Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Циклический характер управления. Исследование управленческого цикла как системы.

Поиск

Научное управление в самом общем плане представляет собой непрерывный процесс систематического взаимодействия субъекта и объекта в целях достижения искомого результата. В этом непрерывном процессе можно выделить в определённом смысле завершённые, относительно самостоятельные отрезки, которые начинаются с постановки цели и завершаются её достижением – искомым результатом. Это и есть управленческие циклы как части управленческого процесса, части управленческой деятельности. Как в общей управленческой деятельности целевая задача решается через систему действий (циклов), так и искомый результат требует своих операций – действий, осуществляемых в определённой (строгой) последовательности, и тоже обладающих относительной самостоятельностью. Это и есть функции (стадии) управленческого цикла.

В отечественной науке модель управленческого цикла включает 4 функции:

1. Выработка и принятие управленческого решения (в Америк. Лит-ре – планирование). Управленческое решение представляет собой акт органа управления или руководителя, как правило, включает в себя и главную цель, и конкретные задачи, и соответствующие формы и методы работы по достижению поставленных целей, и обеспечение процесса управления необходимыми ресурсами (трудовыми, материальными, финансовыми), и систему текущего и окончательного контроля и т.д. Выявление проблемной ситуации и осознание необходимости её разрешения.

2. Организационная (так и называется). Организация выполнение принятого решения, создание системы организационных отношений. Усовершенствование или реорганизация структурной композиции, технико-технологических процессов, решение кадровых вопросов.

3. Коррегирование регулирование хода управленческого влияния (функция мотивации). Цель – преодолеть противоречия между организацией и дезорганизацией, между состоянием порядка и факторами, нарушающими этот порядок.

4. Учёт и контроль (контроль). Работа по получению, обработке, анализу, систематизации итоговых сведений о реализации заданий, планов, целей, которые были определены на первом этапе. Как с количественной, так и с качественной стороны, с учётом социальных последствий.

Передвигать функции, менять их местами нельзя ни в коем случае.

Управленческий процесс (надо ли это?) – своеобразная целостная многослойная система, состоящая из множества управленческих циклов, каждый из которых преследует свою цель, свой искомый результат. Но все вместе решают единую задачу. Шаги: 1)разработка теоретической концепции; 2)приведение в соответствие управляемой и управляющей подсистем; 3)юридическое узаконивание субъектов и объектов и взаимодействия между ними; 4)определение критериев и форм контроля.


7_Модель управленческого цикла. Общая характеристика его стадий (по М. Макарову). Модель управленческого цикла состоит из пяти стадий:

I. Целевая. Узнавание реальной проблемы; осознание необходимости её решения; формулирование основных целей.

II. Дескриптивная (описательная). Работа с информацией: оценка имеющейся информации, её ценности, достаточности и достоверности; анализ и описание состояния объекта и субъекта.

III. Прескриптивная. Превращение описывающей информации в предписывающую, командную – в управленческое решение.

IV. Реализационная. Программирование конкретный ход процесса, выбор оптимального варианта действий; выполнение решения.

V. Ретроспективная. Обобщение и анализ результатов выполнения управленческого решения.

Черты данной модели: 1)отражает реальный управленческий процесс и вместе с тем является средством его дальнейшего исследования и овладения им; 2)интегрирует наиболее важные достижения теории социального управления; 3)даёт возможность замкнуть цикл управления, обеспечивая логический переход от ретроспективной стадии одного цикла к целевой стадии другого.

 

Исследованию управленческого цикла, как уже отмечалось, многие ученые уделяют немало внимания, предлагают свои модели. В отечественной науке управления использовалась достаточно про­стая, но тщательно прорабатывающаяся модель управленческого цикла, включающая четыре функции (рис. 2.7): выработка и при­нятие управленческого решения (Ф1); организационная (Ф2); регу­лирование и коррегирование (ФЗ); контроль (Ф4). «Кроме этого, — замечает В. Г. Афанасьев, — имеется еще одна функция управле­ния, которая присутствует на всех без исключения стадиях упра­вленческой деятельности в целом. Это функция сбора и преобразо­вания информации — информационная функция»

Функции УЦ:

1. выработка и принятие УР (функция планирования)

2. организационная

3. коррегирование и регулирование хода управленческого влияния (функция мотивации)

4. учёт и контроль (контроль)


5. 8_Проблемы системности в управлении. Понятие системы, общие свойства систем. Система – совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых, интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам. Связь между компонентами настолько тесна, что изменение одного из них ведёт к изменению других, а нередко и системы в целом. Система – нечто единое, обладающее качественной определённостью. Система – такое образование, в котором внутренние связи компонентов между собой преобладают над внешними воздействиями на них. Афанасьев – познать целое – значит раскрыть: 1)его сущность; 2)его состав; 3) его структуру; 4)его функции; 5)его интегративные, системные факторы, механизмы; 6)его коммуникации с внешней средой; 7)его историю. Аспекты исследования внутреннего строения и функционирования систем: 1)системно-компонентный (компоненты вещного, процессуального, идейного и человеческого порядка); 2)системно-структурный (способы взаимосвязи и взаимодействия компонентов); 3)системно-функциональный (функции координации и субординации); 4)системно-интегративный (факторы, механизмы системности). Системы бывают: 1.естественные (природа) и искусственные (созданы человеком); 2.большие и сверхбольшие; самоуправляемые (им присущи процессы управления) и несамоуправляемые. Система управления – единство управляемого объекта, управляющего устройства, прямых и обратных связей между ними. В системах управления решаются 4 основных типа задач: 1)стабилизация; 2)выполнение программ; 3)слежение; 4)оптимизация. Исключительная роль информации. Основные принципы функционирования систем: 1.целесообразности. Состоит в подчинении всего исследования его целевой, конечной стадии. 2.оптимальности. Управленческие действия должны соответствовать 3 основным значениям - а)наилучший вариант из всевозможных состояний системы; б)наилучшее направление изменений подсистемы; в)достижение оптимальной цели развития. 3. «чёрного ящика». Ряд важных выводов о поведении системы можно сделать лишь на основе реагирования выходных величин на изменение входных данных. 4.внешнего дополнения. Любая система является частью другой системы или связана с другими системами. 5.обратной связи. Обратное воздействие результатов управления системой на процесс этого управления.

 

Основной элемент – человек как социальное существо

Подходы к строению системы:

  1. системно-компонентный (человек, средства труда, компоненты процессуального порядка)
  2. системно-структурный (отношения)
  3. системно-функциональный (особенности функционирования между компонентами, компонент-система, система-система)

Различают координацию (согласование функций компонентов системы по горизонтали) и субординацию (по вертикали)

 

Принцип – основное положение, убеждение человека, особенность устройства системы:

  1. целесообразности (подчинение всего конечной цели)
  2. оптимальности (наилучший вариант)
  3. черного ящика (мы не можем познать закономерности внутренних процессов)
  4. внешнего дополнения (связь с внешней средой)
  5. обратной связи (воздействие результатов управления системой на процесс этого управления)

9_Коллектив (организация) как социальная система, объект управления и социологического познания. Коллектив – это организованная общность людей, осуществляющих конкретный вид деятельности в рамках той или иной формы собственности, обеспечивающий индивидам благополучное существование, а организации – выполнение её социальной миссии. Признаки коллектива: 1. наличие определённого количества людей соответствующей специализации, трудовой направленности; 2. наличие цели; 3. наличие ресурсного потенциала; 4. наличие управленческой подсистемы (механизмов управления и самоуправления); 5. обособленность и взаимодействие с внешней средой; 6. наличие организационной, или корпоративной, культуры. Этапы в развитии концепций управления производственной организацией в американской промышленности (Т.Питтерс, Р.Уотермен): 1)1900-1930 – концепция «замкнутой системы и рационального индивида»; 2)1930-1960 – концепция «замкнутой системы и социального индивида»; 3)1960-1970 – концепция «открытой системы и рационального индивида»; 4)1970 – настоящее время – концепция «открытой системы и социального индивида». Закономерности жизнедеятельности организации: 1. закон синергии – свойства и возможности организации как единого целого превышают сумму свойств и возможностей её отдельных элементов. 2. закон параллельности – параллельное осуществление элементами системы противоположно направленных процессов. 3. закон сохранения пропорциональности между организацией и её элементами при любых возможных изменениях. 4. закон композиции – функционирование всех без исключения элементов организации в той или иной степени подчиняется общей цели. 5. закон самосохранения – любая организация, равно как и её отдельный элемент, стремится сохранить себя как целое. 6. закон уровня информированности членов организации – координация деятельности людей происходит на основе информации о реальном положении дел. 7. закон онтогенеза – любая организация в рамках своего жизненного цикла проходит 3 фазы: становление, развитие, угасание. Принципы социального управления: I. Общие: 1. социальной ориентации управления – концентрирует внимание на человеческом капитале; 2. научной обоснованности управления – целенаправленное взаимодействие субъекта и объекта на основе познания и использования объективных закономерностей; 3. системности – направлен на упорядочение системы; 4. эффективности – достижение поставленной цели при возможно меньших затратах; 5. демократизма – даёт возможность включить в активную жизнь разнородные общественные структуры, обеспечить сотрудничество государства и гражданского общества на основе совместных интересов; 6. состязательности, конкуренции – выявление наиболее результативных путей социально-экономического развития; 7. стимулирования управленческой деятельности; 8. саморегулирования. II. Организационно-технологические: 1. разделения труда; 2. иерархичности и обратной связи; 3. оптимального сочетания централизации и децентрализации. III. Частные: государственной службы, управления кадрами, социального партнёрства


Структурирование коллектива

В К. объединены люди, технические, экономические, финансовые, информационные, административные ресурсы, не К. воздейств.внешняя среда и т.д.

2 группы организационных структур управления: 1) иерархические (формальные, механические, бюрократические); 2) адаптивные (органические, гибкие). У каждой группы свои недостатки и преимущества.

К гр.иерархических относятся: линейная стр-ра (т.н. военная; бывает плоская (большое кол-во подчиненных одному рук-лю) и многоуровневая линейные стр-ры), функциональная стр-ра (осн.на разделении труда в аппарате управления), штабная (линейно-функциональная) стр-ра (синтез двух вышеназв.стр-р); дивизиональная организационная стр-ра (децентрализация управления при резком увеличении размеров предприятий, усложнен.технологических процессов, динамичн.внешней среды; структурная организация в усл.подхода производится по 1 из 3 критериев: по выпускаемой продукции или предоставл.услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация); дивизиональная структура позволяет быстро разобраться в меняющихся запросах покупателей, предвидеть перемены и своевременно реагировать на них; в то же время дивизиональные стр-ры привели к росту иерархичности, вертикали управления); на смену традиц.структ.совершенствованию организаций приходят новые методы, в основе которых лежат принципы самоорганизации, автономности отдельных подразделений и звеньев, «мягкие» связи между ними; так, к гибким, адаптивным, органическим структурам относятся: матричная стр-ра (созд.спец.подразделения для реализ.конкр.задачи, программы), программно-целевая структура (проектная). В посл.время в сист.менеджмента появились новые структурные построения: групповые (бригадные) оргструктуры (раб-к участвует в производстве от начала до конца), бизнес-центры (раб-т по принципу проектных групп, отвечают за достижение поставл.цели), конгломератные структуры (включ. разные структуры, имеющиеся на предприятии, несколько фирм разнонапр.деятельности, замыкающихся на корпорации) и др. Разраб.и внедр.модульные, атомистические, сетевые организационные структуры, виртуальные организации, базирующиеся на основе сетевых (это связ.с процессами информатизации, «инф.-компьютерной революцией» (Тоффлер)). Среди стр-р, имеющих признаки будущего, выделяют: эдхократические организации (применяются к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности); партисипативные организации (построенные на участии работников в управлении); организации, ориентированные на рынок (тесно связаны с рынком (внешней средой), быстро приспосабливаются к внешним изменениям и переменам внутри организации); предпринимательская организация (хар-ся поиском новых возможностей, такая организац.гибка, с небольшим числом иерархических уровней, децентрализована, с невысокой формализацией, сетевым построением). Выделяют еще интеллектуальные предприятия (фирмы, полностью зависящие от умственных способностей персонала).




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.012 с.)