Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Циклический характер управления. Исследование управленческого цикла как системы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Научное управление в самом общем плане представляет собой непрерывный процесс систематического взаимодействия субъекта и объекта в целях достижения искомого результата. В этом непрерывном процессе можно выделить в определённом смысле завершённые, относительно самостоятельные отрезки, которые начинаются с постановки цели и завершаются её достижением – искомым результатом. Это и есть управленческие циклы как части управленческого процесса, части управленческой деятельности. Как в общей управленческой деятельности целевая задача решается через систему действий (циклов), так и искомый результат требует своих операций – действий, осуществляемых в определённой (строгой) последовательности, и тоже обладающих относительной самостоятельностью. Это и есть функции (стадии) управленческого цикла. В отечественной науке модель управленческого цикла включает 4 функции: 1. Выработка и принятие управленческого решения (в Америк. Лит-ре – планирование). Управленческое решение представляет собой акт органа управления или руководителя, как правило, включает в себя и главную цель, и конкретные задачи, и соответствующие формы и методы работы по достижению поставленных целей, и обеспечение процесса управления необходимыми ресурсами (трудовыми, материальными, финансовыми), и систему текущего и окончательного контроля и т.д. Выявление проблемной ситуации и осознание необходимости её разрешения. 2. Организационная (так и называется). Организация выполнение принятого решения, создание системы организационных отношений. Усовершенствование или реорганизация структурной композиции, технико-технологических процессов, решение кадровых вопросов. 3. Коррегирование регулирование хода управленческого влияния (функция мотивации). Цель – преодолеть противоречия между организацией и дезорганизацией, между состоянием порядка и факторами, нарушающими этот порядок. 4. Учёт и контроль (контроль). Работа по получению, обработке, анализу, систематизации итоговых сведений о реализации заданий, планов, целей, которые были определены на первом этапе. Как с количественной, так и с качественной стороны, с учётом социальных последствий. Передвигать функции, менять их местами нельзя ни в коем случае. Управленческий процесс (надо ли это?) – своеобразная целостная многослойная система, состоящая из множества управленческих циклов, каждый из которых преследует свою цель, свой искомый результат. Но все вместе решают единую задачу. Шаги: 1)разработка теоретической концепции; 2)приведение в соответствие управляемой и управляющей подсистем; 3)юридическое узаконивание субъектов и объектов и взаимодействия между ними; 4)определение критериев и форм контроля. 7_Модель управленческого цикла. Общая характеристика его стадий (по М. Макарову). Модель управленческого цикла состоит из пяти стадий: I. Целевая. Узнавание реальной проблемы; осознание необходимости её решения; формулирование основных целей. II. Дескриптивная (описательная). Работа с информацией: оценка имеющейся информации, её ценности, достаточности и достоверности; анализ и описание состояния объекта и субъекта. III. Прескриптивная. Превращение описывающей информации в предписывающую, командную – в управленческое решение. IV. Реализационная. Программирование конкретный ход процесса, выбор оптимального варианта действий; выполнение решения. V. Ретроспективная. Обобщение и анализ результатов выполнения управленческого решения. Черты данной модели: 1)отражает реальный управленческий процесс и вместе с тем является средством его дальнейшего исследования и овладения им; 2)интегрирует наиболее важные достижения теории социального управления; 3)даёт возможность замкнуть цикл управления, обеспечивая логический переход от ретроспективной стадии одного цикла к целевой стадии другого.
Исследованию управленческого цикла, как уже отмечалось, многие ученые уделяют немало внимания, предлагают свои модели. В отечественной науке управления использовалась достаточно простая, но тщательно прорабатывающаяся модель управленческого цикла, включающая четыре функции (рис. 2.7): выработка и принятие управленческого решения (Ф1); организационная (Ф2); регулирование и коррегирование (ФЗ); контроль (Ф4). «Кроме этого, — замечает В. Г. Афанасьев, — имеется еще одна функция управления, которая присутствует на всех без исключения стадиях управленческой деятельности в целом. Это функция сбора и преобразования информации — информационная функция» Функции УЦ: 1. выработка и принятие УР (функция планирования) 2. организационная 3. коррегирование и регулирование хода управленческого влияния (функция мотивации) 4. учёт и контроль (контроль) 5. 8_Проблемы системности в управлении. Понятие системы, общие свойства систем. Система – совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых, интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам. Связь между компонентами настолько тесна, что изменение одного из них ведёт к изменению других, а нередко и системы в целом. Система – нечто единое, обладающее качественной определённостью. Система – такое образование, в котором внутренние связи компонентов между собой преобладают над внешними воздействиями на них. Афанасьев – познать целое – значит раскрыть: 1)его сущность; 2)его состав; 3) его структуру; 4)его функции; 5)его интегративные, системные факторы, механизмы; 6)его коммуникации с внешней средой; 7)его историю. Аспекты исследования внутреннего строения и функционирования систем: 1)системно-компонентный (компоненты вещного, процессуального, идейного и человеческого порядка); 2)системно-структурный (способы взаимосвязи и взаимодействия компонентов); 3)системно-функциональный (функции координации и субординации); 4)системно-интегративный (факторы, механизмы системности). Системы бывают: 1.естественные (природа) и искусственные (созданы человеком); 2.большие и сверхбольшие; самоуправляемые (им присущи процессы управления) и несамоуправляемые. Система управления – единство управляемого объекта, управляющего устройства, прямых и обратных связей между ними. В системах управления решаются 4 основных типа задач: 1)стабилизация; 2)выполнение программ; 3)слежение; 4)оптимизация. Исключительная роль информации. Основные принципы функционирования систем: 1.целесообразности. Состоит в подчинении всего исследования его целевой, конечной стадии. 2.оптимальности. Управленческие действия должны соответствовать 3 основным значениям - а)наилучший вариант из всевозможных состояний системы; б)наилучшее направление изменений подсистемы; в)достижение оптимальной цели развития. 3. «чёрного ящика». Ряд важных выводов о поведении системы можно сделать лишь на основе реагирования выходных величин на изменение входных данных. 4.внешнего дополнения. Любая система является частью другой системы или связана с другими системами. 5.обратной связи. Обратное воздействие результатов управления системой на процесс этого управления.
Основной элемент – человек как социальное существо Подходы к строению системы:
Различают координацию (согласование функций компонентов системы по горизонтали) и субординацию (по вертикали)
Принцип – основное положение, убеждение человека, особенность устройства системы:
9_Коллектив (организация) как социальная система, объект управления и социологического познания. Коллектив – это организованная общность людей, осуществляющих конкретный вид деятельности в рамках той или иной формы собственности, обеспечивающий индивидам благополучное существование, а организации – выполнение её социальной миссии. Признаки коллектива: 1. наличие определённого количества людей соответствующей специализации, трудовой направленности; 2. наличие цели; 3. наличие ресурсного потенциала; 4. наличие управленческой подсистемы (механизмов управления и самоуправления); 5. обособленность и взаимодействие с внешней средой; 6. наличие организационной, или корпоративной, культуры. Этапы в развитии концепций управления производственной организацией в американской промышленности (Т.Питтерс, Р.Уотермен): 1)1900-1930 – концепция «замкнутой системы и рационального индивида»; 2)1930-1960 – концепция «замкнутой системы и социального индивида»; 3)1960-1970 – концепция «открытой системы и рационального индивида»; 4)1970 – настоящее время – концепция «открытой системы и социального индивида». Закономерности жизнедеятельности организации: 1. закон синергии – свойства и возможности организации как единого целого превышают сумму свойств и возможностей её отдельных элементов. 2. закон параллельности – параллельное осуществление элементами системы противоположно направленных процессов. 3. закон сохранения пропорциональности между организацией и её элементами при любых возможных изменениях. 4. закон композиции – функционирование всех без исключения элементов организации в той или иной степени подчиняется общей цели. 5. закон самосохранения – любая организация, равно как и её отдельный элемент, стремится сохранить себя как целое. 6. закон уровня информированности членов организации – координация деятельности людей происходит на основе информации о реальном положении дел. 7. закон онтогенеза – любая организация в рамках своего жизненного цикла проходит 3 фазы: становление, развитие, угасание. Принципы социального управления: I. Общие: 1. социальной ориентации управления – концентрирует внимание на человеческом капитале; 2. научной обоснованности управления – целенаправленное взаимодействие субъекта и объекта на основе познания и использования объективных закономерностей; 3. системности – направлен на упорядочение системы; 4. эффективности – достижение поставленной цели при возможно меньших затратах; 5. демократизма – даёт возможность включить в активную жизнь разнородные общественные структуры, обеспечить сотрудничество государства и гражданского общества на основе совместных интересов; 6. состязательности, конкуренции – выявление наиболее результативных путей социально-экономического развития; 7. стимулирования управленческой деятельности; 8. саморегулирования. II. Организационно-технологические: 1. разделения труда; 2. иерархичности и обратной связи; 3. оптимального сочетания централизации и децентрализации. III. Частные: государственной службы, управления кадрами, социального партнёрства Структурирование коллектива В К. объединены люди, технические, экономические, финансовые, информационные, административные ресурсы, не К. воздейств.внешняя среда и т.д. 2 группы организационных структур управления: 1) иерархические (формальные, механические, бюрократические); 2) адаптивные (органические, гибкие). У каждой группы свои недостатки и преимущества. К гр.иерархических относятся: линейная стр-ра (т.н. военная; бывает плоская (большое кол-во подчиненных одному рук-лю) и многоуровневая линейные стр-ры), функциональная стр-ра (осн.на разделении труда в аппарате управления), штабная (линейно-функциональная) стр-ра (синтез двух вышеназв.стр-р); дивизиональная организационная стр-ра (децентрализация управления при резком увеличении размеров предприятий, усложнен.технологических процессов, динамичн.внешней среды; структурная организация в усл.подхода производится по 1 из 3 критериев: по выпускаемой продукции или предоставл.услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация); дивизиональная структура позволяет быстро разобраться в меняющихся запросах покупателей, предвидеть перемены и своевременно реагировать на них; в то же время дивизиональные стр-ры привели к росту иерархичности, вертикали управления); на смену традиц.структ.совершенствованию организаций приходят новые методы, в основе которых лежат принципы самоорганизации, автономности отдельных подразделений и звеньев, «мягкие» связи между ними; так, к гибким, адаптивным, органическим структурам относятся: матричная стр-ра (созд.спец.подразделения для реализ.конкр.задачи, программы), программно-целевая структура (проектная). В посл.время в сист.менеджмента появились новые структурные построения: групповые (бригадные) оргструктуры (раб-к участвует в производстве от начала до конца), бизнес-центры (раб-т по принципу проектных групп, отвечают за достижение поставл.цели), конгломератные структуры (включ. разные структуры, имеющиеся на предприятии, несколько фирм разнонапр.деятельности, замыкающихся на корпорации) и др. Разраб.и внедр.модульные, атомистические, сетевые организационные структуры, виртуальные организации, базирующиеся на основе сетевых (это связ.с процессами информатизации, «инф.-компьютерной революцией» (Тоффлер)). Среди стр-р, имеющих признаки будущего, выделяют: эдхократические организации (применяются к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности); партисипативные организации (построенные на участии работников в управлении); организации, ориентированные на рынок (тесно связаны с рынком (внешней средой), быстро приспосабливаются к внешним изменениям и переменам внутри организации); предпринимательская организация (хар-ся поиском новых возможностей, такая организац.гибка, с небольшим числом иерархических уровней, децентрализована, с невысокой формализацией, сетевым построением). Выделяют еще интеллектуальные предприятия (фирмы, полностью зависящие от умственных способностей персонала).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.148.203 (0.008 с.) |