реализации поставленных задач, должностных обязанностей, предоставляемых прав, качество составления и оформления документов, отсутствие ошибок и должностных нарушений и др.

По завершении работы тексты регламентирующих документов сдаются на проверку.

 

Практическое занятие 2

Использование норм времени при планировании (отчетности) работы

Библиотек

Основная цель занятия – научить студентов пользоваться нормативными документами, в частности, «Межотраслевыми нормами времени на работы, выполняемые в библиотеках» при составлении плановой (отчетной) документации.

Содержание и методика выполнения работы

В силу ее трудоемкости работа выполняется группами по четыре человека. При использовании норм в процессе составления плана структурного подразделения (по выбору студентов) необходимо выполнить следующие действия:

а) определить годовой бюджет рабочего времени, которым располагает структурное подразделение;

б) составить перечень основных показателей, где отражаются все процессы, относящиеся к деятельности подразделения, подобрать нормы на выполнение этих процессов;

в) определить объемы работ по каждому планируемому направлению;

г) рассчитать трудозатраты, необходимые реализации выбранных направлений деятельности;

д) сверить полученные цифры с годовым бюджетом рабочего времени и в случае необходимости скорректировать их.

Для выполнения перечисленных выше действий студенты обращаются к «Комментариям к использованию «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках» Н.А. Смирновой, Г.А. Новиковой, опубликованных в третьем выпуске сборника «Библиотека и закон» (М., 1997, вып. 3).

Оформляя работу, студенты приводят все выполненные ими расчеты: расчет бюджета рабочего времени, трудозатрат. Результаты записывают в таблицы, рекомендованные Н.А. Новиковой и Г.А. Смирновой в сборнике «Библиотека и закон».

Практическое занятие 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.009 с.)