Миссия как главная цель организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Миссия как главная цель организации



Существуют широкое и узкое понимания миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и в среде ее функционирования.

В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Далее миссия будет пониматься так, как она понимается, когда рассматривается в узком смысле.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования, и основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно должны быть учтены при определении ее предназначения, являются

собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;

сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;

покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;

деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;

местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;

общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.

Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов. Степень про явления в миссии интересов каждого из данных шести субъектов принципиально зависит от того, какие размеры имеет организация, в каком она состоит бизнесе, где расположена и т.п. Наиболее устойчивое, сильное и специфичное влияние на миссию организации не зависимо от того, что организация собой представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей, поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетание интересов трех групп людей.

Так считает Ф. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

1. история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

2. существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

3. состояние среды обитания организации;

4. ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

5. отличительные особенности, которыми обладает организация.

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является Ваша организация, и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:

1. целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;

2. сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;

3. философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;

4. возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника

Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации в формировании миссии организации важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обдает организация. Миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формированию миссии можно добиться того, что в ней будет очень сильно отражен тот имидж, которым обладает организация.

Так для чего же все таки формулируется миссия, что она дает для деятельности организации?

Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности какова ее философия и т.п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды

Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

È миссия делает ясными для сотрудников общую цель, предназначение существования организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;

È миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей персоны с организацией. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;

È миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.

В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:

È является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования,

È обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации и создает базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации,

È расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации. В этом миссия должна быть сформулирована таким образом, бы она исключала возможность разнотолков, но в то же время валяла простор для творческого и гибкого развития организации.

 

22. Общие правила постановки и требования к формулированию целей.

Процесс установления целей в зависимости от особенностей организации может происходить как централизовано, так и децентрализовано В первом случае обеспечивается единая ориентация всех целей в рамках организации, но для низших уровней управления они окажутся навязанными, а поэтому может возникнуть сопротивление исполнителей в деле их реализации Во втором случае эти проблемы снимаются, но возникают сложности, связанные с координацией целей, направлением их в единое русло Децентрализованное установление целей может осуществляться двояко сверху вниз, как конкретизация на низших уровнях управления целей, сформулированных на верхних, и снизу вверх, как обобщение верхними уровнями всей па литры целей, выработанных нижестоящими Но в любом случае все эти процессы направляются и контролируются высшим руководством организации

Постоянные изменения во внешней и внутренней среде организации приводят к тому, что цели приходится соответствующим образом корректировать или пересматривать Чаще всего при этом при меняется своего рода тактика наползания одной цели на другую На пример, сначала разрабатывается долгосрочная цель, а исходя из нее — краткосрочная При достижении последней с учетом накопившихся изменений разрабатывается новая долгосрочная цель, а на ее основе — очередная краткосрочная.

В результате в организации складывается определенная система целей, а также механизм ее постоянного обновления. В рамках этой системы цели обычно находятся в определенных отношениях друг к другу.

Во первых, они могут вытекать друг из друга, образуя своего рода "дерево" (см схему 1), от "ствола" которого, соответствующего миссии организации, отходит несколько крупных "веток", символизирующих общеорганизационные цели, которые в дальнейшем разветвляются на более мелкие, соответствующие специфическим, при чем "крона" такого дерева может ветвиться до бесконечности. Данная "конструкция" наглядно показывает, что для реализации миссии (1) нужно достичь общеорганизационных целей (1.1, 1.2, 1 3), что в свою очередь требует осуществления специфических (напри мер, 1.2 1,1.2.2,1.2.3).

 

    1.1 Общеораганизационные цели     1.2.1 Специфическая деятельность
P OEnJ6sy6neudi1dLNedCgJ6kQqImw8fDwTAEWCU49UZvs2a5mAqDVsSPXfh1ee+5GXUlaQCrGKGz TnaEC5CRCzQ5w4E4wbDPVjOKkWCwaV7alSekzwgNQ8GdtJu818f949l4Nk56yWA06yX9PO89mk+T 3mgeHw3zw3w6zeM3vvg4SStOKZO+/rstiJO/m7JuH3fzu9+DPVHRffRAPhR79x+KDlPgH343QgtF N+fGd+cHAgY/OHdL6jfr13vw+vkpmfwAAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQB1FBVW4AAAAAkBAAAP AAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI/BTsMwEETvSPyDtUhcKuokpqEK2VQVElBxQbR8gBubJBCvo9hp w9+znOA4mtHMm3Izu16c7Bg6TwjpMgFhqfamowbh/fB4swYRoiaje08W4dsG2FSXF6UujD/Tmz3t YyO4hEKhEdoYh0LKULfW6bD0gyX2PvzodGQ5NtKM+szlrpdZkuTS6Y54odWDfWht/bWfHMJ2eP2c sl36ZJJDtlj0uzz1zy+I11fz9h5EtHP8C8MvPqNDxUxHP5EJokfI1JrRI4JSCgQH1OqWzx0R7vIV yKqU/x9UPwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAA AAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAA AAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQCRFo76cQIAAJIEAAAOAAAAAAAA AAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQB1FBVW4AAAAAkBAAAPAAAA AAAAAAAAAAAAAMsEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAA2AUAAAAA " o:allowincell="f"> 1 миссия 1.2 Общеораганизационные цели   1.2 1.2.2 Специфическая деятельность
    1.3 Общеораганизационные цели     1.2.3 Специфическая деятельность

 

Схема 1 "Дерево целей"

 

Во-вторых, цели могут находиться друг с другом в отношении иерархической соподчиненности, то есть цели высшего уровня оказываются более важными и широкими по охвату и времени существования, чем цели низшего уровня. В то же время на последовательность их реализации это обстоятельство влияния не оказывает В этом случае изображать их структуру в виде дерева, понятно, нельзя.

Цели можно ранжировать по таким основаниям как вклад в реализацию миссии организации, по возможности их достижения в за данный срок в условиях ограниченности ресурсов, по величине выгоды, которая может быть получена в процессе их реализации, по числу попутно решаемых проблем, или наоборот — возникающих неблагоприятных последствий.

Ранжируются цели путем перемножения определяемых на основе экспертных оценок самостоятельных рангов каждой из них и их вклада в процентах или в долях единицы в итоговый результат, а за тем расположения в порядке убывания полученных баллов.

На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения. Задачи более конкретны и обладают не только качественными, но и количественными, пространственными и временными характеристиками. Так, если цель предприятия может формулироваться как "достижение в ближайшем будущем лидирующего положения на рынке выпускаемой продукции", то задача должна звучать куда более определенно, "завоевание к 31 декабря следующего года 40% рынка изделий А, 30% рынка изделий Б и 25% рынка изделий В".

В отличие от целей задачи также содержат ограничения, то есть перечисление действий, от которых необходимо воздерживаться, на пример, от нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, по сравнению с целями задачи являются в большей степени индивидуализированными и персонифицированными, включают элементы, позволяющие им быть привлекательными для исполнителей

Функции управления.

Под функциями управления понимаются особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда.

Функции управления характеризуют ту или иную активность взаимодействия объекта и субъекта управления (преимущественно воздействия субъекта на объект). Для эффективного, целостного управления они должны образовывать единый комплекс, характеризующий всю полноту, весь спектр взаимодействия субъекта и объекта управления.

Функции управления занимают одно из центральных мест в управленческой деятельности. Они, по существу, такие же древние, как и само общество, в течение своей истории переходя от интуитивного, полусознательного обеспечения условий жизнедеятельности общества к научно обоснованному управлению.

Планирование — определение системы целей функционирования и развития социально-экономических систем а также путей и средств их достижения. При этом особенное значение имеют целеполагание (определение системы целей), единство функционирования и развития, сопряжение целей с путями и средствами их достижения.

Прогнозирование – определение системы вероятностных целей функционирования и развития социально-экономических систем и вероятностных путей и способов их достижения; принципиально отличается от планирования введением вероятностного характера целей и путей их достижения; в отличие от других функций управления не имеет характера активного воздействия субъекта управления на объект.

Организация — обоснование и выбор элементов управляющей и управляемой систем, а также установление пространственно-временных и причинно-следственных связей между ними; в этом случае особенно важны элементы организационной деятельности как аналитико-синтетической, а также формирование целостной системы.

Регулирование — процесс устранения отклонений в функционировании социально-экономической системы от заданных плановых значений (норм) или от естественного хода процесса; здесь особая роль принадлежит как целенаправленности деятельности, так и элементам прогноза — оценке возможных последствий вмешательства в управляемый процесс.

Контроль — выявление степени соответствия текущих показателей плановым (установленным) заданиям (норме).

Анализ — сбор, хранение, обработка и использование информации для обоснования и реализации других функций управления. В отличие от других функций управления не имеет характера прямого, активного воздействия субъекта на объект управления, поэтому он как бы обслуживает другие функции управления и нередко называется внутренней функцией управления.

Учет — подведение итогов деятельности социально-экономической системы за определенный отрезок времени.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ.

Планирование — это обоснование и выбор целей функционирования и развития фирмы (системы) и средств их достижения.

Из определения планирования вытекают присущие ему внутренние противоречия:

1) необходимость обеспечения и функционирования, и развития,— функционирование связано с цикличностью производственного процесса, требует немедленного покрытия издержек производства, а развитие требует инвестиций в будущие периоды, включения новых агентов производства, повышающих риск;

2) двойственный характер цели — она субъективна и объективна одновременно, откуда возникает противоречие между материальным и идеальным, теорией и практикой, детерминированным и вероятностным и т. д.

Прогнозирование – это определение вероятностных целей функционирования и развития систем и вероятностных путей их достижения.

Прогнозирование неоднозначно связано с планированием. Оно может осуществляться:

1) после планового периода (если процесс имеет предысторию);

2) одновременно с планированием (например, прогнозирование погодно-климатических условий и планирование транспортных перевозок);

3) перед планированием (при создании новых предприятий, отраслей, рынков сбыта).

Если развитие производственной системы не имеет качественных скачков (например, нет выдающихся научно-технических открытий, крахов рынков сбыта и т. д.), то период прогнозирования может составлять треть от предшествующей истории (tпл):



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.026 с.)